Организация работы с родителями в современном ДОУ
учебно-методический материал на тему

Новикова Наталья Михайловна

​​     На протяжении многих лет работаю над решением проблемы взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель - всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Детский сад - прежде всего общение между воспитателем и детьми, воспитателем и родителями. Общение должно быть добрым, основанным на взаимоуважении. Педагогический коллектив нашего детского сада находится в постоянном поиске новых нестандартных форм и метедов работы с родителями, использование которых дает хорошие результаты: родители становятся активными участниками всех дел детского сада, непременными помощниками педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_raboty_s_roditelyami_v_sovremennom_dou.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра управления, экономики и правового регулирования образования

Организация работы с родителями в современном ДОУ

                Исполнитель:

                                                Новикова Наталья Михайловна

воспитатель МДОУ д/с № 55 «Богатырь»

Белово 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

  1. Формы общения педагога с родителями в ДОУ………………...4
  1. Традиционные формы общения……………………………...4
  2. Нетрадиционные формы общения…………………………...6

Заключение……………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………..10

Введение

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому я начала работать над проблемой взаимодействия  детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ». Основная цель моей работы - решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

  1. Формы общения педагога с родителями в ДОУ

  1. Традиционные формы общения

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский/

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные [5, с.11].

К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Повестка дня включает в себя диалог с использованием методов активизации родителей. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей [2, с.29].

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье [3, с.47-48]. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

При использовании традиционных методов сотрудничества с семьей, родители остаются недостаточно активными и заинтересованными, поэтому возникла необходимость во встречах с родителями в необычной форме в виде нетрадиционных форм общения.

  1. Нетрадиционные формы общения

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно- аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные[4, 14-15].

        Табл.1 Нетрадиционные формы организации

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения  общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм я отнесла проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков [1, с. 53].

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются мной как нетрадиционные.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Заключение

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список литературы

  1. Запорожец, И.Ю. Психолого-педагогические гостиные в детском саду [Текст]/ Сост. И.Ю. Запорожец.-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-72с.
  2. Осипова, Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа [Текст]/Сост. Л.Е. Осипова.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.-64с.
  3. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: Пособие для работников  ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.-80с.
  4. Тавберидзе, Е.А., Калугина, В.А. Организация и содержание работы с родителями [Текст]/ Из опыта родительского клуба «Светлячок».-М.: Школьная пресса, 2008.-с.- («Дошкольное воспитание и обучение-приложение к журналу «Воспитание школьников» Вып.174).
  5. Гумен, О.И. Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников [Текст]/ О.И. Гумен// Воспитатель ДОУ. 2008. №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями в современном ДОУ

Ваш детский сад постоянно находится в поиске новых форм работы с родителями? Мы хоти поделиться своими интересными наработками....

Организация работы с родителями в современном ДОУ(из опыта работы)

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

Организация работы с родителями в современном ДОУ(из опыта работы)

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

Организация работы с родителями в современном ДОУ посредствам интерактивных технологий

Совместная работа учителя-логопеда с родителями определяет общий успех коррекционно-образовательного процесса....