Родительское собрание «Интерактивные формы сотрудничества с родителями» Брейн - ринг «Азбука вежливости»
методическая разработка (средняя группа) по теме

Кузнецова Татьяна Александровна

Мы поставили перед собой

цель: повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, нормализовать отношения внутри семьи, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_may_2013_god.odt27.69 КБ

Предварительный просмотр:

 «Интерактивные формы сотрудничества с родителями»

Брейн - ринг «Азбука вежливости»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи.

Задачи:

Актуализировать понятие «вежливость».

Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.

Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.

Форма проведения:  игра «Брейн – ринг»

Участники: родители средней группы

План проведения:

I.      Подготовительный этап

            1.1. Проведение микроисследований

Анкетирование родителей

Опрос детей

            1.2. Педагогический всеобуч «Уроки вежливости и красоты»

            1.3. Подбор цитат

«Умение вести себя украшает и ничего не стоит» (пословица)

«Родители для ребенка – камертон: как они позвучат, так он и откликнется»

«Хороший пример – наилучшая проповедь» (А.Чехов)

«Воспитатель сам должен быть воспитан» (к,Маркс)

«Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях» (Ж.Руссо)

II.   Основной этап:  игра Брейн - ринг

                               Ход мероприятия.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Нам приятно отметить, что вы откликнулись на нашу просьбу и пришли на нашу встречу. Мы рады вас видеть!

Тема нашего с вами собрания «Азбука вежливости».

Почему мы взяли эту тему? Потому, что последняя  тема нашего педагогического совета была направлена на «Ознакомление дошкольников с местом человека в истории и культуре».

Вот и закончился учебный год, и ваши дети уже скоро будут называться старшая группа.

По данной теме в нашем детском саду проходило анкетирование детей в старшей и подготовительной группах, которое показало средний и низкий результат.  Поэтому мы считаем, что надо сейчас задуматься о своих детях, которым ещё два года до школы находиться в детском саду. И помочь им научиться быть воспитанными и культурными детьми.  А кто как не родители должны им в этом помочь?

Но для начала вы должны сами вспомнить все правила культуры поведения в обществе.

1.    Разминка.

Сейчас мы посетим с вами сказочный город. Жители этого сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, здороваются друг с другом разными частями тела. Давайте и мы с вами попробуем быть жителями этого города. Звучит музыка, а мы с вами свободно гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы должны поздороваться друг с другом согласно произнесенному слову.

Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка», родители свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они здороваются:

- глазами

- носами

- плечами

- лбами

- попами

- спинками

- коленками

Воспитатель: Вот вы и поздоровались друг с другом, и от этого у всех поднялось настроение, стало радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.

Но прежде чем начать нашу встречу давайте определимся с темой. Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциация».

Игра «Ассоциация»

Правила игры: «Передавая мяч по кругу,  вы должны назвать слова , которые у вас ассоциируются со словом «вежливость» .

Ассоциации – сострадание, правда, красота, порядочность, такт, доброжелательность, спасибо, здравствуйте, уступчивость , радость, доброта…… . Вежливость – это проявление уважения, готовность вовремя оказать услугу, деликатность , такт, своевременное и уместное речевое проявление. Вежливость – это искусство вести себя в обществе.

Воспитатель: Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость».

Много лет люди создавали правила этикета, цель которых была привитие нравственных качеств доброты, чуткости, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей – словом во всем, с чем человек входит в общество. И так, я думаю,  что вы уже догадались, что  разговор пойдет о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаем им должного значения, о вежливости.  И мы  вам предлагаем  поиграть в игру  брейн – ринг «Азбука вежливости», в ходе которой мы определимся с понятиями «хорошие манеры», «культура поведения», «вежливость».

2.     Основная часть: Игра Брейн – ринг « Азбука вежливости»

Правила игры:

В игре участвует 2 команды. Отвечает та команда, которая первой подала сигнал в дудку.  При наличии правильного ответа выбирает тему. Вопросы разделены по темам. Каждый вопрос будет  оценен  сладкой фишкой – конфетой.

- И так, начинаем: Вам предлагаются шесть тем: «Азбука вежливости», «Воспитание вежливости», «Пословицы и поговорки о вежливости», «Ребенок – взрослый», «Хорошие манеры», «Детский телефон доверия»

I. Тема « Азбука вежливости».

Задаётся буква на которую нужно сказать вежливое слово :

«З» - здравствуйте;

«Д» - до свидания;

«П» - простите;

«И» - извините;

«С» - спасибо.

II.  Тема «Воспитание вежливости».

1.Что такое вежливость?

 (это проявление уважения  готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается искусство вести себя в обществе.)

2. Кто или что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер?

(Родители. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки и слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.)

3. С чего следует начинать воспитание культуры поведения?

( «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать с создания духа игры, с приветливо – живой сказки. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей.)

4.Назовите эффективные методы воспитания культуры поведения?

( Наше поведение, поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед; в первую очередь – пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.)

5. Вспомните и назовите художественные произведения с ярким примером хороших манер?

(В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», В.Осеева «Труд согревает», В.Осеева «Волшебное слово», В.Осеева «Просто старушка», Л.Толстой «Прыжок»)

III. Тема  «Пословицы и поговорки о вежливости ( закончи)»

1.  Вежливости открываются ….(все двери)

2. Ласковое слово и ….(кошке приятно)

3. Доброе слово лечит, а ….(злое калечит)

4. Плохое слово, что ….(грязная вода)

5. Ласковым словом и …..(мед растопишь)

IV.  Тема  «Ребенок - взрослый (решение педагогических ситуаций)»

 

1.Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком, доставят большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой. – Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость,  и нужно ли это ему?  (Отец)

(Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или книгу, сыграть в любимую игру, угостить мороженым или яблоком.)

2.  Утром пятилетняя Иришка собирается в детский сад. Бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.

- Красиво? Мне идет? – спрашивает девочка.

- Нет, не красиво. Такие шляпы носят только взрослые, - говорит бабушка.

- Нет красиво! Мне нравится! Я в ней пойду. , - твердит девочка.

Тогда бабушка подает ей мамины туфли и серьезным тоном говорит

- К этой шляпе и туфли нужны соответствующие. Примерь и будет красиво!

Иришка смотри вопросительно, серьезность бабушкиного тона приводят девочку в недоумение. А затем она говорит:

- Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли!

Обе смеются. Назревающий конфликт рассеян.

- Что помогло разрешению данной конфликтной ситуации.

(Юмор. )

3. Вечером детей забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась», «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», - нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут рассказать о семьях. Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?

4.  Две бабушки, гуляющие с внуками на улице. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая :  живет по принципу «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие от общения с внуком. Как вы думаете, что возьмет для себя из этого общения тот и другой малыш?

(Привьется малышу жизнерадостное восприятие жизни. Действительно, тот, кто в детстве получил заряд бодрости, радости и энергии, справится с любыми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.)

5.  Шестилетний Виталик, увидев вечером в раздевальной комнате детского сада маму, не забывает у нее спросить:

- ну как, сегодня нога не болит? Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток

- помогу нести, а то тебе тяжело.

 Мать одобряет его.

- Ты внимательный, заботливый сын. Я горжусь тобой.

Какие нравственные качества проявились в детском поступке? Права ли мать поощряя его за поступок? Что она этим достигнет? Как в аналогичных случаях поступает ваш ребенок?     (Чуткость.)

Воспитатель: Известная детская поэтесса в одном из своих стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала» Можно ли согласиться с тем, что надо хвалить ребенка авансом, когда не все получается или же следует хвалить только за результат? Как часто вы хвалите своего ребенка и за что? (самостоятельность, проявление внимания, вежливость)

Игра «Похвали ребенка» (передавая по кругу игрушку – куклу, сказать слова, выражающую похвалу)

Воспитатель: Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Таков должен быть ваш девиз. Не жалейте слов похвалы для своего ребенка  и вы увидите, как он быстро будет усваивать нормы и правила поведения.

V. Тема « Хорошие манеры».

1. Что такое чуткость?

(Забота о людях, умение прийти на помощь, умение сочувствовать.)

2.Что такое скромность?

(Умение трезво оценить себя, никогда не пытаться, во что бы то ни стало привлечь к себе внимания, высокая требовательность к самому себе.)

Воспитатель: Воспитывая детей, формируйте у них умение считаться с мнением большинства, поступать хорошо не ради похвалы, не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой.

3.Какая черта хорошего тона отсутствует у ребенка?

- Он  с нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых,  вслух высказывает мнение о присутствующем,  показывает пальцем на прохожего.

- Кто бы ни пришел в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что ему принесли,  тянет гостя в комнату, старается всецело завладеть его вниманием.         (Деликатность.  )

4. Как одним словом оценивается поведение ребенка , если он: не настаивает на немедленном выполнении своего желания, умеет подождать, не перебивает разговор взрослы, вовремя придет на помощь….  (Тактичность)

5. Проанализируй ситуацию. Какая черта  сформирована, а какая отсутствует.

Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее поднимается девочка.

- Садитесь, пожалуйста!

- Ну что ты…Спасибо…Не надо…

- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.   ( Чуткость – да, тактичность – нет.)

VI.  Тема «Детский телефон доверия».

1. «  Ко мне на день рождение в субботу придут друзья. Подскажите какие игры можно провести, чтобы всем было интересно.»  (родители предлагают варианты игр с детьми)

(Игра «Жмурки»)

2. Можно ли наклонять во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (делать это можно, но наклонять тарелку нужно от себя, чтобы не пролить еду на одежду)

3.Как нужно принимать подарки? (завернутый подарок развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок?)

4.Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что  на задней площадке  стоят мои друзья. Надо ли здороваться с ними. И как это сделать? (здороваться нужно, но не кричать через весь автобус)

5.В каких случаях следует говорить «извините» и «простите».

(если провинность незначительно, нужно говорить «извините», если же очень виноваты «простите»)

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Быстро летит время. Растут дети, и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. От каких ошибок вы бы их предостерегли? Какие бы советы дали?

Игра «Продолжи фразу»

- Передавая мяч по кругу, закончите фразу «Чтобы ребенок рос воспитанным, нужно…..

Воспитатель: В заключении нашей игры мы вручаем Вам памятки: «Правила воспитания вежливого человека», «Правила общения в семье».

Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность. «Нравственный человек, нравственный невежа, недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям» Воспитан ли мой ребенок? Присуще ли ему чуткость, внимательность, предупредительность. На эти вопросы у каждого из вас будет свой ответ завтра, спустя многие годы и будет он зависеть от вашего желания и умения. Так пусть же вам взрослым хватит сил , терпения и любви.

А сейчас мы вам предлагаем попить чая (Чаепитие с родителями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы сотрудничества с родителями в МБ ДОУ. Родительское собрание «Развитие творчества у детей»

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теорети...

Интерактивные формы сотрудничества с родителями в ДОО

Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы с родителями. Таким образом внедрение интерактивных форм работы с родителями способствует формированию доверительн...

Интерактивные формы сотрудничества с родителями в ДОУ. Интерактивная игра «Выходной день»

Предлагаю вашему вниманию сценарий выходного дня с элементами интерактивной игры для родителей детей дошкольного возраста на тему, как провести выходной день, применяя здоровьесберегающие технологии, ...

Нетрадиционные формы работы с родителями. Брейн-ринг

laquo;Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».В.А. Сухомлинский Современный порядок жизни провоци...

Статья "Оптимизация детско-родительских отношений посредством использования интерактивных форм сотрудничества с родителями"

Статья "Оптимизация детско-родительских отношений посредством использования интерактивных форм сотрудничества с родителями"Международная педагогическая дистанционная конференция «Педаг...