«Разностороннее развитие дошкольников через театрализованную деятельность».
материал на тему

Столярова Виктория Витальевна

Доклад на педсовет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Разностороннее развитие дошкольников через театрализованную деятельность».

Подготовила: Столярова В.В.


В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно-потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д. (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова, Д. Б. Эльконин и др.). Исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетно-ролевую игру, которая рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский).
Среди   сюжетно-ролевых   игр   большинство   ученых (Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества (Л.С.Выготский). В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность дошкольников  базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
 1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов; 
2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности; 
3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в)  внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Особая роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества (С.А. Козлова, Т.А. Куликова). 
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием  воли,  развитием памяти,  воображения,  инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь развития — эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его наглядные представления.

Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть, проанализировать, про драматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка (О.А.Карабанова, В.Розентуллер).
Театрализованная игра используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы.
Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же  ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Одним из средств разностороннего развития детей дошкольного возраста является музыкально-театрализованная деятельность. Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии через образы, краски, звуки. Умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Совершенствуется речь, ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Занятия театрализованной деятельностью развивают у детей музыкально-художественный вкус, эмоциональную отзывчивость.

В коллективных играх, плясках, в развлечениях, в самостоятельной деятельности, в выступлениях на праздниках, в кукольном театре – у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, умение договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, умение договариваться при распределении ролей. Дети совместно готовят атрибуты для музыкального спектакля, т.е. имеются все условия для осуществления и нравственного и трудового воспитания. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Разностороннее развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Одним из средств разностороннего развития детей дошкольного возраста является музыкально-театрализованная деятельность. На занятиях театрализованной деятельностью сочетая возможности нескольких ...

«Социально – коммуникативное и речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность»

laquo;Социально – коммуникативное и  речевое развитие дошкольнико      через театрализованную деятельность»     ...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Консультация для родителей "Развитие дошкольника через театрализованную деятельность"

Данная консультация поможет родителям создать творческую, дружественную и доверительную атмосферу в семье с помощью организации и участия в  театрализованных играх....

Консультация для педагогов ДОУ. "Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность".

Консультация для педагогов ДОУ."Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность"....

Проект «Физическое развитие дошкольников через театрализованную деятельность посредством сказки»

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные пробл...

Консультация для родителей: "Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность"

Консультация для родителей: "Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность"...