Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка по теме

Подбельцева Светлана Викторовна

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_opyt_po_teme.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

        Подбельцева Светлана Викторовна        

                               МУ « Управление образованием администрации

                                муниципального образования  Ейский район»

                                МДОУ ДСКВ № 4 г. Ейска МО  Ейский район

         Тема:  « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста».

                                                                                    Автор опыта:

                                                                                    Подбельцева С. В.

                                                                                    воспитатель МДОУ ДСКВ № 4      

                                                                                     г. Ейска МО Ейский  район

                                                         г. Ейск

                                                         2011 год

СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1.   Литературный обзор …………………………………. 3 - 7

1.1. История темы педагогического опыта в  педагогике и данном образовательном учреждении ………………………………………………………… 8

  1.2. История изучения темы    педагогического опыта в образовательном учреждении  и муниципальном образовании………………………………………. 9 - 16  

 1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

2. Психолого-педагогический портрет группы обучающихся воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

3. .Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте…………………………..

3.2. Актуальность педагогического опыта……………………

3.3. Научность  в предоставляемом педагогическом опыте………….

3.4. Результативность педагогического опыта………………

3.5. Новизна инновационность предоставляемого педагогического опыта………..

4.    Выводы……………………………………………….. 25

5.    Библиография………………………………….. 26

6.    Приложения………………………………………………………………… 27

1. Литературный обзор

1. Программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.

2. Методическое пособие «Дошкольникам о защитниках отечества» п/р Л.А. Кондрыкинской

3. Разделы программы «Детство» - «Социальный мир», «Ознакомление детей с природным миром».

4. Практическое пособие «Моя страна» составители В.И. Натарова, Н.И. Карпухина.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г.

5. Песенник «Казачьи песни». Составитель ю. Е. Бирюков, М.: «Современная музыка», 2004г.

6. Г.С. Гужин, В.И. Чистяков, М.Ю. Беликов «Город Ейск в системе городов Краснодарского края», Краснодар, 1998

7. Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина...», М.: АРКТИ, 2003г.

8. И.П. Лотышева «Путешествие по родному краю» Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2001 г.

9. В.А. Маркова, Л.М. Данилина, З.Г. . В.А. Маркова, Л.М. Данилина, З.Г. Прасолова 10. М.В.Мирук, Т.А. Науменко «Введение в историю Кубани», Краснодар, 2004 г.

11. Л.Л. Мосалова «Я и мир» - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

12. М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.:Линка-Пресс, 2003.

13. Л.Е. Осипова «Родительские собрания в детском саду», М.: «Скрипторий», 2003г.

14. А. Пташник «Наш город Ейск в зеркале истории» -Ейск, 2003.

15. Н.В. Харин «Ейск город и судьбы», Ейск, 2004

16. Е.А. Хатурова, Н.А. Корсакова «История Кубани», ОИПЦ «Перспективы образования», 2004 г.

17. Энциклопедия детского фольклора. М.: «Белый город», 2008г.

18.   «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева, В.В.Гербова,  Т.С.Комарова. 2009г.

19.   «Методические рекомендации к программе воспитания и обуыения в детском саду» М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. 2008г.

20.    Нравственно – этические беседы и игры дошкольников. М. 2004 г Алябьева Е. Л.

21.   «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. 2010г.

22.   «Дошкольное воспитание» № 5 2004 год Издательский дом «Воспитание дошкольника

23.   «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» Феоктистова Т.Г.,     Шитякова Н.П.

24    Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина .         России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации -  www.vestnik.edu.ru/proect.html

25.   «Дошкольнику - об истории и культуре России»: Данилина, Г. Н.

Пособие для реализации государственной программы «Патриот». – М, 2003г.

  1. История темы педагогического опыта в педагогике в данном образовательном учреждении     

 

               За последние годы в стране произошли большие перемены.    Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение.  Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего ребенка.  

В процессе работы над темой «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» я познакомилась с опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию многих педагогов, различными программами, сложившимися в последние годы в разных регионах России.

               В настоящее время  с  возвращением  к  нам  национальной памяти, все больше хочется знать о народной  культуре о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях.  

       Работа по данной теме  особенно трудна, потому что,  требует большого труда  и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Анкетирование родителей детского сада по проблеме нравственно-патриотического воспитания  показывает, что 50%  анкетируемых, средний возраст которых 25-27 лет, не в состоянии ответить на вопрос: “Что такое патриотическое воспитание?”  Если обратиться к словарному определению“патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” (Ожегов).

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Кроме того, начиная работать над этой темой я столкнулась с тем, что дети имеют маленький запас знаний: о культуре, о творчестве обрядах,  обычаях, об особенностях языка кубанских казаков, быте населения кубанских станиц, предметах обихода (макитра, рубель, скрыня, саманная хата, и т.д.).

В процессе работы над темой «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» я познакомилась с опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию многих педагогов, различными программами и
руководствуясь вышеизложенными документами, составила систему работы, включающую перспективный план, серию конспектов-занятий, диагностические задания, папки с консультациями для педагогов и родителей. Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, я постаралась разработать доступную познавательным возможностям детей систему занятий, игр, упражнений, проектов в структуру, которых вписывается региональный компонент.

Цель моей педагогической работы  - зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре.

Поэтому, я посчитала необходимым поставить перед собой  следующие задачи:

1. Знакомить детей с историей развития и становления родного  края.

2. Прививать любовь к национальному наследию, к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.

3. Воспитывать чувство национальной гордости, потребность соблюдать и сохранять народные традиции.

4. Способствовать формированию патриотических чувств, поддерживать преемственность поколений.

5. Продолжать учить отображать в творческих работах обычаи и традиции родного края.

6. Воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине.

         Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл моей работы.

               Именно сейчас, в век стремительного научно-технического прогресса, народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед. Наше дошкольное учреждение посещают дети с разной национальной культурой, поэтому в практической деятельности стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники не были «Иванами», не помнящими родства, не утратили духовную связь с родным краем, и его культурой, судьбой, а могли найти свое место и осознать себя личностью в системе всего мировоззрения.

Само же нравственно-патриотическое воспитание предполагает целенаправленное развитие нравственных, эстетических и религиозных идеалов. Восполняя утрату размеренного, традиционного жизненного уклада в большинстве программ предлагается курс занятий по программе нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности предполагающей восстановление традиционных форм и методов семейного воспитания и их использования в работе с детьми в условиях образовательного учреждения.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

        Я  поставила перед собой конкретную задачу:  воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего  народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл моей работы

При этом надо учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.
О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

1.2. История изучения педагогического опыта в образовательном учреждении   и муниципальном образовании.

             В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

              О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В решении этой задачи, сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим, перед коллективом педагогов современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников. В нашем детском саду сложилась своя система по патриотическому воспитанию дошкольников. Одним из направлений этой работы является тесная взаимосвязь с родителями, как с представителями старшего поколения, в жизненном опыте которого еще сохранились воспоминания о событиях прошлых лет. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Это вызывает у детей не только интерес, но и осознание сопричастности к истории своей семьи, своего народа, своей страны.

        Одной из значимых особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений. Благодаря новым комплексным программам обновляется содержание образования и воспитания детей.
Работа по единой обязательной для всех учреждений программе, которой была долгие годы «Программа воспитания и обучения в детском саду» /1986/, сдерживала инициативу и ограничивала возможности для педагогического творчества, недостаточно учитывала сензитивность возраста, недооценивала самоценность дошкольного периода детства, порождала единообразие форм, содержания и методов педагогического процесса, не затрагивала раздел «Нравственное воспитание», который носил на себе явный отпечаток идеологизированной направленности.
Создание «Концепции дошкольного воспитания» /1989/, и принятие ряда нормативно-правовых документов: «Временного положения о дошкольном учреждении» /1991/; Закона РФ «Об образовании», в редакции 1996 г., «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» /1995/ закрепляли за дошкольным учреждением право выбора программы из комплекса вариативных, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также право разработки собственных /авторских/ программ. Это означало, пересмотр содержания образования, его обновление и изменение: инновационность педагогических технологий, оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах.

  В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпения, душевного комфорта,  тесно взаимодействуя с семьёй. В процессе воспитания мы стараемся прослеживать связь поколений, общаемся и с молодыми родителями, и с бабушками, дедушками детей.

Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу

как образовательному и воспитательному  источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала. Проведены открытые просмотры тематических занятий.

Анкетирование показало, что удовлетворенность педагогов своей профессиональной подготовкой по теме «Формирование представлений детей о родном крае» значительно повысилась – с 45 до 76 %.

Педагогами приобретен новый опыт организации предметно-развивающей среды – проведен конкурс на «Лучший краеведческий уголок в группе», который способствовал совершенствованию организации развивающей среды и обогащению методического, дидактического и игрового материала в каждой группе.

Хочется отметить активную поисково- познавательную деятельность всех педагогов, данную проблему мы обсуждали не пед.часах, консультациях: « Виды народного декоративно- прикладного искусства Кубани», « Творчество мастеров Кубани», « Основание портового города Ейска». Предложенные  материалы и разработанные конспекты занятий используются воспитателями нашего детского сада в учебном процессе.

              В нынешнее время из-за глобальной смены приоритетов в обществе нравственные устои и традиции, заложенные веками нашими предками, подверглись разрушению. Именно сегодня как никогда остро встает вопрос о необходимости сохранения нашей самобытной традиционной кубанской культуры для будущего поколения.

Сумеют ли наши дети продолжить традиции отцов, насколько для них будут близки исторические корни народа – всё это зависит и от воспитания в семье и от того, как мы разовьём в них жажду познания к истории своих предков.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

  1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

           Основные понятия  «нравственный» и «патриотический» в народной педагогике являются взаимно-дополняющими понятиями  для русского человека; нравственность – это твёрдая  постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Патриотический - это ……. нравственно- патриотическое  воспитание понимается как целенаправленная деятельность,. Традиция - (от лат . traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.

Традиция – разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

 Для традиций характерны: бережное отношение к сложившемуся раннее укладу жизни как к культурному наследству прошлого. Традиции бывают: национальные, культурные, бытовые.
Известно, что традиция включает в себя не только передачу в течение длительного времени в определенных социальных группах от поколения к поколению отобранных духовных ценностей: идей, обычаев, норм поведения, обрядов, но и приспособление их к новым условиям жизни, их видоизменение и трансформацию. Благодаря традициям всякая система жизнедеятельна. Ценность традиции – умение новых поколений увидеть, узнать и понять эти вечные истины в старых традиционных формах.
Обычаи – это общепринятый, установившийся, традиционный порядок, издавна укоренившийся в быту какого-л. народа.

Фольклор - это устное поэтическое творчество широких народных масс писал в Ю. М. Соколов Н. И. Кравцов дал следующее итоговое определение народного творчества: «Фольклор – особый синтетический вид искусства, соединяющий в себе искусство слова, музыки и исполнения, проявляющийся по-разному в разных жанрах»

2. Психолого-педагогический портрет группы обучающихся воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

                    Работая с детьми старшего дошкольного возраста,  я наблюдаю развитие силы воли и терпения. Данный возраст – это итог всего дошкольного развития: чему ребёнок научился, что он знает и умеет делать. Мы с  родителями замечаем , что дети взрослеют, начинают больше проявлять самостоятельности, лучше контролируют своё поведение и уже могут Ведь успешное развитие в этом возрасте в дальнейшем отразится на школьном обучении ребёнка.

  Начиная с пяти лет, у ребёнка активно  развивается саморегуляция, то есть он учится подчинять своё поведение внешним правилам и нормам. Ребёнок учится контролировать свои эмоции и проговаривать свои чувства и переживания, если ему обидно, он злится, либо расстроен. Он учится ждать своей очереди, уступать и проявлять терпение. Это очень сложно для дошколёнка, поэтому он нуждается в помощи  взрослых.  Взрослый является посредником в процессе воспитания воли и терпения, он направляет и учит контролировать поведение.  Нравственно- патриотическое  воспитание – формирует у ребенка следующие аспекты:

-Нравственные чувства (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма)

- Нравственный облик  ( терпение, милосердие,)

- Нравственная позиция (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний)

-Нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли)

Для России нет другого пути выхода из кризиса в нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления нравственно-патриотического и интеллектуального потенциала носителя русской культуры- русского народа.

В своей работе я отмечаю даже самые маленькие проявления терпения и силы воли моих воспитанников. Начиная  со старшего возраста, я широко использую все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы).

Я стараюсь передать своим воспитанникам, любовь к родным местам, рассказываю о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди Кубани.

Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.  Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему и  чувство гордости.

Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет  лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня.

 

3.  Педагогический опыт.

          В опыте работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста», стараюсь следовать передовым идеям современной педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности.

В своей работе использую программу обучения и воспитания в детском саду под редакцией М. А. Васильевой,  элементы программы « Детство», план программы: « Моя Родина – Кубань», « Родной свой край люби и знай», дополнительно обращаюсь к отечественным традициям и народной педагогике, темам актуальным в современном обществе, обеспечивающие нравственно-патриотические компоненты развития личности ребенка, присущим традициям нашего края, региональной образовательной политике, светского характера образования и законности (соответствующие действующему законодательству РФ).

            Перспективное планирование предусматривает решение задач по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников  во всех блоках учебно-воспитательного процесса:

   Воспитательно-образовательный процесс условно поделен на:

непосредственно образовательную деятельность, которая осуществляется  в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (далее по тексту – «совместную деятельность с воспитателем»);

самостоятельную деятельность детей (Индивидуальные и совместные игры, работа в уголках книги,  театра, рассматривание книг, иллюстраций,  репродукций и  др.– «развивающая среда»);

взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеразвивающей программы дошкольного образования.

В процессе  педагогической деятельности, я  опиралась на основные направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

Физическое развитие

- формирование представлений о здоровом образе жизни;

- воспитание потребностей в физическом самосовершенствовании.

Социально-личностное развитие

- ознакомление с культурными ценностями Кубани;

- формирование интереса к ознакомлению с родным  городом, краем, их географией, историей и культурой;

- формирование качеств социальной зрелости личности ребенка, т.е. усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности.

Познавательно-речевое развитие

- способствование овладению детьми элементарными сведениями истории, географии и культуры Родины

- формирование культуры быта;

- воспитание потребностей в труде как способе обеспечения потребностей человека;

- формирование навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций;

- формирование начал экологической культуры, осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Художественно-эстетическое развитие

- формирование эстетического отношения к миру и способствование художественному развитию ребенка средствами искусства

- приобщение детей к высокохудожественной литературе.

         Данный материал был подобран с учётом  возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из  этого, подача материала осуществлялась поэтапно, ступенчато.

    На 1 этапе мне было необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их  знания о родном  городе, крае. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о  нравственно- патриотическом воспитании  у детей на начало учебного года. Одновременно,  мною,   проводилась  работа по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний об окружающим мире: родном городе, традициях народной культуры и выявлению запросов родителей по нравственно- патриотическому воспитанию. (Беседы - приложение № 2,анкетирование - диагностика  – приложение №3).

2 этап. Следующим этапом моей работы было составление перспективного плана.
Оценку труда осуществляла по таким критериям:
1.Знание городской, краевой и государственной символики.
2.Знание своей родословной.
3.Знание достопримечательностей города.
4.Исторические факты жизни города.
5.Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка.
6.Народные праздники (Рождество, Масленица, Пасха).
7.Знание русских народных сказок.
8.Русские национальные и казачьи костюмы.
9.Значение известных людей Кубани.
В решении поставленных задач использовала разделы программы «Детство» - «Социальный мир», «Ознакомление детей с природным миром».

    На 2 этапе я осуществляла свои работу по перспективному плану , одновременно проводила работу с родителями и педагогами (Приложение № 2),   и закрепляла в совместной деятельности с детьми (дидактические игры, чтение художественной литературы Кубанских поэтов, просмотр презентаций,  слушание песен Кубанского хора,  экскурсии в библиотеку, в художественный салон, краеведческий музей  (Приложение № 8)).  

         На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило  осознанное овладение реальными практическими действиями в совместной деятельности с детьми в праздниках развлечениях. Завершением всей работы по  теме  « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»,  стало итоговое интегрированной  занятие  «Лента времени» (Приложение № 9 -  видео фильм занятия; конспект занятия  в  приложение №4)   на котором дети показали  свои знания и умения по изученной теме.    

    А также в работе было использовано анкетирование  (Приложение 7); проводились экскурсии в библиотеку, по городу к памятным местам; викторины, развлечения,  народные праздники.

Для работы была создана специальная предметно-развивающая среда, учитывающая интересы и потребности старшего дошкольника. Пособия, представленные в  содержании предметно - развивающей среды динамичны и многофункциональны (подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг-раскладушек и раскрасок; кассет; дисков; а также костюмов; атрибутов для театрализации; иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам; образных игрушек-персонажей, кукол; предметов русского быта; деталей народной одежды; фотографий; специальных картинок; схем; таблиц; символов для моделирования; презентации  и видеофильмы т.п.).

В результате создается единая, цельная система работы, ориентированная на реальные возможности педагогов, детей, родителей. Мы хотим, чтобы из нашего детского сада дети выходили имеющие достаточно сформированный запас знаний о родном крае.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

           Для достижения цели, считаю, что умелое сочетание наблюдений с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам, поможет шире открыть окно в мир перед ребенком, что поможет ему легче сделать необходимые обобщения и проявить возникшие чувства.
В связи с этим выбирается нужная форма, структура проведения того или иного занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу.
Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать друг другу вопросы, игровые приемы.
Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомлю с трудом людей (сравниваем, что делают рабочие и колхозники, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде, как пахал землю крестьянин и как пашут землю наши колхозники), с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), с природой (сравниваем природу севера и юга нашей страны).

           Реализуя задачи своей  работы,   я решила, что наиболее важно обогатить опыт детей, предоставить им возможность исследовать предметы кубанского быта. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, глэчик, крынку, горшок, расписные деревянные ложки,  дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, удивлялись. А позже и сами приобщились к изготовлению и украшению этих предметов:  лепили игрушки, посуду из глины и соленого теста, расписывали ложки, изготавливали бусы, пироги, булки для кукол. Работы детей гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой. Родные и близкие тоже  проявили интерес к рисункам и лепке. Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных,  с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем.  Таким образом,  родители становились моими единомышленниками. Мной и родителями была проделана работа по оформлению макета кубанского подворья,  собрана коллекция глиняной посуды. Руками умелой мамы  была сшита национальная одежда для кукол казака и казачки. Вместе с родителями мы посетили краеведческий музей, где дети впервые увидели настоящие предметы старины и быта казаков. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки,  у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям. 
По просьбе родителей была организована выставка совместных работ детей и родителей на тему «Кубанские мастера».
На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и принимали непосредственное участие, даже исполняли роли.
После ознакомления детей с символикой Кубани, я предложила родителям вместе с детьми придумать герб своей семьи, где они родились, и где жили их родители. Родители с увлечением и энтузиазмом откликнулись на мою инициативу. Лучшие работы приходили смотреть сотрудники, дети и родители со всех групп детского сада.  Она вызвала широкий интерес.
К развлечениям, посвященным обрядовым праздникам,  родители приносили выпеченные дома хлебные изделия – блины на Масленицу, колядки – на Рождество, куличи, жаворонки – на Пасху. В благодарность родители получали самые разнообразные призы – поделки, выполненные их детьми.
Родители с удовольствием рассказывали, что дома дети повторяют пословицы и поговорки, объясняя их смысл, и даже просят самим их придумать.
Такая связь с семьей меня очень радовала, знания данные мной детям на занятиях и в совместной деятельности, находили свое закрепление, расширялись и обогащались в семье. Кроме того укреплялись семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на нравственном воспитании детей.
Таким образом, я  еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.
 

Непосредственно  образовательная  деятельность

игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации, подвижные);

просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг; детских иллюстрированных энциклопедий;

создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы духовно-нравственного содержания, специальные рассказы детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, сувениров;

оформление выставок работ народных мастеров, произведений народно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года и др.), выставок детского творчества;

викторины;

инсценирование и драматизация;

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (быта и др.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного и пр.);

продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) на темы народных произведений;

слушание и обсуждение народной, классической музыки;

Мероприятия: тематические досуги, праздники, театрализованные     представления, конкурсы, экскурсии.

Образовательная деятельность

при проведении режимных моментов

социально – личностное развитие: ситуативные беседы, дежурства, помощь взрослым;

познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций; ситуативные разговоры с детьми;

художественно-эстетическое развитие.

Самостоятельная деятельность детей

Индивидуальные и совместные игры,

работа в уголках книги,  театра,

рассматривание книг, иллюстраций,  репродукций и  др.

       

3.2 Актуальность опыта.

             Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности.  Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

             Исходя из вышеизложенного, мы определяем актуальность опыта, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края.                              

Анализ материалов методической литературы, опыта работы других детских садов города позволяет сделать вывод, что проблема включения основ краеведения в образовательный процесс дошкольных учреждений разработан не в полной мере. Поэтому решила направить свою работу на расширение и углубление знаний детей об истории  родного города  и края, его традициях и обычаях.
Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были проведены анкетирование родителей, наблюдения, беседы с детьми для выявления уровня знаний.

            3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

       

             Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Еще К. Д. Ушинский отметил: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».                                          

                 Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры.
Д.С.Лихачев

                  Нравственно - патриотическое воспитание человека занимает всё больше места в таких науках, как философия, история, психология, Эта тема стала обсуждаемой в СМИ. Возникла необходимость научного осмысления, установления закономерностей. В настоящее время основополагающим в педагогической науке становятся понятия «Современный воспитательный идеал» и «Базовые воспитательные ценности, которые формируются на основе социально-исторических законов».

           У нас светское общество, в соответствии с этим, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту, в соответствии с особенностями, присущими традициям нашего края, светского характера образования и законности. В своей работе я стараясь следовать передовым идеям современной педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности. Использую материалы: перспективное и календарное планирование, диагностические карты, анкетирование, сценарии праздников, дидактические игры, соответствующую предметно-развивающую среду, стараюсь соответствовать основополагающим закономерностям, принципам, подходам современной педагогики, психологии и методики преподавания.

            Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

3.4. Результативность педагогического опыта.

     Предполагается, что в результате работы по данной теме – в познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах  историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Дети получат комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Также можно надеяться на улучшение поведения детей, смягчение их характера; на позитивные изменения во внутрисемейных отношениях.

У детей расширяется круг познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с самого малого, с любви к своей маме, отцу, к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. «Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории,    прошлому и настоящему, ко всему человечеству» - писал замечательный человек, академик. Д.Лихачёв.

              Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение у наших  детей определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается. Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку  “путеводную нить“.

В своей работе  я ставила  цель  достичь следующих результатов:

Воспитание чувства патриотизма, любви к  Родине и русскому народу.

Приобщение к опыту культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Формирование начал  межличностных отношений, экологической культуры и здорового образа жизни.

Главный результат познавательный интерес детей к истории своих предков, к их традициям, быту, обычаям.

Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой  форме  рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомить и интерьером хаты, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах. На личном опыте я убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Кроме того тема работы позволяла развивать познавательные и творческие способности детей.

       В работе подведены  общие итоги, сформулированы выводы по проделанной работе, и представлены диагностический материал, конспекты занятий, сценарии развлечений, фото- и видеоматериалы.

Для выявления уровня знаний детей по нравственно-патриотическоу воспитанию, была проведена диагностика, в старшей группе (сентябрь, май) и в подготовительной группе (сентябрь, май). Результаты представлены в таблицах, на основе которых был  составлен мониторинг.  (Приложение 5).

Были продиагностированы следующие разделы:

- Родной город, символика;

-  Истории народной культуры, традиции.

 - Историко-географический и природный компоненты;

-  Личностный компонент

Результаты диагностики показаны в таблицах, где высокий уровень – 3 балла за ответ, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.

          АНАЛИЗ исследования детей старшей группы на начало учебного года.

Уровень

Родной город, символика

Истории народной культуры, традиции.

Историко-географический, природный  компоненты

Личностный компонент

Высокий

6%

0%

0%

44%

Средний

69%

62%

69%

50%

Низкий

25%

38%

31%

6%

Из диаграммы мы видим, что на начало года уровень знаний детей по  патриотическому воспитанию  поверхностный.

Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе детей  средний  уровень  знаний по данной теме.

АНАЛИЗ исследованиядетей подготовительной группы на конец учебного года.

Уровень

Родной город, символика

Истории народной культуры, традиции.

Историко-географический, природный  компоненты

Личностный компонент

Высокий

94%

56%

87%

94%

Средний

6%

44%

13%

6%

Низкий

0%

0%

0%

0%

Из диаграммы видно, что знания  протестированных детей  имеют высокий  уровень  знаний.

Таким образом, мы выполнили поставленные задачи, и из нашего детского сада дети выходят с достаточно сформированным уровнем знаний о родном городе, символики края, страны, города; историей народной культуры,  их традициями  и бытом; знания о природе родного края Кубани.  

              3.5. Новизна (иновационность) представляемого опыта.

             В своей работе я стараюсь гармонично сочетать использование новых современных образовательных технологий, обращаюсь к региональному компоненту, фольклору, народной педагогике, интернет-ресурсам.

Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь этим путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот долог. Поэтому роль взрослого как “социального проводника” очень важна и ответственна.      Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие; Организация воспитательного процесса в системе «детский сад – семья – социум» требует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать

             В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

Это возможно, если заниматься воспитанием детей на основе культуры своего региона, сложившейся веками, и опыта многих поколений. Нужно наполнять наших детей духовной мудростью.

Накопление опыта по нравственно-патриотическому воспитанию – это система

             Новизна выполненного педагогического опыта  исследования  заключается в том, что в нём демонстрируются многоаспектные возможности межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, студентов ЕПК, работников детской библиотеки.

 Мы знакомим  дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом казаков Кубани; охватываем литературный, фольклорный, исторический материал;  формируем личность, способную к успешной социализации; создаём обогащённую духовную среду; способствуем самореализации индивидуальности ребенка.    

            Новизна в том, что показан путь адаптации программы «Моя Родина-Кубань, педагогической  технологии, учитывающей региональный компонент. четко обозначены направления работы, система обучения детей  ознакомления дошкольников с особенностями и своеобразием природного, социального, культурного-этнического и национального уклада Кубани, насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.

3.7. Технологичность представляемого педагогического опыта


           Работая над опытом по теме « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста», я старалась создала  структуру работы  по воспитанию любви к родному краю. Проводя занятия с детьми, я ставила определенные конкретные задачи: 

Повысить интерес детей к истории своего народа.

Развивать представления детей об истории развития края, казачества.

Обогатить знания детей об образе жизни людей  на Кубани  в старину, их трудовой деятельности.

Знакомить с историей жилища кубанских казаков, их домашней утварью.

Познакомить с символикой Краснодарского края и города Краснодара в современное и давнее время.

Развивать знания о кубанской одежде, её назначении, названии, украшении.

Формировать представления о различных видах труда народных ремёсел.

Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.

Знакомить детей с народным изобразительным творчеством, рукоделием.

Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Для реализации этих задач мною были приложены большие усилия. Я старалась как на занятиях, так и вне постоянно говорить с детьми, читать литературные произведения, заучивать потешки, петь песни, играть в народные игры.
В старшем дошкольном возрасте    дети с удовольствием слушают рассказы об истории Кубанских казаков, о первых переселенцах. На занятиях  знакомились на наглядном материале с жизнью казаков, с историей жилища. Мы беседовали о быте, о разных видах труда наших предков, о народных ремеслах. У нас в группе есть макет кубанской хаты и подворья, создан мини-музей «Кубанская хата».  Собраны иллюстративные материалы для ознакомления с жизнью кубанских казаков. Имеются образцы глиняной посуды, родители помогли сшить для двух кукол мужской и женский кубанский казачий костюм.  Большой радостью для детей стали праздники, развлечения. Здесь они смогли полностью раскрыть свои таланты. Они полностью перевоплощались в сказочных персонажей, играли легко и естественно, пели, танцевали, играли и веселились искренне и от души. Это им доставляло огромное удовольствие.
Мною был разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, ручной труд) и развлечения.

Изучая  данную тему, я  спланировала свою работу по разделам: 

Элементарные сведения об истории Кубани;

  Моя родословная;

Социальное окружение, труд жителей Кубани;

Культура (традиции, фольклор);

Особенности природы и животного мира Кубани;

Знакомство с творчеством кубанских поэтов, композиторов.

И  предоставила её в виде таблицы ( см. Приложение № 1. «Структура работы по воспитанию любви к родному краю»). Основываясь на содержание структуры, мною был  разработан  перспективный план, (Приложение № 3).  И составила конспекты занятий, бесед, праздников и развлечений (Приложение № 4). Эти материалы представлены в приложении к опыту работы.

 Элементарные сведения об истории Кубани;

                1. « Лента времени» – Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях. «Моя Родина -Кубань» - Цели: знакомство детей с государственной символикой Кубани, города Ейска.  (Приложения № 4).

  Моя родословная;

«Дерево моей семьи» - Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

Социальное окружение, труд жителей Кубани;

 «Быт и традиции» - Цели:  знакомство детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к  русскому национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках.

Культура (традиции, фольклор);

Развлечение – досуг «Кубанские посиделки».

Особенности природы и животного мира Кубани;

Моя задача – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края.

Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине.
От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина.

Я считаю, что гармония педагогического воздействия требует постоянного общения с природой, так как экологический аспект в формировании любви к малой Родине имеет огромное значение.
Презентация «Разнообразие животного мира Краснодарского края».

Цели: расширять представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

Думаю, что главная задача в историческом и эстетическом развитии средствами природы – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней.
Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств.
Наиболее эффективная последовательность работы:
-непосредственное восприятие природы;
-организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий;
-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время прогулок и экскурсий;
-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке.
В настоящее время, когда так остро поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно занимать соответствующее место в работе воспитателя.

«Мой  родной город».

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, памятными  местами.

      Презентация  «История создания города Ейска», «Город  Ейск  сегодня».

Видеофильм  «Город Ейск».

Нужно рассказывать детям о своих любимых местах в городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места.
Целесообразно проводить после просмотра или экскурсий обобщающие беседы «За что я люблю свой город». Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить еще и еще полюбившиеся места в родном городе.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
-повсюду люди трудятся для всех;
-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу;
-люди берегут и охраняют природу;
-есть общие профессиональные и общественные праздники.
Все это поможет детям понять как семья и город едины.

Знакомство с творчеством кубанских поэтов, композиторов.

7. «Как чуден наш родной язык» - Цели: приобщать детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов.

Накопление опыта  по нравственно-патриотическому воспитанию – это часть системы, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит направление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для ее изучения привлекаются ученые – социологи, психологи, педагоги…- потому что необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить народную культуру.

Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры.
Д.С.Лихачев

Для решения поставленных задач использовала специально подготовленный цикл занятий и экскурсий по родному городу, такие как «Улицы моего города», «Памятники и обелиски войны», «Знакомство с краеведческим музеем», «Река Кубань и ее обитатели»; оформила семейный альбом, использовала богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки. В результате у дошкольников появился интерес к истории города, народной культуре, фольклору. На занятиях давались сведения, предоставленные городским музеем о народных умельцах и промыслах Кубани. Провела занятия по темам: «Фольклор Кубани», «Все мы дружно живем на Кубанской земле», а как подведение итогов в подготовительной группе было проведено занятие «Моя Родина – Кубань» в форме викторины .
Для воспитателей проведены консультации по темам: «Разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию», «Родной город, его история, достопримечательности», семинар-практикум «Патриотическое воспитание дошкольников», организован смотр-конкурс кубанских уголков, конкурсы детских рисунков «Моя семья», «Мой город», «Защитники Отечества», «Памятники великой войне».
В основе всей работы лежит приобщение детей к национальной культуре, воспитание любви к малой Родине; расширение и углубление знаний детей о родном городе, крае; развитие психических процессов, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи.
В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, в рассматривании открыток, фотографий, пыталась воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Ставили с детьми театрализованные сказки, представления, участвовали в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица, Пасха.
В работе широко использовались произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. Здесь метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в них занимает уважительное отношение к труду и любовь к Родине.
Дети с удовольствием участвуют в фольклорных праздниках, развлечениях, посиделках. Так в нашем саду организовала и провела совместно с музыкальными руководителями и воспитателями посиделки «Кубанская осень», праздник «Старину мы помним, старину мы чтим», «Из бабушкиного сундука».

При этом дети не только получают интересную информацию, но проникаются духом любви к родной земле-кормилице, радостью и благодарностью к ее щедрости. Эти праздники, развлечения направлены на активизацию знаний у детей о народно-прикладном искусстве, о промыслах на Руси и на Кубани, о старых забытых вещах, которыми пользовались в старину, а также на воспитание уважения к традициям народа.

Весь образовательный процесс выстраивается вокруг  одной центральной темы. Это дает большие возможности для развития детей.

-         Два раза в месяц по центральной теме этого периода планируется итоговая непосредственно образовательная деятельность детей по духовно-нравственному воспитанию  в образовательной области «Познание».

-         В итоговой  непосредственно образовательной деятельности упор делается на развитие у детей познавательной и речевой активности, на формирование у детей нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, на обобщение, закрепление представлений, умений и навыков по запланированной  теме этого периода.

-         Во всех видах деятельности решаются задачи духовно-нравственного воспитания детей по центральной теме этого периода, включая этнокультурное развитие детей.

-         Вокруг одной центральной темы ежедневно в течение дня в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей планируется работа по духовно-нравственному воспитанию, в которой особое внимание обратить:

на формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика  (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции    (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

на соблюдение исторической преемственности поколений, чтобы дети не лишались возможности брать пример с людей, живших в прошлом, знали, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

на традиции группы: коллекционирование, «Добрые дела»,  составление альбомов, коллажей, макетов по темам, традиция на прогулке «Общение с природой» и др.

(Например, ежедневная традиция на прогулке) 

где соблюдается:

- восхищение природой,

- общение с растениями,  

- «одушевление» растений, акцентирование внимания на  их  чувства, при помощи размышлений, что могли бы рассказать нам растения, если бы умели разговаривать (поделились бы своей радостью, горем, вызывая сочувствие, сострадание, желание помочь, а также поделились бы своей гордостью за ответственных, милосердных, трудолюбивых людей; рассказали бы нам о своем уважении к людям - труженикам).

где воспитывается ценностное отношение к  труду, собственному и  других людей и его результатам на благо Родины.

-        Завершают изучение каждой темы вечера развлечений, народные гулянья, праздники. Праздник даст положительные результаты и подведет итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с педагогами и родителями.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи

Основное внимание уделяется работе с семьей.

Формы работы с семьей:

родительские собрания на духовно-нравственные темы;

лекторий для родителей;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

экскурсии;

визиты домой;

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

4. Выводы.

         Через данные формы я хотела донести до сознания, что родители и дети – носители народной культуры.
Педагог Н.Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации».
Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребенка на много лет вперед.
Хочу отметить, что те живые представления, которые дети получают на занятиях, экскурсиях, в беседах, становятся отправной точкой для более глубокого изучения истории.
Все эти мероприятия дали положительные результаты, прежде всего дети стали иначе смотреть на родной город, видя как он красив и богат, узнали много о своих предках из рассказов прабабушек, обогатился словарный запас, пополнился новыми выражениями и оборотами речи.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других.
Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И мне хотелось передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни.
Ведь знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Сегодня, как никогда, нужно формировать в детях чувство патриотизма, воспитывать чувство долга и любви к ближним.
Я думаю, чем больше дети будут узнавать интересного о родном городе и крае, тем глубже и сильнее они проникнутся любовью к своей малой Родине и ко всей Отчизне. А в заключении хочу перечислить результаты проделанной работы в виде  
вывода:
1.Воспитание патриотических через привитие любви к родному городу и краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.
2.Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.
3.Воспитание патриотических чувств было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому – очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятие об универсальных средствах жизнедеятельности.
Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
Я считаю, очень важно прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

5. Библиография.

1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. / Н.В.Алешина.- М.:ЦГЛ,2005.
2.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа / Н.В.Алешина.- М., 2003.
3.Аронов А. Воспитываем патриотизм. / А.Аронов.- Дошкольное воспитание, 1988.- №2.-10-13с.
4.Атоева И. Патриотическое воспитание / И. Атоева.- Ребенок в детском саду.- 2001.-№5-18с.

5. Бондарь В.В., Ратушняк В.Н. «Родная Кубань», 2004

6. Бондарь Н.И. «Традиционная культура и дети», 1997

7. Бондарь Н.И. «Традиционная культура Кубани», 1994
8.Воспитание нравственных чувств у дошкольников. /(Под ред. А.М. Виноградовой).-М.,1988.
9.Герб, флаг и гимн России: Изучение гос. Символов Рос. Федерации в школе: метод. рекомендации / сост. М.К. Антошин.-М.: Айрис-пресс, 2003.
10.Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.Данилина.- Дошкольное воспитание, 2000.- №1.- 41-48с.
11.Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями /

12. Т.Доронова.-Дошкольное воспитание,2004.-№1.-60-68с.

13. Калайтанова Г.Н. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», 1999

14. Кихаева А.А. «Во славу Кубани», 2006

15. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998
16. .Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности. / Л.В.Кузнецова.-М.:Педагогика,1986.

17. Мирук М.В., Науменко Т.А. «Введение в историю Кубани», 2000

18. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник», 2000

19. Овчинников С.А. «Кубанское казачество», 2000

20. Орлова А.В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995

21. Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли», 2004

22. Попов В.Д. «Певцы земли кубанской»,1995

23. Ратушняк В.Н. «Родная Кубань, страницы истории», 1993
24. Рыболова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. / И. Рыболова.- Дошкольное воспитание, 2003.- №6.- 45-46 с.

25. Сидоров В.Г. «Кубань – родимая земля», 1999

26. Ситдикова Н.В. «Моя Кубань», 2000
27. Султанова Н., Цилько Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников./ 28. Н.Султанова, Н.Цилько.- Дошкольное воспитание, 2004.- №5.- 7-14 с.
29. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. / В.А. Сухомлинский.-М.: Молодая гвардия, 1980.
30.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. / В.А.

31. Сухомлинский.- М.: Педагогика,1990.

32. Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....

«Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы м...

Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...

Конспект НОД на тему «Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей» (старший возраст)

Конспект НОД с воспитанниками старшей возрастной группы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию....

Статья "Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания дошкольников"

Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания дошкольниковЛихошерстова О.А., Сухова О.Н., Сытник Н.Авоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Аквар...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...

"Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

В настоящее время стало все более заметной постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицит...