"Значение сказки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста".
методическая разработка (старшая группа)

Киселёва Ирина Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение сказки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста.

          Сказка – популярный жанр устного народного творчества, прозаический, этический, сюжетный. Взрослые ценят в сказке замысел, а дети вымысел.

          Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых коллективная художественная работа других сказочников доходит до него. Традиции как бы диктуют сказочнику содержание и форму его творения, основные поэтические приемы, особый выработанный и развитый на протяжении веков сказочный стиль. Эти традиции властно вмешиваются в творческий процесс народного мастера сказочника. Устные сказки, записанные от сказателей, творения многих поколений людей, а не только этих отдельных мастеров.

            Существуют сказки о животных, волшебные, новеллические. У каждой жанровой разновидности сказки есть свои особенности, но и специфические черты, отличающие одну разновидность сказок от другой, сложились в результате творчества народных масс, их многовековой художественной практики.

          В сказках о животных существует антропоморфизм, то есть животные наделены способностью говорить и действовать как люди. Нет мифологических персонажей. Образы животных отличаются типизацией. То есть   герой   носит   какую-либо   ведущую   черту  характера.

           В   сказках   о животных много песенок. Неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса - при беседе краса», глупый и жадный «волк - волчище - из-под куста хватыш», «мышка -погрызуха».

          В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Герои сказок всегда остаются, верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: это простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей .

          Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. В основе социально-бытовой сказки лежат социальные и бытовые отношения между женой и мужем. Социально-бытовые сказки состоят из 1 - 2 эпизодов.

          Сказка – источник знаний о быте народа. Сказка дает ребенку первые уроки патриотизма, нравственности (формирует представления о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности и др., учит жизни, вселяет веру в то, что правда восторжествует над ложью, справедливость -над произволом, добро - над злом). Сказка воздействует на чувства ребенка, развивает воображение, воспитывает эстетически, способствует усвоению родного языка.

          Очень популярны у 5-летних и особенно у 6-летних детей «толстые» книжки, полные хитросплетений, интриг и приключений («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого, «Приключения Чипполлино» Д. Родари, «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова). Они удовлетворяют потребность детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях.

          Жизненная мудрость как результат отраженного в сказках многовекового народного опыта в сочетании с художественным совершенством, ясностью и доступностью образных решений делает сказки благодатным педагогическим материалом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА развития воображения детей старшего дошкольного возраста через креативные психотерапевтические техники

Данная программа, представляющая собой авторскую методику основанную на развитии воображения, поможет ребёнку не потерять способность к творчеству даст возможность детям творить самоутверждаться, само...

Комплекс занятий по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста

Предложенный комплекс занятий направлен на развитие воображения детей старшщего доршкольного возраста средствами изобразительной деятельности....

Копилка игр. Игры и упражнения для развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

   Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следуе...

Значение изобразительной деятельности в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощтю карандаша, красок. Этот процесс вызывает у д...

Значение изобразительной деятельности в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у д...