Игротека "Фабрика игр" как инновационная форма взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие по теме

Беликова Татьяна Владимировна

В работе представлена  подробная разработка методики Игротека, составлена программа работы по методике, подобраны игры, описаны организационые моменты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fabrika.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Социоигровая технология Игротека « Фабрика игр» как  инновационная форма  взаимодействия  детей  и  родителей.

 В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями ставится задача поиска внутренних источников развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг.

Данные современной науки и практики свидетельствуют о том, что игра уходит из жизни детей. Причин тому много: отсутствие понимания взрослыми (в первую очередь родителями) значимости игровой деятельности для дошкольника, неумение правильно руководить игровой деятельностью и подбирать игрушки и игровые материалы. Все это делает актуальным вопрос о ведении работы в данном направлении, а также в оказании  помощи педагогам и родителям  в решении проблем организации  игрового взаимодействия.

Социоигровая технология-игротека « Фабрика игр»  разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей. Вся работа строится на взаимодействии психолога, родителей и детей.

 Цель игротек:

• Создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка

• Развитие и гармонизация детско-родительских отношений

• Содействие в решении психологических проблем семьям.

Задачи:

• Оказание содействия в социализации детей среднего и старшего дошкольного возраста  к обучению в школе на основе организации игровой деятельности

• Разработка индивидуальных маршрутов игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка

• Обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных видов игровых средств обучения; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми

• Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формирование оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора

• Ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.

Педагог-психолог является ведущим, координирующим  работу других  участников.

 Выбирает тему игротеки, подбирает игры и другие необходимые пособия, оформляет помещение, при затруднении игроков интерпретирует правила игр, следит за тем, что бы обстановка была доброжелательной и не было конфликтных ситуаций. Психолог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, помогает выбрать эмоционально верный тон, поощряет усилия обеих сторон. Такие игротеки  можно рассматривать как игротренинги, где родители учатся игровому общению со своими детьми.

Использование в работе педагога-психолога  методики «Фабрика игр» помогает осуществлять переход к современным социоигровым технологиям, повысить статус детской игры в сознании родителей, расширяет возможности в работе с детьми и их семьями.

Форма проведения

Работа по методике игротеки предполагает  занятия как индивидуальные, так и групповые, с детьми и родителями.

Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать адресную поддержку и помощь ребенку, семье. Особое внимание уделяется детям с особенностями в развитии. Как правило, эти  воспитанники имеют нарушения эмоционально-личностной сферы, что является следствием родовых травм, родительских ошибок, связанных с непоследовательностью в воспитании, крайности в восприятии своего ребенка, неумение общаться и играть с ребенком, конфликтами в семье, разводами.

Эти дети эмоциональной неустойчивосты, раздражительны,  отличаются упрямством, агрессией, беспокойством и страхами.

На помощь таким детям и их родителям приходит игра под руководством педагога-психолога.

Игра преподносится ребенку как интересное времяпровождение, когда он может побыть и страшным персонажем, и героем, побеждающим зло, и самим собой, но уже без прежних страхов, скованности и неуверенности в себе. А самое главное - вместе с ним играют мамы и папы!

Цели индивидуальных занятий:

– создание условий для ощущения ребенком своей успешности;

– создание условий для выражения ребенком своих желаний, аффектов;

– подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности;

– содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного отношения к людям.

– содействие гармонизации внутрисемейных отношений.

Игровые сеансы помогают выявлять  качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между детьми, родителями и педагогом-психологом

Цели групповых занятий:

– обучение детей коммуникативным навыкам;

– развитие эмоционально- личностной сферы;

– развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;

– профилактика личностных расстройств;

Основные задачи:

– знакомство родителей с новыми способами взаимодействия с ребенком в процессе обучения и воспитания;

– обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком в ходе общения и развивающей работы:

– расширение знаний родителей о психофизических возрастных особенностях

-актуализация желания участвовать в образовательной жизни детского сада.

Опыт работы показал, что дети, чьи родители участвовали в совместной работе «Фабрики игр» легче привыкают к  условиям обучения в школе, более успешны в построении социальных контактов, активны и любознательны.  

Методика игротеки предполагает так же и игровые занятия для педагогов дошкольного учреждения с целью ознакомления их с новыми игровыми приемами и играми для детей определенного возраста.

.Оборудование и  материалы:                                                                                  Материал игротеки представлен дидактическими и настольно – печатными играми разной направленности (лото, мозаики, пазлы, разрезные и парные картинки, мемори  и пр.); иллюстративным материалом разной тематики; разнообразными коллекциями; оборудованием для элементарного экспериментирования и наблюдений, наборы для фокусов. Все материалы игротеки снабжены пояснительными записками. Они предназначены для чтения детям взрослыми. В пояснительных записках даются: описание правил игр, лаконичная познавательная информация, задания и упражнения, вопросы.        В обучении используются  не только настольные, но и словесные игры, развивающие внимание и сообразительность детей. Например: «Наоборот», «Летает – не летает», «Плавает – не плавает», «Кто знает пусть дальше считает», «Посмотри вокруг», «Что далеко, что близко». Используются электронные ресурсы, сформирован банк  презентаций. В  игротеке можно организовать викторины, игры – соревнования.  

Организация работы игротеки:                                                                                 Целесообразно каждую игротеку проводить под девизом  какой-нибудь  темы актуальной для этого возраста или исходя из запроса группы. Психолог отбирает игры по теме и составляет план мероприятия. С правилами игр психолог заранее знакомит небольшую группу детей и родителей (каждый раз разных), которые в свою очередь будут объяснять игровые правила остальным. Работа в игротеке планируется таким образом, чтобы в рамках одного содержания сочетались разные виды деятельности.

Играя в игротеке, происходит развитие объяснительной речи, игровых умений. Детям приходится упражняться в придумывании правил и заданий, выбирать партнёров, согласовывать с ними свои действия, учиться разрешать спорные ситуации. Многие  игры начинаются с заклички или считалки. Это помогает распределить роли, обостряет внимание, настраивает на активность. Дошкольникам  предоставляется возможность побывать в роли наставника. Новая для них роль помогает накапливать опыт общения с незнакомыми  собеседниками, преодолевать волнение.

        Обновление содержания игротеки происходит благодаря установленной традиции « Игры в гости к нам». Ребенок приносит из дома свою любимую настольную игру и представляет её на мероприятии, знакомит с ней товарищей. Все желающие могут в свободное время поиграть в неё, после чего она возвращается владельцу. Сменяемость игр поддерживает интерес детей к ней.

        Кроме того, игротека выходит за пределы детского сада. Этому способствует ещё традиция – «Игра напрокат». Каждый ребёнок в пятницу может взять из детского сада домой по одной игре, а в понедельник возвращает. Домашнее задание состоит в том, чтобы научить кого – то из близких играть в игру. Таким образом, в выходные дни у ребёнка появляется возможность показать родителям свои достижения, потренироваться в придумывании заданий и выполнении игровых действий.

Перспективы развития и предполагаемый результат:                                                                - обеспечение успешной социализации детей, адаптации личности к обществу путем усвоения социального опыта;
- формирование навыков сотрудничества совместной деятельности, укрепление взаимопонимания между родителями и ребенком;
- развитие процесса саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт;
- стимуляция игровой деятельности ребенка и его эффективное общение с другими участниками;
- создание единого стиля воспитания и общения с ребенком в образовательном учреждении и дома;
- повышение уровня компетентности родителей в области развития и воспитания детей.

Одним из показателей неблагополучия эмоционально- личностной сферы является повышенная тревожность. Так на начало учебного года в 2 группах  было 55% детей с высоким и очень высоким уровнем тревожности. На январь месяц этот показатель был в пределах 30%, динамика составила 25%, на конец учебного года – динамика 35%. Дети стали более коммуникабельны, внимательны и доброжелательны к окружающим их сверстникам и взрослым. И помогла им в этом игра, игра со сверстниками и родителями. Диагностика (см приложение) проводилась в начале, середине и конце года, использовались такие методики как: наблюдение, тест тревожности Амена , тест определения  самооценки «Лесенка» В.Г. Щур.

. Таким образом, методика «Фабрика игр» направлена на развитие и социализацию детей, коррекцию и развитие эмоциональной сферы воспитанников, повышение психологической культуры педагогов и родителей, укрепление детско-родительских отношений.

Библиографический список

  1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2011. – 432 с
  2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Ось-89», 2005. – 256 с
  3. Гапаров А.И.Игротека. - СПб.: Союз, 2007. – 224 с
  4. Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду// Школьный  психолог, 2000. - № 25
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с
  6. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 304 с
  7. Ярушина И. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста// Школьный психолог. -  2000. - № 22

                                                                                                             

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ИГРОТЕКИ

«Фабрика игр»

Темы

Сроки

1

Анкетирование родителей с целью выявления опыта организации игр.    Диагностика состояния эмоционально-личностной сферы  детей.

Сентябрь

2

Игротека  «Вместе веселей» Коммуникативные игры « Истории на кубиках», подвижные «Мягкий знак», на скорость реакции  «Тик-Так-Бум», релаксационные.

Октябрь

3

Консультация «Зачем родителям играть?»

Октябрь

4

Игротека «Большая стройка» конструирование из деревянного конструктора, лего, создание города.

Ноябрь

5

Консультация для воспитателей «Новинки в мире настольных игр»  Игра «Диксит», «Квиклк куб»

Декабрь

6

Фотовыставка «Мы играем»

Декабрь

7

Игротека «Кто самый умный?» Игры на память Мемори, внимание «Найди отличие», логику «Лабиринт», «Шестеренки», «Что? Где? Когда?»

Январь

8

 Спектакль «Рождественская сказка» (с участием родителей)

Январь

9

Игротека карточных игр и фокусов. Игры «Семейка», «Уно», «Алиас», фокусы с волшебной бутылкой(окрашивание воды), бездонная копилка и  исчезающий шарик.

Март

10

Фотовыставка  «В стране весёлых игр» (с участием родителей) фотографии детей за игрой дома.

Март

11

Консультации об особенностях мышления детей среднего и старшего дошкольного возраста. Тематическая ширма «Игры, развивающие речь и мышление».

Апрель

12

Игротека «Пазлодром», соревнование на скоростное складывание пазлов, коммуникативные игры. Анкетирование родителей, диагностика состояния эмоционально-личностной сферы  детей.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста.

Статья содержит описание опыта взаимодействия  с родителями детей старшего дошкольного возраста....

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА»

Статья говориться, как привлечь родителей к работе с дошкольным учреждением, через проектную деятельность...

Эффективная форма взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста. Проект "Главное - вместе!"

Данный проект включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детс...

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта

Описывются нестандартные формы взамимодействия с родителями на логопункте...

Взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста в организации предметно-пространственной развивающей среды

В данной статье рассматривается опыт работы коллектива Дошкольного отделения МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» по взаимодействию с семьями воспитанников в организации предметно-пространствен...

«Современные формы взаимодействия с родителями детей среднего дошкольного возраста по обогащению представлений о природном мире».

Чтобы наиболее точно отразить актуальность данной проблемы в современном мире, хотелось бы привести слова великого педагога В.А. Сухомлинского, который говорил: "Может быть, дети еще не смогут ос...

План партнерского взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.

План партнерского взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста....