Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
материал (младшая группа) по теме

Арефьева Елена Вячеславовна

Цели и задачи создания мини-музеев  в детском саду. Работа мини-музея "Солнышко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx52.02 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она зародилась более 100 лет назад, сам термин, «Музейная педагогика» начал употребляться в нашей стране только в 70-е годы.

В настоящее время для развития музейного дела характерно существенное повышение значения его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм работы с детьми и педагогами.

Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире, поэтому современные родители стремятся к более раннему приобщению детей к музею [1].

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.
Музейная информация может быть активно освоена в процессе игровой деятельности.

Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог.

Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению. Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер, каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или поодиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное: он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знания (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту и, что более важно побуждает к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.

Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрированных предметов следует ограничивать, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».

Вообще методика рассматриваемой работы предполагает постоянную организацию аудитории. Решая такие вопросы, как на что обратить внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы, экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель – воспитание музейной культуры маленького посетителя. Для того чтобы ребенок обогатился новыми знаниями и впечатлениями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возвращение к уже увиденному и услышанному.

Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.

В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.


Основная часть

1 Личностное развитие ребенка средствами музейной педагогики

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Создание музеев помогает решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000)[2].

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики  обосновали мини-музей тематического содержания.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:

 - наглядность;

 - доступность;

 - динамичность;

 - содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность);

- сочетание предметного мира музея с парциальной программой, ориентированной на проявление активности детей;

 - последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

 - гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей);

 - поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;

 - активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй);

- подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Как утверждает  М.Трунова, любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.[3]

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

-заполнение музейных дневников в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

-выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

        2 Этапы создания мини-музеев

Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на четыре этапа.

Первый этап, подготовительный - планирование .

На этом этапе необходимо:

- Познакомить педагогов с принципами функционирования мини-музеев, разработанных на основе анализа взглядов на музейную педагогику отечественного психолога Л.С. Выготского, зарубежных педагогов и психологов Джона Дьюи, Жана Пиаже, Марии Монтессори, а также ученых-музееведов А.В. Бакушинского, Е.В. Волковой, В.Г. Лурье и др. К ним относятся:

1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип, предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребенка – предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.

2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей. Принцип, позволяющий ребенку почувствовать свою внутреннюю связь с миром.

4. Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников. Данный принцип предполагает учет следующих компонентов: информационного, действенно-мыслительного, потребностно-мотивационного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной отзывчивости к представленным объектам).

- Разработать тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций в соответствии с тематикой занятий образовательной программы.

- С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев провести анкетирование родителей воспитанников ДОУ. Анкетирование проводится анонимно, по желанию родителей. В процессе анкетирования выясняется, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также анализируется степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.

- Определить перспективы создания мини-музеев и разработать алгоритм по созданию мини-музеев в группах:

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор экспонатов,

6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,

7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,

8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,

9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея,

10) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.

- Создать творческую группу педагогов, которые будут курировать работу по созданию мини-музеев.

Второй этап, практический - создание мини-музеев.

Работа на этом этапе строится в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию мини-музеев в группах. Необходимо учитывать, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.  На данном этапе происходит  выбор  темы мини-музея и определение места размещения мини-музея. Месторасположение мини-музеев определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для

На базе мини-музеев экологического содержания можно организовывать кратковременные (даже однодневные) «экспресс-экспозиции».  Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с узкими специалистами (психологом, воспитателем, воспитателем по изобразительной деятельности), родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев.

К подбору экспонатов  привлекаются родители .

Здесь необходимо руководствоваться следующими принципами:

- партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

Необходимо также выбрать  разнообразные   формы работы с экспозициями мини-музеев. Это могут быть:  занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

Необходимо  разработать конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделать  подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев.

Работа по созданию мини-музеев увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь и доставляет взаимное удовлетворение.

Третий этап, презентационный - представление мини-музеев.

На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Сначала педагоги вместе с детьми представляют визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей. Визитки распространяются по группам и раздаются родителям.

Четвертый этап, деятельностный - функционирование мини-музеев.

Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

3 Работа мини-музея «Солнышко»

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении  детский сад комбинированного вида №29 «Росинка» организована система мини-музеев.   Созданы такие мини-музеи, как «Курочка Ряба», «В гостях у сказки», «Волшебница-вода»,  «Динозавры», «Ракушки», «Автомобили», «Кошки», «Собаки», «Куклы в национальных костюмах»,  мини-музей «Дерева», «Книги», «Варежка».

    Основная идея работы педагогического коллектива по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это формирование познавательного интереса и развития речи дошкольников.

   В  группе «Солнечные зайчики» создан мини-музей «Солнышко».        Целями и задачами создания мини-музея «Солнышко» явилось:

Знакомство детей с Солнечной системой, со значением солнца как источника света и тепла в жизни человека, растений и животных; со сменой дня и ночи; ночными и дневными животными; солнцелюбивыми и теневыносливыми растениями; с правилами безопасного поведения на солнце.

В создании мини-музея принимали участие не только педагоги, но и ребята и их мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносили многие экспонаты, сделанные своими руками,  помогали в оформлении экспозиции.

 Мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать,  рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, т.к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них. Наши солнышки были изготовлены из различных материалов: из ниток, из картона, из компьютерных дисков, из бумаги, из потолочных плиток, связанные крючком и т.д. Солнышки получились разные по форме и размерам.

 Также в мини-музее есть макет Солнечной системы с использованием шаров разной величины и расцветок, сделанных  с применением техники папье- маше. Здесь дети узнают о солнце, как космическом объекте, об устройстве Солнечной системы и планетах. Также в музее есть много песен, потешек, загадок, сказок, игр о  солнышке.

 Мини-музей расположился в групповой и часть экспонатов в раздевальной  комнатах, каждый желающий имеет возможность полюбоваться красотой и необычностью солнышек.

 Мини-музей создан на основе системного подхода, который заключается в том, что любой объект (предмет музея) не существует сам по себе, он является частью чего-то. Объект состоит из каких-то деталей, частей. У него   есть прошлое, будущее, есть друзья и враги. Метод системного оператора позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон и получить о нем полное представлении. Мини-музей способствует познавательному развитию детей.

Параллельно с рассматриванием, исследованием экспонатов мини-музея проводятся наблюдения за солнцем на прогулках, экскурсиях в разное время года, в разное время дня. Дети наблюдают за погодой и различными природными явлениями, чтобы проверить на практике некоторые природные приметы.

Можно выделить следующие разделы  и экспонаты данного мини-музея:

  1.  «Солнечная семья».

Этот раздел рассказывает о солнце, как космическом объекте, об устройстве солнечной системы и планетах. Солнечная система – это мобиле с использованием шаров разной величины и расцветки; карта звездного неба.

  1. «Народные приметы».

Здесь размещены разнообразные экспонаты: игрушки, картинки, детские поделки, изображения растений и животных, по поведению которых можно предсказать погоду, т.е. живые организмы-барометры.

- в отсутствии солнца перед пасмурной погодой и вечером одуванчик плотно закрывает цветки;

- перед дождливой погодой  шишки сосны и ели плотно смыкают чешую;

- пчелы перед дождем не вылетают из улья;

- муравейник перед дождем выглядит опустевшим, муравьи прячутся и закрывают свои ходы;

- паук не плетет паутину.

  1. «Ночная жизнь».

Раздел расположился на темной стороне мини-музея и знакомит с жизнью животных, обитающих при недостатке или отсутствии света (еж, сова, летучая мышь). Игрушка- кот, стерегущий мышь рассказывает о том, что и в доме человека есть ночная жизнь.

  1. «Солнцелюбивые и теневыносливые растения».

Раздел включает:

- макет лужайки (солнцелюбивые на открытой местности);

- набор картинок с изображением теневыносливых и солнцелюбивых растений;

- подсолнухи, которые активно реагируют на местоположение солнца, поворачивая за ним свои цветки.

  1. «Солнечные часы»

Здесь находится игрушка- петушок. Он с давних времен был надежным природным будильником.

  1. «Солнце в жизни человека»

-Набор картинок, рассказывающих о том, как люди искали возможность компенсировать отсутствие солнца, как источника тепла;

- термометр позволяет человеку, не выходя из дома, узнать температуру на улице;

Стенд с гербами российских городов, рассказывающий об отношении людей к солнцу и об изображении его на гербах разных городов. Герб Надыма, Ханты-Мансийска, где зима без солнца длится полгода, а весной люди устраивают праздники в его честь.

  1. «Осторожно - солнце!»

-повод поговорить с детьми и родителями о безопасности поведения, прежде всего, на летнем отдыхе;

- макет пляжа дает толчок к разговору о воздействии солнца на организм человека, о пользе солнечных ванн в небольших дозах и об опасности злоупотребления солнечными лучами;

- предметы, которые могут помочь защититься от солнца: очки, панама, крем.

8 . Уголок самостоятельной деятельности.

- игры «Дерево загадок» ( на веточках развешены медальоны с загадками);

- «Чья тень» - по силуэту определить, тень какого животного изображена на рисунке;

- «Театр теней», с помощью кистей рук изображать образ животных.

9.Наблюдение.

Параллельно с рассматриванием экспонатов мини-музея проводятся наблюдения за солнцем на прогулках, экскурсиях, в разное время года, в разное время дня. Дети наблюдают за погодой и различными природными явлениями, чтобы проверить на практике некоторые народные приметы. На клумбах высаживают растения-барометры, растения-часы, за которыми организуются циклы наблюдений.

Также в группе состоялась презентация мини-музея «Солнышко» (Приложение А).


Заключение

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов появились новые элементы: комнаты, залы, музеи, изостудии и так далее, то есть обогащается развивающая среда.

По определению  С.Л. Новоселовой, термин «развивающая среда» – это система материальных объектов, окружающих ребёнка, и воздействующих на его духовное и физическое развитие [4].

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

 Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.

Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

 Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.  И эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.


Список использованных источников

1

 Белова Т.С., Комарова Т.С. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в детском саду. Интегрированные занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2

Винниченко В. Ребенок в пространстве музея. -  Дошкольное воспитание, 2003. -  №5 .

3

Власова Л. Музей и дети. Педагогический аспект региональной программы. - Дошкольная педагогика, 2009. -  №4.

4

Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: Творческий центр, 2008.

5

Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. –М.:Московский  психолого-социальный институт, 2003.

6

Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. -  М.: Линка-Пресс, 2004.

7

Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду.  - Дошкольное образование, 2002.  - №22.

8

Трунова М. Секреты музейной педагогики:из опыта работы. – Дошкольное воспитание, 2006. - № 4.

9

Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики/Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2008 №3

10

Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т.Чумалова – Дошкольное воспитание, 2007, №10, с.44-50


Приложения

А


[1] Власова Л. Музей и дети. Педагогический аспект региональной программы. - Дошкольная педагогика, 2009. -  №4.

[2] Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: Творческий центр, 2008.

[3] Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы. – Дошкольное воспитание, 2006. - № 4.

[4] Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. –М.: Московский  психолого-социальный институт, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

1.1. Основные принципы музейной педагогики 1.2. Мини-музеи ДОУ1.3. Воспитание средствами музейной педагогики...

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Музейная педагогики  создает условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.Технология музейная педагогика интегрируется с образовательными областями в различ...

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Общество, в котором живет современное дошкольное образовательное учреждение – это общество социальных перемен. Дошкольное учреждение – начальный этап социального института образования. В связи с этим ...

"Значение ТРИЗ-педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"

   Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Целью использования данной технологии в детском саду яв...

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...

«Использование игровых технологии в воспитание и обучении детей дошкольного возраста»

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра явля...


 

Комментарии

Арефьева Елена Вячеславовна

Очень нравится детям и родителям.