Доклады на педагогический совет
учебно-методический материал на тему

Пылаева Надежда Ивановна

Проблема адаптации – это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас принято считать. Задача родителей -  правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать поощрять его в период адаптации. Задача Воспитателей – помочь родителям легко адаптировать малышей.

 

Моё отношение к  Образовательной  программе «Детский сад 2100»   в связи с принятием ФГОС дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малыши в период адаптации

     Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, т.к. это период адаптации к новым для них условиям. Малыши трудно переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хотя на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от ерика новенького.

     Период привыкания детей неизменно сложная проблема. В настоящее время существенную помощь в положительном решении данной проблемы оказывают научно- практические разработки психологов, которые вооружают педагогов знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровня общения с взрослыми и др. Необходимо заметить относительно спокойно  протекает период привыкания детей 3,5 – 4 лет. В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга. На основании личных симпатий у него начинают складываться избирательные взаимоотношения со сверстниками, его манят «неизвестные дали». Все это сглаживает остроту адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи и познавательной активности детей этого возраста помогают воспитателю отвлечь их от переживаний разлуки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт

По статистике, сегодня к услугам дошкольного учреждения родители в основном обращаются, когда малышу исполниться 1,5 – 2 года: ребенок уже живет по режиму с одним дневным сном, самостоятельно передвигается, понимает обращенную к нему речь взрослого. Но и эти положительные сдвиги в развитии не могут оказать малышу весомую помощь в столь критическом для него положении. Он испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый собирается произвести с ним какие-то манипуляции. Отказывается принимать помощь незнакомца, когда тот пытается накормить его. С трудом может проглотить две-три ложки, не различая вкуса пищи. Находясь в нервном возбуждении, он не чувствует голода. Фактически в течение всего времени пребывания в группе малыш остается голодным. А кормить насильно нельзя.

     У детей может быть избирательное отношение к продуктам питания, например к луку; в третьих можно невзначай надавить ложкой на язык, вызвав неприятное ощущение и даже рвоту, которая быстро сформируется в анарексию, когда рвотные позывы появляются уже при виде пищи.

     Ребенку, в первые дни посещения, все не знакомо. К каждому помещению групповой комнаты ему необходимо привыкать постепенно.

Надо отдать должное, в практике работы с детьми есть и положительные моменты, когда время пребывания новенького ограничивается – до обеда или до укладывания на сон.

     Вернувшись домой, первое, что испытывает ребенок – невероятное облегчение и чувство голода.

     Такие испытания не проходят бесследно, и, как правило через 3-4 дня ребенок заболевает. Не следует забывать и о том, что дети попадают в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа.

     Персоналу группы, особенно в адаптационный период, следует неукоснительно выдерживать график проветривания помещений, четко организовывать фильтр во время утреннего приема, тщательно обрабатывать не  только посуду, горшки, но и игрушки.

Ответственность за эти мероприятия несет старшая медсестра.

    Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам.

    По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.

  1. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему:  громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех кто оказывается рядом. Они то просятся на руки  к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, чтобы через 3-4 мин с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течении 20-30 дней.
  2.  вторая группа – которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов в сторону и забиться в ближайший угол, эти дети находятся в крайнем напряжении, они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает очень сложно.
  3. в третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Такой карапуз первое время совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается. Но длится это совсем не долго, не более 2-3 дней. Теперь уже, увидев издали детский сад он впадает в отчаяние, и по стилю поведения походит на детей первой группы.

Характер и длительность адаптации зависят от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, с удовольствие идет на контакт с чужими людьми. Так же легко адаптируются дети, которых родители часто оставляют на попечение соседки, отвозили к бабушке, дети живущие в коммунальных квартирах.

     Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком отгородившись от всего света, во время прогулок мама обходит стороной шумные  детские площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь детскую болезнь. В некоторых семьях папы до ночи находятся на работе, а мамы целыми днями один на один со своим малышом. В таких условиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым.

     Не имея никакого жизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в чужой обстановке ребенок может быть напуган на столько, сто иногда начинает вести себя неадекватно: переходит на ползание, перестает разговаривать .Имеющиеся у них навыки по самообслуживанию на время исчезают даже в домашних условиях, надолго нарушается характер и длительность сна.

     Проходит время (у каждого свое), и адаптационны период заканчивается. После ухода мамы ребенок быстро успокаивается начинает кушать, реже плачет.

 Опыт практиков, описывающих поведение детей в этот период, свидетельствует о том, что следует следующим образом выстраивать систему потребностей ребенка этого возраста.

  1. ступень это ребенок и его мама

 Их тесная взаимосвязь – основы успешного развития будущей личности. Пытаясь создать благоприятные условия в период привыкания малыша, мы впервую очередь не имеем право отрывать его от матери

  1. расширяющиеся связи ребенка с другими взрослыми.

Ребенок начинает воспринимать того или иного взрослого через призму маминого восприятии. Улыбается мама, встретив на прогулке свою знакомую, малыш тоже улыбается тете и даже может вступить с нею в контакт. Такая оценка взрослого ребенком происходит мгновенно и стойко удерживается долгое время. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будет происходить знакомство ребенка своспитателем, неизменно доброжелательное отношение к которому со стороны мамы поможет легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого.

  1. Ребенок начинает проявлять интерес к объектам и предметам ближайшего окружения

Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка. Чем общение сверстников ( конфликты у детей из-за игрушек)

  1. Формирование взаимоотношений между сверстниками

Хочется заметить – прогулка для малышей необходима это своеобразная передышка они несколько успокаиваются, когда с них не снимают одежду, наоборот, надевают свою, знакомую. На участке дети почти не плачут, воспитатель имеет возможность уделить больше времени поговорить с новенькими, погулять с ними по площадке.

    Проблема адаптации –это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас принято считать. Задача родителей -  правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать поощрять его в период адаптации. Задача Воспитателей – помочь родителям легко адаптировать малышей.



Предварительный просмотр:

Моё отношение к  Образовательной  программе «Детский сад 2100»   в связи с принятием ФГОС дошкольного образования.

Я думаю, что с принятием ФГОС дошкольного образования нам, воспитателям ДОУ,  будет интереснее и результативнее работать с детьми. Хотя конечно на первых порах и будут определённые трудности в работе. Но всё новое всегда требует определённых затрат физического и умственного труда, но я думаю, что будущий результат это оправдывает.

Мне очень нравится, что  основная цель «Образовательной программы «Детский сад 2100»   – реализовать принципы преемственности и непрерывности в развитии и воспитании детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Наш детский сад «Алёнка» и сейчас работаем над воспитанием и развитие детей совместно со средней школой, и я думаю, что работая по новой программе, эта связь будет более тесной и плодотворной.

 Эта программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с общей концепцией ОС «Школа 2100». Очень хорошо, что в ней мы  можно найти рекомендации по организации режима дня детей, проектирование воспитательно-образовательного процесса и совместной образовательной деятельности по основным направлениям развития детей дошкольного возраста, а также подробное содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми различных образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка

Эта программа нам показывает, что для гармоничного развития ребёнка важно, чтобы занятия для них проводились в игре, например, с использованием музыки, рисования, лепки, танцев, фольклорных мотивов и даже истории. Процесс обучения должен быть  построен так, чтобы связи и отношения окружающего мира дети осваиваивали сами, в ходе сравнения и наблюдения, воспитатель же должен только незаметно подвести их к такому “открытию”, не подавая готовой информации, а стимулируя их вопросы и воображение. Изюминка программы в том, по мнению ее авторов, что изменен сам механизм достижения целей, но не требования к подготовке детей. А именно - знания детям даются по максимуму (в пределах возрастных норм), требования же к усвоению знаний предъявляются по минимуму (в пределах определённых Госстандартом).

 По моему мнению, эта  программа создает комфортные условия для детей с разным уровнем развития, давая им возможность обучаться каждому в своем темпе. Такой подход исключает перегрузки дошколят, но не уменьшает результативность. Многое здесь зависит и от воспитателя, от его умения грамотно построить ход занятия, где есть возможность и время уделить внимание каждому ребенку. Обязательно нужно помнить, что “подготовка к школе” – это не только обучение чтению, счету и письму. А главное в том, чтобы ребёнок  имел представление о жизни, имел  целостный взгляд на мир, а также развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления. Ведь чем богаче внутренний мир ребенка, тем богаче его будущая жизнь.

 Воспитатель формирует у детей общие учебные умения, которые ему пригодятся в дальнейшей школьной жизни: слушать  вопросы взрослого,  слушать ответы сверстников, подвергать их сомнению: высказывать суждения и предположения, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Поддерживает усилия детей качественно выполнять задания, создаёт ситуацию успеха с помощью похвалы, положительной словесной оценки; поощряет высказывания и суждения малышей, способствует становлению у детей самооценки.

Ребёнок учится отстаивать и доказывать свою точку зрения, свои мысли.   (Используя слова: Я думаю…; Мне кажется…; Я не согласен…;  Я согласен, но хочу дополнить…; и т.д.).

 Работая по этой программе мы будем способствовать детям  учиться развивать свои способности, открывать себя.

 Я думаю, что  «Образовательная  программа «Детский сад 2100»   может  обеспечить  нашим детям увлекательный образовательный процесс без стресса и перегрузок, сохранит радость детства и здоровье детей, раскроет индивидуальность каждого  ребенка, поможет вырастить его как самостоятельную личность, научит их  правильно и грамотно говорить, уметь слышать и слушать ( что современные дети, по моим наблюдениям не умеют делать),научит детей ставить перед собой цели, планировать свою деятельность для достижения результата, разовьет умения самоконтроля - т.е. будет  учить РЕШАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

И я думаю, что всё это вместе взятое поможет нашим детишкам легче адаптироваться в школьной жизни.

Что образовательная система «Школа 2100» может дать вашим детям

•        Обеспечит увлекательный учебный процесс без стресса и перегрузок.

•        Сохранит радость детства и здоровье.

•        Раскроет индивидуальность Вашего ребенка.

•        Вырастит его как самостоятельную личность.

•        Научит правильно и грамотно говорить, уметь слышать и слушать.

•        Научит ставить перед собой цели, планировать свою деятельность для достижения результата, разовьет умения самоконтроля - т.е. НАУЧИТ РЕШАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Портрет нашего выпускника

Он хочет и знает, как добиться успеха в жизни. Он толерантен, доброжелательно настроен к миру, к людям. Он УМЕЕТ:

•        использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях,

•        формулировать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать ее,

•        нести ответственность за себя и своих близких,

•        организовывать свои дела, решать различные проблемы,

•        результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней,

•        оценивать свои и чужие поступки, занимать и отстаивать свою позицию,

•        общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща.

Что Образовательная система «Школа 2100» может дать родителям

•        Вам не придется тратить много времени на дополнительную работу с ребенком и на помощь ему в подготовке домашнего задания.

•        У вас появится много общих точек соприкосновения с вашим ребенком, Вам будет интересно общаться с ним.

•        Вы удивитесь, как быстро расширяется кругозор вашего ребенка.

•        Приготовьтесь к тому, что ребенок довольно быстро станет самостоятельным, но будет стараться согласовывать с вами свое мнение.

•        Вы можете быть спокойны за будущее вашего ребенка и станете гордиться его успехами.

Образовательная программа «Детский сад 2100» для детей раннего возраста (2–3 года) разработана в соответствии с действующими СанПиН. Проект Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» представляет собой переработанный вариант Комплексной программы развития и воспитания «Детский сад 2100» и полностью соответствует Федеральным государственным стандартам.

Эта программа хороша тем, что с её помощью учат детей развивать свои способности, открывать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...

Доклад на педагогическом совете " Этапы формирования игровой деятельности детей".

Этапы формирования игровой деятельности детей. Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета игрушки,...

Доклад на педагогическом совете ДОУ "Психолого-педагогическая ценность игр и игрушек"

В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Эт...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад к педагогическому совету на тему "Требования к условиям реализации общеобразовательной программы образовательной организации: психолого– педагогические условия, кадровые, материально – технические"

Основные принципы дошкольного образованияПолноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;Индивидуализац...

Доклад на педагогическом совете: «Технология проектной деятельности в педагогическом процессе».

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действ...