Комплексное занятие с элементами ТРИЗ.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Михайлова Любовь Николаевна

 

Тема: «Что мы знаем о красках?» или «В гостях у ребят Весёлый Карандашик».  Рисование «Противоположные цвета» или «Нарисуй, что хочешь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie_s_elementami_triz.docx126.38 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие с элементами ТРИЗ.

Тема: «Что мы знаем о красках?» или «В гостях у ребят Весёлый Карандашик».  Рисование «Противоположные цвета» или «Нарисуй, что хочешь».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание», «Здоровье».

Виды детской деятельности: интегративная, коммуникативная, восприятие художественной литературы (загадки), игровая и познавательная.

Цели:

  1. Закрепление знаний у детей о свойствах и различиях между гуашью и акварелью.
  2. Знакомство детей с правилами работы с красками и правилами обращения с кисточкой.
  3. Закрепление знаний о семи основных цветах.
  4. Продолжать развивать детское творчество, воображение, учить передавать в рисунке свои ощущения о выбранном цвете.

Планируемые результаты: умение мыслить и отгадывать загадки, закрепление знаний о цвете, знание отличий в красках, знакомиться с их свойствами, общение, высказывание своих наблюдений, отражает в рисунке свои ощущения и ассоциативное мышление.

Материалы и оборудование: загадки про ИЗО материалы, фланелеграф, «Весёлый Карандашик» (на фланелеграф), цветные карточки или «девочки Красочки» (на фланелеграф), рисунок портрета «Карандаша» и пейзаж (можно ксерокопию),  1 коробка гуаши, 1 коробка акварели (новые), бумага для рисования, краски разные, кисточки для рисования, баночки «непроливайки».

Содержание организованной деятельности детей

  1. Вводное слово воспитателя:

Ребята, вы любите рисовать? (Да), а отгадывать загадки? (Да). Тогда отгадайте мои загадки:

Познакомимся: я - краска,

В круглой баночке сижу.

Вам раскрашу я раскраску,

А еще - картинки к сказке

Нарисую малышу.

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная... (гуашь)

Волоски пушистой белки

Окуну слегка в гуашь я.

Все картинки и поделки

Очень ярко я раскрашу.

Нарисую солнце, листья

Мягкой шелковистой... (кистью)

Нанесет она узор

Очень трепетный и нежный

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всё раскрасит... (акварель)

Вы простым карандашом

Нарисуйте школу, дом,

А цветным карандашом

Свой листок раскрасьте.

Чтоб подправить всё потом,

Пригодится... (ластик)

 Молодцы! Как хорошо вы умеете отгадывать загадки. А про что мои загадки?

Дети: ещё раз называют все предметы .

Воспитатель: Как можно назвать эти предметы одним словом?

Дети: изобразительные материалы. (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им подсказывает).

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о некоторых изобразительных материалах, о красках.

  1. Сравнительная характеристика акварели и гуаши.

Воспитатель: У меня есть ещё одна загадка, послушайте её:

Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк со всех сторон

Древесиной окружен.

Это друг надежный ваш

И художник - ... (карандаш)

Дети: отгадывают загадку.

Воспитатель: Да! Правильно, ну конечно же это карандаш! И сегодня у нас в гостях «Весёлый Карандаш» (на фланелеграфе появляется карандаш).

Карандаш: Здравствуйте ребята, здравствуйте воспитатель! Я Весёлый Карандаш, я очень люблю рисовать. У меня много братьев и мы живём большой и очень дружной семьёй. Каждый из моих родственников любит рисовать, например: у жёлтого карандаша, лучше всего получается рисовать солнышко и жёлтые одуванчики, а у зелёного – листочки и травку, у красного – розы, ягодки, у синего – небо, море. (Дальше дети рассказывают что можно нарисовать и другими цветами, а воспитатель показывает карточку с цветом или «девочки Красочки» на 7 цветов радуги).

Есть у меня ещё один друг его зовут – Простой Карандашик! Он рисует всё, всё, всё, но картины его получаются не цветными, а вот такими! Вот посмотрите он мне прислал свои рисунки. (Дети рассматривают рисунки на одном изображён портрет карандаша, а на другом пейзаж).

Воспитатель: Очень хорошие рисунки, их только нужно раскрасить.

Карандаш: Я хотел их раскрасить сам, вот решил, что раскрашу красками, а какими красками лучше, не знаю. (Показывает акварель и гуашь). И это краска и это краска, чем они отличаются? Какую лучше выбрать?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Карандашу и расскажем ему чем отличаются краски. Вот они перед вами. (С детьми ведётся свободная беседа).

Дети: рассказывают о том, что гуашь в коробочке, каждый цвет в отдельной баночке, а акварель в одной коробочке все краски.

- Что гуашь мягкая, густая, а акварель твёрдая, сухая, липкая, медовая.

Карандаш: Ребята, наверное лучше всего рисовать акварелью? Она не растекается, меньше размером, легче.

Дети: соглашаются, Да. Но её надо всё время смачивать водой, сухая акварель не будет рисовать.

Карандаш: Тогда лучше гуашь?

Дети: Да.

Карандаш: Значит акварелью плохо рисовать?  Надо всё время добавлять воды, лучше я выберу гуашь, правильно ребята?

Дети: нет!

Карандаш: Почему? Я что-то совсем запутался, чем же мне лучше раскрасить рисунки?

Воспитатель: Ребята, давайте обратим внимание на рисунки Карандаша, как их можно назвать? (дети ещё раз рассматривают и определяют жанр рисунка).

Дети: на одном рисунке – портрет Карандаша, а на другом – пейзаж.

Воспитатель: Кто мне может сказать какие краски лучше выбрать для пейзажа?

Дети: лучше акварель!

Воспитатель: Почему?

Дети: Когда ею рисуешь она наполняется водой и становиться прозрачной. Ею хорошо рисовать – небо, облака, кроны деревьев, радугу.

Воспитатель: А портрет какой краской лучше всего рисовать?

Дети: Гуашью! Потому, что она плотно ложиться на бумагу, и цвет у неё яркий, она равномерно закрашивает рисунок.

Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь Карандашик будет лучше разбираться в красках.

Карандаш: Теперь мне нравятся обе краски, я обязательно попробую порисовать и той и другой.

Воспитатель: Только при рисовании красками нужно запомнить такие правила:

  1. Покрывать лист бумаги не больше 3х слоёв краски.
  2. Смешивать краски лучше на палитре и не больше 3х красок.
  3. Лист бумаги долго не тереть кисточкой на одном месте – портится бумага.

Ещё есть правила обращения с кисточкой:

  1. Ни когда! Не оставлять кисточку в воде после рисования.
  2. После рисования кисточки обязательно моем водой, так чтобы краски на ней совсем не оставалось, иначе краска может испортить ворсинки кисточки.
  3. Поставь кисточки в баночку ворсинками вверх, чтобы они высохли и не портились. (Можно показать детям схему рисования гуашью, хранения кисточек).

Карандаш: Спасибо Вам всем за помощь, я не забуду Ваши советы и буду рисовать аккуратно, бережно обращаясь с красками и кисточкой.

  1. Физкультминутка: «Кто играет с нами в прятки?».

Воспитатель: Ребята, вы наверное устали, давайте поиграем:

Кто играет с нами в прятки? 

Это чьи мелькают пятки?

Кто играет с нами в прятки?

Прыг да скок, прыг да скок — (Прыжки.)

Ускакала под кусток. (Сесть в глубокий присед.)

Кто там прячется от нас?

Ну-ка поглядим сейчас. (Дети сидят в глубоком приседе.)

Это шустрая лягушка! Выходи играть, квакушка! (Дети встают, наклоняются и задерживаются в наклоне на несколько секунд.)

Посмотри, как небо ясно! (Потягивания — руки вверх.)

Как природа здесь прекрасна! (Потягивания — руки в стороны.)

А лягушка любит дождь. (Руки скрещены на груди, ладони на плечах.)

Чем мы можем ей помочь?

Ведь сегодня ясный день,

Отнесём лягушку в тень. (Дети садятся.)

  1. Рисование на тему: «Противоположные цвета».

Воспитатель предлагает детям нарисовать необычный рисунок. Для этого ребёнку нужно выбрать 2 цвета краски: один симпатичный ему, а другой не симпатичный – и создать изображение.

Можно нарисовать два рисунка: один из цветов, приятных ребёнку, другой – из не приятных, а затем сравнить оба рисунка.

После рисования дети вместе с воспитателем и карандашиком рассматривают свои рисунки и рисунки других детей и каждый ребёнок рассказывает о своих ощущениях, ассоциациях вызванных нарисованными рисунками, о своём отношении к симпатичным и не симпатичным изображениям.

Итог занятия:

Выставка детского творчества, составление альбома: «Рассказы детей о цвете».

Используемая литература:

  1. С.К.Кожохина «Путешествие в мир искусства» Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  2. Н.В.Дубровская «Игры с цветом» Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Очень интересное и динамичное, занятие будет полезно при закреплении пройденного по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром....

Открытое комплексное занятие с элементами ТРИЗ «Дом моды Госпожи Одежды»

Открытое комплексное занятие с элементами ТРИЗ...

КОНСПЕКТ комплексного занятия с элементами ТРИЗ для детей младшего возраста

конспект  занятия для детей младшего дошколоного возраста с использованием  ТРИЗ технологии...

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ...

«Конспект комплексного занятия с элементами ТРИЗ»

Закрепление пройденного материала по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, художественной литературе...

Конспект комплексного занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Конспект комплексного занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе.Задачи: Развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию, изображенные на карточке. Умение выбирать блоки по зад...