Формы работы с родителями
материал на тему

Столярова Виктория Витальевна

Доклад на педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формы работы с родителями»

                                               

                                                   Подготовила: воспитатель

Столярова Виктория Витальевна

Главной задачей воспитания детей считается формирование и развитие сильных и здоровых, разносторонне развитых личностей, которые всегда придут на помощь в трудную минуту. Детей дошкольного возраста можно воспитывать исключительно дома, но чаще всего это делают в дошкольных учреждениях. Воспитание малышей в детских садиках осуществляют педагогические работники, психологи и логопеды. Однако не зря говорят, что следующим этапом после домашнего воспитания является детский сад. Работа с родителями является обязательной в дошкольном учреждении. Педагоги обязаны проводить периодические воспитательные беседы с детьми и их родителями, которые, в свою очередь, должны знать о развитии своего чада вне дома. Для максимального эффекта родители должны помогать работникам детского сада в формировании у ребенка силы духа и выносливости, различных способностей и умений. Работа с родителями в детском саду позволит улучшить поведение ребенка в группе, поскольку семейное окружение оказывает большое влияние малыша. Отец и мать считаются для детей большим авторитетом. Очень важно формировать у малышей нравственные качества. Нравственное воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие.
Для этого необходимо проводить беседы с родителями, знакомить их с особенностями нравственного воспитания. Педагогический работник детского сада может порекомендовать родителям ребенка обращать внимание на словесные методы общения, чаще выполнять различные упражнения с использованием основ нравственного поведения.

Особое место в нравственном воспитании ребенка занимает труд. В труде формируются ценные качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность.
Работа с родителями в детском саду помогает улучшить эстетическое развитие дошкольников.

Работа с родителями в детском саду предполагает коллективную и индивидуальную форму общения. Некоторые папы и мамы не понимают важность взаимодействия с воспитателем. Порой дети не хотят заниматься своим любимым делом (иногда из-за непонимания их предпочтений). В таком случае общаться с родителями надо индивидуально. С помощью бесед педагог может установить такие отношения между участниками воспитательного процесса, которые будут основываться на взаимном уважении.

 Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: различные консультации, выставки детских рисунков, собрания для родителей воспитанников детского сада, тематические занятия с участием родителей и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, выставки, лекции; оформляются информационные и тематические стенды и т. д.
Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются и потом утверждаются заведующим детским садом. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее (это может быть и постоянное число). О сроках и теме консультации оповещают родителей.
На некоторые консультации можно приглашать родителей из всех групп (например, если это беседа врача по поводу дефектов зрения и речи, нарушения осанки, аллергии у детей).
Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.
На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.
Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, экскурсией по детскому саду.
Первое групповое собрание — организационное. Оно обычно назначается в сентябре — октябре. Итоговое собрание проводится в мае; собрание по итогам летней оздоровительной кампании — в августе и еще одно — по различным вопросам воспитания — в январе — феврале. Контроль за посещением групповых собраний осуществляется воспитателем совместно с активом родителей.
На общих родительских собраниях выносятся решения, которые доводятся до сведения всех родителей. Контроль за выполнением решений возлагается на администрацию и педагогическую комиссию родительского комитета. О выполнении решений докладывается на следующем собрании.

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Ее главная задача — систематическое ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи семье.

Родителей нужно привлечь и заинтересовать. Для этого предлагаются следующие подходы к оформлению наглядной  информации в детском саду:

- Информационные уголки оформляются в одном стиле: по одной сказке, в виде цветной полянки, морской темы, праздничного салюта и т. д.

- В оформлении используются разнообразные материалы: пенопласт, поролон, папье-маше, пластик, а также мелкие предметы необходимые для украшения.

Инструкция для воспитателей по созданию родительского уголка:

1. Выберите подходящее место на стене. Желательно разместить уголок напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет сразу попадаться родителям на глаза. Освободите на стене место для будущего родительского уголка. Сделайте из фанеры планшетный стенд, желательно сборно-разборный, чтобы иметь возможность при необходимости увеличить или уменьшить площадь стенда.

2. Решите, что именно будет наполнять родительский стенд. Обязательно должны присутствовать плакаты со справочной информацией: родителям о правах ребенка, ОБЖ родителям (правила личной безопасности), родители и второй ребенок, советы врачей, родители и их обязанности и пр.

3. Обратите внимание на содержание справочных материалов. Все статьи должны быть написаны доступным языком, размер шрифта букв - не менее 14 кеглей. Избегайте сложных терминов, информацию дополняйте красочными рисунками.

Настенная тематическая информация

Советы на одну из тем по воспитанию детей располагаются на самом видном месте. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Важную роль в оформлении настенной информации играет новизна и необычность материалов. Например,  Карлсон,  держащий в руках банку с вареньем, изготовлен из поролона, пропеллер – из пластика, ворот – из шелка, глаза – из пуговок, волосы – из шерстяных ниток. Он высыпает из банки клубнички, на которых размещены конкретные советы на тему «Если ребенок  лжет» или «Если ребенок испытывает страхи».

Уголок краткой информации

Эта рубрика знакомит родителей с короткими высказываниями великих людей, яркими строками стихотворений, меткими народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания и обучения. Например: солнышко, на котором высказывание К.Ушинского: «Никогда не обещайте ребенку то, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его».

Уголок творчества детей

В данном уголке – работы детей по рисованию и аппликации, лепке и конструированию. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке.

Работы по рисованию и аппликации могут быть выставлены все или частично, а по лепке и конструированию можно разместить на полочках сказочного домика, лесенки избушки. Фамилии и имена детей можно написать на бортике полочки.

«Живем - поживаем»

Эта рубрика знакомит родителей с самыми интересными событиями, которые произойдут в группе в данном месяце: дни рождения детей, посещение театра, музыкальные и спортивные развлечения, праздники

«Ой, как вкусно!» (меню)

Табличка с меню, как и все другие должна быть не скучной, соответствовать  стилю оформления раздевальной комнаты. Например, повар с поварешкой указывает на меню, которое написано на колпаке, глаз повара весело подмигивает, а уста говорят: «Приятного аппетита». Если раздевальная комната оформлена в определенном сюжете, например в виде цветочной поляны, то меню можно поместить на цветке или на листочке. 
«Поздравляем»

Красочное панно с таким названием также оформляется в раздевальной комнате. Здесь помещаются поздравительные тексты не только с днем рождения воспитанников. Следует помнить и о том, что и поздравление родителей с праздниками, семейными событиями не только способствует созданию хорошего настроения, служит знаком внимания и уважения, но и преследует воспитательные цели.

Уголок  забытых вещей

Обратить внимание родителей на то, что именно здесь находятся потерянные вещи детей. Надписи должны быть безобидными, тактичными. Например, карман Чебурашки, кувшин журавля, фартук лисы могут служить местом хранения этих вещей, на игрушках – призывы или просьбы заглянуть в их карманы. Или  на грибе - мухоморе, шляпка которого приподнимается, написано: «Чей платочек, чей носочек?»

Объявления.
Объявления имеют форму соответственно форме планшета. Они должны быть напечатаны на листах и окантованы цветной бумагой, тесьмой, природным материалом, привлекая внимание не только содержанием, но и эстетичным нетрадиционным оформлением. Если это, например, приглашение на осенний праздник, то текст помещается на дубовом или кленовом листочке, приглашение на новогодний утренник — на морозных узорах.

«Искренне благодарим»
На красочном табло в виде телеграммы или свитка написаны слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь детскому саду. Не рекомендуется перечислять сразу много фамилий, лучше по одной и с указанием конкретного вклада.
Главное в оформлении этой рубрики — своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление.

Папка-передвижка

В группе оформляется 3-5 папок-передвижек по разным темам. Оформляется с учетом образования родителей, уровня педкультуры, актуальных вопросов воспитания для данной группы. Папки-передвижки предлагаются родителям для изучения дома.

В папке в спец. карман можно поместить:

- тетрадь отзывов и предложений (родители записывают свои впечатления от прочитанного, пожелания)

- характеристика детей данной группы

- правила для родителей и детей.

Требования к оформлению уголка для родителей:

• Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной.

• Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек.

Таким образом,  разнообразные наглядные формы работы,  помогут родителям узнать более подробную информацию о деятельности детского сада, наладить тесный контакт с педагогами, привлечь их к сотрудничеству, воспитанию и обучению детей.

Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.

Самое главное в индивидуальной работе — умение каждого члена коллектива детского сада установить контакт с родителями, примером для воспитателей должно быть поведение самого заведующего, его манера разговаривать, советоваться с родителями или делать им замечания, предъявлять требования.
Руководить индивидуальными беседами, которые порой кратковременны, часто возникают по инициативе родителей, очень сложно; взаимоотношения между воспитателем и родителями складываются в процессе индивидуального общения и направление их в каждом данном случае педагог определяет самостоятельно.
Самое непосредственное участие принимает заведующий и в подготовке и проведении консультаций, групповых и общих родительских собраний. Он утверждает содержание сообщений и докладов, намечает примерный план ведения консультаций и собраний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)

Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....