Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Формирование у старших дошкольников терпимого отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.

    Шабалина Анжелика Алексеевна

     Данная работа посвящена актуальной проблеме - вопросу формирования у старших дошкольников таких важных социальных качеств, как умение позитивно взаимодействовать со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья, находить выходы из конфликтных ситуаций, достигать своих целей, не причиняя ущерба другим людям. Предлагаемый материал определяет цель, задачи, формы и методы работы со старшими дошкольниками по формированию у них терпимого отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Содержание материала направленно на формирование представлений о том, что ценность человека не зависит от его достижений и возможностей, на развитие в детях выдержки, терпения, безусловного принятия другого человека. Способствует развитию гуманной личности ребёнка, формированию его нравственных ценностей.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Формирование у старших дошкольников

    терпимого, толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья

    Шабалина Анжелика Алексеевна

    воспитатель первой категории

    г .Северодвинск

    Одной из главных задач на современном этапе развития образования является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что обычно в работах зарубежных и отечественных учёных определяется термином «толерантность». Согласно декларации ЮНЕСКО 1994г «…рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса. Толерантность нужно ввести во все межличностные отношения в процессе обучения и воспитания». Начинать эту работу необходимо уже в дошкольных учреждениях.

    К великому сожалению,  наряду с проблемой терпимого отношения к окружающим, существует проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поэтому формирование у старших дошкольников толерантного и терпимого отношения к таким сверстникам является одной из главных задач нравственного воспитания на современном этапе, ведь отношение к этим детям часто бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности. Именно в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, оказывать им действенную помощь, сочувствовать, разделять с ними радость, печаль и другие чувства.

    Необходимость этой работы обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями старших дошкольников. С одной стороны, им присущи активность, любознательность, инициативность, а с другой стороны, слабо развитая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, эгоцентричность. Более  того, в старшем дошкольном возрасте начинают отчётливо проявляться негативные явления, которые относятся к разряду нетерпимости: агрессивность, конфликтность, насмешки, угрозы, запугивание, изгнание, отчуждение, бойкот, превосходство над другими, стремление утвердиться любыми способами, что приводит к нежелательным поступкам по отношению к сверстникам, особенно с ОВЗ. Таким образом, мы видим, что формирование терпимого отношения у дошкольников к ровесникам затруднено в силу возрастных особенностей и ограничено опытом детей.

    Что же должен делать педагог, чтобы стимулировать развитие терпимого отношения к сверстникам с ОВЗ?

    Во-первых, он должен вести работу по преодолению агрессивности и конфликтности детей, если таковые имеют место быть.

    Во-вторых, организовывать взаимодействие и сотрудничество детей, правильно объединяя дошкольников для игры, занятий, выполнения трудовых поручений и т.д., учитывая принцип равенства позиции в общении.

    В-третьих, повышать чувствительность к ситуациям и состояниям сверстников с ОВЗ, воспитывать умение принимать их такими, какие они есть, развивать понимание партнеров по взаимодействию, терпение к ним.

    В-четвертых, использовать любые стихийно возникающие моменты для оказания действенной помощи ровеснику, целенаправленно создавать проблемные ситуации, стимулируя активность детей на позитивный выход из них.

     Все сказанное ранее дает нам возможность осознанно подойти к проблеме целенаправленного формирования у дошкольников проявлений терпимости к сверстникам с ОВЗ. Основной акцент нужно сделать на проведение непосредственно организованной деятельности с детьми. Но при этом имеются в виду как совместная деятельность педагога с детьми, так и самостоятельная деятельность дошкольников.

    Какие же задачи мы будем решать в ходе формирования у старших дошкольников способности проявлять терпимое отношение к сверстникам с ОВЗ?

    Во-первых, необходимо формировать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

     Во-вторых, необходимо учить детей занимать различные позиции во взаимодействии, они должны научиться как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.

    В-третьих, терпимое отношение возможно только на основе проявлений дружелюбия, симпатии, умения замечать состояния другого человека, позитивно разрешать конфликты.

    В-четвертых, ребенок должен научиться выдержке и терпению.

    В-пятых, большое значение приобретает развитие у дошкольников эмпатии (сопереживания), сочувствия, содействия.

    В-шестых, он должен освоить элементарные навыки принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.

    Эти задачи обусловили выбор тематики непосредственно организованной деятельности дошкольников и разработку технологии проведения. На основе экспериментальных данных были выделены следующие циклы непосредственно организованной деятельности (НОД):

    - «Я и окружающие меня люди»

    - «Руководство-подчинение-равенство»

    - «Дружелюбие-враждебность»

    - «Выдержка-невыдержанность»

    - «Терпение-нетерпение»

    - «Симпатия-антипатия»

    - «Содействие-сорадость» (отношение к животным)

    - «Содействие-сорадость» (отношение к природе)

    - «Содействие-сорадость» (отношение к людям)

    - «Принятие-непринятие»

    По каждой теме предусматривается по 3-4 НОД для детей старшего дошкольного возраста.

    Цикл «Я и окружающие меня люди» формирует у ребёнка представление о ценности каждого человека.

    Цикл «Руководство-подчинение-равенство» формирует у дошкольника представление о позиционности взаимодействия.

    Циклы «Выдержка-невыдержанность», «Терпение-нетерпение» развивают основы психологической толерантности во взаимодействии. Внимание уделяется формированию собственно терпимости, в основе которой лежит эмпатия и принятие другого человека.

    Цикл «Симпатия-антипатия» решает задачу дифференциации отношений на эмоциональном уровне.

    Центральный цикл НОД «Содействие–сорадость» посвящен собственно эмпатии, которая выступает в трёх формах: сопереживание, сочувствие, содействие. Важен завершающий этап, который побуждает ребенка к активному «действию-содействию». Данный цикл необходимо соотнести с категорией «сорадость».

    Последний цикл «Принятие-непринятие» является самым сложным для усвоения дошкольниками. Он учит детей тому, что даже в отрицательных героях присутствуют положительные черты, что нельзя судить о человеке только по внешним данным, ведь даже болотная лягушка может оказаться прекрасной царевной, ломает стереотипы в восприятии других людей.

     При проведении НОД следует придерживаться следующих принципов:

    1. Принцип контраста (разные позиции взаимодействия, но в выгодном свете представить позитивные позиции);
    2. Принцип задействования всех сфер жизнедеятельности (опора на личный опыт, на сенсорном уровне, на эмоциональном, на поведенческом);
    3. Принцип опосредования (прежде чем перейти к реальным переживаниям, ребенок сначала переживает через анализ сказок, рассказов, стихотворений, картинок, символов);
    4. Принцип моделирования жизненных ситуаций (разыгрывание ситуаций как с позитивным, так и с негативным содержанием, но в случае агрессивного исхода детям предлагается поступить иначе).

    Каждый цикл включает в себя три блока:

    1. Формирование представлений о том или ином личностном качестве с использованием сказок, рассказов, картинок, масок, стихотворений, схематических поз, опыта детей.
    2. Закрепление таких представлений с помощью ассоциаций, т.е. актуализация ощущений того, что в принципе ощутить нельзя (Какого цвета терпение? Как оно звучит? Как пахнет? Какое на ощупь?) выражение в творчестве – в рисовании, лепке, аппликации или другой абстрактной форме.
    3. Эмоциональное переживание определенных состояний и выражение их в поведении через моделирование ситуаций. В ряде случаев особое внимание уделяется умению выходить из конфликтных ситуаций, взаимодействовать на равных, оказывать действенную помощь ровесникам.

    Результаты проведённой работы показали, что данные циклы НОД имеют большое значение для формирования у подрастающего поколения таких важных социальных качеств, как умение позитивно взаимодействовать с ровесниками, имеющими ОВЗ, оказывать им действенную помощь, ориентироваться на их огорчения и затруднения, достигать своих целей, не причиняя им ущерба. Содержание НОД направлено на формирование у дошкольников представлений о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, на развитие выдержки, терпения, безусловного принятия другого человека, т.е. тех личностных качеств, которые составляют основу терпимого, толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ, и создают условия для развития гуманной личности ребёнка.

    Формирование у детей дошкольного возраста терпимого отношения к сверстникам с ОВЗ будет в том случае успешным, если педагог обладает этим качеством. В противном случае он может проводить с детьми специальные занятия по развитию терпимости, но эффективность его деятельности будет ниже, чем у педагога, который сам способен демонстрировать образцы терпимости и гибкости поведения.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Формирование графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения письмом и письменной речью.

    Определение основных психолого-педагогических понятий. Становление графического навыка у старших дошкольников с ограниче...

    Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников

    В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...

    Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников.

    Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Перио...

    Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения

    Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоров...

    Динамический час для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

    Динамический час проводится с детьми старшей и подготовительной групп 1 раз в неделю на прогулке....

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

     ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМЛЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....

    Формирование эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами сказкотерапии.

    На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. В ...

    Учебно-методическое пособие "Формирование культуры здоровья у старших дошкольников"

    В учебно-методическом пособии "Формирование культуры здоровья у старших дошкольников" предлагаются игровые приемы п...