Система работы по духовно – нравственному воспитанию
статья по теме

Мальцева Ольга Андреевна

Воспитательная система по духовно-нравственному развитию детей обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по духовно – нравственному воспитанию

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности. Именно сегодня, при такой нестабильной, нездоровой атмосфере в нашем обществе нужно дать детям такие понятия как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству… Еще раз подчеркну, что очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость. В нашем детском саду данной проблеме уделяется большое внимание

Воспитательная система по духовно-нравственному развитию детей обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.

Основная цель воспитательной системы: целостное духовно-нравственное развитие детей, в процессе освоения культуры своего народа.

Задачи:

- Развитие нравственного сознания, чувств, поведение ребенка.

- Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.

- Развитие социальных умений и навыков поведения.

- Воспитывать позитивное отношение к миру.

-Укрепление института семьи.

Основная идея

Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.

Подходы воспитательной системы

- содержательный компонент - овладение детьми доступных возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни  народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

-эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Принципы

-принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);

-принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);

-принцип систематичности, последовательности, преемственности. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;

-принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты.

    Как видно из целей, задач работа по духовно-нравственному воспитанию  строится комплексно: с детьми, родителями, педагогами. Остановимся подробнее на каждой из них.

    Работа с педагогами - самое сложное звено в реализации программы. Для того чтобы добиться положительных результатов, весь годовой план акцентирован на интеграцию духовно – нравственного воспитания в реализуемые программы и технологии.  Вопросы по данному направлению решаются на  педсоветах, консультациях, семинарах – практикумах, открытых просмотрах, методических объединениях и т.д. Наряду с использованием традиционных форм работы необходимо введение нетрадиционных новых форм работы по духовно-нравственному воспитанию  с педагогами. Это психолого – педагогическое консультирование. На психолого – педагогическом консультировании даются ответы на возникающие вопросы. Формы проведения данных встреч самые разные: тестирование, беседы и др.

    Методический кабинет детского сада – центр всей методической работы. Ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи педагогам, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении мастерства и организации самообразования. В нем созданы и пользуются спросом педагогические копилки по темам:

- «Духовно – нравственное воспитание через художественное слово» на основе программы «Истоки» для детей 3-7 лет;

-«Использование пословиц, поговорок, крылатых выражений в воспитательном процессе с детьми»;

-Оформлен альбом «Добрых слов» и альбом «Народные промыслы России»;

-Оборудован стеллаж «Декоративно – прикладное искусство России».

- Разработаны долгосрочные проекты «Доброта, что это?», «Иди, мой друг, дорогою добра».

- В методическом кабинете много материалов из опыта работы педагогов детского сада.

Работа с детьми.

Содержание работы по духовно – нравственному воспитанию успешно интегрируется с образовательными областями образовательной программы ДОУ: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Труд».

Возрождение и становление духовного потенциала развивающейся личности, формирование у детей духовно-нравственных ориентаций должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности:

- игровой;

- коммуникативной;

- трудовой;

- познавательно – исследовательской;

- продуктивной.

   Все виды детской деятельности  носят моделирующий характер и представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Именно в силу своего созидательного характера продуктивная деятельность создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств ребенка, способствует развитию социально значимых умений и навыков, специфических человеческих способностей. Педагоги используют разные формы работы с детьми: праздники, досуги, кружковые занятия, беседы, экскурсии, просмотр фильмов и мультфильмов данной направленности, проведение различных акций, «5 минут с искусством». Как показала практика, из всех вышеперечисленных форм работы с детьми наибольший эффект достигается работой в кружках.  

    В воспитании ребенка в традициях народа, сообщении ему основанных на духовно-нравственных воззрениях видений жизни большая роль отводится сказкам. Тематика и содержание спектаклей, которые показываем детям, имеет нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Содержание сказок помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомиться с правилами этикета, обрядами, традициями. А любимые герои становятся образцами для подражания.  

     Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; на развитие всех ведущих психических процессов. Она способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

  Анализируя работу по данному направлению, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов  в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и  дошкольное учреждение.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками,  что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.

Именно поэтому нужно уделять большое внимание работе с родителями, укрепить статус семьи в духовном становлении детей. Это:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-проведение совместных развивающих мероприятий (выставки, конкурсы);

-факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

-индивидуальные консультации специалистов,

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты и т.д.

-экскурсии;

- посещение семей на дому;

-совместные с родителями праздники, спектакли, Дни рождения;

- проектная деятельность.

представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.  

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания: «Семья – ребёнок – детский сад», «Устами дошкольника», «Интеллектуальные и нравственные аспекты экологического воспитания» и т.д. и какой бы теме не было посвящено собрание, основная их цель - интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни как детского сада, так и семьи.

Для индивидуальной работы с родителями используются такая форма как индивидуальные кармашки: два раза в неделю в кармашки воспитатели вкладывают записки о последних достижениях ребёнка, его успехах, а также получают советы педагогов о том, на что нужно обратить внимание и каким образом помочь ребёнку.

Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют средства наглядной информации: стенды, папки - передвижки, газеты; а так же пропаганда положительного семейного опыта воспитания.

Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: выставка поделок «Новогодняя игрушка нашей семьи», конкурс рисунков и работ прикладного творчества «Для любимой мамочки», изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам; а так же фотовыставки: «Носите детей на руках», «Наши будни», «Именины в кругу семьи» и т.д.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Характер взаимоотношений с окружающей средой.

В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверями детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы.

   На основе многолетней практики сотрудничества с социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность, которая успешно реализуется на практике.

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Целью моего выступления является убедить коллег в целесообразности комплексного подхода в работе по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и показать, как я осуществляла ...

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зл...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...

Буклет районного семинара "Система работы по духовно-нравственному воспитанию как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста"

Программа  районного семинара "Система работы по духовно-нравственному воспитанию как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития  детей дошкольного во...

Организация (системы и формы) работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Доклад

Организация (системы и формы) работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ...