ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ взаимодействия с родителями "От счастья ключи в семье ищи"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Яркова Оксана Петровна

 

Семья стоит у истоков воспитания, является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.

Поэтому цель проекта: содействие возрождению традиций семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_proekt.doc506 КБ

Предварительный просмотр:

(групповой, творческий, долгосрочный)

г.Тюмень

д/с №

«Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец».

                                                                                                                                         И.А.Ильин

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи

        Российские реформы последних двух десятилетий коренным образом изменили идеологию приоритетов ценностей общества. Соответственно изменились и семейные ориентиры.

        Разрушены традиционные устои семьи. Отсутствие единой идеологии привело общество к свободному выбору тех ценностей, которые считают приемлемыми для своей семьи. Но зачастую, молодые люди, вступающие в брак и молодые родители, не имеют представление какие ценности должны быть в их семье, так как в большей степени эталоны ценности в настоящее время утрачены:

  1. Разрушены нравственные ценности представления о браке и семье;
  2. Утрачено традиционное воспитание родительства и детства;
  3. Деформирована сфера семейного воспитания;
  4. Современной общество утратило представление о чистоте и целомудрии;
  5. Утеряны ценности родственных связей.

        Трагедия современности в исчезновении примеров, в том числе и семейного образа жизни. Люди перешли к одиночно – коммунальному сосуществованию, формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет общих интересов, дел, целей. Это не зависимо от возраста детей и качества жизни. Родители озадачены материальным положением семьи, и с каждым годом семья любого уровня доходов тратят больше сил и времени на поддержание привычного уклада жизни. Слишком много времени отнимает борьба за материальное благополучие и стабильности. Но для развития стабильных отношений необходимо не только экономическая база, но и духовная основа, способствующая семейным отношением. Сущность семейного воспитания заключается в характере и качестве повседневной жизни взаимоотношений, реализующихся в традициях, обычаях, устоях, привычках, обязанностях и т.д.. Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер, своей жизни.

        Семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво.

        Однако родители не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за советом, а за пониманием. Из семьи ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

         

         В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.

Поэтому цель нашего проекта: содействие возрождению традиций семейного воспитания.

Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  1. Выявление готовности семьи к активному взаимодействию на основе социально-педагогической и психологической диагностики;
  2. Повышение педагогической культуры  родителей путем их активного просвещения;
  3. Обеспечение включения родителей в образовательный процесс и управление им с учетом их желаний и возможностей;
  4. Обучение новым формам общения для улучшения семейного микроклимата;
  5. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  6. Развитие воспитательных умений родителей, поддержку уверенности в собственных педагогических возможностях;
  7. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1.   Активность родителей в возрождении традиций семейного   воспитания;
  2. Знание и применение родителями информации о педагогической культуре воспитания детей в семье;
  1. Умение родителей поддерживать семейные традиции и обычаи;
  2. Развитие партнерских отношений и сплоченность группы.

Блок

Деятельность по его решению


 1. Аналитический

  1. Анкетирование;
  1. Диагностика;
  2. Тестирование;
  3. Интервью;
  4. Рефлексивные листы.

  1. Информационный (просветительский)
  1. Наглядная информация, стенды;
  2. Фотовитрины, выставки, презентации;
  3. Уголки для родителей;
  4. Памятки;
  5. Папки – передвижки;
  6. Листы - рекламки;
  7. Выпуск газеты;
  8. Использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей.


 3.  Практический

Традиционные формы и методы

Нетрадиционные формы и методы

  1. Родительские      собрания;
  2. Тематические часы;
  3. 15-ти минутки;
  4.  Семинары-  практикумы;
  5. Круглый стол;
  6. Вечера вопросов и ответов;
  7. Консультации специалистов;
  8. День открытых дверей;
  9. Оформление

     семейных  фотогазет;

  1. Почтовый ящик «Добро пожаловать»
  2. Устный журнал;
  1. Лангетюд «язык фотографий» (по темам);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

  1. Использование атерапевтических техник (тематический рисунок, коллаж);


  1. Составление домашних заданий для родителей на заданную тему (составление портфолио дошкольника, сочинение на тему «Один день моего ребенка в саду»)


 4.   Досуговый

   (вместе с детьми)

  1. Вечера отдыха;
  2. Творческие конкурсы и выставки;
  3. Семейные, спортивные и

     интеллектуальные состязания;

  1. Утренники;
  2. Посещение театра семьями;
  3. Семейные выезды на природу;


  1. Презентация


  1. Слайд – шоу «от счастья ключи в семье ищи»


 6. Оценочный

  1. Книга отзывов;
  2. Оценочные листы;
  3. Экспресс-диагностика;

        


Тема, цель


Форма поведения


Участники


Январь


«Искусство воспитания в семье»

Цель:  повышение педагогического мастерства родителей и определение ролей семьи в воспитании ребенка.

  1. анкетирование «Какой вы родитель?»;

Родители

  1. тест «Я и мой ребенок»;

Родители

  1. диагностика «Кинетический рисунок семьи»;

Дети

  1. анкета «Выявление уровня педагогических возможностей у родителей»;

Родители

  1. памятка «Права и обязанности родителей»;

Воспитатели

  1. стенд «Тридцать золотых правил в воспитании ребенка»;

Воспитатели

  1. папка-передвижка «Советы по воспитанию»;

Воспитатели

  1. почтовый ящик «Вопросы о воспитании»;

Родители

  1. семейная фотогазета «Бабушка рядышком с дедушкой»;

Родители и дети

  1. выпуск газеты по теме;

Воспитатели

  1. родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка»;

Родители, воспитатели


Февраль


«Роли в семье и их взаимодействие»

Цель: обобщить накопленные знания о семье и увидеть собственную роль в ней: роль матери, роль отца, роль ребенка.

  1. анкетирование «Анкета для отцов»;

Родители

  1. памятка «Советы по воспитанию внуков»;

Воспитатели

  1. 15 – ти минутка «Творческая мастерская»;

Родители

  1. выставка рисунков «Моя удивительная семья»;

Родители и дети

  1. праздник, посвященный дню защитника Отечества;

Родители и дети

  1. Визитка семьи;

  1. спортивные развлечения «Папа может все, что угодно»;

Родители и дети


Март


«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Цель: осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми. Выработать тактику сотрудничества родителей по устранению причин эмоциональных нарушений у детей, заставить их задуматься.

  1. «Семейное интервью» (А.И.Захаров);

Родители

  1. тест «Нарисуй дом»;

Воспитатели  и дети

  1. опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А.Романов);

Родители

  1. консультация «Основные причины  эмоционального неблагополучия детей»;

Родители, воспитатели

  1. стенд «Заметки психолога»

Воспитатели, психолог

  1. уголок для родителей «Знаете ли вы темперамент своего ребенка?»;

Воспитатели

  1. домашнее задание «Арт -задание»

Родители, дети

  1. консультация специалистов «Секреты эмоционального здоровья»

Воспитатели, медработники, психолог

  1. утренник «Милая мама моя»

Родители, дети, воспитатели


Апрель


«Азбука общения»

Цель: выявление наиболее эффективных способов в семье, помочь родителям в создании благоприятной атмосферы в семье.

  1. развлечение «Смеяться разрешается»;

Родители, воспитатели, дети

  1. тест «Семейных отношений»;

Воспитатели, дети

  1. методика «Атмосфера в группе»;

Родители

  1. блиц-анкета «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»;

Родители

  1. ширма «Словесные способы  поощрения и поддержки ребенка»;

Воспитатели

  1. памятка «55 способов сказать «Я тебя люблю!»»;

Воспитатели

  1. уголок для родителей «Игротерапия для детей и родителей», «Игры, которые лечат»;

Воспитатели

  1. день открытых дверей;

Родители

  1. творческая выставка «Дети- цветы жизни»;

Родители

  1. практикум «Умеем ли мы общаться?».

Воспитатели, родители, дети


Май


«Формирование нравственно-ценного поведения у детей в семье»

Цель: совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности. Способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.

  1. анкетирование «Нравственные ценности»;

Родители, дети

  1. листовки – рекламки «Основа нравственных отношений в семье»;

Воспитатели

  1. 15-ти минутка «Зачем вашему ребенку четвероногий друг»;

Воспитатели, родители

  1. домашнее задание «Дневник добрых дел»;

Родители, дети

  1. памятка «Искусство наказывать и поощрять»;

Воспитатели

  1. подготовка выставки к празднику «9 мая»;

Родители, дети

  1. утренник «Этот день Победы»;

Родители, воспитатели, дети

  1. вечер вопросов и ответов «Искусство хвалить»;

Воспитатели, родители

  1. Международный день семьи "Моя семья – моя радость"

 

Родители, воспитатели, дети

  1. посещение театра «Ангажемент», спектакль «Золотой цыпленок»;

Родители, воспитатели, дети


Июнь


«Все мы родом из  детства»


Цель: Формирование активной жизненной позиции родителей, вооружение знаниями и умениями по вопросу игровой деятельности дошкольников. Вовлечение родителей  в процесс  воспитания своих детей.

  1. День защиты детей «Маленькая страна»

Воспитатели, родители, дети

  1. анкетирование «Во что играют наши дети?»;

Родители

  1. интервью с детьми «В какую игру ты мечтаешь поиграть с родителями?»;

Воспитатели, дети

  1. выставка – презентация игр и литературы по теме;

Воспитатели

  1. фотогазета «Мы играем»;

Воспитатели

  1. методика «Незаконченное предложение»;

Воспитатели, дети

  1. памятка «Игры – их особенности»;

Воспитатели

  1. уголок для родителей «Зачем ребенку игра?»;

Воспитатели

  1. консультация «Как влияют детские забавы на формирование личности ребенка»;

Родители, воспитатели

  1. папка-ширма «Чем заняться в выходной», «Отдых на море», «Свободная минутка»;

воспитатели

  1. консультация специалистов «Детские игры – дело серьезное»;

Воспитатели, психолог

  1. семинар-практикум «Играть – развивая, развивать - играя»;

Родители, воспитатели


Июль

«Трудовое и этическое воспитание в семье»

Цель:  показать родителям, что трудовое, этическое воспитание – одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка. Способствовать созданию положительного микроклимата в семье.

  1. анкета «Трудовое воспитание в семье»;

родители

  1. арт – альбом «Что вы любите делать вместе?»;

Родители, дети

  1. папка-ширма «Короткие новости»;

воспитатели

  1. слайд-шоу «Что мы умеем, что мы можем?»;

Воспитатели

  1. творческое домашнее задание «Чем могу, помогу!»;

Дети, родители

  1. вечер – развлечение «Город мастеров»;

Родители, дети

  1. круглый стол «Школа хороших манер».

Родители, воспитатели


Август

«Формирование здорового образа жизни в семье»

Цель: формирование у родителей ответственности за здоровье детей и свое здоровье, мотивации на здоровый образ жизни.

  1. анкета «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»;

Родители

  1. листы – рекламки «Компоненты здорового образа жизни»;

Воспитатели

  1. уголок для родителей «Советы специалистов»;

Воспитатели, психолог, физинструкт., медработники

  1. оформление стенда «Наши достижения»;

Воспитатели, родители

  1. домашнее задание  сочинение на тему «Что приносит пользу здоровью нашей семьи?»;

Родители

  1. семейный досуг «Дружим со спортом»;

Воспитатели, дети, родители


Сентябрь


«Учет индивидуальных особенностей детей в семье»

Цель: формирование правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.

  1. День знаний;

Дети, воспитатели

  1. тест «Что я знаю о своем ребенке?»;

Родители

  1. диагностика «Разноцветные странички»;

Воспитатели, дети

  1. стенд «Материал по типологии личности ребенка»;

Воспитатели

  1. консультация «Почему они такие разные?»;

Воспитатели, психолог

  1. портфолио дошкольника;

Родители, дети

  1. выставка литературы по теме;

Воспитатели

  1. памятка  «Воспитание младшего ребенка, старшего, среднего и единственного»;

Воспитатели

  1. лангетюд  «Режимные моменты ребенка в детском саду»;

Воспитатели

  1. родительское собрание СПТ «Один день моего ребенка в детском саду, какой он?»;

Воспитатели, психолог


Октябрь


«Традиции, помогающие, поддерживать огонь родного очага»

Цель: совместно с родителями найти и поделиться опытом семейных традиций.

  1. опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л.Е.Гозман);

Родители

  1. анкета «Интересы - досуг» (Т.М.Трапезникова);

Родители

  1. стенд «Развитие интереса и  любви к книге»;

Воспитатели

  1. выставка рисунков «По следам сказок»;

Родители, дети

  1. творческая выставка «Чудесница осень»

Родители, дети

  1. домашнее задание «Пластилиновые дорожки»;

Родители, дети

  1. фотогазета «В нашей семье…»;

Родители, дети

  1. семейное развлечение «Праздник детства»;

Родители, дети, воспитатели

  1. выезд на природу;

Родители, дети, воспитатели


Ноябрь


«Защита прав и

достоинств ребенка и семьи»

Цель: уточнить,  систематизировать знания родителей о правах человека и

закрепить их соблюдение в семье.

  1. бланк для заполнения «Социальный портрет семьи»;

Родители


  1. диагностика «Нарушение прав ребенка в семье»;

Родители

  1. опросник «Измерение родительских установок и реакций»;

Родители

  1. информационный лист «Декларация о правах ребенка»;

Воспитатели

  1. стенд «Защита прав и достоинств ребенка в семье»;

Воспитатели

  1. консультация специалистов «Право на ошибку…»;

Воспитатели, психолог

  1. тренинг «Давайте дружить, ведь нам вместе детей растить»;

Родители, воспитатели, психолог

  1. праздник «День матери»;

Родители, дети, воспитатели


Декабрь


«Итоги совместной деятельности за год»

Цель: проанализировать изменение ситуации в семьях, получение обратной связи от родителей

  1. анкетирование  «Как Вам у нас?»;

Родители

  1. диагностика «Измерение индекса сплоченности коллектива»;

Родители

  1. уголок для родителей «Мысли Великих людей»;

Воспитатели

  1. арт – альбом «Придумай план дома для себя и своих близких»;

Родители, дети

  1. выпуск газеты «Моя семья, моя  - радость»;

Родители, дети

  1. почтовый ящик «Почта доверия»;

Воспитатели, родители

  1. информационный стенд, «Какие возможности для развития предоставляет ледяная горка?», «Нужны ли сказки про Деда Мороза?»

Воспитатели

  1. выставка семейных альбомов;

Родители, дети

  1. новогодний утренник «По снежным тропам».

Воспитатели, родители, дети

  1. Дискуссия «Гори, гори моя звезда»;
  2. Разыгрывание инсценировок «Семьи разные важны, семьи разные нужны»;
  3. «Шкатулка семейных ценностей» (Оформление пожеланий родителей друг другу);
  4. «Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся» (Игротека);
  5. Презентация: слайд – шоу «От счастья ключи в семье ищи».

  1. Формирование гармоничных детско-родительских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "От счастья ключи в семье ищи"

                                                      ...

Проект с родителями "От счастья ключи в семье ищи"

Проект разработан для родителей детей подготовительной группы с целью поиска новых форм работы с родителями и детьми по предупреждению трудностей семейного воспитания....

Проект «От счастья ключи в семье ищи»

•К сожалению, в настоящее время, в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.•Этот процесс можем и должны остановить мы – дошкол...

Проект: "От счастья ключи, в семье ищи"

Проект: "От счастья ключи, в семье ищи". В проектной деятельности представлено  возрождение семейных традиций....

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «От счастья ключи в семье ищи» (старший возраст)

Конспект НОД разработан с целью обогащения представлений детей  о семье и родословной...

Образовательный проект "От счастья ключи в семье ищи"

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировани...

организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «От счастья ключи – в семье ищи»

организованной образовательной деятельностипо духовно-нравственному воспитанию в старшей группена тему «От счастья ключи – в семье ищи»...