Родительское собрание совместно с детьми "Традиции семьи"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Руданова Наталия Алексеевна

 

Сказка на ночь, яблочный пирог по воскресеньям, непременно живая елка к новому году – что между ними общего? Оказывается, все это маленькие традиции разных семей. Они и называются семейными потому, что в каждой семье традиции свои.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_moya_semya_2012.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Моя семья»

               Подготовила воспитатель Руданова Наталия Алексеевна.

                       “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” (Л. Н. Толстой).

Воспитатель: Добрый вечер наши милые родители, дети. Мы рады встрече с вами в семейной гостиной. Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей и наших с вами детей – что такое семья, счастье, домашний очаг.

Семья – это удивительный мир, со своими традициями, взаимоотношениями. Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей. Дети – это наше счастье, наша забота, наша радость. Сколько труда и терпения потребуется вам, чтобы ваши дети выросли хорошими людьми.

Выходит ребенок и читает стихотворение.

Маму я свою люблю,

Ей секрет я расскажу!

Мальчик новый к нам пришел,

И ко мне он подошел.

Стал со мною он играть,

Стал со мною рисовать,

Подарил он мне игрушку.

А зовут его (Аким).

Психологическая разминка «Улыбка».

Воспитатель:  У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

Ребенок читает стихотворение:

Мама на папу глядит – улыбается,

Папа на маму глядит – улыбается,

А день самый будний – не воскресенье,

И за окошком не солнце, а ветер.

Просто такое у них настроение,

Просто они очень любят друг друга.

От этой любви и легко, и светло.

Мне с папой и мамой так повезло!

(Олег Бундур)

А теперь давайте поделимся своими улыбками друг с другом по кругу; я начну, а вы поддержите – улыбку ближнему вы подарите!

Воспитатель:  Посмотрите, как уютно и тепло стало в нашей группе! От улыбок и добрых слов улучшается настроение. А ведь вы, дорогие родители, внесли в наш дом целый букет цветов. Посмотрите, какие замечательные дети-цветы растут в ваших семьях! Дети – цветы жизни. Они похожи на своих родителей. Обратимся к детям и узнаем, на кого они похожи (воспитатель обращается к каждому ребенку).

Ребенок читает стихотворение:

Улыбаюсь я, как мама,

Так же хмурюсь я упрямо.

У меня такой же нос

И такой же цвет волос.

Ростом ниже я, но все же

И глаза у нас похожи,

Даже папа мне сказал:

«Просто мамины глаза!»

 (О.Дриз/Г.Сапгир)

Ребенок:

У нас сегодня праздник, довольна вся семья,

У нас родился братик, вернее, у меня!

До чего же он хорош, на кого же он похож?

Папа говорит: на маму, очень славненький с лица.

Мама говорит: на папу, вид смешливый у мальца.

Обе бабушки друг дружке уступают битый час:

- Внук похож на вас, не спорьте,

- Что вы душечка, на вас.

Я одна сижу, как мышка: пусть потешится родня!

Я-то знаю, что братишка уродился весь в меня!

Игра для родителей «Имя – качество»

Назовите качество (черту) характера вашего ребенка на ту же букву, что и имя вашего ребенка, например: мой Саша – смелый.

Игра с детьми.

  1. Самые родные для ребенка люди? (мама и папа)
  2. Самый младший член семьи? (ребенок)
  3. Все нарядные с утра: я, братишка и ….. (сестра)
  4. Самые старшие члены семьи? (дедушка и бабушка)
  5. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году, и у каждого он свой? (день рождения)

Воспитатель: отгадайте ребус  7Я. (ребус для детей)

Вопрос и для детей и для родителей: Что такое семья? (ответы – рассуждения)

Ребенок читает стихотворение:

Говорят, что в старину так оно и было.

Много братьев и сестёр весело дружило.

Вместе пили молоко, вместе ели сушки.

Настоящий детский сад в каждой был избушке.

В народе говорят: «Если семья вместе, то и душа на месте»; «Не надо и клад, коли в семье лад»

Конкурс пословиц о семье.

Конкурс проводится среди родителей и детей, чья команда больше пословиц назовет. (Детей заранее подготовила воспитатель, а для родителей это был сюрприз)

Ребенок читает

Что такое семья?

Папа, мама и я!

Баба Зоя, баба Зина,

Дедушки: Егор, Василий,

Тетя Аня, тетя Таня,

Дядя Вова, дядя Ваня,

И сестренка моя.

Вот и вся моя семья!

Всех двоюродных назвать –

Так до вечера считать!

Воспитатель:  В каждой семье есть свои традиции.

Выступление семьи Цирулевых, оформленное в виде стангазеты с семейными фотографиями.

Рассказывает мама Ирина Петровна:

Каждая семья – это свой маленький мир, где есть свои правила и традиции. В семье радости и беды общие. Ты знаешь, что есть люди, которые тебя поймут, дадут совет или просто пожалеют. Только семья может дать ощущение защищенности и взаимной заботы. Наша семья очень большая. Кроме нас с мужем, сына Вани и его младшего братика Гриши у нас есть бабушки, дедушки, прабабушка, тети, дяди, двоюродные братья и сестры. И традиций у нас тоже много. Мы очень часто собираемся всей семьей не только на праздники, но и в обычные выходные, разговариваем, обсуждаем проблемы, находим общее решение, делимся радостями. Зимой с детьми катаемся с горок, летом ходим на дачу. Ни одно лето не обходится без похода за грибами.

Еще одна важная традиция мужской половины нашей семьи – это посещение спортивных матчей – азарт, зрелищность – это так захватывает и детей и взрослых! Во время игры, болея за наших, они становятся так похожи друг на друга: взрослые, как дети вскакивают с мест, кричат, не сдерживая эмоции, и по-детски радуются победам; а дети по-взрослому переживают за свою команду, пытаясь себя представить на месте игроков. В общем заряд энергии неимоверный.

Рассказ продолжает Ваня Цирулев:

Когда я был маленьким, мама с папой и дедушкой посадили маленькое деревце – дубок, который теперь растет вместе со мной. Каждый год я ухаживаю за ним. Если засуха – поливаю, сильное солнышко – мы мастерим ему заслон, осенью подрезаем сухие ветки. Мне нравится за ним ухаживать! У нас родился Гриша, и мы все вместе этой весной посадим еще одно деревце – оно будет расти вместе с Гришей, а я буду помогать ухаживать за ним.

Рассказ продолжает мама:

Всё, что мы делаем вместе, можно назвать семейными традициями, ведь самая главная семейная традиция – быть вместе!

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Выступление семьи Долгачевых о семейных традициях: празднование день рождения сына Богдана в кругу друзей, походы за грибами семьей, отдых на природе. Всё это представлено в фото коллаже «Наша семья».

Воспитатель: Ребята, а вы ходите с родителями в театр? Какие театры вы посещали? Какие спектакли и концерты видели? Давайте и мы устроим у себя театр и разыграем спектакли, а помогут нам в этом наши родители.

(Родители играют роль взрослого, а дети играют роль детей)

Сценка 1.   «Какой же я?»

Действующие лица: папа, мама, сын.

Сын. Говорят мне папа с мамой…

Папа. Ты у нас такой упрямый!

Все умылись и поели,

Только ты лежишь в постели.

Мама. Сколько можно повторять,

Что пора тебе вставать!

Сын. Я умылся чисто с мылом –

Мама сразу похвалила:

Мама. Вот теперь, сынок Артём,

Ты послушный и хороший!

Сын. Я всегда у них такой:

То хороший, то плохой!

Сценка 2.   «Бабушка и внучка»

Действующие лица: ведущий, внучка, бабушка.

Ведущий. У Кати два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос один.

Внучка. Скажи, бабушка, почему у меня всего по два, а язык один и нос один?

Бабушка. А потому, милая внучка, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала, и нос свой, куда не надо, не совала!

Внучка. Вот, оказывается, почему языков и носов бывает по одному.

Бабушка. Ясно?

Внучка. Ясно!

Сценка 3.   «Дочки»

Действующие лица: Бабушка, мама, дочка Танюша, ведущий.

Ведущий. Танюша под вечер с прогулки пришла и дочку спросила:

Дочка. (обращается к кукле) – Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками прямо беда!

Скоро ты будешь, как спичка худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

Ведущий. Танюшина мама с работы пришла и дочку спросила:

Мама. – Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

«Обедать!» - кричала бабуля сто раз,

А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».

С этими дочками прямо беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

Ведущий. Тут бабушка, мамина мама пришла и маму спросила:

Бабушка. – Как, дочка, дела?

Наверно в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд?

Нельзя же сидеть целый день без обеда!

Уж доктором стала, а всё – непоседа.

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Ведущий. Три мамы в столовой сидят

Три мамы на дочек глядят.

Что делать с дочками упрямыми?

Все хором. Ох, и не просто быть мамами!

Воспитатель. Как хорошо, когда вся семья вместе. А бывает это обычно по выходным дням.

Ребенок читает стихотворение

Очень – очень счастлив я,

В сборе вся моя семья:

И папа со мной, и мама со мной,

Какой замечательный выходной!

Сегодня никто никуда не спешит.

Никто на работу с утра не бежит.

Мы просто все вместе по парку идем,

Играем, смеёмся и даже поём!

Конкурс для родителей «Угадай,  чья семья?» Родители должны угадать, на каком рисунке изображена их семья.

Тест «Моя семья» (в интерпретации В.К.Лосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой) Каждый родитель может по рисунку своего ребенка оценить  свои семейные отношения глазами ребенка (индивидуально)

Задание для родителей и детей: На изображении своей ладони – руки нарисуйте свою семью (каждый пальчик – член семьи), а в середине изобразите сердечко и подарите дети свою ладонь – родителям, а родители – детям.

Воспитатель. Сегодня мы с вами вместе провели интересно время, пообщались, поиграли, подарили друг другу радость. Обнимите друг друга, почувствуйте теплоту, доброту, ласку! Пусть в ваших семьях всегда будет лад!

Дружите с детьми

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

Приложение 1

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Уважаемые бабушки и дедушки! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

  1. Что Вы понимаете под словом «досуг»
  2. Как Вы проводите совместный семейный досуг:
  1. Совместный просмотр телепередач (обмен мнениями о просмотренных телепередачах),
  2. Семейное чтение вслух (обмен мнениями о прочитанном),
  3. Посещение театров, музеев (обмен мнениями о посещении),
  4. Посещение концертов (обмен мнениями о посещении),
  5. Посещение художественных выставок (обмен мнениями о посещении),
  6. Другое.
  1. Есть ли у Вас общие занятия и увлечения, какие?
  2. Что, по-вашему, входит в понятие «семейные традиции»?
  3. Какие традиции есть в вашей семье?
  4. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
  5. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?

Спасибо!

Приложение 2  http://iulyaplatonowa.narod.ru/index/0-48

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ.

Методика «Рисунок семьи»

 

 

Методика «Рисунoк семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью, с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога и ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение методики «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
Основные критерии оценки особенностей внутрисемейных отношений разработали Лосева В. К., 1995; Дилео Д., 2001.
Техника «Рисунка семьи» в отечественной психологии нашла применение и в клинических исследованиях. А.И.Захаров предложил вариант методики, состоящей из двух заданий.

Первое задание - для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах», расположенных на «двух этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится с ребенком (т.е.эмоционально более близок).

Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций.

Материал для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.

Для дальнейшей интерпретации предварительно узнать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Инструкция 1 к тесту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут.

Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:
Инструкция 2  «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».
Инструкция 3  «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».
Инструкция 4  «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».
Инструкция 5  «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи».

При индивидуальном тестировании следует отмечать, в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 с              
в) стирание деталей,
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему? 
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном (явном) ответе. При опросе психолог должен попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:

чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например:«Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь ... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на. необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но один из вас лишний. Кто не будет играть?


Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по схеме 1.

    №  

      выделяемые признаки   

отметки о наличии признаков            

1

общий размер рисунка (его площадь0

 

2

количество членов семьи

 

3

соответствующие размеры членов семьи

мать

отец

сестра

брат

дедушка

бабушка и т.д.

 

4

расстояние между членами семьи

наличие каких-либо предметов между ними

 

5

наличие животных

 

6

вид изображения:

схематическое изображение

реалистическое изображение

эстетическое изображение

в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.

метафорическое изображение

в движении, действии

 

 

 

7

степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3...)

степень проявления негативных эмоций (в баллах 1,2,3...)

степень аккуратности изображения (1.2,3)

 

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест и т. д.

1 Интерпретация теста «Рисунок семьи»
На основании особенностей изображения можно определить:

1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п. , тогда как большие размеры, применение-ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).

При интерпретации результатов авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов, — чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией).

Список показателей в тесте «Рисунок семьи»
 

· Отсутствие себя  — чувство своей отверженности в семье;

· другого члена семьи — его малая значимость для ребенка; конфликт; негативное (амбивалентное) отношение.

 

· Наличие членов семьи, отсутствующих в реальности  — восприятие своей семьи как недостаточной, ущербной.

Включение домашних животных — недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.
 

· Отношения «выше — ниже» (по росту или местоположению) — отношения доминирования, подчинения.

Особо мелкое изображение себя  — подавленность или заброшенность; гиперопека;
родителя  — представление о его малой значимости в семье;
брата или сестры — конкурентные отношения.
Особо крупное изображение себя  — претензия на главенствующую роль в семье;
родителя — представление о его большой значимости в семье;
брата или сестры — представление о его (ее) доминирующей роли в семье, ревность.
Обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук  — тесные эмоциональные контакты в семье.
Сверхплотное расположение фигур  — сверхтесные связи в семье;
потребность в эмоциональной близости. 
Удаленность всех членов семьи друг от друга  — разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними;
одного из членов семьи от других  — его слабая связь с остальными;
себя от остальных  — ощущение своей изолированности в семье. 
Расположение детей и взрослых отдельными группами  — ослабленность эмоциональных связей между детьми и родителями. 
Изолированность изображения семьи от остального пространства листа  — замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения;
всех членов семьи друг от друга: раз» деление линиями, расположение в разных комнатах  — серьезное нарушение внутрисемейных контактов;
одного из членов семьи: отделение линией, расположение в другой комнате  — конфликтные отношения с этим
членом семьи; его очень высокая изолированность в семье;
* себя — ощущение своей отверженности в семье.
* Поза и выражение лица члена семьи, детали — интерпретируются, как и в «Рисунке человека», применительно к восприятию ребенком этого члена семьи.
* Изображение члена семьи со спины или в профиль, отвернувшимся от остальных  — конфликтные отношения с этим членом семьи;
* Изображение себя, отвернувшимся от остальных — конфликтное отношение к семье в целом; чувство своей отвергнутости другими членами семьи.
* Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека»
* всех членов семьи или большинства из них  — отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение;
* одного из членов семьи — отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи;
* себя  — ощущение своей малой значимости в семье, отверженности.
* Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, повышенный нажим (в сравнении с «Рисунком человека») при изображении
* всех членов семьи или большинства из них  — напряженная эмоциональная атмосфера в семье;    
* одного из членов семьи  — напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи;
* себя — неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье.
* Агрессивная символика: кулак, поднятая крупная ладонь, острые ногти, оружие или острое орудие в руках  — агрессивное поведение данного члена семьи.
* зубы — вербальная агрессия данного члена семьи.
* Большое количество предметов: мебели, вещей — недостаточность эмоционального общения в семье.

 

Приведем основные критерии, по которым можно более подробно оценить особенности внутрисемейных отношений (Лосева В. К., 1995; Дилео Д., 2001).

1. Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает:

А. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать».
Б. Отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем — его как бы нет во внутреннем мире субъекта.

2. Отсутствие на рисунке самого автора рисунка:

А. Трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные
с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место»;
Б. Безразличие к близким (отсутствие вовлеченности): «Я не стремлюсь найти здесь свое место», «Меня здесь ничто не волнует».

3. Пространство листа — это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.

4. Положение рисунка на листе. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».

5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов.

6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.

7. Изображение головы. Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову.

8. Изображение рта. Большой по размеру и/или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других.

9. Изображение рук. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчивости, пассивности, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии.

10. Изображение постороннего персонажа. Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.

11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним.

12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонах, обладающей по мнению автора наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

13. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связан с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: еого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом прибывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.

15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается или с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожашей линией. Автор как бы не решается его изобразить.

16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами –«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, то есть бояться просить о помощи.

17. Изображение ног. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги – признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.

18. Точка реальности. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые стоят на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют.

Симптомокомплексы детского рисунка семьи

Симптомокомплекс                                   Симптомы

1. Благоприятная семейная ситуация 

1. Общая деятельность всех членов семьи –    26.
2. Преобладание людей на рисунке –              16
3. Изображение всех членов семьи –               26.
4. Отсутствие изолированных членов семьи –   2б
5. Отсутствие штриховки –                             1б
6. Хорошее качество линии –                          1б
7. Отсутствие показателей враждебности –      26
8. Адекватное распределение людей на листе –1б.

2. Тревожность у ребенка 

1. Штриховка –                                             2б
2. Указана линия основания –                        16
3. Линия над рисунком –                                1б
4. Линия с сильным нажимом –                       1б
5. Стирание –                                               2б
6. Преувеличенное внимания к деталям –         1б
7. Преобладание вещей –                               1б
8. Двойные или прерывистые линии –               1б
9. Подчеркивание отдельных деталей –            1б

3. Конфликтность в семье  

1. Барьеры между фигурами –                                        2б.
2. Стирание отдельных фигур –                                      2б.
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур – 2 б.
4. Выделение отдельных фигур –                                     2б.
5. Изоляция отдельных фигур –                                       2б.
6. Неадекватная величина отдельных фигур –                   2б.
7. Член семьи, стоящий спиной –                                    1б.
8. Отсутствие на рисунке какого-то члена семьи –           2б.

4. Чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации 

1. Автор рисунка непропорционально маленький –           2б.
2. Расположение фигур на нижней части листа –             2б.
3. Изоляция автора от других –                                      2б.
4. Все фигуры маленькие –                                            1б.
5. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора – 1б.
6. Отсутствие автора –                                                  2б.
7. Автор стоит спиной –                                                 1б.

5. Враждебность в семейной ситуации 

1. Агрессивная позиция фигуры –                                          1б.
2. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа – 2б.
3. Зачеркнутая фигура –                                                       2б.
4. Деформированная фигура –                                               2б.
5. Обратный профиль –                                                          1б.
6. Руки раскинуты в стороны –                                               1б.
7. Непропорционально большие кисти рук –                             1б.

 «Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием. Анализ таких рисунков, выполненных учащимися вспомогательной школы, показывает, что дети «читают» свои рисунки, вкладывая в них определенное эмоциональное содержание. Характерно, что они адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке отношение к членам семьи. Так, в рисунках были показаны ситуации отдаленности, отчужденности детей от родителей. Образ «Я» помещался вдали от остальных членов семьи, а в одном случае ребенок нарисовал себя лежащим высоко на шкафу, в то время как другие члены семьи располагались вместе в комнате. Дети изображали себя в стороне от своих братьев и сестер. Причем, характерен тот факт, что у несимпатичных членов семьи (отчим, брат и т. д.) дети не рисовали лиц. В «Рисунке семьи» строгие родители изображались большими, а сам ребенок — очень маленьким.

                                                                                         Приложение 3

Как формируются семейные традиции?

 

 

Сказка на ночь, яблочный пирог по воскресеньям, непременно живая елка к новому году – что между ними общего? Оказывается, все это маленькие традиции разных семей. Они и называются семейными потому, что в каждой семье традиции свои.

По мнению психологов, семейные традиции имеют огромное значение как для взрослых, так и для детей – с их помощью сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми. Многие взрослые, вспоминая детство, рассказывают именно о традициях, принятых в их семье. Эти воспоминания остаются в памяти человека на всю жизнь и, обзаведясь своей семьей, повзрослевшие дети переносят в свой дом традиции, принятые в родительском доме, и создают собственные.

Важная составляющая семейных обычаев — непременное участие в них детей. Они могут сервировать стол для субботнего обеда, помогать вам печь блины на масленицу или лепить пельмени к дню рождения папы. Именно поэтому так непросто вводить семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье.

Идеально, если традиция закрепилась в семье с самого раннего детства малыша – так, начать можно с чтения сказок на ночь. Будет здорово, если вы найдете время, чтобы самостоятельно сочинять сказки для вашего ребенка. Таким образом вы сможете в аллегорической форме обсудить с малышом актуальные проблемы. Например, рассказать сказку про то, как мальчик не мылся и потерял всех друзей, а потом добрая фея принесла ему ароматное мыло, и он стал чистым и друзья вновь вернулись.

Придумать свой семейный обычай не так сложно, главное помнить о том, что это событие должно быть для ребенка ярким, позитивным, запоминающимся. Кроме того, это действо должно обязательно повторяться из раза в раз.

Не так уж важно, что именно станет семейной традицией — подготовка новогодней стенгазеты с фотографиями минувшего года, прогулки в лес по выходным или особый способ приготовления кофе, известный только вашей семье. Важно, что это все создает теплую атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье.

Как начать новую традицию?

Всё очень просто – нужно быть рядом с детьми. Любое серьёзно дело лучше спорится, если становится игрой. Играйте вместе с детьми.

Традиции семьи.

  1. Воскресные обеды, завтраки.
  2. Чтение на ночь сказок.
  3. Поцелуй на ночь.
  4. День книги – посещение библиотеки.
  5. Писать письмо Деду Морозу.
  6. Составление сценария дня рождения ребенка.
  7. Ежегодный отпуск вместе с ребенком.

(Продолжить этот список Вы можете со своей семьей Удачи!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Совместная работа с семьей по обучению детей работе с бумагой"

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из ...

Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»

Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»...

Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»

Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»...

Протокол родительского собрания - Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей

Протокол № 1от 15 октября 2015 г.Тема: «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»...

Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:·  Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе...

Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.Информировать родите...