Доклад по теме: "Организация воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей".
материал по теме

Куксова Светлана Николаевна

 

Проблема гендерного  воспитания волнует сегодня большое  количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка, т.к. это биосоциокультурные характеристики.  Современные приоритеты  в воспитании мальчиков и девочек заключаются в закреплении жестких стандартов маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человечности в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokladgendernoe.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей

Проблема гендерного  воспитания волнует сегодня большое  количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка, т.к. это биосоциокультурные характеристики.  Современные приоритеты  в воспитании мальчиков и девочек заключаются в закреплении жестких стандартов маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человечности в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости.

Под гендером понимается  социальный  пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными (полоролевыми).

В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы.

Именно в дошкольном возрасте стереотипы  мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчины и женщины. Ориентация на ценности своего пола происходит как в семье, так и в детском саду.

По статистике, система образования абсолютно бесполая, что нашло подтверждение и в анализе лицензированных программ, который мы провели – дифференцированный подход не прослеживается. Система воспитания фениминизирована как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная фениминизация (50 % детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно не приемлемо для мальчиков.

При первичном наблюдении за взаимоотношениями детей старшего дошкольного возраста, сделала вывод о том, что многие девочки лишены скромности, нежности, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, эмоционально неустойчивы, по отношению к девочкам отсутствует культура поведения.

Содержание игр детей вызывало тревогу: дети продемонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не смогли договориться, распределить роли.

В процессе трудовой деятельности мальчики не проявили желание помочь девочкам тогда, когда была необходима физическая сила.

Всё это дало повод задуматься о создании в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников. Сложность  работы заключалась в том, что педагоги испытывали  недостаточность теоретических знаний об особенностях функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Потому что изучение гендерной психологии не входит в программу подготовки педагогов в учебных заведениях.

Используя специальную методику, провела обследование педагогов «Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек».

Вопросы  диагностического обследования

  • Какие личностные характеристики приписываете мальчикам, какие девочкам?
  • Как относитесь к одежде и внешнему виду детей разного пола?
  • Как оцениваете уровень развития речевой сферы мальчиков и девочек?
  • Как распределяете трудовые обязанности в группе между мальчиками и девочками?
  • Как распределяете роли в играх, инсценировках, при подготовке к праздникам?
  • С какими заданиями лучше справляются мальчики, с какими – девочки?

Полученные данные  показали, что педагоги нашего детского сада обладают традиционными гендерными представлениями, но их настораживает проявление у мальчиков боязливости, пассивности, а у девочек – агрессивного поведения, драчливости. Воспитатели лояльно относятся к девочкам, играющим в машинки, и к мальчикам, играющим в куклы (по их мнению, такой мальчик в будущем станет хорошим отцом). Однако многие убеждены, что детей необходимо заинтересовать играми и игрушками для своего пола.

Тестирование показало, что многие воспитатели, даже не осознавая этого, дают мальчикам больше возможностей для реализации двигательной и познавательной  активности.

Посоветовавшись с активом педагогов, пришли к выводу, что выстраивать модель воспитательно-образовательного процесса необходимо в  4-х направлениях:

  • Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.
  • Пропаганда психолого-педагогических знаний по данному вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе.
  • Построение развивающей среды.
  • Построение модели педпроцесса.

На начальном этапе главной целью было заинтересовать педагогов данной проблемой и пробудить стремление к дифференцированному  отношению в воспитании мальчиков и девочек. Эффективным средством вовлечения воспитателей в работу по самообразованию явился отбор прочитанной  литературы, ее обсуждение с цель. Определения  содержания, форм и методов воспитания и обучения детей в детском саду и семье с акцентом на гендерную идентичность.

В результате  многие педагоги выбрали данную тему по самообразованию. Актуальны были консультации педагога-психолога «Применение гендерного подхода при организации основных видов деятельности дошкольников» и «Гендерный подход в подготовке детей дошкольного возраста к школе», инструктора  по физической культуре «Дифференцированный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста», учителя-логопеда «Особенности развития речи мальчиков и девочек».

В форме круглого стола обсудили проблему на педсовете, провели анкетирование родителей воспитанников.

Из анкетирования выявлено, что 72,8 % из 42 респондентов считают, что разница в воспитании мальчиков и девочек должна быть; 20,2 % - не должно быть; а 7 % считают, что ребенок многое черпает  из семьи и специально формировать мужские и женские качества не нужно.

Анкета также помогла определить представления родителей о том, каким качествам характера следует, по их мнению, уделять больше внимания в воспитании мальчиков и девочек, и независимо от их пола. Из полученных данных видно, что родители выделяют у мальчиков комплекс традиционно мужских качеств, у девочек – женских.

Представления матерей и отцов о качествах, которые необходимо

 развивать и воспитывать у детей

У мальчиков

У девочек

Независимо от пола

Мужественность

Честность

Смелость

Целеустремленность

Выносливость (сила)

Скромность

Аккуратность

Хозяйственность

Мягкость

Женственность

Доброта

Уважение к окружающим

Ответственность

Трудолюбие

Коммыникабельность

Позитивное отношение к жизни

Отзывчивость

Уверенность в себе

Независимость

Вежливость

Девизом в работе педагогов с родителями стали слова В.А. Сухомлинского: «Главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

С целью формирования у родителей гендерной компетентности в «Родительских центрах» оформлена наглядная информация, консультации (например, «Исторические аспекты гендерного воспитания»), ведется индивидуальное психологическое консультирование по запросам родителей, выпущены памятки. Родители наших воспитанников постоянно участвуют в совместных развлечениях с гендерной направленностью:

  • к Дню матери в России – «Играем с мамой», «Вместе с мамой»;
  • к 8 Марта – «Женский день – 8 Марта», «Поздравительная открытка для мамы»;
  • к Дню защитников Отечества – «Отечества сыны», «Школа богатырей»;
  • «День влюбленных»;
  • «Бенефис девочек»;
  • «Рыцарский турнир».

Во многих группах с целью формирования  у детей полоролевой идентичности оформляются фотовыставки, фотогазеты по темам: «Мама с дочкой, папа с сыном – вместе смотримся красиво», «Моя мама – лучшая», «Мой папа самый сильный», «Я как мама, я как папа».

Учитывая, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, возникла необходимость пересмотреть ее построение с учетом следующих принципов:

  • принцип эмоциогенности – то, что дает ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия (В.А. Петровский);
  • принцип свободы и самостоятельности – то, что позволяет самостоятельно определять отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать ее  по своему усмотрению;
  • гуманистический принцип -, отражающий в содержании  среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным миром, а также помогающий раскрыться сущностным силам ребенка (Р.М. Чумилёва).

С организацией предметно-пространственной среды в отдельных группах вы познакомитесь.

Изучая с педагогами аспекты гендерного воспитания, ставили цель подвести их к пониманию того, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, воспринимают пространство и, главное, по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, конечно, не так, как взрослые. Их эмоции имеют разную  генетическую основу. Поэтому в педпроцессе следует уделять больше внимания дифференцированному подходу, учитывать, что девочки ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессам, адаптация к новым условиям. Мальчики же более возбудимы, раздражительны, агрессивны, не уверены в себе.

Инструктор по физической культуре проследила, что у девочек лучше  показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика, им необходимо развивать крупную, стала чаще проводить с ними различные подвижные игры с мячом. У мальчиков выше показатели в метании на дальность, больше сила рук, у них необходимо развивать мелкую моторику. С этой целью  в детском саду работает кружок «Волшебная нить»,  который посещают в большинстве мальчики. (Фото изонить)

Обсуждая с воспитателями наблюдения за детьми, выявила, что педагоги в большинстве случаев понимают, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, аккуратность выполнения не велика. Поэтому  при  организации познавательной деятельности они стали использовать больше зрительных стимулов для мальчиков и слуховых – для девочек; более подробное объяснение  заданий для девочек и указание лишь принципа действия  - для мальчиков.

Девочкам меньше, чем мальчикам стали отводить времени на выполнение, но давали задания, требующие тщательности, проработки деталей (например, на занятии по декоративному рисованию). На занятиях по математике чаще используют для девочек головоломки.

Наиболее опытные педагоги стали формулировать цели и приемы обучения с учетом половой принадлежности детей. На физкультурных занятиях – разная дозировка упражнений; на музыкальных занятиях – репертуар, инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола; на занятиях по математике используется разный раздаточный материал: девочкам куклы, мальчикам – машины.

На занятиях воспитатели не требуют настойчиво полного ответа от мальчиков, т.к. у них хуже, чем у девочек развиты беглость и скорость речи.

Мною, как психологом, было обращено  внимание педагогов, что пик работоспособности  у мальчиков приходится на конец занятия, девочки же после начала занятия быстро набирают определенный уровень работоспособности. Также предложила воспитателям почаще приглашать на занятия родителей, т.к. в присутствии  мужчин и пожилых людей дети (особенно мальчики)  ведут себя более организовано  и стараются  произвести приятное впечатление.

Поскольку рисование – одно из любимых занятий дошкольников. Интересно было проанализировать рисунки детей. Оказалось, что рисуют девочки и мальчики  тоже по-разному. Темы заданы одни и те же: «После снегопада» - мальчики нарисовали снегоуборочную технику, а девочки – себя, переступающую через сугробы. Тема: «По дороге в детский сад» - мальчики изобразили транспорт и дом, а девочки – себя с мамой за ручку.

Мальчики и девочки по-разному рисуют друг друга и себя.

Девочки рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят пририсовывать взрослые атрибуты – украшения, каблуки, часто изображают себя  с цветами, бантиками, рядом изображают кошку, деревья, могут изображать себя в фате. Наиболее популярны цвета: синий, черный, красный, желтый, коричневый, зеленый.

Изображение мальчика у тех и других более скупое, в нем меньше деталей, меньше цветов, среди которых преобладает черный, коричневый, синий, зеленый.

Девочки проявляют большой интерес к рисованию, потому что, по утверждению психологов, кисть руки мальчика развивается медленнее и отстает в развитии на 1,5 года. Вот поэтому воспитателям рекомендовано учитывать эти особенности при отборе содержания занятий по изодеятельности и, особенно,  при оценке детских работ.

Не возникло споров, когда обсуждали с педагогами особенности игр мальчиков и девочек. Все согласны, что игры мальчиков чаще опираются  на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют все предоставленное пространство. Если в горизонтальной плоскости им тесно, они лазают по лестницам, забираются в шкаф. Любят разбирать сложные игрушки. Рекомендовала удовлетворять потребность мальчиков в соревновательности и победе. «Победила дружба!» - это не для них.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: им достаточно маленького уголка, используют игрушки по прямому назначению. Охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы.

На настоящем этапе перед воспитателями стоит задача обогатить содержание игр, в которых ребенок практикует модель поведения, идентифицирует себя со взрослыми (например, игры в тайные общества настоящих мужчин и настоящих женщин).

Сложность оказалась в том, что воспитателям женщинам ближе игры семейно-бытовой тематики, в которых роль папы явно недостаточна. В «мужских играх» женщины видят причину бессмысленной беготни, агрессивности и относятся к ним отрицательно.

Рекомендовала особенно молодым педагогам рассказать и девочкам и мальчикам об общественных сферах занятости мужчин, с целью осознать и возвысить их значимость в семье. Не устраняться от руководства  военными играми, расширять тематику игр героического содержания.

Важно преодолеть разобщенность между девочками и мальчиками, возникающую из-за различия игровых интересов.

Воспитателям легче было разнообразить семейно-бытовую тематику совместных игр детей.

Тематика игр:

  • Страна мальчишек
  • Страна девчонок
  • Автозаправка
  • Ожидаем гостей
  • Поездка семьи за город

Воспитатели  стали проводить специальные игры, способствующие формированию представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих, нравственно-ценностных) и овладению способам мужского и женского поведения (по технологии Н. Татаринцевой) (ДВ № 3-2009 г.)

Для формирования представлений о мужественности и женственности воспитатели широко используют художественную литературу. Перечень её достаточно велик. С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости. Кстати, существует мнение, что сказки «Аленький цветочек» и «Царевна-лягушка» воздействуют  на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полоролевого воспитания. Ведь каждая из сказок – воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви.

Даже за короткий период работы убедилась, что достаточно эффективны в гендерном воспитании индивидуальные беседы с мальчиками и девочками отдельно в форме «разговора по душам» по темам:

«Мальчики – защитники слабых» (девочек, женщин, стариков)

«Мальчики – будущие папы»

«Девочки – маленькие принцессы»

«Девочки – будущие мамы».

Те же средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций используются педагогами для развития у детей представлений о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами и братьями.

Удачным приемом в решении задач гендерного воспитания считаю:

  • проведение имитационных игр;
  • использование коммуникативных техник;
  • игр «подарок» и «Комплименты»;
  • проведение интервью, где задается вопрос, в чем различия мальчиков и девочек?

В выступлении затронуты лишь некоторые проблемы в осуществлении гендерного подхода к воспитанию и образованию дошкольников.

Несмотря на то, что определенная работа уже проведена, мы находимся на начальном этапе изучения данной проблемы.

И задача изучения аспектов и внедрение технологий гендерного воспитания остается актуальной, как на ближайшее время, так и на перспективу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».

Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»....

Презентация «Воспитание детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей

Гендерный подход в воспитании детей.Рекомендации для родителей по воспитании мальчиков и девочек ....

Консультация для родителей «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»

Эта консультация для родителей направлена на повышение компетентности родителей дошкольников в вопросах гендерного воспитания...

Консультация «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»

laquo;Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»...