Опыт работы «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».
материал (младшая группа) по теме


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида№11 «Теремок» поселка Псебай
муниципального образования Мостовский район

ОПЫТ РАБОТЫ

по теме:

«Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста
в сюжетно-ролевых играх».

Автор:

Гордиенко Наталья Дмитриевна,

воспитатель,

вторая квалификационная категория

 

п. Псебай, 2013 г.

Содержание

Глава 1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………………… …………………………………3-5

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании……………………………… ……………………………….6

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта….  ………………7

Глава 2. Психолого-педагогический портрет  группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………………………………………………………………………………………......8

Глава3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………………………………………9-12

3.2. Актуальность педагогического опыта………………………………………………...13

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте……………… ……………… 14

3.4. Результативность педагогического опыта……………………………………………15

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта…………………. ………………16

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта………………………   16

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………17

4.Заключение………………………………………………………..……………………….18

Библиографический список………………………………………………. ……………….19

Приложение………………………………………………………………………………….

Приложение № 1 –  Перспективное  планирование сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте……………………………………………………………………………………

Приложение № 2 – Конспекты сюжетно-ролевых игр для младших дошкольников.

Приложение № 3 – Картотека сюжетно- ролевых игр ………………………………...

Приложение № 4 – Методические рекомендации для педагогов по планированию и

руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников…………………………………

Приложение № 5– Работа с родителями………………………………………………..

Приложение № 6 - Оценочный инструментарий (диагностика, анкеты, опросники, тесты)……………………………………………………………………………………...

Приложение № 7 - Сценарии развлечений на основе сюжетно-ролевых игр……….

Приложение № 8 –Фоторепортаж о сюжетно- ролевых играх  в младших группах  

Глава 1.  Литературный обзор состояния вопроса

1.1.История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.   Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот), игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры), развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые  игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка раскрыто в работах психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) и педагогов (Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (35, 23-29).

Д.Б. Эльконин в работе "Психология игры" пишет, что самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - "ракету", очутиться на Луне, при помощи палочки - "скальпеля" - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения (54,34).

Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: "...в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Понятие «игра» в русском языке многозначно, и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность ролевой игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка.

Актуальность исследования также обусловлена и усиливающимся влиянием разработок в области психологии личности и психологии игры на такие сопредельные психологии области, как педагогика и социология. Эти дисциплины испытывают насущную потребность в более дифференцированной и разработанной концепции социальной роли игры, её влияния на процесс социализации и познавательного развития детей, формирования их общения и взаимоотношений друг с другом и со взрослыми.

Актуальность выше изложенного позволила определить тему   следующего  опыта работы: «Развитие познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевых играх».

Проблема исследования: каковы особенности развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевых играх.

В решении данной проблемы и заключается цель нашего исследования.

Объект исследования: познавательные интересы детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности развития познавательных интересов в младшем дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре.

Гипотеза исследования: сюжетно-ролевые игры при использовании специальных педагогических технологий способствуют развитию познавательных интересов детей  младшего дошкольного возраста опосредованно через воздействие на познавательную сферу дошкольников.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить различные теоретические подходы к изучению сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте, рассмотреть особенности развития познавательных интересов в  младшем дошкольном возрасте.

2. Провести диагностику познавательных интересов детей  младшего дошкольного возраста.

3. Разработать систему сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию познавательных интересов детей  младшего  дошкольного возраста.

4. Проанализировать эффективность использования сюжетно-ролевых игр для развития познавательной сферы дошкольников.

Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

анализ литературы по проблеме исследования,

педагогический эксперимент, направленный на выявление особенностей развития познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста, качественный и количественный анализ полученных данных.

         Методологической основой исследования являются концепции изучения сюжетно – ролевой игры, изложенные в работах Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина. Сегодня научный уровень исследования интеллектуальной готовности в сюжетно – ролевой игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Т.А. Маркова, Д.Б. Эльконин).       Определяющим для исследования явилось и положение Л.С. Выготского об опосредованном характере развития высших психических функций, которые носят произвольный характер .
            Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя – их основой является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Д.Б.Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры - роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Другой компонент игры – правила, благодаря которым, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

- игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

- игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

- игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

- игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра развивается постепенно.
Непременной составляющей частью большинства игр являются игрушки – предметы на которых направлена деятельность играющего.

Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий и на некоторых из них (например, дошкольный возраст), игра выступает ведущим видом всей деятельности. В ходе работы с детьми важно учитывать их стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.

1.2 История изучения темы педагогического опыта

в образовательном учреждении и муниципальном образовании

              Педагогический коллектив детского сада МБДОУ детского сада комбинированного вида  «Теремок», в котором я работаю воспитателем, работает по «Программе «Детство»» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой.  В этой программе  большое внимание уделяется обучению детей игре.  Опыт работы позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидение, компьютеры, видео. Отсюда появление игр агрессивного характера.

Исходя из всего этого, я выбрала игру, так как через игру ребенок может:

- проявлять доброжелательность в игровом общении со сверстниками;

- проявлять инициативу в игровом взаимодействии со сверстниками;

- эмоционально отзывается на происходящие события;

- уважать и верить в себя;

- уметь договариваться, так как желания и стремления других людей не всегда совпадают с твоими;

- сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение;

- проявляют изобретательность, творчество.

Целью своего педагогического опыта я ставлю актуализацию роли сюжетно-ролевой игры  в познавательном развитии.

Исходя из цели можно выделить следующие задачи:

 1. Изучить различные теоретические подходы к изучению сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте, рассмотреть особенности развития познавательных интересов в  младшем дошкольном возрасте.

2. Провести диагностику познавательных интересов детей  младшего дошкольного возраста.

3. Разработать систему сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию познавательных интересов детей  младшего  дошкольного возраста.

4. Использование сюжетно-ролевых игр в непосредственно образовательной деятельности и в свободное время для развития у дошкольников  познавательных интересов.

5. Проанализировать эффективность использования сюжетно-ролевых игр для развития познавательной сферы дошкольников.

6. Разработать рекомендации для родителей по проведению сюжетно-ролевых игр в семье.

Исходя из вышеизложенного, для развития сюжетно-ролевой игры, необходимо соблюдать следующие условия:

- создание развивающей предметно-игровой среды

- привлечения внимания взрослых к игровой деятельности детей

 

В учреждении накоплен разнообразный опыт работы по  игровой  деятельности с детьми дошкольного возраста, в МБДОУ детский сад комбинированного вида №11 «Теремок» проводятся районные методические объединения по данной теме.

   Сюжетно- ролевая   игра используется в процессе воспитания и всестороннего развития детей и в других детских дошкольных образовательных учреждениях  района. В детском саду №3 «Колокольчик», педагог  Н,В. Палагина работает над темой « Роль сюжетно- ролевой игры в развитии творческого воображения и мышления».  В  МБДОУ № 11   «Теремок»   педагогом Н.С. Евдокимовой  ведется работа по теме   «Подвижная игра как средство развития коммуникативных способностей» . В МАДОУ ЦРР №1 « Березка» педагогом Е.А. Тельновой  ведется работа по теме: « Развитие исследовательских способностей старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Игра –  ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Игровая группа-это группа детей, возникающая на основе избирательной симпатии.

Ролевая игра-это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетная игра-детская игра, в которой ребёнок действует по определённому сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок.
Сюжет — это та сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре.

Диалог-разговор между двумя  или несколькими лицами.

Игрушка- предмет, предназначенный для игры, воссоздаёт реальные и воображаемые предметы, образы, служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Познавательный интерес -   форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

 Глава 2. Психолого-педагогический портрет воспитанников,

являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

Сюжетно- ролевая деятельность  деятельность  была организована с детьми  1 младшей группы (2-3 лет) в количестве 20 человек.

В данной группе  по степени  развития  игровой деятельности    можно выделить три категории воспитанников.

Первая категория (50%): . Ребенок отображает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником, меняет интонацию голоса в зависимости от роли ,у ребенка есть любимые роли ,доброжелателен  в игровом общении, ребенок способен создать  игровую обстановку, выбирая предметы для игры.

Вторая категория (28%): Ребенок отражает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, называет свою роль, вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстниками ,в совместной игре меняет интонацию голоса у ребенка есть любимые роли, использует разнообразные игровые действия ,проявляет инициативу в выдвижении игровых замыслов ,ребенок способен создать игровую обстановку ,выбирает предметы для игры, охотно вступает в игровое общение.

Третья категория (22%): Игровые сюжеты однообразны, используют преимущественно предметные способы игры, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, затрудняется в обращении к сверстнику по имени игрового персонажа, испытывает затруднения в ведении ролевого диалога ,в ролевой диалог со сверстником вступает только при помощи взрослого, использует однообразные игровые действия, не всегда может назвать их в ответ на вопрос воспитателя ,Инициативу в выдвижении игровых замыслов не проявляет, при выборе предметов заместителей требуется помощь воспитателя.

В группе сложились доброжелательные отношения, но у некоторых детей присутствует агрессивное отношение к окружающим. Несколько воспитанников отличает замкнутость, в тоже время эти дети с удовольствием участвуют в общих играх.

Ведь здесь дети, которые еще не имеют жизненного опыта,  не понимают значения многих  слов, не владеют ни голосом, ни телом. Вот это уже   задача педагога – что из своего опыта жизни выбрать  и чем поделиться с ребенком, как расширить  границы его познаний.  

Глава3. Педагогический опыт

3.1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом опыте

       В процессе работы над темой «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх» необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л.В.
           Процесс руководства сюжетно-ролевой  игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым.

      Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.
Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.
Вторая группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.
Педагог учитывает индивидуальные особенности ребёнка если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.
В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используются также поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения", разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.
Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.
Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.

Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др.; подбор материала для обыгрывания построек.
Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство города")  
Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла и т.д.),чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.
Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.
Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы,  которые могут стать основой для последующих  игр.

Игровая деятельность в работе с детьми пронизывает все режимные моменты.

Во время НОД использую сюжетно- ролевую  игру как игровой прием и форму обучения детей. В  НОД ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.  Сюжетные игры,  используемые в                                      НОД, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.  

         Большинство парциальных программ предлагает осуществлять работу по игровой деятельности   по нескольким разделам.  

  1.Знакомство с художественным произведением, что способствует расширению представлений об окружающем, развитию познавательных интересов, любознательности ребенка. Сюжетно- ролевые  игры учат детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером; развивают зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, упражняют в четком произношении слов.

2.Культура техники и речи. Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. Используются упражнения для развития речевого дыхания, четкой дикции, разнообразной интонации. Пополняется словарный запас.

3.Основы игровой  культуры. Работа над  сюжетно-ролевой постановкой.

Этот раздел знакомит детей с сюжетной  терминологией, параллельно происходит знакомство со сказкой, разыгрывание отдельных сцен и дальнейший показ в целом.

4.Музыкальное искусство.   Музыка положительно влияет на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста. Дети слушают музыку, учатся создавать образы с помощью выразительных пластических движений, у дошкольников развивается умение произвольно реагировать на смену музыкального звучания, готовность действовать согласованно, одновременно или последовательно. Дети сами придумывают танцевальные движения, исполняют музыкально-пластические импровизации. В процессе работы над театральными постановками совершенствуется навык правильно передавать мелодию, развивается чувство ритма, дети исполняют песни индивидуально и коллективно.

В особом внимании со стороны педагогов, нуждаются    дети с явно выраженными  познавательными способностями. Такие дети легче усваивают материал, они непринужденно справляются с заданиями. Необходима правильная стратегия взаимодействия с ними на групповых занятиях, чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю  к познавательной активности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям.

Одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами, поэтому на групповых занятиях такие дети проявляют себя в различных формах совместной деятельности. Так же их творческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке  индивидуальных ролей или там, где необходимо  роль ведущего. Ведь радость от хорошо исполненной  роли разделят все участники поровну, но при этом сложность исполнения будет различной.

Для того,  чтобы способствовать развитию одаренных детей работа в нашем ДОУ идет по следующим направлениям:

* Воспитатель развивает у детей интерес к отражению в сюжетно- ролевых играх разнообразного содержания: семейных отношений, непосредственных впечатлений от посещения магазина, поликлиники, к передаче в сюжетах игр событий из прочитанных книг, впечатлений от мультфильмов, рассматривания картинок.

* В совместной игре с детьми воспитатель развивает у детей умение принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге, побуждает детей называть свои игровые роли и игровые действия, отвечать на вопросы об игре («Как зовут твою дочку? Что ты ей сварила?»). Включает ребенка в элементарное планирование игровых действий («Может быть, твоя дочка хочет погулять? Куда вы пойдете?»). Дошкольники учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж. (Воспитатель от лица куклы спрашивает: «А что я буду кушать? А куда мы пойдем гулять?» Ребенок отвечает и совершает игровые действия.)

* Воспитатель стремится побуждать детей самостоятельно использовать детали костюмов для выполнения роли, разворачивать игру в определенном игровом уголке (парикмахерская, кабинет врача), в совместной игре с воспитателем проявлять инициативу: дополнять игровую обстановку, использовать предметы-заместители, детали костюмов, самостоятельно передавать сюжет из нескольких игровых действий.

* Воспитатель создает условия для того, чтобы дети вступали в игровое общение со сверстниками — парное, в малой группе, элементарно договаривались о совместных действиях («Давай катать машинки», «Давай кидать мяч»), о ролях («Я буду лечить, приносите своих детей»).

При поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое общение со сверстниками — в парное, в малой группе, во втором полугодии — самостоятельно договариваться со сверстниками о выполнении знакомых игровых действий в общем игровом сюжете.

Работа с детьми предполагает определенные аналитические мероприятия:

•        проведение анализа диагностического исследования детей;

•        выявление детей со скрытой одаренностью, осуществление дифференцированного подхода в воспитании и развитии детей;

•        оценка эффективности используемых форм, методов, средств  игровой деятельности (достижения воспитанников и динамика уровня развития является одним из важнейших показателей эффективности образовательно-воспитательного процесса);

Для организации деятельности с  детьми соблюдаются принципы:

•        учет  индивидуальных и возрастных особенностей ( предоставление права выбора, создание творческой атмосферы);

•        поиск зоны психологического комфорта (учет предпочтений видов деятельности, снятие стресс образующих факторов, позитивный эмоциональный настрой);

•        интеграция различных видов деятельности ;

•        расширение возможностей (положительная самооценка - вера в себя, ориентация на успех, вариативность реализации творческих способностей).

Практика     игровой  деятельности в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки  в игровом творчестве не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Проблема организации работы с одаренными детьми актуальна и значима для педагога. Но не менее важной остается проблема занятости других детей.  

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

  1. учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
  2. формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
  3. учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
  4. воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре

Предполагаемый результат

        Воспитатель развивает у детей интерес к отражению в сюжетно- ролевых играх разнообразного содержания: семейных отношений, непосредственных впечатлений от посещения магазина, поликлиники, к передаче в сюжетах игр событий из прочитанных книг, впечатлений от мультфильмов, рассматривания картинок.

В совместной игре с детьми воспитатель развивает у детей умение принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге, побуждает детей называть свои игровые роли и игровые действия, отвечать на вопросы об игре («Как зовут твою дочку? Что ты ей сварила?»). Включает ребенка в элементарное планирование игровых действий («Может быть, твоя дочка хочет погулять? Куда вы пойдете?»). Дошкольники учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж. (Воспитатель от лица куклы спрашивает: «А что я буду кушать? А куда мы пойдем гулять?» Ребенок отвечает и совершает игровые действия.)

Воспитатель стремится побуждать детей самостоятельно использовать детали костюмов для выполнения роли, разворачивать игру в определенном игровом уголке (парикмахерская, кабинет врача), в совместной игре с воспитателем проявлять инициативу: дополнять игровую обстановку, использовать предметы-заместители, детали костюмов, самостоятельно передавать сюжет из нескольких игровых действий.

Воспитатель создает условия для того, чтобы дети вступали в игровое общение со сверстниками — парное, в малой группе, элементарно договаривались о совместных действиях («Давай катать машинки», «Давай кидать мяч»), о ролях («Я буду лечить, приносите своих детей»).

При поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое общение со сверстниками — в парное, в малой группе, во втором полугодии — самостоятельно договариваться со сверстниками о выполнении знакомых игровых действий в общем игровом сюжете.

3.2 Актуальность педагогического опыта

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством развития познавательных способностей , в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое  и психическое развитие. Одним из аспектов развития является формирование у него познавательных интересов.

Между уровнем развития познавательного интереса и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребенка,  они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения "жажды знаний". О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется его пытливость, любознательность. "Возникновение вопроса", - пишет известный психолог С.Л. Рубинштейн, - есть верный признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания".

3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте

 

Новизна опыта работы прослеживается в удачной комбинации известных

методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр и методов развития  познавательных способностей ребенка-дошкольника.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают   познавательные способности, эстетические чувства. Дети   учатся  жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством  развития познавательных интересов.

Обучение и воспитание детей осуществляю не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, умения и навыки усваиваются. Поэтому перспективный план   обучения детей игре составлен с постепенным усложнением.  Так если в младшей  группе (3-4 года) идет обучение детей наиболее простым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученных знаний и умений ( беседы, составление рассказов и т.д.), то к подготовительной группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие своих знаний и умений в жизни. Представлена картотека сюжетно-ролевых игр с учётом возрастных особенностей.  

3.4 Результативность педагогического опыта

               Много лет углубленно работаю по проблеме: «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».

Опыт моей работы показывает, что именно  в сюжетно-ролевой игре  доступнее развивать познавательный  интерес, об этом говорит    рост показателей познавательной сферы: образного, понятийного мышления, развития речи, внимания, работоспособности.    

             Однако сегодня,  во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своих детей к обучению в школе, а с другой – у них отсутствует понимание, что не доигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе. Они считают, что единственной формой подготовки ребенка к школе – занятия. Однако если ребенок будет заниматься одним видом деятельности – учебой, у него возникает переутомление, пропадает интерес к учебе в школе. Я проводила анкетирование родителей,  и получили следующие результаты:

-все родители считают, что играть с детьми нужно, но играть с ребенком умеют 36% опрошенных.

-родители считают, что организовывать игру нужно, но умеют организовать игру 47%.      

            Анкетирование показало, что родители не знают игр дошкольного возраста. В основном называют: лото, пазлы, прятки, догонялки, футбол, дочки-матери.

В какие игры любит играть их ребенок, называют подвижные, спортивные,  компьютерные. Анкетирование еще раз показало, что родители мало знают игр и не умеют их организовать. Особенно это касается сюжетно-ролевых игр.

Исходя из всего этого, я выбрала игру, потому что  сюжетно-ролевая игра способствует развитию познавательного интереса в  младшем дошкольном возрасте опосредованно через развитие процессов мышления, речи, памяти, внимания и благоприятного влияния на эмоциональное состояние дошкольников.

 

3.5 Новизна представляемого педагогического опыта

        Новизна опыта работы прослеживается в удачной комбинации известных

методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр и методов развития познавательных интересов ребенка-дошкольника. 

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают  творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся  жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Обучение и воспитание детей осуществляю не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, умения и навыки усваиваются. Поэтому перспективный план   обучения детей игре составлен с постепенным усложнением.  Так если в младшей  группе (3-4 года) идет обучение детей наиболее простым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученных знаний и умений ( беседы, составление рассказов и т.д.), то к подготовительной группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие своих знаний и умений в жизни. Представлена картотека сюжетно-ролевых игр с учётом возрастных особенностей.  

3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта

Описанный мною опыт работы будет интересен не только  для воспитателей ДОУ, но и для родителей, а также для узких специалистов-психологов, логопедов. Использование в практике работы с детьми разработанного мною перспективного плана работы, а так же описанных мною сюжетно-ролевых игр, как отдельно, так и в системе позволит им всесторонне развить личность ребёнка,  развить  познавательные способности, раскрыть их творческий потенциал.

3.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

  • Перспективный план обучения детей игре составлен с постепенным усложнением.  Так если в младшей  группе (2-3 года) идет обучение детей наиболее простым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученных знаний и умений ( беседы, составление рассказов и т.д.), то к подготовительной группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие своих знаний и умений в жизни. ( см. Приложение №1)      
  • Конспекты  сюжетно-ролевых игр. Тематика игр, предусмотренных перспективным планом, разнообразна. Они проводятся в занимательной игровой форме, что способствует устойчивой мотивации и творческой активности детей.  Каждая сюжетно-ролевая   игра начинается с постановки проблемы, организации сюжета, обсуждения и решение ситуаций, что способствует  большей возможности  для проявления детской  познавательной активности. Неотъемлемым условием является учет потребностей и интересов каждого ребенка. Это вселяет в ребенке уверенность в себе и дает возможность проявлению большой творческой самостоятельности, активности. Неотъемлемой частью  сюжетно-ролевых игр является сотворчество воспитателя и ребенка, что позволяет сделать игру более выразительной и вселяет в ребенке уверенность в своих способностях, а так же  приносит удовлетворение, как педагогу, так и ребенку от совместной игры. (см. Приложение №  2)
  • Диагностические карты. Представленные в опыте работы диагностические карты  позволяют проследить процесс обучения и усвоения  игровых навыков сюжетно-ролевой игре. Это способствует выявлению всех плюсов и минусов в своей работе и  наметить задачи на будущее. (см. Приложение №  6 )
  • Рекомендации для педагогов. Включают в себя  описание обучения детей сюжетно-ролевым играм.  (см. Приложение №.4)
  • Памятка для педагогов «Развитие творческих способностей детей через сюжетно-ролевую игру.       
  • Экспериментально- творческая работа-Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми.  (см. Приложение №5) В работе  представлены наблюдения-описания за играми детей.
  • Рекомендации для родителей. (см. Приложение № 5) включают в себя «Советы для родителей - «Поиграй со мной», анкетирование.
  • Сюжетно-ролевые игры. (см. Приложение№3) включает в себя картотеку игр.
  • Фотомонтаж из опыта работы  (см. Приложение №8)  
  • Организуя среду для сюжетно- ролевой игры , игровой материал вносила постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, чтобы игрушки помогали вспомнить те события, с которыми недавно познакомили. После закрепления и уточнения знаний вносила  какую-то новую игрушку или самодельные атрибуты, а иногда один настоящий предмет, например кухонную доску( эти предметы должны быть безопасными для детей). Считаю, что настоящие предметы помогают лучше войти в роль. В оснащении игровой среды особое место отводила  предметам-заместителям. Дети принимали с большим удовольствием предметы- заместители, а в дальнейшем по собственной инициативе включали их в свои игры.


 

4 .  Заключение

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:

1.Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

4. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

На основе выводов можно дать следующие рекомендации:

1.Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.

2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования.

 

Библиографический список.

1. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Кн. Для учителя. – Мн.: Нар. Асвента, 1989. – 176 с.

2.  Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. - Харьков: Фолио, 1997.

3. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание 2004 № 3 С 69-71

4. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991-207с.

5. Теплюк С. Самостоятельная деятельность ребенка // Дошкольное воспитание. 2001 - №9. – с. 91.

6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999-672с.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. – м.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999

8.  Воспитание детей к игре: Пособие для воспитателей детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 2001.
9. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991-207с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968. – 96 с.
11. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004.- 208 с.
12. Давыдов В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1998.

13. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985   .
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //

Вопросы психологии. - 1996. - №6. – С. 118–125.
15.  Каптерев П.Ф. Психология детской игры: Общественные игры // Педагогический листок. - 1983. - №1-3.

16.  История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.; Учебное пособие для педагогических уч. заведений / Под. ред. академии РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера 2001-51
17.
  Кэрол Флейк-Хобсон, Пэтси Скин. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М.,1993
18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. пед. учеб. Заведений /С.А. Козлова, Т.А. Кушкова. 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия»,

2004
19. Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Первые сюжетные игры малышей. - М., 1994.

20. Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. - М., 1993.

21. Зворыгина Е.В. , Комарова Н.Ф. Педагогические условия формирования сюжетно – ролевой игры // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 5. – С. 31-40.22.  

22. Педагогические технологии игры дошкольников // Материалы спецкурса по дошкольной педагогике. Магнитогорск, 1997.

23. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение,

24.Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. Москва Издательство «Скрипторий 2003» 2010.

25.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Издательство «Мозаика-Синтез» Москва 2010.

26.Воронкова Л.В. «Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу друзей. Педагогическое общество России. Москва 2004.

27.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. Москва.  - 2001.

28.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. Академический Проект Москва 2001.

29.Захарюта Н.В. «Психология детства». Армавир 2000 АГПУ.

 

 

 

 

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования  называет формирование познавательных интересов и познавательны...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования  называет формирование познавательных интересов и познавательных действий р...

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры»

Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности: Создание условий для обогащения игрового опыта ребенка. Использование в работе с детьми на...