Развитие познавательной деятельности у детей через экспериментирование
статья (младшая группа) на тему

Штонда Галина Леонидовна

Самым эффективным видом деятельности детей, которым положительно влияет на развитие их умственной активности и творческой самостоятельности, является экспериментирование. Моя задача, как педагога - поддерживать стремление ребенка получать новые сведения об объекте, показать ему простейшие приемы экспериментирования, помочь перестроить свою деятельность " методом проб и ошибок " в соответствии с полученными результатами. Важно, чтобы ребенок умел использовать результаты своих ошибочных действий, извлекая из этого нужную информацию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности у детей через экспериментирование

Самым эффективным видом деятельности детей, которым положительно влияет на развитие их умственной активности и творческой самостоятельности, является экспериментирование. Моя задача, как педагога - поддерживать стремление ребенка получать новые сведения об объекте, показать ему простейшие приемы экспериментирования, помочь перестроить свою деятельность " методом проб и ошибок " в соответствии с полученными результатами. Важно, чтобы ребенок умел использовать результаты своих ошибочных действий, извлекая из этого нужную информацию.

Для развития интеллектуальных способностей, я использовала в работе с детьми задания на обобщение рядов конкретных понятий:

при помощи знакомых родовых понятий (назвать одним словом) конкретизацию понятий (какие бывают животные растения посуда?), обобщение рядов понятий через абстрактное родовое понятие (деревья, травы, птицы), классификация (разбивка ряда понятий на однородные группы), сравнение (через установление сходства или различия), делать простейшие дедуктивные умозаключения.

Следовательно, предоставляя детям свободу в творческой активности, которая проявляется в том, что мои "фантазеры" не следуют готовым штампам и образцам, у них активизируется потребность находить собственные оригинальные и смелые решения, желание свободно выражать свое отношение к окружающему, формируются предпосылки интеллектуальной инициативы.

Важным итогом интеллектуального развития дошкольников и показателем их готовности к обучению в школе является овладение знаковыми системами, усвоение умственных действий и их включение в мнемическую деятельность (использование умственных действий для более продуктивного осмысленного запоминания).

Таким образом, основным результатом моей целенаправленной работы должен стать переход от игровой интеллектуальной деятельности к познавательной. И к моменту поступления в школу, у дошкольников должно быть сформировано желание учиться, стремление овладевать учебными навыками.

Условия взаимодействия между всеми участниками познавательного процесса предполагают выход на следующие результаты.

Для детей.

1.Психологическая физиологическая и (социальная) личностная готовность к систематическому школьному обучению.

2.Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов.

З. Сформированность нравственно-волевых качеств.

4.Зрелость мелкой моторики рук.

Для формирования интеллектуально - познавательных способностей у детей я определила следующие задачи:

1.Расширять представления детей о "большом мире" через осмысление основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы).

  1. .Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
  2. .Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели.

4.Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятие памяти, воображения и мышления).

5.Формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук...

На базе нашей группы мною создан кружок "Фантазеры". Работа над проектом, в рамках данного кружка, включает деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей.

А так как программа "Развитие" предполагает установление новых взаимоотношений взрослых с детьми, отношений сотрудничества и партнерства, то естественно при таком подходе не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую образовательную работу с детьми...

Кружковую работу я строю по перспективному плану, который даёт возможность вести работу системно и комплексно. В основу составления модели реализации проекта вошли основные направления работы с детьми и родителями:

  1. занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования.
  2. познавательные занятия.
  3. творческие задания.
  4. развивающие игры и упражнения.
  5. познавательные опыты.
  6. решение логических задач.
  7. познавательное чтение.
  8. коллекционирование.
  9. анкетирование.
  10. консультационный материал (для педагогов и родителей).

Такая целенаправленная кружковая работа дает дошкольникам возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие
способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно
адаптироваться к школьному обучению:        

1) Задача развития речи является одной из ведущих образовательных задач, поэтому она решается практически на каждом занятии и в свободной деятельности детей. Но в "Учебном плане" есть занятия, на которых задача развития речи является ведущей - это "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи", " Развитие речи", "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте".

Педагоги стимулируют развитие диалогической речи через сюжетную, театрализованную и дидактическую игру, специально спланированные беседы и обсуждения, совместно пережитых событий: первый снег, приезд театра, экскурсия в соседнюю группу, детский сад, школу, магазин и др. Подготовка к обучению грамоте осуществляется на специальных занятиях.

В старшей группе – это "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте", в подготовительной - "Подготовка к обучению грамоте". Задачи формирования школьно значимых умений и функций практически реализуется на всех занятиях " Учебного плана", но на каждом из занятий можно выделить приоритетные задачи. Так графо-моторные навыки в большей степени формируются на занятиях по рисованию, математике, грамоте, ознакомление с окружающим миром. На занятиях по изобразительной деятельности (особенно на занятиях по аппликации) и конструированию и произвольной регуляции деятельности.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений (опора на схему таблицы, условные обозначения), конструированию (схемы построек, планы, макеты), грамоте (заместители звуков, схемы слов и предложений), развитию речи (схемы планов рассказа) развивается способность к моделированию и замещению...

2) Наиболее подходящей формой, позволяющих достичь наилучших результатов, на наш взгляд, является сочетание традиционных занятий, опытно – практической и опытно – экспериментальной деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром...

3) Содержание корекционно – развивающей и образовательной программы охватывают различные стороны окружающей действительности: природа и природные явления, свойства материалов, ближайшее окружение и дальние странны (общественная жизнь и труд людей дома и на производстве, занятия взрослых в детском саду, жизнью города, села)....

Для родителей:

1.Подготовка ребенка к школе.

2.Развитие у детей логического мышления.

3.Формирование интеллектуально развитой личности.

Для педагога:

  1. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
  2. Личностный и профессиональный рост.
  3. Самореализация.

Я на практике отработала собственную модель интеллектуально – познавательной деятельности детей старше дошкольного возраста, что позволило мне вариативно использовать интегративный метод обучения в учебно – воспитательном процессе и добиться хороших результатов усвоения программы " Развитие " детьми. Показателем результативности работы является высокий уровень развития моих выпускников 2005 г.:

48 % детей – имеют высокий уровень усвоение программы " Развитие ",

52 % детей – средний уровень,

36 % детей – имеют высокий уровень школьной зрелости,

64 % детей – средний уровень.

Полученные результаты свидетельствуют о мотивационной готовности детей к обучению в школе....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности у детей через экспериментирование». Подготовила воспитатель старшей группы Барбашина С. И.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2Дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 4»Локомотивного городского округа....

Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование с водой»

Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ни...

Краткосрочный, творческий проект в средней группе. Тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»

Краткосрочный, творческий проект в средней группе.Тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»...

Познавательный проект "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".

Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема:  "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование"....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ НА ТЕМУ: «КАК МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ ИСКАЛ СЕБЕ ДРУЗЕЙ»

Дети младшего возраста  любознательны и активны. Побуждать исследовательский интерес и познавательную активность  -  главная задача каждого педагога. Первое знакомство мы начали с мыльн...