Сказка как средство формирования личности и повышения самооценки дошкольника
материал по теме

Кардашова Тамара Михайловна

Обобщающий опыт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кардашова Тамара Михайловна

Сказка как средство формирования личности

и повышения уровня самооценки у дошкольников

Информация об опыте

Условия возникновения опыта, становление опыта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Родничок» представляет собой образовательное учреждение для детей дошкольного возраста от полутора до семи лет. Расположение детского сада позволяет сотрудничать с учреждениями социального окружения: МБОУ Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М.Р.Абросимова, Верхопенская сельская библиотека, Верхопенский дом культуры.

В детском саду создана предметно-пространственная среда, обеспечивающая оснащение педагогического процесса в соответствии с возрастом дошкольников, содержанием общеобразовательной программы.

Группу посещают 18 детей. 50% родителей работают в городе Белгороде и Строителе. Они рано уезжают на работу и поздно возвращаются домой. Мамы и папы в основном имеют возможность уделять своим детям внимание только в выходные дни. Те родители, которые живут и работают дома, тоже могут уделять детям не очень много времени. Отсюда можно сделать вывод, что взрослые не могут уделять должного внимания детям в силу каких-то рабочих обстоятельств, либо в силу своей педагогической непросвещенности. Большинство взрослых (родителей, бабушек и дедушек) не знают, что условием успешного воспитания и развития ребенка является воспитание его именно с раннего возраста. Читая или рассказывая детям сказку, не все взрослые понимают, что это и есть процесс воспитания. Но для того, чтобы сказка достигла своего назначения и произвела необходимый эффект, взрослому необходимо самому проникнуться всем тем, о чем рассказывает, чтобы все шло искренне, от души.

Начиная работу над этой проблемой было проведено анкетирование родителей. В итоге оказалось, что 47% родителей заняты карьерным ростом и не считают важным воспитывать ребенка в столь раннем возрасте. Они думают, что нужно заниматься этим тогда, когда ребенок пойдет в школу. 33% родителей с долей взрослого эгоизма относятся к воспитанию детей с помощью сказки, хотя обе категории родителей отмечают, что их дети не всегда организованы, ласковы, послушны. Они стесняются, чего-то боятся. В поведении отмечают раздражительность и некую агрессивность. 16% родителей не считают нужным обсуждать поступки сказочных героев книг, фильмов, давать оценку их нравственным качествам.

И действительно, наблюдая за детьми в разных видах деятельности, на занятиях, пришли к выводу, что основной контингент воспитанников трудно регулирует свое поведение в ситуациях общения. Им свойственны агрессивность, обидчивость, упрямство, замкнутость. Даже при внешне спокойном поведении детей возникает недоброжелательность и несправедливость по отношению к другим воспитанникам и взрослым.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребенка. Взяв за основу воспитания дошкольника сказку, нужно научить детей рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, что даст им возможность совершить огромный скачок в развитии, который будет способствовать становлению личности.

Свою работу начали в 2009 – 2010 учебном году. Это была вторая младшая группа. На начало учебного года контингент группы составил 18 человек: 8 девочек и 10 мальчиков.

Работу разделили на несколько этапов, в соответствии с возрастными показателями детей дошкольного возраста:

  1. вторая младшая группа (3-4 года)
  2. средняя группа (4-5 лет)
  3. старшая группа (5-6 лет)

Для дальнейшей работы по воспитанию детей посредством сказки провели диагностику.

Выбор и разработка методики оценки уровня воспитания дошкольников на каждом этапе стала одной из основных задач нашей работы. Поскольку основная работа отслеживания результатов деятельности приходится на третий этап (старший дошкольный возраст), мы выделим наиболее эффективную методику, выявляющую уровень сформированности личности ребенка. Это методика исследования самооценки по методу Дембо-Рубинштейна, целью которой является выявление уровня самооценки детей в начале и в конце года. При распределении детей второй младшей группы по уровням самооценки оказалось, что ни один из них не был отнесен к высокому уровню, только у 33% детей показатель был средним, у 67% - низкий.

Такие результаты объясняются следующими факторами:

  1. вновь прибывшие дети;
  2. невозможность родителей уделять должное внимание ребенку;
  3. недостаточные возможности традиционного обучения.

Очевидным является поиск путей решения проблемы воспитания личности дошкольника. Установлен тот факт, что результативность в достижении цели зависит от способа, которым будем пользоваться. Чем более рациональный способ реализации поставленных задач будет выбран, тем большего успеха добьемся.

Опираясь на важность и необходимость формирования личности ребенка в дошкольном возрасте и проблему способа решения данного вопроса, мы обратились к процессу воспитания самооценки у дошкольников с помощью сказки.

Почему? Да потому, что именно знакомство со сказкой является одним из наиболее эффективных методов интеграции личности. Сказка расширяет сознание ребенка, совершенствует его взаимодействие с окружающим миром. Сказка и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга.

Исходя из этого, попытались решить проблему формирования личности дошкольника и повышения уровня его самооценки посредством сказки.

Актуальность опыта

Проблема воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов становления личности.

Современный период совершенствования процесса воспитания личности происходит в направлении повышения его качества. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному планомерному процессу, который включает в себя разносторонние воздействия на личность (Н.В. Бордовская, Б.Г. Лихачев, Н.К. Степаненко).

Изучение проблемы использования сказки для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. В условиях западнизации отечественной культуры сведены до минимума традиции семейного чтения. Родители в малой степени уделяют внимание формированию нравственных представлений у детей, использованию сказки для воздействия на эмоции ребенка, мотивации его поступков в условиях социализации личности дошкольника. Ведь естественной составляющей повседневной жизни малыша является сказка – одно из самых чистых и живительных источников формирования этических эталонов и представлений. Благодаря воспитанию через сказку у детей раздвигаются границы их внутреннего мира, что является необходимой предпосылкой формирования навыков учебной деятельности, показателем дошкольной зрелости.

Ведущая педагогическая идея

Педагогическая идея опыта заключается в разработке формы планомерного воздействия на детей, помогающей педагогам, родителям использовать процесс становления личности дошкольников, повышения их самооценки с помощью сказки.

Длительность работы над опытом

Работу над опытом, связанную с необходимостью повышения уровня самооценки у детей, формирования личности дошкольников разделили на несколько этапов.

Первый этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2009 – ноябрь 2009 года;

Второй этап – основной (формирующий) – декабрь 2009 – март 2012 года;

Третий этап – заключительный (контрольный) – март 2012 – май 2012 года.

Начальный период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности личности дошкольников.

Основная часть заключается в решении задач проблемы за счет применения формы планомерного воздействия на детей, которая помогает успешно формировать личность ребенка и повышать его самооценку. Формирующий этап предполагал работу в течение трех лет.

Заключительная часть проверила успешность формы, выбранной нами для решения проблемы.

Диапазон опыта

Диапазон нашего опыта охватывает всех участников образовательного процесса в МБДОУ и распространяется на все виды деятельности дошкольников: от различных занятий, до организации предметно-развивающей среды, самостоятельной трудовой, игровой деятельности детей.

Для решения поставленных перед собой задач мы использовали следующие методы и приемы:

  1. практические;
  2. словесные;
  3. наглядные.

Наша работа проводилась в трех направлениях:

  1. работа с детьми;
  2. работа с родителями;
  3. работа с воспитателями.

Формы работы

I. Работа с детьми:

  1. занятия;
  2. игровая деятельность;
  3. беседы;
  4. слушание, чтение сказок;
  5. сочинительство;
  6. моделирование;
  7. театрализованная деятельность;
  8. проектная деятельность;
  9. трудовая деятельность;
  10. развлечения;
  11. приемы сказкотерапии.

II. Работа с родителями:

  1. родительские собрания;
  2. консультации;
  3. анкетирование;
  4. совместные с детьми развлечения и праздники;
  5. выставки и конкурсы (совместные работы родителей и детей);
  6. беседы с родителями.

III. Работа с воспитателями:

  1. консультации для воспитателей;
  2. семинар-практикум;
  3. мастер-класс;
  4. открытые занятия с детьми для воспитателей.

Теоретическая база опыта

В исследовательской деятельности опирались на труды таких авторов как Г.Н. Волков (Этнопедагогика), А.А. Сафонова (Воспитание сказкой), Н.Н. Гейко (Сказка учит находить общий язык), Л.Н. Литвинцева (Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии). Так же в своей работе использовали опыт таких передовых ученых и педагогов как С.Л. Рубинштейн, А.Л. Запорожец, Е.В. Балашова, Д.Ю. Соколов. Они особое внимание уделяли изучению сказкотерапии, как одного из двигателей личностного развития ребенка-дошкольника, поскольку сказка является внушением и содержит зашифрованные важнейшие психологические характеристики, модели поведения, нравственные ценности, убеждения и этапы становления личности ребенка.

К.Д. Ушинский считал, что легкость и простота сказки, повторяемость отдельных элементов сюжета и словестных оборотов способствует быстрому запечатлению сказки в памяти ребенка.

Благодаря своеобразному отношению ребенка к художественному вымыслу происходит то, в сказочных героях ребенок начинает видеть самого себя, ставить себя на их место, сопереживать им, пытаясь содействовать (В.В. Абраменкова).

Известно, что А.С. Пушкин с восторгом говорил о сказках: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». По мнению А.В. Запорожца-ценность сказки в том, что « она способствует активному сопереживанию персонажам, постановке себя на их место, действию как бы от их лица», благодаря сказке во многом открывается смысл и моральная значимость человеческих поступков.

Но идеи известных педагогов не утратили своей актуальности и в настоящее время. Они являются фундаментом современной практической педагогики, которая не отрицает факт параллели формирования личности ребенка и процесса образования связи между сказочными событиями и поведение в реальной жизни.

Опираясь на опыт известных педагогов и ученых, была разработана система формирования личности у дошкольников. Так как одним из важнейших направлений становления личности ребенка является сказка, осуществляли эту работу, используя метод сказкотерапии.

Наша система работы по воспитанию личности дошкольника и повышению уровня самооценки включает в себя следующие компоненты:

  1. диагностику уровня сформированности личности ребенка и его самооценки в процессе воспитания сказкой;
  2. организация образовательной деятельности дошкольников по формированию личности при помощи сказки и метода сказкотерапии как способа практической деятельности;
  3. создание психолого-педагогических условий для реализации поставленных перед нами задач;
  4. рефлексию эффективности работы с использованием сказки и метода сказкотерапии в образовательной деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

Новизна опыта заключается в том, что был разработан цикл занятий мастер-класс по проблеме; широко использовали в работе проектную деятельность, развивающую технологию сказкотерапия, а так же элементы методик авторов Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.В. Соколова, А.В. Гнездилова.

Технология опыта

Так как обнаружено противоречие между необходимостью повышения уровня самооценки, сформированности личности дошкольников и недостаточными возможностями воспитания этих качеств в семье, была разработана педагогическая технология и опробована на практике.

Поскольку современное общество под влиянием различных факторов повысило требования к своим членам, а становление личности и повышение уровня самооценки являются неотъемлемыми характеристиками современного образованного человека, то необходимо говорить об актуальности формирования личности ребенка с раннего детства.

Поэтому целью деятельности является обеспечение положительной динамики формирования личности дошкольников в процессе ознакомления со сказкой.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. формировать умение воспринимать литературное произведение;
  2. формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;
  3. развивать творческие способности;
  4. формировать основы поведения и общения на примере сказочных героев;
  5. формировать умение отстаивать свое мнение.

Так как современное общество повышает требования к современному человеку, а понятие «личность» определяется совокупностью устойчивых форм поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности, то по нашему мнению, решение поставленных задач соответствует намеченной цели и полностью удовлетворяет требования современного общества.

В основу организации воспитательно-образовательного процесса положено личностное становление ребенка.

Начальный этап работы пришелся на вторую младшую группу. В этом возрасте в лексике ребенка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность. Слушая сказку, дети отождествляют себя с ее главным героем. Поэтому в начале работы подбираем такие сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать. Например, «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и волк» и другие.

Сказки детям второй младшей группы нужно рассказывать а не читать – это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки.

В этом возрасте у детей преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому предлагаем детям сказки с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша.

Обустроили в группе уголок сказки и разместили там книги, яркие иллюстрации, сказочных персонажей из кукольного театра, дидактические игры. Широко использовали такую форму работы как беседа по картинке, по сказке, о сказочном герое. Проводили беседы, как с группой детей, так и индивидуально. Так как дети отличались друг от друга уровнем воспитанности, владения различными навыками, избрали решающим на данном этапе метод непосредственного общения с ребенком. Ведь от того, как сложатся и будут развиваться отношения ребенка со взрослыми, во многом зависят его взаимоотношения при контактах с более широким кругом людей.

Дети постепенно становились более общительными, с удовольствием рассматривали иллюстрации, пересказывали с их помощью небольшие сказки. После этого детям предлагались этюды-драматизации. Например: «Колобок катится по дорожке» (под музыкальное сопровождение).

Предлагаем детям с помощью пластики показать как колобок укатился по дорожке от бабушки с дедушкой.

Затем проводится рефлексия.

–  Какую сказку мы рассказали?

–  Кто герои сказки «Колобок»?

–  Каким героем вы хотели бы стать?

Никто из детей не захотел быть лисой. Отсюда вывод – уровень самооценки у детей значительно повышается, а как известно с помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Постепенно в работу включились родители. На родительском собрании было о работе со сказкой, о данных проведенной диагностики. Объяснили, что их помощь обеспечит еще большую эффективность.

Многие родители стали нам помогать. Они просили совета о том, какие сказки читать, как правильно провести беседу, какие вопросы задавать детям.

В течение года контроль основывался только на наблюдениях за детьми на занятиях и в различных видах деятельности. К концу года можно было увидеть динамику развития личностных качеств.

Если в начале года только 33% детей легко вступали в контакт со взрослыми и сверстниками, спешили на помощь друг другу, делились игрушками, то к концу года уже у 55% детей стали наблюдаться случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, начала развиваться самооценка, но при этом дети уже в значительной мере ориентировались на оценку воспитателя. Также начала развиваться их половая идентификация, что проявлялось в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

С переходом детей в среднюю группу программные требования усложнились. С возрастом дети стали активнее, у них повысилось чувство коллективизма, умение создавать игровые ситуации, у детей сформировалось понятие о том, что хорошо и что плохо.

Уровень развития детей пятого года жизни позволил  усложнить задачу по формированию личности ребенка с помощью сказки. На данном этапе работы использовалась развивающая технология – сказкотерапия.

Сказкотерапия имеет многовековую историю, но свое название получила совсем недавно. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в  жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.

Пример:

Сказочная задача.

Педагог: «Выехал Иван-царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти и белый свет посмотреть. Ехал-ехал и не заметил как почти всю еду, что из дома взял, съел. Осталась у него только одна горбушка хлеба. Вдруг видит – навстречу ему идет старичок-лесовичок, от голода чуть не падает.

– Что делать Ивану-царевичу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб?»

Основная масса детей способна на сопереживание и решила поделиться последним кусочком.

Дальше расширяем вопрос – что нужно сделать, чтобы самому не умереть с голода? Что может помочь выжить в лесу?

Дети ответили – грибы, ягоды, травы.

Отсюда видно, что дети уже подготовлены к более осмысленному пониманию содержания сказки и поступков героев. Здесь появились такие качества личности как сопереживание, щедрость, смелость, доброжелательность.

Работая с детьми средней группы, подготовили несколько театрализованных представлений, где дети проявили свои художественно-речевые и театрально-игровые способности. Они выступили перед родителями, показав им сценку «Лиса и заяц». Детям первой младшей группы показали сказку «Колобок». В гости к ребятам приходили школьники, занимающиеся в театральном кружке. Они показали малышам пальчиковый театр.

В этой возрастной группе была продолжена работа с родителями. Увидев результаты, к нам присоединилось еще больше родителей. Двое из них, вместе с детьми, сшили кукол для сказки «Колобок». Мы объявили конкурс на лучшую сказку, сочиненную родителями. Победила дружба. Была проведена презентация «Книги сказок», авторами которых были мамы и папы. Гордости детей не было предела. Они то и дело просили почитать им эти сказки. Уровень самооценки детей повышался на глазах. Некоторые сказки были придуманы о самих детях. Дети видели себя в них положительными героями.

Еще дети рисовали сказки, организовывали выставки рисунков. В своих работах они выражали свое отношение к сказочным героям.

Параллельно с этой работой активно принимали участие в работе с педагогическим коллективом МБДОУ - выступали с консультациями и сообщениями. Разработали и провели занятия по проблеме мастер-класс «Развитие способности восприятия и анализа художественного произведения с точки зрения морали и нравственности» и «Методы и приемы работы по теме «Сказка как средство формирования личности и повышения уровня самооценки у дошкольников». Получили положительную оценку результативности занятия.

Заключительный этап работы пришелся на старшую группу. На этом этапе воспитания увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей со сказкой. Здесь начали использовать такие формы работы с детьми, как сочинительство, моделирование, продолжали использовать метод сказкотерапии, внедрили проектную деятельность.

Если в средней группе оформили «Книгу сказок», сочиненных родителями, то в старшей группе дети сочиняли сказки уже сами, где высказывали свое отношение к героям соответственно своим уже сформировавшимся представлением о добре и зле, о нормах поведения, о дружбе. Дети предложили записать в «Книгу сказок» все, что они придумали. В итоге у получилась «Книга сказок», написанная родителями и детьми.

Используя метод сказкотерапии, организовали групповое придумывание сказки.

Пример:

Для занятия берем большой лист ватмана, краски, кисти, небольшие игрушки, включаем спокойную музыку. Говорим о том, что дети сами будут создавать сказочную страну, придумывать героев и сочинять те удивительные истории, которые с ними приключились. Для этого нужно взять волшебный лист бумаги, положить его на середину комнаты. Каждый ребенок по очереди будет рисовать волшебную страну.

После того, как страна нарисована, ее нужно заселить сказочными существами. Предлагаем детям выбрать понравившиеся игрушки и поселить их в нарисованной стране.

На этом этапе проявились коллективизм и эгоизм в игре, выявился лидер. Большинство детей старались оставить другим детям место на листе бумаги, советовались друг с другом, что и как лучше нарисовать, где расположить свою часть рисунка. Это означает, что у детей сформировано чувство коллективизма, что дети уже регулируют себя на примере знакомых сказочных героев, которые являются для них эталоном поведения.

Повышая самооценку дошкольников, на протяжении всей работы мы одобряли все хорошие поступки детей, обязательно ставили их в пример, рассказывали о них, если дети этого не замечали. О негативных проявлениях в характере детей не объявляли и не привлекали к ним внимание. Дети научились корректно делать замечания друг другу. Некоторые из них стали соотносить героев сказок со своими товарищами.

Пример:

Дети собираются на прогулку. Перед этим нужно навести порядок в групповой комнате. Все быстренько расставляют игрушки, кто-то аккуратно, кто-то не совсем. Выходят в раздевалку. Аня Бабина остается в группе. Воспитатель зовет ее, а Саша Иванов говорит с уважением – «Она у нас как Золушка». В раздевалке стало тихо. Дети поняли, что они поступили неправильно.

Также в своей работе использовали проектную деятельность. Осуществили образовательный проект «Чему нас учат сказки?», целью которого является развитие творческой личности детей, формирование у них более осмысленного понимания содержания сказки и поступков героев. Проект позволил помочь каждому ребенку осознать собственные ценности и уникальность, воспитывать интерес дошкольника к своему внутреннему миру и миру другого. Продолжительность проекта 3 месяца.

Организовали игровой проект «Сказки Пушкина», в котором реализовали следующие задачи: обогатили социальный опыт детей, помогли осознать нормы и правила поведения; дали возможность освоить разнообразные роли в коллективной жизни сверстников, формировали у детей умение сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими. Вовремя осуществления этого проекта дети приняли участие в «Пушкинских чтениях», которые проводились в Верхопенской сельской библиотеке. Они читали отрывки из сказок А.С.Пушкина Продолжительность проекта 1 месяц.

Результативность опыта

Результативность опыта отслеживалась ежегодно в течение трех лет, начиная со второй младшей группы. Диагностирование детей проводилось два раза в год – в начале и в конце года.

На первом этапе диагностирования была использована методика исследования самооценки по методу Дембо-Рубинштейна, взятая из программы занятий по методу сказкотерапии, авторами которой являются О.Ф. Васькова и А.А. Политыкина.

Если в начале года результат диагностики составил 33% низкого уровня и 67%среднего уровня, то в конце года прослеживалась положительная динамика уровня развития детей, он составил 30% – высокий уровень, 59% – средний и 11% – низкий уровень.

Начиная со средней группы, для отслеживания результатов работы использовали методическое пособие «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Раздел «Развитие базовых личностных качеств».

В начале года в средней группе высокий уровень развития составил 10%, средний – 68%, низкий –22%. В конце года показатели значительно изменились – высокий уровень составил 42%, средний – 50%, низкий уровень – 8%.

На третьем этапе работы проводилась итоговая диагностика, она позволила оценить результаты педагогического воздействия на детей разного уровня сформированности личностных качеств. Диагностика свидетельствует в целом о положительной динамике развития личности у дошкольников. Если на начальном этапе работы высокий уровень оценки личности детей отсутствовал, то в итоге он составил 68%, средний – 30%, низкий – 2%.

Таким образом, результативность деятельности по формированию личности дошкольника и повышения его самооценки оптимальна. У детей возросли коммуникативные умения, в частности умение договариваться, осуществлять контроль, оценивать результат совместной деятельности, оказывать помощь другому. Также дети демонстрируют развитие морально-нравственных качеств, в частности способность преодолевать эгоистические интересы и делиться с другими; у детей было выявлено повышение самооценки – следовательно, сказка способствует личностному развитию ребенка, а реализуемый процесс личностного становления дошкольников обеспечивает положительную динамику роста личностных качеств детей.

Диаграмма уровня знаний детей по теме «Сказка как средство формирования личности и повышения самооценки у дошкольников».

2009-2010 - высокий уровень-отсутствует

Средний уровень-67%

Низкий уровень-33%

2010-2011 - высокий уровень-10%

Средний уровень - 68%

Низкий уровень - 22%

2011-2012 - высокий уровень - 68%

Средний уровень - 30%

Низкий уровень - 2%

Библиографический список

  1. Алексеенко В., Лощинина Я. Сказкотерапия. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольников. – Издательство «Дом XXI века», 2008
  2. Афанасьев А.Н. Народная русская сказка. – М.: Просвещение, 1980
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974
  4. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012
  5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». – Волгоград, 2012
  6. Гойко Н.Н. Сказка учит находить общий язык. – М.: Просвещение, 2000
  7. Грищенко З.А. Ты детям сказку расскажи. – М.: Линка-Пресс, 2003
  8. Житких А.А. Воспитание сказкой детей дошкольного возраста. – М., 1996
  9. Загуменная Л.А. Социально-личностное развитие дошкольников. – Волгоград, 2012
  10. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание. – М., 1997
  11. Зимина И.К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. – №5
  12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб, 2000
  13. Лихачев Д.Г. Экология культуры. – М., 1979
  14. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование сказкотерапии. – Санкт-Петербург. – «Детство-Пресс», 2012
  15. Никифоров А.И. Сказка, ее бытование и носители. – М.: Просвещение, 1930
  16. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. – 2008. – №8
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Из-во «Питер», 2000
  18. Рогаткина Т., Овод Г. В нашем театре – сказка // Дошкольное воспитание. –  2002. – №5
  19. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом // Дошкольное воспитание. – 1980. – №7
  20. Сафонов А.А. Воспитание сказкой // Детская литература. – 1989
  21. Соколов Д.Ю. Сказка и сказкотерапия. – М., 2000
  22. Ушинский К.Д. Родное слово. – М., 2000
  23. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  24. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996
  25. Франц фон М.Л. Психология сказки. – СПб, 1998
  26. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки. – СПб, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство формирования математических представлений у ребенка-дошкольника

Использование сказки для формирования математических представлений у детей....

Мастер - класс "Формирование основ социального и правового сознания как одно из условий повышения самооценки дошкольников и уверенности в себе"

«Для того, чтобы воспитать человека, годного для будущего,надо воспитывать его,  имея в виду вполне совершенного человека,- только тогда воспитанник будет достойнымчленом того поколения, в которо...

"Экологические сказки как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и ориентирован на экологическую культуру детей....

Игра, как средство формирования личности дошкольника.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Игра, как средство формирования личности дошкольника»....

ИГРА КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ, ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИГРА КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ, ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, ...

Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Презентация "Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста"....

Мастер-класс для воспитателей "Сказки - как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Материал для воспитателей старших дошкольников.Ссодержит информацию о значении сказок в развитии  математических представлений у детей и пример использования их в непосредственной образовательной...