Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
методическая разработка на тему

Костенко Елена Николаевна

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

В настоящее время всё больше  внимания уделяется  для создания оптимальных условий для успешной коррекции развития, воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, его социально-трудовой адаптации. В последнее время наметилась тенденция по включению детей с особыми потребностями в образовательную систему, формированию у них потребности к качественному образованию в течение всей жизни.

Кто же они – дети с особыми образовательными потребностями?

К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся следующие категории детей: с нарушениями речи, дети с нарушением интеллекта, с сенсорными нарушениями (слуха, зрения), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ранним детским аутизмом, психопатиями и другие. Такие дети в силу своих особенностей требуют специально организованных условиях обучения и воспитания, а самое главное - особой любви, понимании и заботы.

Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка с особыми образовательными потребностями, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой. Включаясь в такую среду, ребенок с особыми образовательными потребностями учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития.

 Именно поэтому особая деятельность по педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.

Наиболее эффективной формой педагогического сопровождения родителей детей с особыми образовательными является организация консультативного центра.

Консультативный центр является интерактивной формой работы в детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся в КЦ, открываются неожиданные возможности, которых они были раньше лишены: получения консультативной помощи и психологической поддержки, возможностей для раннего развития и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, диалога и взаимодействия, родителям оказывается действенная помощь с учетом интересов конкретной семьи, их опыта воспитания и индивидуальных особенностей ребенка.

С целью реализации идей социального воспитания детей, оказания всесторонней помощи родителям, повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, на базе МАДОУ «ЦРР – детский сад «Солнышко»»  было организовано педагогическое сопровождение семей имеющих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра.

Прежде чем объявить об официальном открытии консультативного центра, были подготовлены локальные акты и документы, регламентирующие его деятельность:

  • положение о консультативном центре
  • график работы консультативного центра
  • годовые планы работы консультативного центра и каждого работника; журнал учета проведенной работы;
  • журнал посещаемости консультаций, мастер-классов, тренингов и других мероприятий;
  • аналитический отчет о работе за год; статистический отчет о работе за год и др.

Кроме того, для каждого ребенка, посещающего консультативный центр, были разработаны:

  • регистрационный лист (заполняется на первичной консультации);
  • план индивидуальной работы;
  • протоколы обследований с заключениями специалистов.

График работы консультативного центра, а так же  режим работы специалистов определяется заведующей, исходя из режима работы МАДОУ с учетом запросов и потребностей родителей (законных представителей).

При комплектовании группы с целью посещения консультативного центра, выявлено, что оптимальное число детей и их родителей для одновременного посещения не более 10 челевек.  

Для работы с родителями подготовлены анкеты, договор об оказании консультативных услуг и книга отзывов и предложений.

На первичной консультации родители заполняли анкеты и беседовали со специалистами. Тогда же проводилась диагностика ребенка, выявлялись особенности его индивидуального развития. При необходимости назначаются дополнительные консультации.

С родителями, которые приняли решение посещать консультативный центр, был заключен договор об оказании консультационных услуг, провелась беседа о правилах поведения в учреждении, правах и обязанностях участников воспитательно-образовательного процесса. Затем в соответствии с рекомендациями специалистов и пожеланиями родителей был составлен план индивидуальной работы с ребенком. В процессе реализации в него вносились коррективы.

В рамках работы консультативного центра с  родителями проводились фронтальные занятия и индивидуальные консультации. В центре  работают все специалисты (логопед, психолог, специалист по изодеятельности, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре),медицинские сестры, старший воспитатель, воспитатели с большим педагогическим опытом. Родители знакомятся  с  системой  работы  ДОУ  и  здесь  же  получают  знания  и  практические  умения  по  самым  разнообразным  вопросам  воспитания,  обучения  и  развития  детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

Целью КЦ является оказание консультативной и методической помощи семьям,  воспитывающим детей  раннего возраста с особыми образовательными потребностями, по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

 Основные задачи КЦ:

  1. Оказание всесторонней помощи родителям  детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
  2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей  раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
  3. Поддержка всестороннего развития личности детей  раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
  4. Оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
  5. Оказание содействия в социализации детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
  6. Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей  раннего возраста с особыми образовательными потребностями
  7. Обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей

В своей работе консультативный центр ориентируется на запрос семьи,   он   выясняется   непосредственно   при   общении   с   родителями. Работа консультативного центра обычно осуществляется в нескольких направлениях:

1. Социально-правовая деятельность

2. Психокоррекционная деятельность

3. Психолого-педагогическая деятельность

4. Информационно-просветительская деятельность.

Первое направление предполагает социально-правовую поддержку семей и включает такие виды деятельности, как: проведение тематических семинаров; индивидуальные юридические консультации семьи; составление письменных документов (обращений, заявлений, ходатайств и пр.); выпуск информационной литературы (буклеты, справочник, информационные листы и др.) для семей, воспитывающих детей  раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

Психокоррекционная деятельность направлена, в первую очередь, на оказание психологической помощи родителям и членам семьи имеющих детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, в целях дальнейшей психологической поддержки, по желанию родителей обсуждаются специально отобранные темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играют тематические встречи, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка.

В процессе  психолого-педагогической деятельности происходит консультирование родителей по вопросам развития ребенка, организации развивающей среды, обучения и воспитания ребенка в условиях семьи, совместные с родителем игровые развивающие занятия с детьми,  обучение способам эффективного взаимодействия с ребенком, практикумы-семинары для родителей, тренинги.

Информационно-просветительская деятельность  –  данной работе способствует издание информационной литературы по актуальным вопросам воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями (буклеты, справочник, информационные листы, памятки и др.), оформление информационных стендов, происходит сотрудничество со средствами массовой информации.

Анализируя деятельность консультативного центра  педагогического сопровождения семей имеющих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, хочется отметить, что родители стали активным участником воспитания и развития ребенка,  повысилась их уверенность в собственных силах и сформировался позитивный взгляд на ситуацию,  они добились более яркой позитивной динамики развития ребенка и его оптимальной социальной адаптации.

  То обстоятельство, что данная инновационная модель была создана на базе детского сада, позволяет родителям имеющих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями развивать детей в разных направлениях, выявлять, раскрывать, развивать их склонности и индивидуальные возможности.
Становится возможной ранняя диагностика нарушений и своевременная ее коррекция; квалифицированная комплексная помощь семье, и как результат, полноправное партнерство педагогов, специалистов и родителей с целью развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы консультативного пункта для семей имеющих детей раннего возраста

План работы  консультативного  пункта  для  семей  имеющих  детей  раннего  возраста (адаптационная  группа) в  рамках  регионального  экспе...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»

Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Современная образовательная политика направлена на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал при вовремя...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Консультация «Домашняя игротека для детей и родителей» (в рамках работы консультационного центра для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому)

Ребенок родился. С первых секунд жизни он вступает в прямой контакт с окружающим миром.. Самым первым проводником ребенка становятся его родители. Но вот ребенок подрастает и мама уже может не сидеть ...

Консультация для родителей «Как организовать домашний игровой уголок» (в рамках работы консультативного центра для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому)

 Игровой уголок - это личное пространст­во ребенка, где он имеет возможность сво­бодно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно и он мог полноценно развиваться?...