ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ.
статья по теме

   Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о живой и неживой природе. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее жизни на планете Земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_opytno.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ.

   В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

   Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

   Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о живой и неживой природе. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее жизни на планете Земля.

   Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Поэтому необходимо воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

   Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, т.е. правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе и исследовательской деятельности.

   Исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры.

   Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

   В нашем ДОУ проводится большая работа по формированию у дошкольников начал экологической культуры. Основным содержанием работы является  ознакомление дошкольников с миром живой и неживой природы посредством детского экспериментирования. Работа делится на несколько этапов, в соответствии с возрастом детей.

   1 этап (2-4 года) «Познаем, играя».

В младшем возрасте, чтобы заинтересовать малышей, элементарные опыты проводятся в виде игр. Учитывая особенности детской природы, дети младших групп не способны концентрировать внимание на одном объекте долговременно, поэтому опыты не требуют длительного времени. Детям даются общие представления о ярких отличительных признаках и свойствах: песок сухой (мокрый, влажный), сыплется (лепится), снег белый (пушистый, холодный), тает, лепится и т.д. По показу взрослого дети обследуют объекты с помощью зрительно-осязательных действий и на этой основе вычленяют признаки и свойства.

   Таким образом, представления об объектах живой и неживой природы даются в играх- экспериментах. Такие игры почти неразличимы от развлечения. Существенное значение в играх такого типа имеет использование художественной литературы и персонажей (Капелька, Снеговик). Они помогают малышам лучше осваивать новые знания о природе.

   2 этап (4-5 лет) «Удивительное рядом».

Дети средней группы продолжают знакомиться со свойствами и качествами, присущими предметам и материалам (прозрачность – непрозрачность, мягкость – твердость) и т.д., учатся определять явления неживой природы (превращение воды в лёд, появление инея). Происходит знакомство со способами выращивания растений (из семян, из части растения), формируются понятия о важном: значении воды, тепла и света для всего живого на земле. Часть опытов также проводится в виде игр- экспериментов.

В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени?» С помощью наводящих вопросов дети учатся выделять главное, сравнивать два объекта или состояния одного и того же объекта, находить между ними разницу, например: лёд и вода, вода и пар. С детьми данного возраста можно начать проводить длительные наблюдения, фиксировать результаты в дневнике наблюдений.

   3 этап (5-7 лет) «Клуб Почемучка».

В старшем возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Дети старшего дошкольного возраста закрепляют знания о физических свойствах предметов, им даются представления о некоторых факторах окружающей среды (Солнце, солнечная энергия, воздух, температура воздуха, почва, состав почвы, вода, зависимость жизни на Земле от этих факторов). Особую роль в старшем дошкольном возрасте играют занятия из цикла «Клуб Почемучка». Это занятия познавательного характера, на них дети узнают много нового о таких явлениях, как вулкан, происхождение гор, островов и т.д. Кроме  этого дети учатся создавать эти явления искусственно, в ходе экспериментирования, например, выкладывают макеты островов, устраивают «извержение» вулкана. Помогают детям постичь удивительное персонажи Дед Знай, Незнайка.

   На всех этапах проведения исследовательской деятельности мы подчеркиваем важность того или иного объекта или природного явления, так как в природе нет ничего лишнего и ненужного. Всё нужно любить и беречь во имя сохранения настоящей и будущей жизни на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей "Организация летней оздоровительной работы с детьми в детском саду"

Данная памятка поможет воспитателям старшей группы правильно организовать деятельность детей в летний период....

Презентация опыта работы "Опытно- экспериментальная деятельность с детьми старшей группы детского сада"

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок – дошкольник сам по себе является исследователем, активизируются его мыслительные процессы, формируются обнаруженные закон...

Статья на тему "Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе детского сада"

На четвёртом году жизни ребёнок начинает отчётливо ощущать собственное «Я» и стремится к самостоятельности. Он готов к открытиям и активно исследует окружающее пространство, расширяет пред...

Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада

Статья на тему: "Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада"...

Планирование опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе детского сада

Планирование опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе детского сада...

НОД для детей по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы детского сада "Добрые волшебники"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе "Добрые волшебники". С использованием инновационных педагогических технологий: здоровосберегающа...

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе детского сада

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе детского сада На четвёртом году жизни ребёнок начинает отчётливо ощущать собственное «Я» и стремится к самостоятельности. Он готов к о...