"Вот она, какая русская матрешка"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Доценко Анна Алексеевна

Конспект интегрированной образовательной деятельности

Цель: формирование у детей представления о народных промыслах.

 

Задачи:

  1. Формировать и развивать эстетически – творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной, игровой.
  2. Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
  3. Развивать творческую фантазию, самостоятельность при создании авторского рисунка для сарафана.
  4. Закреплять умение использовать при росписи сарафана декоративную технику росписи.
  5. Обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, передать традиции своего народа;
  6. Развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество);
  7. Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
  8. Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
  9. Воспитывать любовь к народному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vot_ona_kakaya_russkaya_matreshka.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Доценко Анна Алексеевна

воспитатель  первой категории

Смирнова Надежда Аркадьевна,

музыкальный руководитель высшей категории  

Яковлева Ираида Константиновна

воспитатель первой категории

МБДОУ ДС № 397

                                                       г. Челябинска

Конспект интегрированной образовательной деятельности

«Вот она, какая русская Матрешка»

Цель: формирование у детей представления о народных промыслах.

Задачи:

  1. Формировать и развивать эстетически – творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной, игровой.
  2. Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
  3. Развивать творческую фантазию, самостоятельность при создании авторского рисунка для сарафана.
  4. Закреплять умение использовать при росписи сарафана декоративную технику росписи.
  5. Обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, передать традиции своего народа;
  6. Развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество);
  7. Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
  8. Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
  9. Воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование: мультимедийная установка, выставки: игрушки-забавы и матрешки; народные росписи – хохлома, гжель, дымка; народные инструменты; дидактические игры: «Собери матрешку», «Сложи пазлы», «Назови инструмент», бумажные трафареты сарафанов, наборы гуаши, кисти, ватные палочки, салфетки, косынки, деревянные ложки.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о народных промыслах, чтение стихотворений о матрешках, загадывание загадок об игрушках, знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская,  Богородская, Гжельская, кукла, рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке», игра на народных музыкальных инструментах.

Ход деятельности:

1 блок

Воспитатель в группе рассказывает детям сказку об игрушках, которые были созданы в далекие времена на Руси.

Воспитатель: В далекие времена, когда еще не было магазинов, где продают игрушки, дети играли камушками, веточками, тряпочками. Поглядели на это взрослые и решили сделать для ребят игрушки из подручного материала. Из соломы и тряпочек мастерили куколок, а из полена папы вырезали чурочку похожую на куклу, а дети угольком рисовали глазки, носик и закутывали в пеленку и баюкали, как мамы. Чуть позже стали делать деревянные игрушки – забавы. Вот такими игрушками играли в далекие времена в селах Дымка, Майдановка, Семеновка и в других (по ходу рассказа воспитатель обращает внимание детей на представленные игрушки – забавы и иллюстрации с изображением разных игрушек, сделанных в далекие времена.)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите какой у меня замечательный домик, мне кажется, там кто-то живет.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может - три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...   Матрёшка (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Матрешка и она приглашает всех нас к себе в гости. Хотите отправиться в гости? Тогда в путь.

Под музыку дети входят в музыкальный зал, где воспитатель подводит их к мини музею, посвященному народному творчеству.

Воспитатель: Обратите внимание, в нашем музее представлены из разных областей игрушки – забавы и матрешки, созданные взрослыми для развлечения и обучения детей.

Воспитатель с детьми рассматривают экспонаты, обращает внимание детей на разный рисунок на сарафанах у матрешек. На экране появляется слайд с разнообразными матрешками.

Воспитатель: Ребята, как много разных матрешек живет на Руси. Первая матрёшка в России появилась очень - давно, более 100 лет назад из Японии. Один купец привез игрушку – большеголовую деревянную фигурку японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья, внутри нее сидела вся его многочисленная семья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем Матрёна. А как будет ласковое имя Матрены? (Ответы детей). 

Воспитатель: вносит коробку, в которой лежат перепутанные разобранные матрешки. Ребята, нас попросили дети из младшей группы помочь правильно собрать матрешек, у них это не получается. Поможем?! (Дети вместе с воспитателем собирают матрешек для малышей). Молодцы, быстро справились с непростой задачей. Интересно увидеть, как изготавливают матрешку?! (Демонстрируется фильм о том, как изготавливают матрешку).

Воспитатель: А сейчас мне хочется познакомить вас с самыми популярными матрёшками: Семёновская, Загорская и Полхов-Майданская. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Первая матрёшка из города Загорск - Загорская матрёшка. Она всегда в сарафане расписном, в кофточке с вышивкой, на голове...

Дети: Платок.

Воспитатель: А платок всегда завязан на …

Дети: Узелок.

Воспитатель: А поверх сарафана...

Дети: Фартук.

Воспитатель: Особенность этих матрешек такая: у каждой матрешки прорисованы руки, и платок ее украшает роспись.

Воспитатель: Семёновская матрёшка, из города Семенова. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Посмотрите, какими цветами раскрашена эта матрешка.

Дети называют цвета (Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый)

Я из тихого зеленого городка Семёнова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бардовых

В подарок принесла.

И третья матрёшка из села Полхов - Майдана. У этих матрёшек нет сарафана и фартука, а вместо фартука большой букет цветов, на голове полушалок тоже с цветами без узелка.

А я, подружки, из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Воспитатель: Сейчас матрешка – это сувенир или украшение для русского дома, забавная игрушка для маленьких детей. А вы знаете, что матрешки очень помогли  нашим умельцам в производстве различных нужных вещей, как вы думаете каких? Подумайте и назовите, пожалуйста, предметы, в которых используется принцип «матрешки» (ответы детей: стаканчики, коробочки, компьютер: папка - документ) 

Воспитатель: Кто не знал, где применяется принцип матрешки, мы вам его подсказали. А это что за конверты у меня на столе?! Воспитатель открывает конверт и видит в нем разрезанную картинку матрешки и так в каждом конверте. Все картинки с изображением матрешек рассыпались и их нужно сложить и назвать матрешку, которую вы собрали (работа детей подгруппами)

Воспитатель: А еще бывают и авторские матрешки и живут они в разных городах, отличаются они росписью сарафанов, платочков. Сейчас вы как настоящие мастера будете создавать авторские сарафаны для своих матрешек.

2 блок

Воспитатель: Девочки, я предлагаю вам побыть в роли художников - дизайнеров и создать авторский рисунок на сарафане.

Воспитатель: Обратите внимание на экран и подскажите, если узнаете, какую роспись вы увидите?

У этих игрушек, у этих зверушек,

Веселая, яркая гамма цветов.

А сколько полосок, штрихов, завитушек,

Колечек и точек и разных кружков. (Дымка) Ответы детей.

Есть в России такое местечко, где белая рощица, синяя речка,

И светлеет вода родниковая, и дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях васильковая, незабудковая   (Гжель). Ответы детей.

Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась,

Рядом с листиком трехпалым земляника цветом алым,

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома, золотая  (Хохлома). Ответы детей.

Воспитатель: Вспомнили виды росписи? В нашем музее я предлагаю вам рассмотреть игрушки, раскрашенные художниками - мастерами по гжели, хохломе и дымке.

Дети рассматривают экспонаты.

Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу мастерскую.

Мастера скорей за дело,

Украшай матрешек смело,

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Определитесь, какая роспись вам понравилась больше, и попробуйте создать свой авторский рисунок, а для этого выберите сарафан с нужным фоном. Приложите все свои творческие способности, воображение, фантазию.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Ваши работы расположим в нашем музее. Напомните, кто какую роспись использовал в создании своего сарафана?! (ответы детей). Посмотрите, какие замечательные сарафаны у вас получились и нельзя выбрать лучшие, они все хороши. Матрешки будут очень рады в таких сарафанах и на ложках поиграть и хороводы поводить.

3 блок

Музыкальный руководитель: Сколько всего интересного вы узнали сегодня про нашу русскую матрешку, а сарафаны, какие  нарисовали! А у меня для вас платочки!

Хотите поиграть немножко?

Превращаемся в матрешку!

Веселее, не зевайте, да платочки надевайте!

Звучит музыка, девочки перед зеркалом надевают косынки, выстраиваются в ряд, поют:

Завязали мы платочки и хотим понравиться,

Посмотрите-ка на нас, разве не красавицы!

Музыкальный руководитель: Замечательные матрешки получились! А у меня для вас сюрприз! Все знают, что матрешки любят петь, плясать да на инструментах играть. Вот и вас русские народные инструменты дожидаются.

Матушка Россия всегда умельцами славилась. Во многих селах раньше инструментов не было, поэтому все, что было в хозяйстве и могло издавать при ударе яркий звук (сковороды, тазы, кружки, горшки, самоварные трубы, пилы и др.) применялось во время музыкального сопровождения песен, танцев.

Вот народный инструмент рубель ранее был предметом быта – служил гладильной доской. А народный инструмент бубенцы имитирует звон колокольчиков русской тройки лошадей. Трещотка и бубен – ударные инструменты, на которых играли скоморохи на ярмарках, использовали инструмент для ритмического сопровождения обрядовых песен.

Давайте и мы с вами поиграем на народных инструментах. Подходите, выбирайте! (дети берут инструменты).

Инструмент надо назвать,

Как звучит он показать!  

(дети под музыку поочередно играют импровизированный ритм, а на конец музыкальной фразы называют инструмент) Вы выбрали один инструмент, а так хочется на всех инструментах поиграть! Скорее в круг вставайте, поиграем в игру «Хороводный оркестр».

На одну часть музыки играем в оркестре, на вторую часть – кладем инструменты на стульчики и хороводом двигаемся по кругу, на конец музыки надо успеть взять инструмент, около которого вы остановились и заиграть. Но будьте внимательны, играть будут не все инструменты сразу, а поочередно, то деревянные инструменты, то металлические. (проводится игра «Хороводный оркестр») 

Музыкальный руководитель: 

                             А сейчас у меня для вас загадка:

Деревянные подружки  

Звонко бьются друг о дружку.

Расписные, как матрешки.

Угадали? Это … (Ложки) (ответы детей)

Оказывается,  расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Ее стали использовать еще и как ударный инструмент. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. Мастера делали такие ложки из деревянного бруска, который умело, обрезали со всех сторон, и получалась вот такая ложка (показ не расписанной ложки). Ложки изготавливали и продолжают изготавливать из березы, осины, липы. (Демонстрируется презентация изготовления деревянной ложки). Вот такие деревянные заготовки, баклуши, обрубают и обтесывают, затем придают форму ложки, потом вырубают специальным инструментом (теслом) углубление для черпака, затем ложку выскабливают, шлифуют, чтобы она была гладкой и расписывают. А украшали ложки по-разному, то резьбой: геометрической (хотьковские), то росписью (хохломские), то выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и температурной закалкой.

В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память.

Музыкальный руководитель:        

                   А сейчас, матрешки, все возьмите ложки!

Скорей в кружочек выходите,

Да для нас вы попляшите!

Дети исполняют танец с ложками. 

Воспитатель: Сколько интересного вы сегодня вспомнили и узнали. Игрушки-забавы, матрешки, хохломская, гжель и дымка русские народные росписи, рубель, ложки, трещотки – это все народные промыслы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вот они какие, русские матрешки

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе (художественное творчество, познание)...

«Вот какая русская матрешка!»

Знакомство дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси, через музыкальные произведения. Включение детей...

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

Конспект НОД к проекту Музей «Русской матрешки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация. «Наряди Матрешку»

Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг, данный вид аппликации интересен тем , что мы испо...

Конструкт НОД "Это русские матрешки - разноцветные матрешки"

Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми шестого года жизни (старшая группа) «Это русские матрешки – разноцветные одежки»...