Основные формы, методы обучения конструированию детей воспитывающихся в доме ребенка.
материал (младшая группа) по теме

Выступление. Доклад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Основные формы, методы работы  на занятиях со строительным материалом и обучения конструированию детей воспитывающихся в условиях дома ребенка.

 Введение

     Особое значение для коррекции и развития детей раннего возраста имеет освоение ими продуктивных видов деятельности: лепки, рисования, конструирования, ручной труд.

   В младшем дошкольном возрасте эти виды деятельности тесно переплетаются с игрой. Также развитие продуктивной деятельности  связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всеми психическими функциями.

  Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного

природного материала (мох, ветки, шишки, камни и т.п.).

 Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на изучение определенного заранее задуманного реального продукта соответствующего его функциональному назначению.

  Значение.

   Конструирование обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. При правильно организованной деятельности дети учатся не только сооружать отдельные предметы из строительного материала (дома, машины, башни и т.д.), но и приобретают обобщенные умения – целенаправленного рассматривать предметы, сравнивать их, видеть в них общее и различное, находить части из которых оно состоит, делать выводы и обобщения. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, т.е. дети, конструируя постройку или поделку,мысленно представляют, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

   Конструирование также способствует познанию свойств геометрических тел на практике; речь детей обогащается новыми понятиями (брусок, куб, пирамида, высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий, большой – маленький). Конструктивная деятельность является средством нравственного воспитания детей, т.к. в процессе этой деятельности формируется такие качества как самостоятельность, трудолюбие, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Коллективные постройки играют большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умение договариваться  и работать дружно, не мешая друг другу.

 

   Методика проведения занятий с детьми, воспитывающимися в доме ребенка.

   1.Работа со строительным материалом.

    По программе Э.Г. Фрухт для домов ребенка  работа со строительным материалом начинается с 1 года и продолжается до 2-х лет. Планируется 1-2 занятия в неделю. На этих занятиях дети знакомятся со строительным материалом. Нашей главной задачей является формированием познавательной и исследовательской деятельности. Ребенок, изучая строительный материал, знакомится с цветом, формой, величиной предметов, т.е. развивается сенсорные способности. На этом этапе развития игр со строительным материалом используются небольшое количество конструктивных элементов, постройки сооружаются из 2-3 деталей (башня из 3-х кубиков, дорожка из 2-х кирпичиков, машина из кирпичика и кубика). Постепенно число элементов увеличивается, задания усложняются, и игры со строительным материалом переходят на следующий этап называемый «конструирование».

    2. Конструирование.

    С 2-х лет, по нашей же программе, начинаются занятия по конструированию. Периодичность - 1-2 раза в неделю. В этом возрасте конструирование, по сути, сливается с сюжетно-отобразительной игрой, мотивом для создания построек является сюжет игры; инициатором игр выступает взрослый. Ребенок, играя с деталями конструкторов, многократно сравнивает их, примеряет, ошибается и исправляет ошибки. Активно развивается практическое экспериментирование: малыш ставит кубик на кубик до тех пор, пока башенка не упадет. Эти  действия он может совершать многократно. Не надо прерывать их: т. о. Он осваивает свойства разных форм, т. е. приобретает опыт, необходимый для возведения постройки.

   Основной прием обучения детей третьего года жизни – рассматривание и анализ постройки, созданной педагогом (образец) и показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями. При этом важно использовать игровые приемы.

Рассматривание и оценка детских работ проводится в игровой форме. Следует формировать у детей умение играть с постройками, подсказывая возможные действия. От занятия к занятию здания усложняются, чтобы дети постепенно приобретали новые конструктивные навыки.

   Характер творческой активности находится в прямой зависимости от развивающей предметной среды. Поэтому дети должны иметь возможность создавать постройки из различных строительных наборов, конструктора ЛЕГО, а также мелких и крупных модулей простых конструкторов. Также необходимы игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (машины, собачки, кошечки, матрешки и др.). Необходимо расширять представления детей о предметах, доступных их восприятию. Перед конструированием обязательно рассматривать с ними как реальные предметы (забор, домик, скамейка, ворота, лестница и пр.), так и их изображения.

   Хочу обратить внимание на предметно-развивающую среду окружающую наших детей: на территории дома ребенка можно увидеть и домик, и заборчик, скамейку, лесенку, горку, дорогу и даже мостик.  Все эти предметы необходимы для предварительной работы по конструированию: дети с удовольствием рассматривают, играют, отдыхают на скамеечке, в домике, на мостике.  После таких игр на территории дома ребенка детям гораздо легче сконструировать выше перечисленное, ведь дети сами попробовали посидеть на скамеечке, перешли речку через мостик, забрались на горку по лесенке, спрятались за заборчиком, проехались на велосипеде по дороге. Теперь они имеют полное представление о функциональном назначении каждого предмета, о том как он должен выглядеть.

  Несомненно, в дальнейшей нашей работе нужно расширять и улучшать окружающий предметный мир наших детей, т.к. их кругозор очень ограничен и сводится к тому, что находится в доме ребенка и на территории близлежащей. Так «домашние» дети могут увидеть и большой мост через реку различных конструкций, и скамейки, лавочки в парке, и карусели, качели, и высотные здания с различным функциональным назначением (жилой дом, магазин, банк и пр.), и большое шоссе или проспект, где в потоке различных транспортных средств можно увидеть автобус, трамвай, грузовик, такси, легковые автомобили. Нет возможности у детей, воспитывающихся в доме ребенка, увидеть настоящую железную дорогу, и большой поезд, движущийся по ней. Педагог должен учитывать все это, и применять возможности доступные нам: просмотр телевизионных передач, мультфильмов, специально созданные объекты на игровой площадке, в группе, наблюдения из окна, на прогулке, рассматривание картин и изображений.

  Для привлечения детей к выполнению учебной задачи широко применяют мотивацию. Ребенку, например, интересно строить домик для зайки, чтобы помочь ему спрятаться от дождя, холода, от волка и т.д. Это включает в воспитательно-образовательный процесс гуманный контекст, содействует развитию игры.

  Общение педагога с детьми в процессе обучения д.б. доверительным, выражаться в форме предложений, советов, подсказок, вопросов, похвалы. Особенно результативно общение с детьми от лица игрушек («Мишка несет большой кубик красного цвета. И ты тоже принёс такой кубик!»). Следует содействовать  формированию детского партнерства, поощрять игровые объединения, ситуативно-деловое общение и сотрудничество с взрослым; воспитывать доброжелательное отношение к постройкам сверстников, поддерживать неуверенных, сдерживать малышей, склонных к лидерству в отрицательных проявлениях (отнимает детали конструктора, не позволяет строить дом рядом и т. д.). Ребенок должен испытывать удовлетворение от своих успехов. Поэтому следует чаще поощрять его самостоятельность; помогать незаметно, ненавязчиво, не сдерживать инициативу ребенка. Учитывая, что внимание у детей непроизвольное, занятия д.б. непродолжительными, проходить динамично, эмоционально. Следует широко применять игровые моменты (неожиданные появления, исчезновения, сюрпризность и пр.)

   С трехлетнего возраста занятия по конструированию мы проводим по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Также широко используем материал Л.В. Куцаковой.

  В возрасте 3-4 лет у детей возрастает познавательная активность, заставляя его задавать вопросы, чтобы получить информацию; появляется сознательное управление своим поведением, совершенствуются все психические процессы.

  Конструирование уже выступает как деятельность, но оно еще тесно связано с игрой. Дети любят сравнивать строительные детали и геометрические фигуры, сортировать их, комбинировать, подбирать, открывая при этом их физические и конструктивные свойства, придумывая свои приемы конструирования.

  Активно развиваются детская фантазия и воображение. Ребенок начинает создавать замыслы, искать способы конструирования. Важно помочь ему в этом, т.к. без целенаправленного обучения воображение ребенка не станет направленным, а конструирование – творческим.

  Детей продолжают учить создавать элементарные постройки по постепенно усложняющимся образцам. Педагог, сооружая постройку, комментирует свои действия, обращает внимание детей на новые конструктивные приемы, предлагает рассмотреть получившееся сооружение, привлекает к анализу, затем предлагает воспроизвести такую же постройку. Такое подражательное конструирование позволяет формировать у детей обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать свойства предметов, конструктивные навыки, является фундаментом для дальнейшего развития творческого конструирования.

  Необходимо постоянно обогащать детей впечатлениями и представлениями о сооружениях, транспортных средствах; знакомить с их функциональным назначением, строением. Важно целенаправленно рассматривать с детьми реальные объекты, сравнивать эти объекты с их изображениями, рассказывать о них, используя стихи, песенки для более яркого восприятия.

     Работа строится по единому тематическому принципу во всех возрастных группах. В годовом перспективном плане определены темы занятий со строительным материалом и конструированию, основные задачи. Первые занятия по теме являются опорными, последующие занятия нацелены на совершенствование полученных конструктивных умений и содержательное насыщение деятельности. Например, по плану тема «Машины» в феврале. Этой теме должно предшествовать рассмотрение натурального объекта. Наблюдение начинается с выделения основных частей, затем более мелких и с определения их местонахождения по отношению к главной части: «Вот какой большой грузовик к нам приехал! Это кабина, в ней сидит шофер. Он управляет машиной. У грузовика есть кузов. Что сегодня везет шофер в кузове? Правильно, он привез песок в нашу песочницу. У машины есть колеса. А впереди кабины находятся фары. Они светят и освещают машине путь!» Затем дети показывают взрослому, где находятся кабина, кузов, колеса. Только после этого можно научить детей строить машинки способом накладывания кубика или трехгранной призмы на кирпичик, кубик на пластину или длинный брусок (потом колеса из двух полуцилиндров).

  Анализ детских построек лучше проводить в игровой форме. Например, сажаем Мишку на машину, построенную ребенком, отмечаем, что Мишке машина очень нравится, потому что все детали лежат ровно, аккуратно, они красиво подобраны по цвету. Мишка обязательно покатается на этой машине. Также спрашиваем у ребенка из каких деталей он построил машинку, какого цвета.

Целесообразно учить детей «замыкать» пространство (строить домик для двух матрешек из шести вертикально поставленных кирпичиков и двух призм). Научить детей огораживать пространство непросто. В помощь нужно взять листы бумаги прямоугольной или закругленной формы соответствующего цвета (озеро, огород, сад) и предложить загородить.

  В процессе игр необходимо учить детей использовать полученные знания и умения в самостоятельных постройках, поощрять стремление к конструктивной деятельности, отмечать тех, кто старается проявлять инициативу, творчество.

  Необходимо формировать у детей умение аккуратно разбирать сконструированные постройки, раскладывать детали конструктора по виду и цвету, убирать на место.

Материал используемый для конструирования

1.Деревянный настольный конструктор – самый распространенный материал для настольного конструирования. Он удобен в использовании, экологичный, имеет привлекательный эстетичный вид, в основном имеет спокойные и естественные цвета окраски. В новых и современных конструкторах («Томик», «Конструктор») цвет более сочный, яркий. Из этого конструктора мы обучаем детей  большинству построек.

2.Крупный конструктор для напольного и настольного конструирования из пластика. Удобен для детей раннего возраста: детали довольно крупные, естественных цветов, безопасен при падении. Дети более старшего возраста выполняют из него коллективные постройки, обыгрывание проходит с крупными игрушками.

3.Крупные мягкие модули для напольного конструирования. Чаще используется для коллективного конструирования. Обыгрывание можно проводить с самими детьми, что им очень нравится.

4.Конструкторы «Лего». «Лего» в переводе с датского языка означает «умная игра». Наши дети любят играть с этим конструктором. У конструктора «лего» широкие возможности: можно конструировать на полу, на столе; постройки можно переносить и без труда видоизменять, использовать в играх.

Для «лего» характерны высокое качество, эстетичность, необычная прочность (одна деталь «лего» предназначена на 50000 сцеплений), безопасность.

5. Плоские геометрические фигуры из картона, из пластика (для плоскостного конструирования).

Конструирование проходит на столе, чаще используется данный материал для закрепления изученного материала.

6.Другой разнообразный материал:

- картонные коробки;

- счетные палочки;

- природный материал;

- шары воздушные (к шарам приклеивается кусочки двухстороннего скотча для скрепления их между собой);

- пластиковые детали от пирамидок, вкладышей и т.д.

Для конструирования можно использовать различные материалы, все зависит от поставленной задачи на занятии и от нашей фантазии.

                                   

Итог

   Итак, конструирование является продуктивным видом деятельности, отвечающей интересам и потребностям детей раннего и дошкольного возраста. Детское конструирование, и особенно конструирование из деталей настольного деревянного конструктора, из крупных модулей, «лего», тесно связано с игровой деятельностью. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей.

   Наш опыт по развитию конструктивной деятельности у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка показал, что при правильной организации коррекционной работы, систематическом проведении занятий и игр с конструкторами, дети способны овладеть начальными действиями со всеми видами моделей, выполнять простые постройки по образцу и подражанию, использовать конструкции в игре, т. е. способны усвоить основные требования программы.

  Желаю вам творческих успехов, профессиональных достижений в данной области. Ведь обучение детей конструированию это увлекательный и занимательный процесс.  

Литература:

  Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»,

Издательство «Мозаика – Синтез», Москва, 2010г.

  Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование», Москва, ИД «Карапуз», 1999г.

   А.А.Катаева, Е.А. Стребелева «Дошкольная олигофренопедагогика», Москва, «Владос», 1999г.

  А.С. Галанов «Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет», Издательство «АРКТИ», 2002г.

   Р.С. Немов «Психология образования», Москва, «Владос»,1995г.      

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.Доклад на тему:" Игры с песком и водой как средство психологической разгрузки у детей раннего возраста, воспитывающихся в Домах ребенка."

В данном докладе раскрывается новизна работы,значение игр с песком и водой,принципы проведения занятий....

Презентация к статье Ю. А. Разенковой: « Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка»

1. ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ.2. ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ.3. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. ...

Тема "Особенности речевого развития у детей воспитывающихся в доме ребенка"

Речевое развитие может происходить только в тесном контакте ребенка со взрослым....

Особенности развития детей-сирот, воспитывающихся в доме ребенка

Огромную роль в развитии играют биологические и социальные факторы...

Особенности развития детей – сирот, воспитывающихся в доме ребенка

Воспитанники Домов ребёнка – это особый контингент, у которого все личностное развитие, как правило, формируется с задержкой и имеет осложнённый характер становления какой-либо функции. Такая за...