Дидактические игры в ДОУ
картотека по теме

Кангина Наталия Николаевна

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Вашему вниманию представлен перечень дидактических игр, которые разделены на 3 возрастных этапа:ранний, младший и средний. Применение данных игр поможет вам в формировнии игровых действий и ролевого поведения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     ИГРОВАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

           

               1


              2

 

              3

1.Уровень предметных действий.

2.Уровень построения сюжета.

3.Уровень игрового взаимодействия.

 ТРУДОВЫЕ     УМЕНИЯ.

1.Умение ставить цель.

2.Умение планировать работу.

3.Умение действовать.


4.Умение оценивать работу.

5. Отношение к работе

                      ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1.Игры,используемые для формирования предметных действий с игрушками

1) Д/и ”Найди игрушку”

2) Игра-забава ”Плавают уточки”

3) Театрализованная игра ”Бабочка”

4) Д/и ”Возьми игрушку”

5) Д/и ”Разберем и соберем пирамидку”

6) Д/и”Достанем для Мишки кубики из коробки”,

           “Соберем за Мишку кубики в коробку”

7) Д/и ”Соберем ягоды (грибы) в корзинку”

8) Игра с песком ”Куличики”

9) Игра с водой ”Ловись рыбка”

10) Игра с водой ”Кораблики”

2.Игры, используемые для формирования игровых действий

1) Театрализованная игра “Девочка чумазая”

2) Д/и ”На что похоже”

3) Д/и» Найди предмет такой же формы”

4) Д/и”Где мы были мы не скажем, а что делали покажем”(1 вариант)

5) Д/и» Переименуй предмет”

6) Театрализованная игра ”Как мы изобразим, что у нас в руке”

3.Игры, используемые для формирования ролевого поведения

1) Д/и ”Кому что нужно”

2) Д/и ”Что лишнее”

3) Д/и ”Глагольное лото”

4) Д/и ”У меня зазвонил телефон”(1 вариант)

5) Д/и ”Где мы были мы не скажем, а что делали покажем”(2 вариант)

6) Д/и ”У меня зазвонил телефон”(2 вариант)

                           ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1 ЭТАП

1)”НАЙДИ ИГРУШКУ”

Цель: выполнение словесной инструкции.

Материалы и атрибуты: любая игрушка

Ход игры:

Взрослый берет игрушку (Мишку) и вместе с ребенком прячет. Через некоторое  время взрослый обращается к ребенку: ”Найди Мишку”.

2)”БАБОЧКА”

Цель: концентрация внимания улучшение эмоционального состояния ребенка.

Материалы и атрибуты: игрушка-бабочка, ширма.

Ход игры:

Взрослый демонстрирует бабочку из-за ширмы, привлекает внимание ребенка к игрушке: ”Ах, какая бабочка!”

Ребенок наблюдает за игрушкой.

Навыки и умения: длительное наблюдение за игрушкой.

3)”ПЛАВАЮТ УТОЧКИ”

Цель: та же.

Материалы и атрибуты: тазик с водой, пластмассовые уточки.

Ход игры:

Взрослый привлекает внимание детей (эмоционально):” Дети, посмотрите- уточки плавают” Читает стихотворение:

-Наши уточки с утра:

 “Кря-кря-кря!”

 Лапками гребут

 К берегу плывут.

Дети рассматривают уточек, по желанию играют с водой и уточками.

4)”ВОЗЬМИ ИГРУШКУ”

Цель: побуждение к обследованию игрушки

Материалы и атрибуты: яркая игрушка (собачка)

Ход игры:

“Таня, возьми собачку”. Взрослый дает игрушку ребенку из рук в руки, помогает удерживать, манипулировать с ней.

“Давай погладим собачку. Вот какая она мягкая, пушистая. У нее есть лапы, хвост, голова”.

Игра проводится многократно с разными по функциональному значению игрушками.

5)”РАЗБЕРЕМ И СОБЕРЕМ ПИРАМИДКУ”

Цель: повторение действий с игрушкой в соответствии с ее назначением.

Материалы и атрибуты: пирамидка с одинаковыми по размеру кольцами.

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку пирамидку, затем снимает кольца и вновь их надевает. Действия сопровождает словами:”Была пирамидка, кольца сняли- нет пирамидки. Сейчас опять соберем- будем кольца на стержень надевать”.Так повторить несколько раз.

Потом предлагает ребенку разобрать и собрать пирамидку.

6)”ДОСТАНЕМ ДЛЯ МИШКИ КУБИКИ ИЗ КОРОБКИ. СОБЕРЕМ ЗА МИШКУ КУБИКИ В КОРОБКУ”

Цель: формирование продолжительных манипулятивных действий, переходящих в процессуальные действия.

Материалы и атрибуты: кубики, коробка, игрушка Мишка.

Ход игры:

Взрослый обращается к ребенку: ”Мишка хочет играть кубиками. Достанем для Мишки кубики из коробки.”Вместе с ребенком достает кубики из коробки:”На Мишка ,играй.”(по возможности выполняют простейшую постройку).

“А сейчас соберем за Мишку кубики в коробку.”Совместные действия с ребенком.

7)”СОБЕРЕМ ЯГОДЫ (ГРИБЫ) В КОРЗИНКУ”

Цель: та же.

Материалы и атрибуты: муляжи ягод и грибов, разложенные на ковре, корзина.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям собрать ягоды и грибы, растущие на полянке:

“Ой, сколько ягод и грибов на полянке! Помогите мне собрать их в корзинку.”

Взрослый начинает  сбор, вовлекая детей в игру.

8)”КУЛИЧИКИ”

Цель: обучение действиям с песком, совком ,формочками.

Материалы и атрибуты: ведерко, формочки, совок, песок.

Ход игры:

1.Взрослый  привлекает внимание ребенка: «Насыплем песок в ведро». Показывает как это можно сделать, сопровождая действия словами:”Набираем песок в совок, пересыпаем в ведро. Теперь еще...Полное ведро песка”.Предлагает то же выполнить ребенку.

2.После освоения ребенком необходимых навыков переходим к их развитию. Взрослый обращается к ребенку:”Сейчас мы будем печь куличики. Набираем песок в совок, наполняем песком формочку, прижимаем песок совком, переворачиваем  формочку, стучим по донышку, снимаем формочку.”Вот какой куличик получился!”

 Взрослый предлагает ребенку испечь свой куличик, помогая  в случае затруднения.

9)”ЛОВИСЬ РЫБКА”

Цель: формирование положительного отношения к игр, побуждение к речевому высказыванию.

Материалы и атрибуты: тазик с водой, пластмассовые рыбки(усложнение: рыбки заводные),сачок.

Ход игры:

Взрослый опускает рыбок в таз с водой и говорит:”Рыбки плавают”.Затем вылавливает рыбку сачком:”Поймали рыбку!”Предлагает детям поочередно поймать рыбку, побуждая  к проговариванию своих действий и повторению словесного образца, данного взрослым.

10)”КОРАБЛИКИ”

Цель: эмоциональное взаимодействие детей друг с другом.

Материалы и атрибуты: тазик с водой, пластмассовые кораблики.

Ход игры:

Взрослый опускает кораблики в тазик с водой, говорит:”Вот какие кораблики! Подул ветер(дует),поплыли кораблики! Вот кораблик приплыл к Вите. Витя, пусть твой кораблик поплывет к Маше. «Предлагает детям

так же поиграть с корабликами».

2 ЭТАП

1)”НА ЧТО ПОХОЖЕ”

Цель: формирование умения сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материалы и атрибуты: 5 карточек с изображением геометрических фигур(квадрат, круг, треугольник ,прямоугольник ,овал),5 карточек с изображением предметов различной формы: круглой (мяч, яблоко, футбольный мяч, воздушный шар, апельсин),

квадратной(коврик ,платок, оконная рама, кубик, флаг),                                                овальной(дыня ,слива, лист, жук, яйцо),прямоугольной(портфель, конверт, книга, домино, картина),треугольной(кусок сыра, балалайка, колпачок, пакет молока, пирамидка).

Ход игры:

Дети рассматривают материал, называют фигуры и предметы.

По указанию воспитателя дети подбирают  к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы.

2) “НАЙДИ ПРЕДМЕТ ТАКОЙ ЖЕ ФОРМЫ”

Цель: Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Материалы и атрибуты: геометрические фигуры( круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник); предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы); квадратной формы (строительный материал, плпток, карточки); треугольной формы (строительный материал, флажок, морковь); овальной формы (огурец, яйцо).

Ход игры:

Геометрические фигуры лежат на столе; предметы на другом. Дети подходят к столу с геометрическими фигурами - называют форму. Найди предмет такой же формы и положи к этой фигуре.

Если ребенок правильно выполнил задание, остальные хлопают в ладоши.

 3) “ГДЕ МЫ БЫЛИ МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ ПОКАЖЕМ”

Цель: учить действию с воображаемыми предметами.

Материалы и атрибуты: дудочка, мячик, гармошка (барабан)..

Ход игры:

Сегодня мы поучимся играть в интересную игру “Где мы были мы не скажем, а что делали покажем”.

1 этап:

Играть со мной будет Максим, а вы ребята смотрите.

Возьми гармошку в руки, поиграй на ней, хорошо, а теперь положи ее на стул и представь, что в руках у тебя гармонь, покажи, как будто ты играешь на гармони. Давай вместе...

Затем воспитатель предлагает взять в руки мячик (барабан), поиграть им, потом воспроизвести действия без мяча. Помогает ребенку - выполняет действия вместе с ребенком.

Затем предлагает поиграть ребенку дудочкой и т.п.

Когда воспитатель научил ребенка играть, он говорит

2 этап:

“А сейчас  с тобой будет играть Тема. Он пойдет за двери, а когда мы его позовем, он должен отгадать, на каком инструменте ты играл. (Тема уходит за дверь) Воспитатель договаривается с Максимом, на каком инструменте он будет играть, после чего зовут Тему. Воспитатель говорит:” Где мы были мы не скажем, а что делали покажем”  и помогает ребенку выполнить то или иное движение. Игру можно повторить с другими детьми.

4) “ПЕРЕИМЕНУЙ ПРЕДМЕТ”

 Цель: формирование умения совершать операцию замещения предметов

1 этап игры.

Задача: показать детям способ замещения одного предмета другим.

Материалы и атрибуты: кукла, тарелка, чашка, палочка.

Ход игры:

* Воспитатель предлагает ребенку покормить куклу, ставит на стол чашку и тарелку:

“Кукла что-то невеселая, наверное, она проголодалась и хочет есть; давай ее покормим. Что нам нужно?

* Ребенок говорит, что не хватает ложки.

* Воспитатель предлагает взять палочку вместо ложки, потому что они похожи.

* Воспитатель кормит куклу палочкой вместо ложки, затем предлагает ребенку проделать то же самое.

2  этап игры.

Цель: учить использовать способ замещения одного предмета другим.

Материалы и атрибуты: палочка, кукла, халат, шапочка.

Ход игры:

Ребенок надевает халат и шапочку.

Воспитатель переименовывает один предмет в другой, а ребенку предлагает совершить действия, характерные для переименованного предмета.

Например: “Давай назовем палочку градусником. Покажи, какие действия ты будешь совершать градусником”

Если ребенок затрудняется воспроизвести действия с предметом-заместителем, то взрослый показывает ему.

Далее то же: “Давай назовем палочку шприцем. Покажи, какие действия ты будешь совершать со шприцем.

Если ребенок затрудняется воспроизвести действие, то взрослый показывает ему

3  этап игры

Задача: формировать умение переименовывать предметы..

Материалы и атрибуты: сюжетные картины на бытовые темы.

Ход игры:

*Взрослый предлагает детям рассмотреть сюжетную картину “Семейный обед” и назвать предметы ,используемые для обеда.

“А сейчас мы поиграем: кто больше назовет предметов, вместо которых понарошку можно использовать палочку. За каждый ответ я буду давать вот такую палочку, и вы ими потом поиграете ”. Дети называют : ” Палочка-нож, морковка , ложка и т. п.”

* Взрослый предлагает сюжетную картину “Мама качает малыша”. Если дети затрудняются ответить, то показывает действия мамы.

4 этап игры.

Задача : учить совершать действия с двумя и более предметами - заместителями.

Материалы и атрибуты: игрушка Заяц , муляж морковки .

Ход игры:

Ребенку предлагаются  игрушки (Заяц, морковка) для совершения с ними действий . Затем взрослый просит ребенка найти предметы для замены этих игрушек , убирает игрушки и побуждает ребенка продемонстрировать ряд действий с подобранными предметами в соответствии с новыми функциями. Например, ребенок должен покормить кеглю-зайчика палочкой-морковкой или измерить температуру кегле - девочки палочкой градусником и т. д.

3 ЭТАП

1)” КОМУ ЧТО НУЖНО”

Цель: формировать умение выделять и называть предметы, относящиеся к определенной профессии.

Материалы и атрибуты: карты лото , в центре которых изображены люди разных профессий (врач, парикмахер, продавец, повар), а вокруг изображения восемь пустых клеток , маленькие карточки с предметными картинками к каждой из профессий.

Ход игры:

Дети выбирают карты лото. Взрослый дает рассмотреть картинку на карте и определить, кто на ней изображен. Затем поднимает одну из предметных картинок и спрашивает :” Что это ?..Кому это нужно для работы ?”

После того , как выбор сделан , ребенок получает карточку с предметной картинкой и располагает на своей карте лото . Выигрывает тот , кто первым закрыл свою карту.

2)”ЧТО ЛИШНЕЕ”

Цель: формирование умения соотносить название профессии с определенным наборам действий и обозначать эти действия словесно.

3)”У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН” (1 вариант)

Цель: акцентирование внимания детей на речевом взаимодействии.

Материалы и атрибуты: два телефонных аппарата.

Ход игры:

*Воспитатель берет трубку одного телефона и говорит:

    - У меня зазвонил телефон. Дзинь! Алло?!

    -(в трубку другого телефона) Здравствуйте. Это магазин?

   -Да, мы вас слушаем.

   -Скажите, пожалуйста, вам привезли свежий хлеб?

   -Да, приходите, пожалуйста.

   -Спасибо. (Весь диалог ведет один воспитатель.)

* Воспитатель предлагает ребенку роль покупателя, сам берет роль продавца и ведет ролевой диалог по телефону, побуждая ребенка к ответным высказываниям с помощью сопряженной речи.

*Ребенку предлагается ведущая роль в диалоге по телефону с взрослым.

*Воспитатель предлагает одному ребенку быть продавцом, а другому  покупателем и вести телефонный диалог между собой.

5)”У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН” (2 вариант)

Цель: знакомство с различными вариантами ведения ролевого диалога.

Ход игры:

Участники игры рассаживаются в кружок, воспитатель вводит смысловую ситуацию и предлагает роли двоим, вовлеченным в игру детям: “Давайте опять поиграем в телефон, только по-другому. Здесь как будто ваши дома. У каждого телефон, а это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. А это вы как будто заболели. Давайте, вы мне звонили, вызывали врача. Дзинь... У меня телефон звонит. Алло! Это доктор у телефона. Кто мне звонит?.. Больная девочка? Что у тебя болит?”

Воспитатель развертывает диалог с одним ребенком , а затем переходит к взаимодействию с другим участником, строя диалог аналогичным способом ,но несколько изменяя содержание своих вопросов и реплик в зависимости от ролевых высказываний ребенка.

6)”ГДЕ МЫ БЫЛИ МЫ НЕ СКАЖЕМ , А ЧТО ДЕЛАЛИ ПОКАЖЕМ” (2 вариант)

Цель: формирование умения выполнять действия, характерные для тех или иных персонажей в паре друг с другом.

Материалы и атрибуты: тематические наборы для сюжетных игр.

Ход игры:

Участники игры рассаживаются в кружок . Воспитатель говорит:” Сегодня мы будем  играть в знакомую нам игру , только немного по-другому. Мы  с Таней договоримся кем мы будем , вы должны догадаться кто мы и что делаем . Воспитатель с ребенком обсуждают какие роли они будут выполнять (Например, ребенок - парикмахер , взрослый - посетитель ) , выбирают необходимые атрибуты и выполняют действия , характерные для выбранных персонажей . Дети отгадывают .( В последующем атрибуты максимально ограничиваются ) “А теперь с Таней договорится кто-нибудь из детей , а мы попробуем отгадать “. Дети выполняют действия в паре друг с другом . Далее последовательно вовлекаются в пары все участники игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...