"Традиции и быт кубанского казачества"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине;
2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;
3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, хата, ручник, самовар, колодец, чугун.
Ход занятия:
Звучит гимн Кубани, воспитатель в кубанском костюме входит вместе с детьми.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня речь в нашей беседе?
Дети: о родном крае, Кубани.
Воспитатель: Правильно. А теперь послушайте стихотворение «Кубань» Владимира Нестеренко.
Степные просторы,
Высокие горы,
Два ласковых моря-
Всё это Кубань
Родная станица,
Открытые лица,
Густая пшеница –
Всё это Кубань. Вова. А
И хутор, и город
Имеют свой норов,
Особенный говор –
Всё это Кубань.
Не смотрят здесь хмуро,
Не ходят понуро.
Своею культурой
Гордится Кубань. Никита. А
Народ-православный,
А путь его - славный.
Здесь мыслят о главном
И любят Кубань.
Быт улочек старых,
И новь Краснодара,
И щедрость базаров-
Всё это Кубань.
А песня, что плачет!
А дух наш казачий!
Как много ты значишь
Для всех нас, Кубань! Арсений. К
Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты не ездил, всегда будешь вспоминать свою Родину.
-Ребята как называется край, в котором мы с вами живём? (Краснодарский).
-А кто знает, как ещё называют наш край? (Кубань).
- А как называется город, в котором мы живём? (Кропоткин).
- А куда мы попали с вами, посмотрите внимательно. (В хату казака).
- А что такое хата?
Дети: это дом где жили казаки.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего строили хаты? (из глины).
Делались хаты из глины, стены и пол в хате были глиняные, стены снаружи и внутри белили известью.
- Какого цвета хата? Почему белая?
В хате было два, три окна и двери, посреди хаты стояла большая печь. Хата была разделена на две половины, в одной жили и готовили пищу, а в другой принимали гостей. Это была светлица, светелка.
- Как называлась половина, где принимали гостей? Повтори.
- Как вы думаете, для чего в хате была нужна печь? (Чтобы было тепло, зимой на ней спали).
- А еще для чего? (на ней готовили).
- Ребята, посмотрите на крышу, из чего она сделана? (Из соломы)
-Верно, крышу накрывали соломой связанной в снопы или камышом.
- Посмотрите, а что находиться справа от хаты? (печь) Угадали, это летняя печь.
- В Кубанских подворьях летом готовили пищу не в домах, а под навесом на улице, где была печь, которую называли кабица. Давайте повторим. Это трудное слово ка-би-ца. Ведь если летом затопить в доме печь, то там будет очень жарко. Для того, чтобы в доме было прохладно, летом во дворе топили кабицу.
- Что такое кабица? (Летняя печь ).
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался?
Дети: Казак добывал пищу для семьи. Работал в поле. Защищал границу от врагов.
Воспитатель: - А как называли жену казака? (Казачка). Чем она занималась дома?
Дети: Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб.
Воспитатель: Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду?
Дети: В чугуне, в нем варили кашу, борщ.
Воспитатель: Правильно, хозяйка, чтобы поставить чугунок в горячую печь или достать из печи использовала, что? (Ухват)
Ухват - это палка, с надетой на нее металлической рогаткой.
- А молоко в чем хранили?
Дети: В глиняном сосуде глэчик.
Воспитатель: Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто?
Дети: Макитра – это горшочек из глины. В нем еще делали засолку огурцов, помидор.
Воспитатель: - Ну а чаем поили гостей из…(Самовара). Правильно! Давайте ребята вместе накроем гостям нашим стол. Что для этого нам понадобиться? (Скатерть, самовар, бублики, пирог, варенье, кружки и чайные ложки, салфетки). Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканые изделия? (Рубель и каталка).
Рубель – это деревянный брусок с поперечными желобками для прокатывания (глажения) белья.
- Давайте ребята немного отдохнем и соберем картинки, которые вы уже вместе со мной красили?
- Что там изображено? (Казак с казачкой; Посуда: самовар, глэчик, чугунок, ложка ; казачка идет по воду с ведрами и коромыслом) .
- А сейчас мы с вами послушаем кубанские частушки, которые споют нам ребята:
1. Мы с веселой песней дружим,
По-кубански говорим.
Хорошо живем, не тужим,
Со сметаной хлеб едим. Артур. П.
2. Старину мы уважаем, старину мы бережем.
О кубанском нашем крае
Песни звонкие поем. Вова. А
3. Ты играй, играй, гармошка,
Гармошка кубанская.
Я девчонка боевая
С края Краснодарского. Дарья. Л
4. Мы – певцы и музыканты,
Выступать нам нравится!
Мы – народные таланты,
Нами край наш славится! Кристина. Б
5. Чтоб гордиться мне фигурой,
Занимаюсь физкультурой.
Упражнения и бег
Гарантируют успех. Марина. П.
6. Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали. Лера. Г
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть вам действия, а вы мне будете это изображать. Дети имитируют движения.
- копать.
- нести коромысло.
- хлеб класть в печь.
- месить тесто.
- класть яблоки в корзину.
-гладить.
-Какие Молодцы! А теперь давайте немного поиграем. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его. За правильный ответ вы будете получать магнит.
- Дом, в котором жили казаки. (Хата).
-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (Глэчик).
- С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (Рубель и каталка).
-В чем замешивали тесто? (Макитра).
- Воду приносили из…(Колодца).
-Вкусный чай пили из…(Самовара).
- В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (чугун).
- Где казаки принимали гостей? (светлица, светелка).
- Молодцы ребята! Давайте с вами на память подарим нашим гостям подарки!
- Поем и слушаем гимн России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Традиции и быт кубанского казачества" | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №14
г. Кропоткин муниципального образования Кавказский район.
Конспект занятия
в подготовительной группе
«Традиции и быт кубанского казачества»
Воспитатель: Струцкая О.В.
2012г.
Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине;
2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;
3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, хата, ручник, самовар, колодец, чугун.
Ход занятия:
Звучит гимн Кубани, воспитатель в кубанском костюме входит вместе с детьми.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня речь в нашей беседе?
Дети: о родном крае, Кубани.
Воспитатель: Правильно. А теперь послушайте стихотворение «Кубань» Владимира Нестеренко.
Степные просторы,
Высокие горы,
Два ласковых моря-
Всё это Кубань
Родная станица,
Открытые лица,
Густая пшеница –
Всё это Кубань. Вова. А
И хутор, и город
Имеют свой норов,
Особенный говор –
Всё это Кубань.
Не смотрят здесь хмуро,
Не ходят понуро.
Своею культурой
Гордится Кубань. Никита. А
Народ-православный,
А путь его - славный.
Здесь мыслят о главном
И любят Кубань.
Быт улочек старых,
И новь Краснодара,
И щедрость базаров-
Всё это Кубань.
А песня, что плачет!
А дух наш казачий!
Как много ты значишь
Для всех нас, Кубань! Арсений. К
Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты не ездил, всегда будешь вспоминать свою Родину.
-Ребята как называется край, в котором мы с вами живём? (Краснодарский).
-А кто знает, как ещё называют наш край? (Кубань).
- А как называется город, в котором мы живём? (Кропоткин).
- А куда мы попали с вами, посмотрите внимательно. (В хату казака).
- А что такое хата?
Дети: это дом где жили казаки.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего строили хаты? (из глины).
Делались хаты из глины, стены и пол в хате были глиняные, стены снаружи и внутри белили известью.
- Какого цвета хата? Почему белая?
В хате было два, три окна и двери, посреди хаты стояла большая печь. Хата была разделена на две половины, в одной жили и готовили пищу, а в другой принимали гостей. Это была светлица, светелка.
- Как называлась половина, где принимали гостей? Повтори.
- Как вы думаете, для чего в хате была нужна печь? (Чтобы было тепло, зимой на ней спали).
- А еще для чего? (на ней готовили).
- Ребята, посмотрите на крышу, из чего она сделана? (Из соломы)
-Верно, крышу накрывали соломой связанной в снопы или камышом.
- Посмотрите, а что находиться справа от хаты? (печь) Угадали, это летняя печь.
- В Кубанских подворьях летом готовили пищу не в домах, а под навесом на улице, где была печь, которую называли кабица. Давайте повторим. Это трудное слово ка-би-ца. Ведь если летом затопить в доме печь, то там будет очень жарко. Для того, чтобы в доме было прохладно, летом во дворе топили кабицу.
- Что такое кабица? (Летняя печь ).
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался?
Дети: Казак добывал пищу для семьи. Работал в поле. Защищал границу от врагов.
Воспитатель: - А как называли жену казака? (Казачка). Чем она занималась дома?
Дети: Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб.
Воспитатель: Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду?
Дети: В чугуне, в нем варили кашу, борщ.
Воспитатель: Правильно, хозяйка, чтобы поставить чугунок в горячую печь или достать из печи использовала, что? (Ухват)
Ухват - это палка, с надетой на нее металлической рогаткой.
- А молоко в чем хранили?
Дети: В глиняном сосуде глэчик.
Воспитатель: Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто?
Дети: Макитра – это горшочек из глины. В нем еще делали засолку огурцов, помидор.
Воспитатель: - Ну а чаем поили гостей из…(Самовара). Правильно! Давайте ребята вместе накроем гостям нашим стол. Что для этого нам понадобиться? (Скатерть, самовар, бублики, пирог, варенье, кружки и чайные ложки, салфетки). Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканые изделия? (Рубель и каталка).
Рубель – это деревянный брусок с поперечными желобками для прокатывания (глажения) белья.
- Давайте ребята немного отдохнем и соберем картинки, которые вы уже вместе со мной красили?
- Что там изображено? (Казак с казачкой; Посуда: самовар, глэчик, чугунок, ложка ; казачка идет по воду с ведрами и коромыслом) .
- А сейчас мы с вами послушаем кубанские частушки, которые споют нам ребята:
1. Мы с веселой песней дружим,
По-кубански говорим.
Хорошо живем, не тужим,
Со сметаной хлеб едим. Артур. П.
2. Старину мы уважаем, старину мы бережем.
О кубанском нашем крае
Песни звонкие поем. Вова. А
3. Ты играй, играй, гармошка,
Гармошка кубанская.
Я девчонка боевая
С края Краснодарского. Дарья. Л
4. Мы – певцы и музыканты,
Выступать нам нравится!
Мы – народные таланты,
Нами край наш славится! Кристина. Б
5. Чтоб гордиться мне фигурой,
Занимаюсь физкультурой.
Упражнения и бег
Гарантируют успех. Марина. П.
6. Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали. Лера. Г
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть вам действия, а вы мне будете это изображать. Дети имитируют движения.
- копать.
- нести коромысло.
- хлеб класть в печь.
- месить тесто.
- класть яблоки в корзину.
-гладить.
-Какие Молодцы! А теперь давайте немного поиграем. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его. За правильный ответ вы будете получать магнит.
- Дом, в котором жили казаки. (Хата).
-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (Глэчик).
- С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (Рубель и каталка).
-В чем замешивали тесто? (Макитра).
- Воду приносили из…(Колодца).
-Вкусный чай пили из…(Самовара).
- В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (чугун).
- Где казаки принимали гостей? (светлица, светелка).
- Молодцы ребята! Давайте с вами на память подарим нашим гостям подарки!
- Поем и слушаем гимн России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...
«Традиции и быт кубанского казачества»
ННОД по региональной культуре...
Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»
Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...
Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»
Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...
Традиции и быт Кубанского казачества.
Воспитание у детей любви к малой Родине. Знакомство с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества. Развитие у детей познавательного интереса к истории своего народа....
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Традиции и быт Кубанского казачества»
Предлагаю вам методическую разработку непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Традиции и быт Кубанского казачества». Это конспект познавательного занятия, направленного...
Конспект ООД в области: «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе на тему: «Традиции и быт Кубанского казачества»
Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старши...