Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ через формирование математических представлений
статья по теме

Гончарова Наталья Владимировна

Особенности дошкольников, имеющих проблемы в развитии, создают повышенные трудности в овладении математикой, сто заставляет искать специальные методы и средства работы с данной категорией детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин» г.Саяногорска

Гончарова Н.В.

Учитель-дефектолог

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ

 через формирование математических представлений

В условиях совершенствования и обновления системы образования и воспитания, гуманизации педагогического процесса особое значение придается обучению, воспитанию и развитию детей с проблемами в развитии. Одной из важных направлений в начальной интеграции детей с проблемами в развитии в общество – это организация обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида, которым и является наш замечательный детский сад. В нашем детском саду существуют как обычные группы, которые посещают дети с нормальным развитием; логопедические группы, где воспитываются и обучаются дети с нарушением речи; так и коррекционные группы, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья.

В коррекционных группах находятся дети с различными речевыми нарушениями. Речь детей имеет специфические особенности: слабая речевая активность, бедность, ограниченность и недифференцированность словарного запаса, недифференцированное  и неадекватное употребление ряда слов, обозначающих цвет, величину и форму предметов, количественные, пространственные и временные отношения, трудности в обозначении выделенного качества соответствующим словом, недостаточная вербализация, развернутость речевого высказывания.

У детей имеющих проблемы в речевом развитии, отмечаются трудности в развитии элементарно математических представлений.

  1. Трудности, связанные с несформированностью зрительного восприятия, моторной сферы, координации в системе «газ-рука», пространственно-временных отношений и ассоциативных связей.
  2. Трудности, связанные с недостаточностью сенсорного опыта  в процессе познания окружающего мира  и  в связи с этим ограниченностью словарного запаса.
  3. Трудности, связанные с недостаточной зрелостью неречевых функций, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления, поскольку речь и мышление взаимосвязаны. Дети данной категории недостаточно владеют мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением, сравнением, классификацией. Слабость мыслительных операций препятствует выделению основных. Существенных признаков объектов, установлению связей и зависимостей между явлениями.
  4. Трудности, связанные с несформированностью понятий числа, числового ряда и его свойств, смысла счетного действия. Формирование и развитие функций счета тесно связано с речью, которая выступает как средство выражения системы знаний и как организатор деятельности счета. Многие дошкольники механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умея свободно ориентироваться в числовом ряду.

Особенности дошкольников, имеющих проблемы в развитии, создают повышенные трудности в овладении математикой, что заставляет искать специальные методы и средства работы с данной категорией детей.

В нашем саду существует две модели интеграции:

  1. частичная интеграция, которая предполагает включение одного или двух детей с ОВЗ с сохранным интеллектом в логопедическую группу на отдельные занятия;
  2. временная интеграция, которая предполагает объединения всех детей коррекционной группы с воспитанниками с нормальным развитием в процессе совместных занятий, спортивных праздников, прогулок и экскурсий.

Эти модели позволяют для всех детей обеспечить ту степень интеграции, которая «каждому из них полезна и доступна на данном этапе развития».

Нами были разработаны совместные занятия в форме развлечения по формированию математических представлений «В гости к фее Математики».

Основная задача – многоуровневое построение, с учетом возможностей всех детей, чтобы каждый был включен и получил пользу от занятий.

  1. Взаимодействие (дружный круг) – хороводы и другие игры с движением и обращением друг другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание к друг другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива. Например: «Ладошки», «Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся»
  2. Творчество – работа с различными материалами и сюжетами дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности. Например: игра – упражнение «Дождик». Дети получают по листу белой бумаги, и им предполагается мелко нарезать материал для дождика. Затем подбрасываем по очереди вверх свои «капельки» и проговариваем:

« Капля – раз, капля – два,

Очень медленно сперва.

А потом быстрей, быстрей

Капай, капай, не жалей.

В конце игры, спрашиваем: какие чувства испытывают дети, когда попадают под дождь (моросящий, ливень, и т.д.)

  1. Умники и умницы – привлечение внимания к дидактическим играм и их использование в игровых ситуациях с максимальной активностью детей, способствуют закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) стимулированию познавательной активности. Например, отрабатывая величинные понятия, мы предлагаем не только сравнивать эти предметы, но и выразить это словами: гриб – грибочек, домик – дом – домище и т.д.

Использование загадок математического содержания, в которых анализируется предмет или явление с количественной, пространственной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения. Например: 2 цыпленка стоят, 2 цыпленка сидят, посчитай поскорей: сколько буде цыплят у наседки моей?

Интересные возможности представляет работа со считалками (народные названия: счетушки, счет, пересчет, говорушки и др.). Их использование влияет на закрепление умения вести счет в прямом и обратном направлении, временных представлений. Считалки побуждают детей разучивать большие стихотворения и тем самым развивать память и вести пересчет. Например: «В понедельник, вторник, среду в гости к бабушке поеду…»

Таким образом, такие развлечения способствуют развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности, закреплять знания на практике, не вызывая негативной для многих детей ситуации напряжения, присущи обычным занятиям, важным фактором является то, что дети на таких развлечениях с интересом работают, независимо от уровня подготовки и развития.

Литература:

  1. Капустина Г.М.  развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития / Г.М. Капустина // Дефектология. – 1994 - № 5
  2. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ.ред. М.А. Поваляевой. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений

« Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)». ...

Презентация "Развитие внимания детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений"

« Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)»....

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи...

Создание условий для развития речи детей 5-6 лет посредством элементарных математических представлений и дидактических игр

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.Ог...

Представление опыта работы «Применение метода SAND-ART в развитии речи детей дошкольного возраста»

Представлены игры на песке, которые помогают решить задачи по развитию речи дошкольников....

Представление опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:·         односложная, состоящая лишь из простых предложений...