Организация развивающих прогулок с детьми старшего дошкольного возраста
консультация по теме

Лебедева Татьяна Витальевна

Представлен опыт работы по карточному планированию прогулок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация развивающих прогулок с детьми старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Лебедева Т.В.

Процесс воспитания детей непрерывен. Огромные потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребёнка заложены в процессе организации прогулок с детьми.

Именно на прогулке дошкольникам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в получении новых и ярких впечатлениях, в свободной игре как и с игрушками, так и природным материалом.

Времена года привычно сменяют друг друга. Очень удивительные изменения происходят при наступлении каждого нового времени года.

Дошкольники любят прогулки, так как на улице можно прыгать, бегать, кататься на велосипедах и санках, наблюдать за явлениями природы, за цветами, птицами и отмечать характерные признаки каждого времени года и каждой раз любоваться красотой окружающего мира.

На прогулках дети познают мир во всей его красе, укрепляют своё здоровье, наблюдают, размышляют, экспериментируют.

Для того, чтобы прогулки радовали детей и способствовали всестороннему развитию, а не становились скучными, необходимо планировать разнообразные виды деятельности, использовать разнообразные игры и наблюдения.

Именно прогулка предоставляет большую возможность не только оздоровить дошкольников, но и обогатить их различными знаниями, способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления. Планирование разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению.

Необходимо правильно спланировать начало прогулки. Если в группе проводились мероприятия, которые требовали больших умственных усилий и усидчивости, то вначале прогулки лучше организовать самостоятельную игровую деятельность, подвижные игры, можно организовать игры соревновательного характера. Если в физкультурном или музыкальном зале организована двигательная деятельность, то надо начинать с наблюдения или целевой прогулки по участку или по территории детского сада.

Прогулка (дневная и вечерняя) должна быть наполнена разнообразной содержательной деятельностью (игровая, трудовая, наблюдение, индивидуальная работа).

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, поэтому вся деятельность организуется в игровой форме. Народные подвижные игры представляют собой основу начального этапа формирования личности дошкольника, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Каждый воспитатель должен помнить, что главная задача при организации игровой деятельности заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Когда воспитанники затевают игры, то воспитатель может быть спокоен за играющих детей. Однако не надо думать, что педагог может полностью самоустраниться от руководства народными играми на прогулке. Если прямого организационного вмешательства в самостоятельную игровую деятельность детей не требуется, то косвенный контроль и влияние всё же необходимы. Воспитатель должен находиться поблизости от играющих, чтобы помочь или посоветовать детям в случае необходимости, например, уладить возникший конфликт. Педагог должен быть предусмотрительным и заранее подготовить условия для того развития игры: обеспечить место проведения, необходимый материал, подсказать наиболее подходящие игры. Вся организованная и запланированная работа строится с учётом реализации всех образовательных областей, которые интегрируются между собой.

Воспитатель может планировать прогулки при помощи карточек (карточное планирование).

Карточное планирование предполагает планировать по сезонам. Каждая карточка содержит цель, художественное слово (загадка, потешка, стихотворение, отрывок из рассказа или стихотворения, пословицы и поговорки), краткий ход прогулки, подвижную игру с описанием, трудовую деятельность, индивидуальную работу по развитию движений, также может содержать опыты, эксперимент и работу с родителями.

 Карточное планирование имеет много преимуществ:

  • идёт накопление содержания вариантов работы педагога с детьми;
  • картотека позволяет многократно использовать накопленный материал, по необходимости корректируя его;
  • хранение информации в виде картотеки позволяет понять систему, логику, зависимость между различным материалом;
  • педагог моделирует образовательный процесс с детьми;
  • педагог имеет возможность накапливать материал впрок без большого напряжения;

Информационный материал позволяет решать в работе с дошкольниками следующие задачи:

  • расширять кругозор дошкольников;
  • использовать полученные знания в играх, в рисовании;
  • развивать творческую фантазию и воображение;
  • умение детей делать самостоятельные выводы и умозаключения в ходе различных наблюдений за погодными явлениями;
  • развивать память, внимание, речь воспитанников;
  • поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой природы;
  • воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников;
  • прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней;
  • формировать желание стать природе другом и защитником природы;
  • воспитывать у детей активность, коллективизм, настойчивость в достижении поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр;
  • совершенствовать основные виды движений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми,  имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...

Организация и проведение прогулок с детьми старшего дошкольного возраста

Здесь представлен материал об организации прогулок детей...

Консультация для родителей "Организация развивающих прогулок с детьми старшего дошкольного возраста"

прогулка предоставляет большую возможность не только оздоровить дошкольников, но и обогатить их различными знаниями, способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления....

Организация прогулок с детьми старшего дошкольного возраста

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с деть­ми. Традиционно прогулка включает в себя органи­зацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (расти...

Структура проведения комплексных интегрированных коррекционо-развивающих прогулок с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.

Мы разработали коррекционно-развивающие прогулке опираясь на опыт ведущих специалистов в области влиянии прогулок на развития ребёнка. Так как мы работаем с детьми ТНР, то прогулки носят коррекционно-...

Сообщение из опыта работы "Использование приемов ТРИЗ-технологии в организации прогулок с детьми старшего дошкольного возраста"

Сообщение отражает практический опыт использования элементов ТРИЗ-технологии в организации прогулок старших дошкольников....