Использование игр как одна из предпосылок обеспечения психологической безопасности ребенка-дошкольника
методическая разработка по теме

Рогулькина Юлия Юрьевна

Основной вид детской деятельности – игровая. Целесообразно использовать игры и игровые моменты, которые предлагаются для работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igr.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр как одна из предпосылок обеспечения психологической безопасности ребенка-дошкольника.

     Детский сад - является одной из важнейших ступеней на пути развития ребенка, становления личности, ее включения в социум.  Дети в детском саду это  совокупность разных характеров, привычек, наклонностей, способностей, различных интересов, отличающихся систем ценностей, мотивов поведения  т.е. совершенно разные индивидуумы в психосоциальном смысле.

     Именно в детском саду начинается социальное взаимодействие ребенка со взрослыми,  со сверстниками.     Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя как «рыба в воде» ?  Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, безтравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.  Дискомфорт ребенок может ощущать не только при первичном приходе в детский сад, а также в связи с долгим отсутствием ( каникулы, болезнь, санаторно-курортное лечение), при переводе в другую группу, помещение, сменой воспитателя и т.п.

   В создании психологически комфортной среды для детей можно и нужно использовать игры, игровые моменты, игрушки. Игры  и игровые упражнения должны отбираться по соответствию задачам проводимой работы: бесконфликтное внедрение в социум, формирование позитивного отношения, развитие самостоятельности и положительной  самооценки. Широкий спектр игровых занятий представлен в пособии  Крюковой С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

     Основной вид детской деятельности – игровая. Целесообразно использовать игры и игровые моменты, которые предлагаются для работы.

Игра «Волшебный стул»

      Все дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул.

Дети идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей,

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись,

 На волшебный стул садись.

       После того, как песенка закончилась, тот , кто окажется ближе всех к стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга ,по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

     Мотивация :

Формирование положительного отношения к сверстникам

Игра «Эмпатии героев»

Педагог читает детям сказку. Заранее выдаются маленькие карточки с изображением выражающем различные эмоциональные состояния.

     В процессе чтения ребенок откладывает на столе несколько карточек, которые , по его мнению, отражают эмоциональное состояние героев в различных ситуациях.

    По окончании чтения каждый ребенок объясняет, почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т.д.

    Также можно предложить детям передать свое эмоциональное состояние во время прослушивания отрывка из сказки.

( «Гуси-лебеди»,  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Снегурочка»)

Мотивация:

Учимся определять настроение других людей

Игра «Дождик»

Дети встают вокруг воспитателя. Воспитатель берет чашку с водой. И предлагает вспомнить, какие добрые дела совершает дождик?

Умывает землю

Поит растения

Прибивает пыль

Очищает воздух

Прогоняет жару и т.д.

Детей, которые назвали одно из добрых дел дождика, воспитатель слегка обрызгивает водой.

Мотивация:

Дождик всем несет чистоту, красоту и радость, мы с вами стали чище и добрее от этого дождика, теперь мы можем увидеть радугу

ИГРА Круг вежливости

Вариант 1  

  Дети встают в круг. Воспитатель становится с детьми.

Перебрасывая друг другу мяч, нужно называть вежливые слова (очень приятно, не стоит труда, всего доброго, будьте любезны, желаю удачи, очень рад, спасибо, пожалуйста, извините, добрый день и т.д.)

Вариант 2

  Воспитатель встает   на ковер – это центр солнышка.

Дети называют по одному вежливому слову и встают к воспитателю, формируя лучи солнышка по лексическому значению слов: луч – приветствие (здравствуйте, добрый день); луч – прощание (до свидания, прощайте, всего хорошего); луч- извинение (извините, простите)

Мотивация:

Активизация запаса вежливых слов

Игра «Кошки –мышки»

     Ведущий – кот (спит)

Дети – мыши тихо ходят вокруг кота с колокольчиками в руках (прижимают язычок)

Тише-тише, ходят мыши, дремлет черный кот на крыше.

Если будете  звенеть – черный кот вас сможет съесть

     Затем дети отпускают язычок колокольчика и осторожно ходят вокруг кота, услышав звон, кот «просыпается» и ловит мышку

Мотивация:

Учимся вести себя тихо, чтобы не мешать другим

Игровое упражнение «Мы идем – идем – идем»

Дети двигаются по залу и , соответственно словам воспитателя, имитируют разные виды движений.

Весело шагаем по тропинке

Переходим болото – прыгаем с кочки на кочку

Промахнулись мимо кочки, провалились по колено – но берег совсем  рядом, дойдем по воде

Отряхиваем тину с ног

Карабкаемся на горку

Пробираемся сквозь заросли  лесной малины – аккуратно – не поцарапайтесь, придерживайте ветки.

Спускаемся с горки

Перелезаем через ствол дерева

Мотивация:

Учимся помогать друг другу

Игра «ЖУЖА»

Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в до мик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней.

«Жужа, Жужа выходи, Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» смотрит из окошка своего домика (со стула), пока зывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту» выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» пой мала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).

Мотивация: снятие общей коллективной агрессии

Игра «КЛОУНЫ РУГАЮТСЯ»

 «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Да, да, сердито ругаться друг на друга «овощами и фруктами*. Например: «Ты, — говорит клоун, — капуста!» А ребенок отвечает ... (пауза для того, что бы ребенок придумал ответ). «А ты, — продолжает клоун, -клубника». Другой ребенок отвечает (.ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сиг налом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не толь ко ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Например: «Ты — колокольчик...» (ребенок ласково называет взрослого). Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.

Мотивация: снятие вербальной агрессии

«УПРЯМАЯ ПОДУШКА»

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказ ку: «Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки».

Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стерео тип и эмоциональный зажим).

Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально — от нескольких секунд до 2-3 минут).

Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. «Упрямки испугались и молчат в подушке», — отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

Мотивация: снятие общей агрессии, негативизма, упрямства

«УПРЯМЫЙ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК»

Дети, входящие в круг (в обруч), по очереди показывают кап ризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее ...». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребе нок»: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

Мотивация: преодоление упрямства и негативизма

Игра «МИНУТА ШАЛОСТИ»

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется — прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

Мотивация: психологическая раз грузка

. Игра «ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ»

Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита»). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

Мотивация: снятие физической агрессии

Игра-сказка «О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

Взрослый читает отрывок из сказки А.С. Пушкина или кратко пересказывает эту сказку. Дети выбирают роли старика, старухи, золотой рыбки. Остальные дети держатся за руки, изображая море (поднимают и опускают сцепленные руки). Можно использовать музыкальный фон — морские звуки. Взрослый может предложить детям продолжить сказку по-своему или пере делать ее.

Мотивация: воспитание ответственности, адекватности оценки поступков

Игра-сказка «ВОРОБЬИНАЯ СЕМЬЯ»

Взрослый рассказывает сказку, дети изображают героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации.

«Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помогал отцу, и этим всегда хвастался перед своими друзьями. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с тем кто не соглашался с ним, воробышек ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду, но воробышек не прилетал. Родители стали волноваться, не съели не крошки. Папа-воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, что с ее любимым сыночком что-то случилось. А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробушек наконец-то прилетел к родителям. И в воробьиной семье был серьезный разговор... (дети чирикают, интонациями передавая чувства мамы, папы, сына). Воробышку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется. Сын рассказал родителям, как ему хотелось доказать всем, ка кой он взрослый. Воробышек объяснял, что очень хотел бы, что бы его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек попросил прощения, и родители его простили. Они накормили сына вкусной едой и, погладив по перышкам, ласково объяснили, что очень любят его, и для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу»

Мотивация: коррекция отношений между ребенком и родителями, нравственных норм поведения в обществе

Игра-сказка «ТРИ ПОРОСЕНКА»

Взрослый рассказывает последнюю часть сказки, а все дети выполняют действия героев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно распределить роли между детьми, использовать маски.

Мотивация: воспитание взаимопомощи

Игра-сказка «БРЫКАЮЩАЯСЯ ЛОШАДКА»

Все дети превращаются в «лошадок» и свободно размещаются на ковре (стоят на коленях, опираясь о пол руками). Взрослый читает текст сказки.

«Жила-была лошадка, которая очень любила брыкаться и капризничать. Ей мама говорит: «Покушай, доченька, травки свеженькой». «Не хочу, не буду», — кричит лошадка и брыкается ножками (дети выполняют действия). Папа уговаривает лошадку: «Погуляй, поиграй на солнышке». «Не хочу, не пойду!» — отвечает лошадка и опять брыкается. Не смогли уговорить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили ее дома, а сами ушли по делам. Лошадка подумала, подумала и пошла гулять одна. А навстречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошад ке: «Не уходи, лошадка, далеко в лес, ты еще маленькая». Лошадка опять упрямится: «Я не маленькая, куда хочу, туда и хожу!» А волку это и надо было. Подождал он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как набросится на нее сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой сильно ударила волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками вместе так стала брыкаться, что волк убежал и никто его там больше не видел (дети выполняют все действия). Лошадка перестала упрямиться и капризничать, выросла и теперь работает в цирке, брыкается ножками, подбрасывает высоко мячики на радость зрителям».

Мотивация: тренировка толерантности

Игра-сказка «ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА» («ДВА ЩЕДРЫХ МЕДВЕЖОНКА»).

Используется текст венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»

В эту сказку могут играть все дети, выполняя движения, изменяя мимику, пантомимику жестов в процессе чтения сказки. Можно предложить детям распределить роли между собой (два медвежонка и хитрая лиса), использовать кукольный театр. Текст к сказке «Два щедрых медвежонка» дети придумывают сами и проигрывают сценку.

Мотивация: воспитание положительных качеств характера

Детско-родительская игра-сказка «МИР НАОБОРОТ»

 «Жил-был мальчик Петя, которому очень хотелось поскорее стать взрослым. Ему не нравилось, что родители всегда учат его, воспитывают, и однажды к нему пришел гном-волшебник, которому тоже надоело быть маленьким. «Давай, Петя, создадим мир наоборот, — предложил волшебник. — Для этого надо нам вместе произнести заклинание:

Прыг-скок.

Ой, смотрите, кто живет

В мире все наоборот?

Дети стали управлять

Мам в колясочках катать.

Если надоест нам чудо,

Скажем вместе:

Прыг отсюда!»

Услышав заклинание «Прыг-скок », дети начинают ухаживать за родителями, командовать, воспитывать, наказывать. А родители слушаются или капризничают ... После заклинания «Прыг от сюда» мир вновь становится прежним, реальным и привычным

Мотивация: снятие родительских стереотипов и авторитарности взрослого

Игра «ПЧЕЛКА В ТЕМНОТЕ»

 «Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты). Когда пчел ка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестка ми, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цвет ка (используется детский столик, под который залезает ребе нок). Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторять, усиливая плотность материи, т.е. степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей

Мотивация: коррекция страха тем ноты, замкнутого пространства, высоты

Игра «ВЕСЕЛЫЕ КЛОУНЫ»

 «Веселый клоун» (водящий) пытается рассмешить «несмеянок». Используется мимика, жесты, интонация, рассказы и др. Самый серьезный из «несмеянок», становится водящим

Мотивация: развитие воображения, эмоционально-волевых процессов

Игра «КТО ЗА КЕМ?»

Водящий, посмотрев на детей, выстроившихся друг за другом в произвольном порядке, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребе нок. Эту игру можно усложнить, например, после того как ребенок отвернулся и перечислил товарищей, он поворачивается и называет изменения в их одежде, прическе (если дети поменялись вещами, сменили прическу и т.п.).

Мотивация: развитие зрительной памяти, знакомство с детьми, их именами

Игра «ЧТО СЛЫШНО?»

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью, за окном, на улице, затем просит расска зать, какие звуки они слышали. Можно предложить подсчитать услышанные звуки и выбрать победителя (кто больше услышал).

Мотивация: развитие переключения, концентрации внимания, развитие воли

. Игры-этюды (психогимнастика)

В этюдах участвуют все дети. Взрослый называет образ, который необходимо детям изобразить с помощью мимики и пантомимики. Дети начинают демонстрировать роль и заканчивают перевоплощения по сигналу взрослого (гудок, звонок, музыкальный сигнал или др.)- Создавая этюды, они меняют мимику, пантомимику героя в соответствии со словами ведущего-взрослого (например: грустный старик, хвастливый воробей и т.д.). В этюдах детям можно пользоваться интонациями

Мозаика

Детям предлагаются коробки с мелкими предметами, желательно разноцветными: камешки, бусины, шнурки, палочки и т.п. дети садятся в круг и каждый выкладывает около себя узор в виде солнышка, кружочка. Звучит тихая музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр в адаптационной работе с детьми, как одна из предпосылок обеспечения психологической безопасности ребенка-дошкольника.

В создании психологически комфортной среды для детей можно и нужно использовать игры, игровые моменты, игрушки, облегчающие период адаптации ребенка. Адаптационные мероприятия  не должны проводит...

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Внешние источники угроз психологической безопасности ребенка.Внутренние источники угроз психологической безопасности ребенка.Описание вариантов гибкого режима...

Информационный блок для родителей "Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка"

Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором....

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка в ДОУ

В данной статье раскрываются основные источники угроз психологической безопаснос­ти личности. Их можно условно разделить на две группы: вне­шние и внутренние. Перечислены признаки стрессового состояни...

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА

Данный презентационный материал позволяет педагогоам ДОУ спланировать свою профессиональную деятельность с учетом мотивов и желаний к развитию профессиональных навыков....

"Психологическое сопровождение педагогического коллектива как ресурс обеспечения психологической безопасности"

       В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственн...