Логопед советует!
консультация на тему

Шестиалтынова Любовь Викторовна

Консультация учителя-логопеда для родителей на тему «Что такое заикание?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Логопед советует!!»

Консультация учителя-логопеда для родителей на тему «Что такое заикание?».

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях периферического речевого аппарата.
При заикании ребенка в речи ребенка наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. 
Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:
а) употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, а);
б) повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
в) вынужденные остановки в середине слова, фразы,
г) затруднения перед началом речи.
Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической травматизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.
Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.
У некоторых детей заикание начинается с полной невозможности говорить. Это часто бывает связано с сильным испугом. Ребенок плачет, а успокоившись, оказывается немым. Немота может продолжаться недолго, но все же длится иногда несколько дней. После нее ребенок начинает говорить с заиканием.

Профилактика заикания

-Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь сказок, особенно страшных, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т. п.;

-Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном;

-Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом.                 -Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду;

-Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и др.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания;

-Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т. п.

-Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к малышу. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

-Для заикающегося ребенка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению

-Желательно, чтобы ваши дети находились постоянно под наблюдением логопеда и психоневролога.

План совместной деятельности с детьми по коррекции заикания.

Цель: обучение мышечной релаксации.

Этапы работы: организационный момент; психотерапевтическая беседа; расслабляющие мышечные упражнения; постановка нижне-диафрагмального дыхания; дыхательные упражнения; упражнения на развитие речевого дыхания; дыхательно-голосовые упражнения; словарная работа; логоритмические упражнения; речевые игры; итог.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Дети по очереди садятся в позу покоя.

2.Обучение релаксации по контрасту с напряжением.

Кулачки

Спокойный вдох — выдох, еще раз вдох — выдох...

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко, с напряженьем, пальчики прижаты.

(Большой палец прижимаем к остальным)

Пальчики сильней сжимаем —отпускаем, разжимаем.

(Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка)

Знайте, девочки и мальчики: отдыхают ваши пальчики!

Загораем

Вдох—выдох…

Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем...Загорели! Опускаем!

(Ноги резко опустить на пол.)

Ноги не напряжены и расслаблены...

Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем сравнить с их расслаблением.

Наши мышцы не устали —

И еще послушней стали.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно.

Дыхательные упражнения.

Шарик

Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь! И выдох свободный, не напряженный!

Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем (Делается вдох.)

Шарик лопнул — выдыхаем! Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко... ровно... глубоко...

(Повторить три раза.)

Упражнения для развития речевого дыхания.

Задуй свечу

Сидя на стуле, левую ладонь положить на живот для контроля правильного речевого дыхания. В правой руке дети держат полоску бумаги. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать — «гасить свечу», произнося «ф-ф-ф-ф…

Итог.

Дети успокоились, руки и ноги расслабились, всем легко и приятно дышится (Логопед отмечает положительные стороны в работе каждого ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопед советует

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики...

Логопед - советы родителям

Ваш ребенок скоро пойдет в школу... Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его ре...

Логопед советует!

Помощь родителей в овладении детьми правильным произношением...

Логопед советует. Делайте!

Логопед советует. Делайте! - Радуйтесь вашему ребенку.- Разговаривайте  с вашим малышом заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.- Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимате...

Логопед советует. Не делайте!

Логопед советует. Не делайте! - Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, другими словами, не дайте ему заподозрить, что в...

Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда

В статье определена роль родителей в коррекционно-образовательном процессе, описаны виды работы для родителей по выполнению заданий учителя-логопеда. Даны советы родителям по закреплению умений и навы...

Консультация для родителей «Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду» (советы логопеда)

Проблема обращения к логопеду встает перед родителями детей от 2 до 6 лет - в период активного становления их речи. Возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют кон...


 

Комментарии

Шестиалтынова Любовь Викторовна

Работа учителя-логопеда- это прежде всего работа с родителями. Чаще всего такая работа проходит в форме консультаций (устных или наглядных). Данная публикация поможет учителям-логопедам при работе с родителями заикающихся детей.