Программа "Формирование нравственных ценностей у старших дошкольников средствами сказкотерапии"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Проект позволяет реализовать программу по формированию представлений жизненных идеалов у старших дошкольников средствами сказкотерапии, направлен на: развитие представлений жизненных идеалов у детей старшего дошкольного возраста; развитие полноценного личностного  роста, гармонии с самим собой; формирование познавательного интереса в психологической компетенции; формирование благополучного эмоционального отношения к жизни, умений эффективного взаимодействия с людьми; совершенствование компетентности родителей по формированию у детей представлений жизненных идеалов; приобретение опыта в самопознании, саморегуляции, эффективном взаимодействии с людьми.

Данный проект среднесрочный, состоит из нескольких этапов:

- Первый этап – теоретическое осмысление проблемы, изучение методов и приемов сказкотерапии, разработка, определение задач формирующего внедрения проекта.

- Второй этап – практическая организация и внедрение проекта в образовательный процесс.

- Третий этап – анализ результатов внедрения проекта в образовательный процесс.

Пособие предназначено педагогам – психологам, учителям – дефектологам, социальным педагогам, воспитателям ДОУ, может быть полезно родителям для совместной деятельности с детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по теме «ПРОГАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЖИЗНЕННЫХ ИДЕАЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ»

вид проекта: практико - ориентированный

Разработала проект:

Круглова Наталья Юрьевна,

педагог-психолог

г. САМАРА

 2013г.

Паспорт проекта

Целевая аудитория:

- дети 6 -7 - летнего возраста

Помощники:

- педагог – психолог;

- воспитатели группы;

- родители.

Сроки проведения проекта: проект среднесрочный и будет внедряться в период с сентября 2012 г. по ноябрь 2012 года, будет состоять из нескольких этапов:

Первый этап (сентябрь – 1 неделя) – анализ существующей образовательной базы в дошкольном образовательном учреждении, теоретическое осмысление проблемы, анализ подходов к понятию «сказкотерапия», изучение методов и приемов сказкотерапии, разработка, определение задач формирующего внедрения проекта.

Второй этап (сентябрь - ноябрь) – практическая организация и внедрение проекта в образовательный процесс. Организация реализации методов, методик, программы  в соответствии с целью и задачами проекта.

Третий этап (ноябрь – 3 неделя) – анализ результатов внедрения проекта в образовательный процесс, подготовка рекомендаций для родителей в рамках обеспечения условий по формированию представлений  жизненных идеалов.

Место проведения: МБДОУ № 193 городского округа Самара

Виды проекта:

- по срокам: среднесрочный проект;

- по приоритетному виду деятельности: социально – значимый.

I Содержательное обоснование проекта

Постановка проблемы: в рамках современного общества от образовательных услуг требуется качественное развитие личности, что одно из главных является сформированность представлений жизненных идеалов, том числе овладение системой базовых знаний в саморефлексии, саморегуляции, позволяющих эффективно овладевать навыками социального взаимодействия.

  1. К сожалению, зачастую о несформированности познавательных интересов в психологических знаниях, представлений жизненных идеалов свидетельствует не соблюдение этических норм, дети недостаточно умеют взаимодействовать друг с другом, применять психологические знания в своей жизни, приобретать опят в данном направлении. Так же наблюдается недостаточная сформированность независимой свободной личности ребенка, что приводит к комплексу неполноценности, дисгармонии процессов личностного роста.
  2. Профессиональную помощь в формировании представлений жизненных идеалов у детей может оказать психолого – педагогическая служба в дошкольном образовательном учреждении. Но современное состояние психолого – педагогической службы на данном этапе своего развития характеризуется слабо налаженными психолого–педагогическими технологиями, недостаточным программно - методическим обеспечением.

4. Требуется проведение  специальных психолого–педагогических мероприятий, которые  позволят в достаточной степени нивелировать проблему. В силу возрастных особенностей детей более эффективное применение методов и приемов являются сказкотерапии, которые в свою очередь приближены к игровой деятельности и исключают нотаций и особых требований, что может напряжено влиять на ребенка.

Актуальность проекта:

Создавая условия для формирования представлений жизненных идеалов ребенка в детском саду и в семье в период дошкольного детства, мы обеспечиваем основы для жизненной созидательной стратегии личности. Сформированность таких представлений выражает ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях: добра, справедливости,  красоты,  в ценностях своей семьи и детского сообщества. Окрашенные положительными чувствами представления жизненных идеалов принимаются ребенком личностно и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими, основой для самооценки и чувства самоуважения, саморегуляции. Н.А.  Кушаев  отмечает,  что  для дошкольного возраста характерна неустойчивость представлений  о  жизненном идеале.

Сказкотерапия, корректирующая поведение и настроение ребенка, является одним из самых щадящих и приятных методов воздействия – обучения и воспитания. Слово фантазии усваивается надолго, так как содержит скрытое внушение. Главное, чтобы сказка имела соответствующий алгоритм, точно направленный на решение конкретной проблемы, учитывающий каналы восприятия ребенка и, конечно, его интересы.

Данный проект имеет практическую значимость поскольку позволяет не только разработать методы по формированию представлений жизненных идеалов, но и овладеть опытом практической деятельности психолого-педагогической службы дошкольного образовательного учреждения.

Следует отметить, что подготовка и проведение психолого-педагогических мероприятий будет способствовать благоприятному формированию представлений жизненных идеалов у детей старшего дошкольного возраста и консолидации психолого-педагогического сообщества дошкольного образовательного учреждения.

Нормативно-правовая база:

  1. Концепция социально – экономического развития образования до 2020 года;
  2. Национальная образовательная стратегия «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;
  3. Федеральная целевая программа Российского образования (2011 – 1015 гг.).

Цель представленного проекта: внедрить программу в образовательный процесс по формированию представлений жизненных идеалов.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

- изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно–методическую литературу по проблеме;

- изучить необходимую нормативно-правовую документацию, соответствующую теме проекта;

- подобрать и использовать методический инструментарий для разработки профилактической программы;

- апробировать профилактическую программу, способствующую формированию представлений жизненных идеалов.

II Теоретическое обоснование проекта

 Специфика работы с применением методов сказкотерапии с детьми дошкольного возраста

Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах.

Некоторые думают, что сказкотерапия – это «детский» метод. В том смысле, что он адресован живому творческому созидательному открытому «детскому началу» в человеке. «Детский» в том смысле, что он ограничен по возрасту. Сказка – это «слоеный пирог». В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже «обнюхивает» «слоеный пирог смыслов» и выбирает самый «вкусный» для себя, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок – в любом возрасте можно открыть сокровенное и волнующее.

Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». В процессе работы мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка. Так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира.

Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенности формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью компетенций в психологию, представлениями жизненных идеалов, что приводит к овладению ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме формирования представлений жизненных идеалов ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.

Л.С.Выготский писал, что «жизненный путь личности - это история ее переживаний». Психологический опыт современного ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что сформированность представлений жизненных идеалов положительно влияют на эмоциональный детский опыт - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности.

Таким образом, сказкотерапия наиболее детский метод психотерапии. Потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Основная терминология:

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла,расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.

«Жизненные идеалы – это представление человека о  совершенной  модели  явлений материального, духовно-интеллектуального,  нравственного  и  художественного мира».  То  есть,  это  представление  о  совершенной  красоте  в   природе, обществе, человеке,  труде  и  искусстве.  

III Организация реализации проекта

Механизмы реализации проекта:

Для достижения цели и решения поставленных задач будет применен комплекс теоретических и практических методов:

- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;

- создание материальной базы  для разработки профилактической программы по формированию представлений жизненных идеалов;

- создание психологом методических рекомендаций для родителей;

- внедрение наработанной нормативно-методической базы по формированию представлений жизненных идеалов.

Психодиагностические методики:

  • Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально – нравственного развития [5, с. 12];
  • Методика «Закончи историю» / Диагностика эмоционально – нравственного развития [5, с. 34];

В его рамках существуют следующие ресурсы:

- кабинет педагога-психолога снабжен комплектами методических и дидактических материалов (научная литература, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература, развивающие игры);

- кабинет оснащен компьютером, электронными пособиями по коррекционно-развивающей работе, накапливаются обучающие компьютерные презентации для работы с детьми, педагогами, родителями;

- в дошкольном учреждении имеется выход в Интернет, мультимедийная аппаратура.

IV Прогнозирование процесса выполнения профилактических воздействий

Предполагаемый результат:

- сформированность представлений жизненных идеалов у детей старшего дошкольного возраста;

- сформированность познавательного интереса в психологической компетенции;

- предполагается полноценный личностный  рост, гармония с самим собой;

- благополучное эмоциональное  отношение к жизни, взаимодействию с людьми;

- совершенствование компетентности родителей по формированию у детей представлений жизненных идеалов, приобретения опыта в самопознании, саморегуляции, взаимодействии с людьми.

Прогнозируемые риски предстоящего внедрения проекта и методы их коррекции вне:

  1. Неготовность воспитателей участвовать в разработке проекта и в осуществлении его на практике. Повышение педагогического потенциала за счет изучения научной литературы и реализации знаний в практической деятельности;
  2. Невозможность быстрой и оперативной информатизации научно - методической деятельности и консолидации психолого-педагогической службы в дошкольном учреждении;
  3. Нежелание родителей в принятии участия их ребенка в психолого-педагогических мероприятиях по формированию представлений жизненных идеалов.

Вывод:

Таким образом, данный проект не только должен способствовать формированию представлений жизненных идеалов, но и повлиять на  развитие и улучшение функционирования центральной нервной системы, которая характеризует значительное формирование психической деятельности. Это является важным необходимым для формирования психологически здоровой личности ребенка.

Таким образом, предложенный проект может дать понять о том, что данная категория детей 6-7 лет демонстрирует недостаточную сформированность психологической компетентности в представлениях жизненных идеалов. А так же может дать возможность показать и предположить, что при целенаправленной, систематической работе по формированию этих представлений – дети будут иметь представления жизненных идеалов, овладеют этическими нормами, способностями самопознания, саморегуляции и навыками социального взаимодействия.

Литература

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
  2. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.
  3. Воспитание детей в игре/ Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.:Просвещение.-1979.-С.59
  4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1981-1984.
  5. Дерманова И. Б. Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально – нравственного развития СПб., 2002, с. 35
  6. Запорожец А.В. Развитие эмоционально регуляции действий у ребенка//Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси. 1971
  7. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб., 2001.
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
  9. Золотая книга лучших сказок мира. – М.: Просвещение, 1992. – 443 с.
  10. Иванова Н. Ф. авт.-сост. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации – Волгоград: Учитель, 2009 – 191 с.
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175(2) с.
  12. Соколов Д. Сказка и сказкотерапия. — М.: Класс, 1997.-90 с.


Приложение  

Программа НОД с детьми старшего дошкольного возраста «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЖИЗНЕННЫХ ИДЕАЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ»

Пояснительная записка

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Воспитание  добродетелей создают реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребенка.

Цели программы:

1. Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

2. Способствовать положительному формированию эмоционально-волевой сферы детей в процессе деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

3. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).

Задачи программы:

Обучающие задачи:

1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро — зло, послушание — непослушание, дружба — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность; и правил доброй, совестливой жизни;

3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру;

4. Помогать социально адаптироваться, повышать самооценку детей, посредством сказки.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивающие задачи:

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия;

4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;

5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

5. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;

6. Создавать условия для активного включения детей в речевую, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Особенности построения программы

Занятия программы выстроены на использовании:

- народных и авторских, русских и зарубежных сказок;

- малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок.

Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов игровой, художественной деятельности: рисования, игры, пальчиковые гимнастики. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук и общую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Структура НОД

Каждое занятие включает в себя основные этапы:

1. Слушание сказки с включением иллюстраций.

2. Обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.

3. Игры, пальчиковые гимнастики.

Деятельностное включение семьи в круг занятий является еще одной особенностью программы. Рекомендации родителям по использованию сказочной силы сказок в семейном воспитании даются родителям по окончании каждого занятия, посвященного конкретным темам воспитания определенных качеств у детей: благодарности, трудолюбию и др. Но формирование позиции сотрудничества актуально для большинства родителей. Поэтому постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей идет от принятия детско – родительских домашних заданий.

Программа включает в себя следующие блоки:

Первый блок — «Какой «Я», мой внутренний мир» — направлен на формирование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность, развитие навыков саморефлексии, самооценки, необходимых для саморегуляции. Воспитание у детей чувство уважения к людям и бережного отношения к окружающему миру, стремления к доброй жизни, учиться добродетелям у тех, кто ими обладает. Развивает навык советоваться со своей совестью и вызвать у детей желание практической реализации полученных жизненных принципов; воспитывает желание поступать по совести, развитие нравственного чувства сопереживания, чувства ответственности за другого человека.

Второй блок — «Моя семья» — направлен на развитие чувств милосердия и сострадания, формирование иерархии отношений с родителями и старшими – уважения и послушания. Способствует развитию позитивного образа семьи, заботы родителей и благодарности детей, воспитанию уважительного и благодарного отношения к своим родителям, дружной, согласной жизни с братьями и сестрами.

Третий  блок — «Трудолюбие» — направлен на формирование у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность. Способствует воспитанию у детей навыков трудолюбия, привычки к занятиям, непраздному проведению времени.

Четвертый  блок — ««Я» и окружающие люди» — направлен на формирование поло-ролевой идентификации, осознании назначения роли мальчика будущего мужчины – защитника мамы и Родины. Способствует воспитанию в детях мужества и смелости (в мальчиках — желание подражать богатырям). Учит детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях.

Тематическое планирование

Сроки проведения

Тема НОД

Задачи

Совместная детско – родительская деятельность

Какой «Я» (самооценка и саморегуляция)

Сентябрь

1 неделя

1.

«Если ты попал в лодку жадности, спутницей твоей будет бедность»

Сказка «Жадная собака»

- развивать способность поделиться какой-то вещью, желание поделиться ей;

- учить быть душевно щедрым.

Дать упражнение ребенку – поделить пирог, конфеты между членами семьи, друзьями

Сентябрь

2 неделя

2.

«Полюбишь себя, полюбят тебя и другие»

Сказка про полосатого бегемотика (авторская)

- Воспитывать любовь к себе, развивать уверенность в себе.

- избавить от чувства неполноценности и «ненужности», страха трудностей и неуспеха.

Прочтение сказки родителями «Нужная вещь»

Сентябрь

3 неделя

3.

«Трусливому зайке и пенек – волк»

«Если боишься - не говори, если сказал - не бойся»

Сказка «У страха глаза велики» (авторская)

- Снять психо - эмоциональное напряжение;

- формировать ощущение силы и превосходства над страхом;

- развивать способности преодолевать страх внутри себя.

Рисование совместно с родителями свой страх. На тему: «Как мне было страшно?!», «Я рисую свой страх»

Сентябрь

4 неделя

4.

«Каков есть, такова и честь»

«Живи для людей, поживут и люди для тебя»

(по сказке «Стойкий оловянный солдатик»)

- Дать нравственно-этические представления о стойкости и мужестве, любви и верности.

- Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей и никем нельзя пренебрегать.

- Формировать представление о воине как воплощении верности, стойкости и мужественности.

- Воспитывать в детях такие нравственные качества, как верность, стойкость и терпение.

С родителями или с прародителями вспомнить о тех людях, которые были верны, мужественны (участники воин)

Моя семья

Октябрь

1 неделя

5.

«Непослушание»

«У каждого плода свои семена»

Сказка «Принцесса»

- Воспитание стремления к доброй жизни, стремления учиться добродетелям у тех, кто ими обладает;

- Воспитывать у детей навыки трудолюбия, привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени.

С помощью родителей ответить на следующие вопросы: как можно исправить злые дела? Кто может помочь, если трудно самому удержаться от жадности? от грубости? от обиды? Как быть послушным?

Октябрь

2 неделя

6.

«Придет беда — не купишь ума»

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

(по сказке «Гуси - лебеди»)

-Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность.

- Знакомить с характерами переживаний героев сказки.

Прочтение родителями сказок с подобным сюжетом(о внимании и заботе к ближнему, например, «Аленький цветочек»).

Октябрь

3 неделя

7.

«Нет такого дружка, как родная матушка,да родимый батюшка»

Сказка «Как олененок подружился с сестренкой»

- Воспитывать у детей чувство уважения к людям и бережного отношения к окружающему миру;

- развивать чувство дружелюбия, согласия.

Прочтение родителями сказки «Дружная семья»

Трудолюбие

Октябрь

4 неделя

8.

«Доброму Бог помогает» «Худые дела не доведут до добра»

по сказкам

«Мороз Иванович»,

«Двенадцать месяцев»

- Помочь детям понять значимость таких добродетелей, как смирение и послушание.

- Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро — зло, приветливость — грубость, жадность — бескорыстие, трудолюбие – лень.

Вместе с родителями найти пословицы о взаимопомощи, о труде, послушании.

Сделать доброе дело, или сказать добрые слова, чтобы подарить своим близким радость.

Ноябрь

1 неделя

9.

«Кому работа не в тягость, тому доступна и радость»

«Терпенье и труд все перетрут»

по сказке «Как рубашка в поле выросла»)

- Формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.

- Воспитывать у детей навыки трудолюбия, привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени.

С помощью родителей нарисовать дерево своих добрых дел и обязанностей.

Я и окружающий мир

Ноябрь

2 неделя

10.

«За добро плати добром»

«Ты пожалей – тебя пожалеют»

«Доброе дело вовек не забедтся»

по сказке «Муравей и голубка»

-Способствовать восприятию образа голубки как образца внимания и доброты к окружающим.

-Способствовать развитию милосердного внимательного отношения к людям.

Составить рассказ о знакомом человеке, доброта которого тебя поразила.

Ноябрь

3 неделя

11.

Сказка о добре и зле

-Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.

Примерные конспекты НОД

НОД №1

Этап 1 – знакомство «Ладошки»

Каждому ребенку необходимо представиться. Первый ребенок кладет ладошки на стол и называет свое имя. Следующий ребенок кладет свои ладошки на ладошки предыдущего ребенка и также называет свое имя и т. д. В результате образуется башенка из ладошек.

Этап 2 – ритуал вхождения в сказку «Волшебный цветок»

Детям нужно перевоплотиться в любимого героя или в сказочное существо. Ребята протягивают руки к волшебному цветку и закрывают глаза. Психолог предлагает глубоко вдохнуть, выдохнуть и говорит о том, что это дает им волшебную силу, которая позволит превратиться в задуманного героя. Затем предлагает рассказать, в кого же удалось превратиться детям, какой характер у их героя, что они любят, что не любят. Каждый ребенок должен показать, как двигается их герой, как разговаривает.

Этап 4 – беседа о пословице «Если ты попал в лодку жадности, спутницей твоей будет бедность»

Психолог рассказывает о том, что нужно быть душевно щедрым, делиться нужно с желанием – тогда, когда захочешь.

Этап 5 – игра «Огоньки»

Игра на развитие внимания. Детям раздаются кружочки разных цветов (огоньки). Психолог показывает на картинки с разными сочетаниями огоньков. Дети повторяют. Затем психолог сверяет, правильно ли они выложили кружочки.

Этап 6 – сказка «Жадная собака» (таджикская сказка)

Однажды собака пробегала мимо лавки мясника и увидела большую кость. Она поспешно схватила ее в зубы и побежала. Несколько других собак увидели собаку с костью и бросились за ней. Собака с костью бежала быстро, как только могла. Пробегая по мостику через реку, она посмотрела в воду. И увидела собака в воде другую собаку с большой костью в зубах. «О, кажется, ее кость больше моей»,— подумала собака и, выпуская свою кость, бросилась в воду за своим отражением. Но плывя по реке, в которой не было другой собаки, жадная собака поняла, что обманулась: и свою кость упустила и другую не нашла.

Вопросы к сказке:

  1. О чем эта сказка?
  2. Что случилось с собакой?
  3. Есть ли среди ваших знакомых людей, похожие на героя этой сказки?
  4. Чему вас учит эта сказка?

Этап 7- ритуал выхода из сказки

Дети садятся вокруг стола с волшебным цветком, протягивают к нему руки и закрывают глаза.

Психолог: «С собой вы можете взять все самое важное, чему вы научились на занятии. Раз, два, три – из сказки выходи!»

НОД № 2

Этап 1 – приветствие «Ладошки»

Этап 2 – ритуал вхождения в сказку

Превращение в любимого героя или сказочное существо.

Этап 3 – повторение

Детям предлагается вспомнить предыдущее занятие и обобщить свой опыт. Психолог задает детям вопросы о то, что наиболее запомнилось, пригодилось ли им это в течение тех дней, пока не было занятий.

Этап 4 – беседа о пословице «Полюбишь себя, полюбят тебя и другие»

Психолог рассказывает о том, что нужно любить себя, каждый человек хорош по - своему. Любовь к себе нам помогает в общение с людьми.

Этап 5 – пальчиковая игра: «Апельсин»

Мы делили апельсин (покрутить сжатым кулаком левой руки)

Много нас, а он один (растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты)

Это долька для ежа, (левая руки сжата в кулак, отогнуть мизинец)

Эта долька для чижа, (отогнуть безымянный палец)

Эта долька для утят, (отогнуть средний палец)

Эта долька для котят (отогнуть указательный палец)

Эта долька для бобра, (отогнуть большой палец)

А для волка – кожура (ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить «кожуру»)

 Он сердит на нас – беда! (ладони соприкасаются основаниями, пальцы чуть согнуты и постукивают по тем же пальцам другой руки, как волчьи зубы)

Разбегайтесь кто куда! (руки 2разбегаются» по столу или по коленям, стуча «ножками» - пальчиками).

Этап 6 – Сказка про полосатого бегемотика

Жил на свете Бегемотик. Он был такой же, как и другие маленькие бегемотики: добрый, веселый, любил пошалить.
И все же этот Бегемотик был не совсем обычным, он был не серого цвета, как все нормальные бегемотики, а в серо-белую полоску, как зебра. Другие бегемотики его за эту особенность дразнили: им было непонятно, как кто-то может быть не похож на них. И Бегемотик втайне завидовал им и мечтал стать чисто серого цвета.

И вот однажды, когда Бегемотик гулял, он увидел домик, на котором было написано «Художник». Бегемотик от радости подпрыгнул и побежал скорее звонить в дверь.  Он попросил Художника, чтобы тот сделал его красивым, чтобы он всем нравился, чтобы его больше не дразнили. Художник не хотел перекрашивать Бегемотика, он ему нравился и такой, но Бегемотик уж очень просил. И тогда Художник с одной стороны выкрасил его в розовый цвет (розовый цвет – любимый девчачий цвет), а другую сторону покрасил в синий цвет (его уважают все мальчишки). Получилось сногсшибательно!

Довольный малыш помчался на бегемотиковскую площадку. Каково же было его удивление, когда другие бегемотики опять начали над ним смеяться.
Со слезами на глазах Бегемотик вернулся к Художнику. Задумался крепко Художник, как же выкрасить Бегемотика, чтобы всем понравилось… И тут его осенило! Солнышко любят все-все-все и оно желтого цвета! И он выкрасил маленького бегемотика в желтый цвет.

Идет Бегемотик по улице в преотличнейшем настроении, а мимо проезжала машина скорой помощи. Увидел врач в окошко прогуливающегося желтого Бегемотика, остановил машину, положил Бегемотика на носилки и повез в больницу. В больнице Бегемотику дали градусник, дали горькую микстуру и поставили укол. Оказывается, врачи подумали, что наш Бегемотик болен желтухой!!! (это такая противная болезнь, когда кожа приобретает желтый цвет).
Бегемотик им сказал: «Да нет же! Я здоров! Просто Художник меня покрасил в желтый цвет!». И врачи его отпустили домой.

Вышел Бегемотик грустный-грустный из больницы и поплелся домой… но по дороге он еще раз решил заглянуть к Художнику и попросил его... покрасить его в серый цвет. Художник очень огорчился, но что поделать… пришлось его покрасить в серый цвет. Посмотрелся Бегемотик в зеркало, но отражение его почему-то совсем не порадовало. Он себя не узнал, казался себе каким-то чужим, скучным, некрасивым. Пришел на площадку – его никто не узнал. Но… что сделано, то сделано.

Однажды бегемотики пошли на речку купаться. Пошел с ними и наш Бегемотик. Детвора прыгала, веселилась в воде и когда все вылезли из воды, Бегемотик увидел, что краска с него смылась, и он опять стал полосатым, как зебра. «Уррра!!!!» - вскричал Бегемотик. «Я ВЕРНУЛСЯ!!!». Он стал прыгать и скакать от радости. И с тех пор он стал гордиться тем, какой он есть. Все бегемоты серые, а он - необычный, он ВОЛШЕБНЫЙ! И другие бегемотики, увидев, что Бегемотику нравится быть таким, какой он есть, перестали его дразнить. Более того, они гурьбой пошли к Художнику и попросили всех их раскрасить в теперь уже модную серо-белую полоску. 

Этап 7 – рисунок

Детям предлагается под музыку сделать рисунок на свободную тему.

Этап 8 – ритуал обобщения приобретенного опыта

Подводятся итоги занятия, вспоминается последовательность происходившего, отмечаются заслуги детей, подчеркивается значимость приобретенного опыта и его связь с реальной жизнью.

НОД № 3

Этап 1 – упражнение «Передай тепло души своей» (дети передают друг другу светящееся сердечко).

- Протянем навстречу руки и со словами благодарности возьмем у соседа светящееся сердечко. Почувствуем, как с ним в наше тело входит тепло, покой, доброта. Теперь передаем другому соседу, поделимся теплом души своей, счастьем своим, скажем ему: «Я счастлив тебя видеть».

Этап 2 – ритуал вхождения в сказку (см. занятие 1)

Этап 3 – повторение

Дети вспоминают предыдущее занятие и обобщают свой опыт.

Этап 4 – беседа о пословицах «Трусливому зайке и пенек – волк», «Если боишься - не говори, если сказал - не бойся»

Обсуждение с детьми о чувствах страха. Психолог рассказывает, что страх – это чувство, которое могут испытывать как дети, так и взрослые. А в некоторых ситуациях испытывать чувство страха необходимо. Испытываете ли вы это чувство? А ваши мамы?

Этап 5 – игра «Море волнуется»

Психолог: «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура радости (страха, веселья, гнева, обиды), на месте замри».

Этап 6 – сказка «У страха глаза велики»

Папа олененка очень любил путешествовать. Вот и в этот раз он вернулся из далекой восточной страны. Папа никого не забыл, и все получили по подарку.

Еще он привез удивительную фарфоровую фигурку оленя с рожками и копытцами, сверкающими золотом. Стоило до нее дотронуться, как олень начинал скакать, и откуда-то из глубины раздавался мелодичный звон. Все смотрели, как олень перебирает всеми четырьмя ножками с золотыми копытцами, и не могли насмотреться.

Особенно радовалась младшая сестричка Лу. Она снова и снова просила, чтобы ей разрешили дотронуться до статуэтки. Получив разрешение, Лу подвигала стул к комоду, на котором стоял красавец-олень. Затем, вскарабкавшись на стул, она осторожно дотрагивалась до оленя и замирала в ожидании чуда. Каждый раз, когда олень начинал свой бег на месте, Лу хлопала в ладоши и прыгала от восторга, рискуя свалиться со стула.

Олененку тоже хотелось прыгать от восхищения как Лу, но, глядя на старших братьев, олененок сдерживался:

- Я же уже взрослый, - думал он про себя.

Назавтра, когда сестренку отвели в детский сад, а братья ушли в школу, олененок остался дома один. Он вспомнил про златорогого оленя, и отправился в гостиную, чтобы, пока никто не мешает, как следует рассмотреть фигурку. Он легко вспрыгнул на стул у комода и дотронулся до фигурки. Олень снова заскакал на одном месте, издавая приятные звуки. Олененку нестерпимо захотелось узнать: откуда доносится звон, и благодаря чему фарфоровый олень так замечательно скачет. Он дотронулся до него смелее, и голова оленя оказалась у него в руках. В один миг он разобрал всего оленя на части.

- Здорово! Ноги оленя движутся оттого, что они свободно висят на тонких проволочках, - размышлял вслух олененок, - но откуда же появляются звуки?

В это время хлопнула дверь, и кто-то вошел в дом. Олененок вздрогнул и случайно столкнул заднюю часть фигурки с комода. Она упала на пол и со звоном раскололась на две половинки, которые все еще продолжали позванивать.

Сердце олененка больно сжалось от ужаса и жалости. Он кое-как приладил осколки на место и быстро ушел к себе в комнату. Весь день олененок болезненно прислушивался к разговорам, боясь, что кто-нибудь вспомнит про статуэтку и захочет ею полюбоваться. Его воображение рисовало ужасные картины, в которых разгневанные братья выгоняли его из дому, а папа с мамой соглашались с братьями и отворачивались от него со словами:

- Нам не нужен сын, разбивший такую чудесную вещь!

Наконец, из детского сада вернулась сестра и с порога начала просить показать ей оленя.

Сердце олененка снова замерло, но мама ее остановила:

- Давайте сначала поужинаем, а потом все вместе пойдем и полюбуемся этим чудным оленем.

Олененок тихо сидел за столом и с ужасом ждал, что же сейчас будет.

После ужина все как вчера собрались около комода, на котором стоял златорогий красавец. Сестренка залезла на стул … и фигурка разлетелась на части.

- Это не я! Я была осторожна! – зарыдала сестренка.

Этого олененок вынести уже не мог и, заикаясь, сказал:

- Это я ... я хотел посмотреть, … а она упала.

Все молча, уставились на олененка, а папа сказал:

- Да. Очень жаль оленя. Давайте попробуем его склеить.

- А можно? – растерянно спросил олененок.

- Конечно можно, правда, он уже не будет таким новым, но бежать сможет, - примиряющее улыбнулся папа.

- А музыка? Музыка будет? – еще всхлипывая, спросила сестричка Лу.

- Будет тебе музыка, - сказала мама и погладила сестренку по голове.

Оленя склеили и поставили обратно на комод, после чего все почувствовали себя уставшими и отправились спать.

Когда перед сном мама пришла поцеловать олененка, он сказал:

- Жаль, что я весь день боялся все рассказать.

- Да, у страха глаза велики, - сказала мама и поцеловала его еще раз.

Этап 7 – рисунок

Детям предлагается нарисовать Страх. Потом рисунок рвется на мелкие кусочки и вкладывается в шарик, который затем отпускается на улицу. Когда надувается шарик, то надо представить, что туда уходит Страх, а после – наблюдать, как Страх уносит ветер.

Этап 8 – ритуал выхода из сказки (см. занятие 1)

НОД №  4

Этап 1 – приветствие

Психолог здоровается с детьми.

- Как я рада вас всех сегодня видеть. Я счастлива.

Напоминает детям, что они вместе выработали групповое правило, предлагает детям вспомнить его. Выполнение ритуального действия «Поделись улыбкою своей и передай комплименты соседу по кругу».

Этап 2 – ритуал вхождения в сказку

Дети превращаются в любимого героя или сказочное существо.

Этап 3 – повторение

Дети вспоминают предыдущее занятие и обобщают свой опыт.

Этап 4 – беседа о пословицах: «Каков есть, такова и честь», «Живи для людей, поживут и люди для тебя»

Этап 4 – пальчиковая игра «Солдаты»

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.

(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)

Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)

Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.

Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)

Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)

Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)

Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)

Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)

Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)

Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)

Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)

Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)

Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)

Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения.)

Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.)

Этап 5 -  сказка «Стойкий оловянный солдатик»

Этап 6 – обобщение приобретенного опыта

- О чем эта сказка?

- Какой оловянный солдатик?

- С кем бы вы хотели дружить из героев?

- Чему вас учит эта сказка?

Этап 7 – ритуал выхода из сказки

Дети садятся вокруг стола с волшебным цветком, протягивают  к нему руки и закрывают глаза. Психолог: « С собой вы можете взять все самое важное, чему вы научились на занятии. Раз, два, три – из сказки выходи!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия , как одна из форм в проективной деятельности Подготовила педагог-психолог – Круглова Н.Ю .

Слайд 2

Признак настоящей сказки – хороший конец! (психологическая защищенность) Сказка должна быть точно направлена на решение конкретной проблемы, учитывающей каналы восприятия ребенка и его интересы

Слайд 3

Формы работы со сказками: Интерпретация сказок: проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета.

Слайд 4

Рассказывание сказок: рассказывать может ребенок или педагог известную сказку, придумывание к ней продолжения.

Слайд 5

Сочинение сказок, переписывание (или дописывание) сказок: применяется, когда ребенку не нравится сюжет, ситуация, конец сказки. Ребенок сам находит тот вариант, который его устраивает.

Слайд 6

Сказочная куклотерапия : слушание и просматривание сказки, ребенок проигрывает в своем воображении сказку, представляя себе целый спектакль.

Слайд 7

Постановка (разыгрывание) сказок: спектакли пальчиковых кукол, теневого театра, театрализованные игры, сказки на песке.

Слайд 8

Медитация на сказку: погружение в какой-либо процесс (снятие психоэмоционального напряжения, создание позитивных моделей взаимоотношений с другими детьми, развитие личностного ресурса.

Слайд 9

Сказочное рисование: изображение героя, ситуации разными приемами рисования

Слайд 10

Использование танцев в сказкотерапии : танцуя ребенок лучше чувствует свое тело и владеет им, становится более свободным и уверенным.

Слайд 11

Рекомендуемая литература:

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Актуальность формирования нравственных ценностей у старших дошкольников средствами сказкотерапии"

В рамках современного общества образовательных услуг требуется качественное развитие личности, что одно из главных является сформированность нравственных ценностей. Создавая условия для формирования н...

Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации педагогического проекта «Сад добрых дел»

Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за чт...

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников посредством краеведения ( из опыта работы)

Цель моей работы: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через краеведение....

опыт работы "Лэпбук как инновационное средство в процессе формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников"

Управление образования муниципального образованияГородской округ «Долинский» Сахалинской области РФМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Со...

Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...

«Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности»

 Актуальность рассматриваемой темы мы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ...