Формы работы с детьми в свете ФГТ
статья (средняя группа) по теме

Христолюбова Светлана Сергеевна

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования должен быть подразделен на 4 составляющих. Что это за составляющие и какие современные формы работы с детьми необходимо использовать в детском саду и расскажет моя консультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_detmi.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Христолюбова Светлана Сергеевна

Творческая группа «Педагогическая деятельность в ДОУ

в условиях перехода на ФГТ к структуре ООПДО»

06.10.2011 г.

Формы работы с детьми

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования должен быть подразделен на 4 составляющих:

  1. образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);
  2. образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  3. самостоятельную деятельность детей;
  4. взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

Организованная образовательная деятельность

  1. игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно - ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
  2. просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
  3. чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
  1. создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
  2. наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
  3. изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
  4. проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
  5. оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
  6. викторины, сочинение загадок;
  7. инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
  8. рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
  9. продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
  10. слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
  11. подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;
  12. пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;
  13. танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических   движений,  показ ребёнком  плясовых движений, совместные действия детей., совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;
  14. физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно – диагностические, учебно- тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

  1. физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
  2. социально – личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
  3. познавательно – речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения ( пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
  4. художественно – эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов и игрушек.

Самостоятельная деятельность детей

  1. физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);
  2. социально – личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
  3. познавательно – речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно - ролевые игры, рассматривание книг и картинок: самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно – печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки – вкладыши, парные картинки);
  4. художественно – эстетическое развитие: предоставление возможности детям самостоятельно рисовать, лепить, конструировать(преимущественно во второй половине дня), рассматривание репродукции картин, иллюстраций, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и прю), слушать музыку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная форма работы с детьми в образовательном процессе. Работа с бумагой по типу ОРИГАМИ.

Интегрированная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста - Оригами. Конспект занимательной деятельности с детьми включает в себя все образовательные области. Дети вовлечены ...

Опыт работы "Мастерская как форма работы с детьми"

В пособии излагается нетрадиционный метод в планировании и организации работы с детьми дошкольного возраста в летний период.На примерах из практики  показываются различные формы, методы озд...

Опыт работы "Занимательные формы работы с детьми для формирования элементарных математических представлений"

Занимательный материал по практическим занятиям в старшей группе для формирования элементаарных математических прдставлений у детей...

Опыт работы "Мастерская как форма работы с детьми"

В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми, как мастерская. Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как ...

Опыт работы "Мастерская как форма работы с детьми"

Опыт работы "Мастерская как форма работы с детьми"Автор: Белянина Екатерина ВладимировнаВ своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми, как мастерская. Используя данное выс...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Новые формы работы с родителями в свете ФГОС ДО

выступление на региональном семинаре из опыта работы с родителями...