" Русская литература-духовная литература"
материал по теме

 

Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!
Великой красоты и сложности предел,
Животворящий сплав прошедшего и мига,
Фундамент для грядущих добрых дел

(по книге М.М. Дунаева «Вера в горниле сомнения»)

Культура любого народа всегда связана с его религиозными убеждениями. Понятно, что основой русской литературы является Православие. Русская литература в корне отличается от любой другой литературы. Она читаема и почитаема всем миром. Для всех она интересна и увлекательна именно её религиозностью. Дух русской литературы глубоко православный. Есть две системы жизненных ценностей – сокровища земные и небесные. Человек обречён на выбор и находится в смятении. Эту смятённость души и высветила русская литература, которая погружает своего читателя к внутренним переживаниям, терзанием совести, к понятию добра и зла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14_marta.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

               РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 25 декабря 2009 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви было утверждёно празднование 14 марта дня православной книги.  В 2010 году церковная общественность, при поддержке правительства страны, широко отметила этот день.

День 14 марта приурочен ко дню выпуска в свет первой печатной книги, по старому стилю это было 1 марта 1564 года. Была она сотворена первопечатником Иваном Фёдоровым и его товарищем Петром Мстиславцем.

Со времени принятия христианство на Руси в 988 году, с появлением славянской азбуки было положено начало русской литературе. Переписанная от руки Библия стала, по истине, первой книгой, по ней постигали грамоту, веру, жизненные правила и нормы, она учила воспринимать слово, как проявление Божественного духа. Но переписать её представляло большую трудность.

Вот как рассказывает о создании рукописной книги крупнейший специалист по литературе Древней Руси Д.С. Лихачёв

      «Заглянем через плечо древнерусского книжника. Он сидит  на стульце, положив рукопись на колени. Рядом с ним на низком небольшом столике письменные принадлежности: чернильница и киноварница, маленький ножик для подчистки не правильно написанных мест и чинки перьев, песочница, что бы присыпать песком непросохшие чернила. Он пишет не в переписной книге, а в отдельных тетрадях, т.е. в согнутых в 2- 4 раза листах пергамента или бумаги, которые только потом переплетают в книги и иногда очень наскоро. В тексте песец обычно оставляет свободные места для заставок, инициалов, иногда и для миниатюр, если они предполагаются. Особый художник делает все эти украшения».

                                      Печатные книги возникли не сразу:

                                      Писец переписывал каждую фразу.

                                      Глаза уставали, дрожала рука…

                                      И так продолжались века и века.

                                      Без людей, без друзей, в одиночку

                                      Он за  строчкой нанизывал строчку.

                                      Перепишет всего пару книг,

                                      И глядишь – уже дряхлый старик.

        Древне - русские писатели – проповедники Слова Божия. Уже по названиям их произведений можно определить православный дух. Это « Слово о законе и Благодати», « Слово о чтении книг» « Слово о терпении, о любви и о посте». Эти и другие произведения искусства не подписывались авторами, которые считали свои произведения Даром Бога, данный им для служения, но не своей заслугой.  К жанрами древне–русской литературы относят: Поучения, Житие Святых, Фольклор, Былины и Сказания. Эти произведения имели  особый язык, мелодичный и напевный,  всегда отмечали общественное служение героев, их отношение к другим людям и к вере православной. Не отмечали время и дат, а часто и местности, где происходят события.

        Царь Иван Васильевич (Грозный) решил создать государственную типографию. Во главе, которой он и поставил Ивана Фёдорова. Это был человек на все руки мастер: столяр, маляр, резчик, переплётчик. А ещё он был человек глубоко религиозный, нёс в церкви послушание  диакона. Поэтому поручение царя о создании типографии он принял как промысел Божий. Историк писал о нём:

« Печатное слово он почитал талантом, дарованным самим Господом, и очень боялся уподобиться лукавому и ленивому рабу. Очень опасался, сокрыть Господний талант в землю… Он разумел себя только служителем Церкви, служителем всего народа».

         Первая книга, в которой указано имя первопечатника, носила длинное название «Деяния апостольские и послания соборные и святого апостола Павла послания». Позднее её стали называть просто « Апостол» Начали её печатать 29 апреля 1563 года и закончили 1 марта 1564 года. Это была книга с великолепным шрифтом, узорной вязью с художественными заставками. Было в ней 268 листов. Иван Фёдоров, самолично, выбивал матрицы для каждой буквы, поэтому его по праву можно считать создателем русского печатного шрифта. Он был первым наборщиком, первым корректором, он умел рисовать и гравировать, был и редактором первых книг. Он успел отпечатать такие книги как: «Частословец», «Псалтирь», « Евангелие» « Часовник» по которой учили детей грамоте и письму, а в 1574   году он печатает первую « Азбуку». В ней 45 букв алфавита. В конце книги помещена детская хрестоматия с текстами из Библии. Умер он зимой 1583 года, оставив в наследство славянским народам первую полную Библию на славянском языке В ней 1256 страниц, 3.240 миллионов печатных знаков.

           Благодарные потомки воздвигли памятник в самом центре Москвы. Поэт Луговской в поэме «Иван Фёдоров» написал:

                                            Врезан в сияющий свод небесный,

                                            Стоишь ты в Москве с ремешком на лбу.

                                            Стоишь ты дьяк у стены старинной,

                                            Лоб величав, бронзово чист.

                                            Ты для России, для Украины

                                            Держишь первый печатный лист.

       Культура любого народа всегда связана с его религиозными убеждениями. Понятно, что основой русской литературы является Православие. Русская литература в корне отличается от любой другой литературы. Она читаема и почитаема всем миром. Для всех она интересна и увлекательна именно её религиозностью. Дух русской литературы глубоко православный. Её отличие от западной в том, что героем нашей литературы может быть человек любого достатка, любого сословия, даже нищий или безграмотный. Тогда как герой западной литературы- это всегда человек успешный, деловой и вся его деятельность направлена на улучшения своего материального состояния, направлена на блага этого мира. Западный человек ищет во вне, а русский внутри себя.

Русская литература всегда имела опору в Евангелие. Как писал Н.В Гоголь:

« Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии» А в Евангелии от Матфея написано: « Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

 Итак, есть две системы жизненных ценностей – сокровища земные и небесные. Человек обречён на выбор и находится в смятении. Эту смятённость души и высветила русская литература, которая погружает своего читателя к внутренним переживаниям, терзанием совести, к понятию добра и зла. Этим внутренним терзанием русских дивились, над ними недоумевали и даже насмехались, но они давали прочную закалку, крепили душевную и  духовную силу. Именно это, прежде всего, отмечает наша литература.

Русская литература имеет различный религиозный опыт, как светлый, так и тёмный, как спасительный, так и опасный для души. Опыт веры и безверия.

Россия всегда слишком отстаёт от Европы и вечно вынуждена догонять её. Эта навязанная спешка приводит к суетности и смешению понятий. Отсюда разные исторические качания, отход или возвращение к христианским понятиям. Начиная с правления Петра 1, империя систематически пытается подмять под себя Православие.

Но при любой власти, в любые времена не предаются забвению некоторые словные имена корифеев русской словесности.

Гавриил Романович Державин- явил себя мудрым богословом и смиренным христианином. Прикоснулся в своих произведения к Библейским сюжетам. Написал оду «Бог», оду « Христос».

Александр Николаевич Родищев  - современник Державина. Его знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву». Уже первые строки отражают возвышенное, душевное состояние автора. « Я взглянул окрест меня…..» Первый писатель- революционер, судьба его трагична, писатель не смог осмыслить время на духовном уровне.

Василий Андреевич Жуковский – человек совершенно чистый, не избежал в своём творчестве мистического любопытства, но сумел изжить это. Внутренней темой его всегда было «Слава Творцу, жизнь приемлю смиренно, всему покоряюсь .Ибо везде Промысел… Терпением вашим спасайте души ваши».

Александр Григорьевич Грибоедов – писатель-рационалист, не пытался осмыслить христианские вопросы, но в своём « Горе от ума» осуждает все те же «сокровища земные», табель о рангах – житейская философия, критерии оценки человека. Что можно противопоставить этому – только  сокровища небесные»      « Чины людьми даются, а люди могут обмануться».

Иван Андреевич Крылов – основной жанр его произведений - басни, а басня очень близка к духовному жанру в литературе – к притчи. В автобиографии Крылова нигде не упоминается о его религиозности, но все отмечают его русский взгляд. Он обличает порок, указывая на страсть, как причину жизненных бедностей. Разве его слова « Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотится.» не есть слова из Библии о том, что надо вынуть бревно из своего глаза, прежде, чем искать соринку в чужом.

Александр Сергеевич Пушкин – наше всё.  В этом нашем всё и намешано всё: хорошее и дурное, светлое и тёмное. Вот уж истинно «пророк», посланный нам свыше. Когда пытаются опровергать христианские убеждения Пушкина ,то вспоминают его «Гаврилиаду», по которой говорят о  безверии поэта, но уже следом он пишет стихотворение «Безверие»(1817год). Он берёт уроки атеизма и впадает в уныние, и следом пишет о промысле Божьем.

« …Но здесь меня таинственным щитом

   Святое проведенье осенило.

   Поэзия, как ангел – утешитель.

   Спасла меня и я воскрес душой».

Шедевр лирики Пушкина стихотворение « Пророк» (1826 год) отображает духовное бытие поэта. Итак, практически всю его короткую жизнь, в переживания своих греховных страстей, он обращается с просьбами к Творцу о помощи преодолеть их.  « Отцы пустынники» (1836 год) Своим стихотворением «Памятник» он охватывает не только физическое, но и временное пространство. И конечно, своё пророческое служение он  подтверждает в трагедии «Борис Годунов» словами « О страшное, невидимое горе! Прогневали мы Бога, согрешили: Владыкою себе… цареубийцу мы нарекли».

Он умер истинным христианином. Перед смертью он сказал Вяземскому  «Требую, что бы ты, не мстил за мою смерть, прощаю ему и хочу умереть христианином». Все  творчество великого Пушкина подчинено поискам духовных ценностей.

Лермонтов Михаил Юрьевич – творчество резко и контрастно. Он любит крайности в себе самом и в поэзии. Любимые им темы: страдания, страсти, муки. Противоречия раздирают поэта. Иногда он опускается до глубочайшей глубины безверия, понимая, что его демоническая поэзия отделяет от Бога, но понимает всю губительность своего настроения, пишет«…земле отдал я дань земную,…готов начать я жизнь другую».  Тяжёлая внутренняя борьба приводит его к замкнутости и одиночеству, но не отделяет его от  Родины, от простого народа, которых он любит и ценит. Поэт воспевает патриотизм в «Бородино», святую материнскую любовь в «Колыбельной казачьей песни», а в заключении «Песни про купца Калашникова» славит народ наш христианский. И наконец, «Герой нашего времени», где Печорин указывает на причину всех своих бед : «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил, я любил для себя, для собственного удовольствия». Его беда от невыполнения заповедей Божьих.

Подобно Пушкину Лермонтов осознаёт своё пророческое служение и незадолго до своей гибели пишет стихотворение « Пророк», которым заявляет о себе, как о приемнике Пушкина.

Николай Гаврилович Чернышевский  и его роман « Что делать», в котором он обосновал идею царства небесного на земле, которое должны созидать новые люди( 4 сон Веры Павловны). По сути, писатель пользуется словами Библии, называя революционеров новыми апостолами, солью соли земли, святыми. Но святости без Бога быть не может, что доказано временем. Святость идеологов революции разоблачена, и трагедия настоящего в том, что многие теперь отвергают вообще любую святость. Писатель - борец за счастье людей, Николай Гаврилович, сам был человек высокой нравственности, но отказавшись от Бога- бездуховный. Его последователи революционеры доказали, что нравственность не есть духовность.

Фёдор Михайлович Достоевский - главный оппонент Чернышевского, в конце жизни написал: «…не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнения моя осанна прошла…».

Основная идея его творчества: воцерковление всей русской жизни. Ранний Достоевский- это мечтатель, что видно в его произведениях «Хозяйка», «Слабое сердце», «Неточка Незванова». Позднее свою мечтательность он признаёт, как грех, раскаиваясь, что мечтательность, всегда от оскудения веры. Как и Пушкин, он, несомненно, избранник Божий, которого Господь провёл через горнило сомнений «Мёртвого дома», где писатель показывает язвы человеческого общества.

 У писателя, как и у любого человека, был выбор, между земным и небесным. Реально он мог пойти по пути духовной гибели. Но, в Тобольском остроге ему буквально даруется Евангелие и с этой книгой он не расстаётся всю свою жизнь.

Внешняя несвобода даёт ему свободу внутреннюю. Главный герой романа «Идиот» говорит «Кто почвы под собой не имеет, тот и Бога не имеет».

Полное же религиозное осознание житейского бытия начинается в «Преступлении и наказании», где автор показывает первопричину греха. Прежде чем убить старуху Раскольников уже убил в себе человека. По сути убийство это не столько преступление, сколько уже наказание. А главная трагедия в том, что совесть героя  жива : «..а совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного…»- это закон души, выведенный Достоевским.

В своих заметках писатель пишет, что непосредственное понимание красоты есть Дух Святой. Подлинная красота, есть духовное совершенство. Отсюда и следует понимать слова князя Мышкина, ставшие крылатыми « мир спасёт красота»  Красота земная -  сокровища земные, красота духовная - сокровища небесные. И опять слова князя « Смирение есть самая страшная сила, какая только может на свете быть».

Весь  набор человеческих чувств, добродетелей и пороков в «Братьях Карамазовых». Здесь и мысль, что боль каждого отзывается во всех, здесь осознание греха не умом, а сердцем, мучение совести, утрата и обретение веры Ивана и Дмитрия, чистота и полнота веры Алёши, святость старца Засимы.

Слова из записной книжки Достоевского «Не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе, овладей собой - и узриши правду……Победишь себя, усмиришь себя- и станешь свободен, как никогда….» подтверждаются словами Евангелия от Луки « Ибо вот Царствие Божие внутри вас есть»(17.21)

Лев Николаевич Толстой- Великий и несчастный. Великий своими произведениями, народным отношением к жизни, к миру. Несчастный в своём стремлении создать новую религию, практическую, дающую блаженство на земле. Он не отрекается от христианства, но пытается соединить его со своей новой верой- «земной».

Бесспорно его литература - литература духовная. Он пишет: «Что бы произведение было хорошо, надо любить в нём главную, основную мысль. Так в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную»  А тема семьи часто встречается в Библии. Идею семьи православный человек воспринимает через таинство брака и соблюдение верности, а человек равнодушный к христианству – через жизненное благополучие. Лев Николаевич прослеживает движение греховного стремления в душе Анны (прилог, сочетание мысли с прилогом, внимание к искушению, услаждение, внутренние ощущение прелести греховного действия, пожелание и согрешение) Автор ярко передаёт все эти состояния Анны с момента первой встречи с Вронским.

Утверждение христианского брака, осуждение разврата, пренебрежение рождением ребёнка, дурное воспитание детей мы находим и, в другом его произведение, «Крейцерова соната».

Но в своём трактате под названием «Христианское учение» Толстой рассматривает семью, как ложный и вредный соблазн.

Гениальный писатель, в поисках правды жизни, зашёл в тупик: душа его тянулась к свету, но гордыня привела его к раздвоенности. Конец его земной жизни трагичен. Отлучённый от церкви, он ищет в ней защиту. Буквально сбегает в Оптину, желая принести покаяние перед смертью, но умирает по дороге.

Николай Семёнович Лесков – гениальный самоучка со стихийным талантом. Его произведения призывают к духовному обновлению россиян. Часто пишет в форме притч, сказаний. Его сознание влечёт проблема церковного бытия, где духовенство в не привлекательном свете, да и сам русский народ он считает плутовским, хотя и не лишённым ума. Но любовью и восхищением к  своему народу, к его обычаям и традициям, пропитаны все его произведения. («Левша», «Соборяне», «Отборное зерно», «Очарованный странник»)

Особо надо отметить язык его произведений: напевный, близкий к древнему, с особым ритмическим строем и словотворчеством( «размокропогодилось», «речежурчание»).

Антон Павлович Чехов – обладатель религиозной серьёзности и твёрдости характера. Он мало говорил о вере, не выставляя её на показ, что давало повод говорить о нём, как о человеке не верующем. Но выдержки из его дневников всё ставит на своё место. «Нужно веровать в Бога, а если веры нет. То не занимать её место шумихой, а искать, искать одиноко, один на один со своей совестью». Его не избежали искушения, некоторые религиозные сомнения были продиктованы его медицинской деятельностью (в поисках души).

Религиозный смысл во всех его произведениях («Кошмар», «Крыжовник»), где персонажи ищут смысл и цель жизни. Сам писатель понимает это, как единство жизни тела, души и духа.

Николай Васильевич Гоголь – художник высочайшего уровня и обострённой религиозной одарённостью. Он направил русскую литературу к служению православной истины. С Гоголя начинается её широкая дорога на мировые просторы. Все черты русской литературы в его произведениях – религиозно-нравственный строй, гражданственность и общественность, многоплановость. Отмечая его навязчивое внимание к нечистой силе объясняется его же словами:  «Уже с давних пор я только о том и хлопочу, чтобы после моего сочинение человек в волю посмеялся над чёртом».

Он, обладая дарам видения мирового зла, пишет: «Соотечественники! Страшно! Диавол вступил уже без маски в мир». И как призыв противостоять этому злу «Тарас Бульба»- с призывом защищать Православие.

       Сложное время конца 19 – начало 20 века диктовало и свои условия в литературе. Перевёрнутое бездуховное восприятие мира. На дело революции сознательно или бессознательно поработали многие русские авторы. Правда потом, происходили некоторые разочарования в революционных порывах, и по стране прокатилась волна трагичности и самоубийств. Лирическая душевность, неокрепшая духовность талантливейших поэтов и писателей попала в страшное время: Есенин пьёт и хулиганит от растерянности, пишет «Жалко мне, что я в Бога не верил. Страшно мне, что не верю теперь»

              Блок буквально распинает Христа в своей поэме «Двенадцать», но перед смертью просит отыскать все экземпляры и уничтожить.

             Маяковский –  певец революции,  в конце концов пишет:

«А сердце рвётся к выстрелу, а горло бредит бритвою.

В бессвязный бред о демоне растёт моя тоска,

Идёт за мной, к воде манит,

 Ведёт на крыши скат…» и исполняет задуманное, ибо «Бог, поругаем не бывает».

             Горький,- начинает заниматься богоискательством. Вслед за святым Иоанном Кронштадским («Человек! Какое высокое имя!»), ищет образ Божий в человеке «Человек – звучит гордо». Позволяет себе резко отозваться о деятельности большевиков. Понимая, что гибнет русская сила, пишет «Васса Железнова», « Старик», «Фальшивая монета». Эмигрирует.

Мандельштам, Ахматова, Булгаков…… Этот список можно продолжать.

Иван Алексеевич Бунин – смог сохранить чистоту своего стиля, сдержанность душевных движений в то нелёгкое время. Гармония его души в единении с природой. Его произведения «Игнат», «Сын Чанга», «Лёгкое дыхание», «Аглая» пережиты на религиозном уровне. Один из немногих отверг революцию. Рассказ-притча «Безумный художник» утверждает мысль о промысле Божием.

«…что нужно, что бы избежать падения, ответ один – держаться Православия».

         Русская литература советского периода представлена славными именами: А.Толстой, Шолохов, Фадеев, Твардовский, Шмелёв, Пришвин, Пастернак. Распутин, Астафьев… Будучи советскими писателями, смогли не слишком противопоставлять себя господствующей идеологии, укрываясь в бытовой, природной, патриотических темах. Но творчество их глубоко народно, духовно и религиозно наполнено. Всё так же ищутся и прославляются «сокровища небесные».

Александр Исаевич Солженицын в 1952 году пишет:

«И теперь ,возвращённою мерою,

Надчерпнувши воды живой,-

Бог Вселенной! Я снова верую!

И с отрёкшимся, был Ты со мной».

Русская литература – духовная литература. К религиозным сюжетам и темам причастны чуть ли не все русские писатели и поэты. Религиозность литературы, её духовность проявляется не только в связи с церковной жизнью, и не только связана с сюжетами Библии, а в особом способе воззрения на мир. Российская литература призвана возжигать духовный огонь в сердцах людей. Мировое зло потому и обрушивается на Россию, что здесь не угасла вера Православная. Продолжается бунт тела против духа. Борьба земного и небесного. Это и есть преимущественная тема русской литературы.

«Книга – великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодежи, а значит – зависит наше будущее», -- сказал митрополит Калужский Климент (Капалин), председатель Издательского cовета РПЦ.

Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!
Великой красоты и сложности предел,
Животворящий сплав прошедшего и мига,
Фундамент для грядущих добрых дел

(по книге М.М. Дунаева «Вера в горниле сомнения»)

                                          

                                           

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"

Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...

14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"

Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...

14 марта-день православной книги "Русская литература-духовная литература"

Презентация для педогагической гостиной "Радуга" по теме " Русская литература - духовная литература"...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

В рамках муниципального этапа краевого конкурса "Читающая мама-читающая страна" номинация "Русская культура в литературе" в нашем саду прошел в течение 6 недель творческий проект "Сказки Пушкина А.С."

Окончен творческий проект "Сказки А. С. Пушкина" с детьми подготовительных групп. Проведены тематические беседы, рисование и создание книги из детских рисунков по произведениям поэта, музыка...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...