«Инновационная технология, используемая в педагогической и коррекционной деятельности»
материал по теме

Довыдова Маргарита Васильевна

 

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, побуждая к поиску новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому вопросу.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Педагогическая инновация это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения, а так же совершенствование целей и содержания, форм и методов педагогической деятельности, способствующее развитию сознания и самосознания педагога, формирующее его потребность в дальнейшем самообразовании, приобретающую характер научного поиска. Благодаря этому при инновационном подходе к организации педагогической деятельности все усилия направлены на поиск и выбор оптимальных педагогических решений.

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г.Н. Селевко, можно выделить следующие инновационные технологии, применяемые в системе дошкольного образования:

игровые технологии,

технологии проблемного обучения,

технологии развивающего обучения,

альтернативные технологии,

компьютерные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inter.obuch_.2.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО г. Саяногорск детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ И ДЕФЕКТОЛОГОВ

«Интегрированное обучение детей со сложной структурой дефекта»

                                         Подготовила

учитель-логопед  

                                                  Довыдова

                         Маргарита Васильевна

г. Саяногорск

2013г.

В последние годы, исходя из собственных наблюдений и судя по отзывам других специалистов, могу сказать, что все труднее становится решать задачу по определению ребенка с отклонениями в развитии в то или иное специальное (коррекционное) дошкольное или школьное учреждение. Связано это с тем, что сейчас детей с одним вариантом отклоняющегося развития встречается все меньше, а все чаще наблюдаются случаи сочетания у одного ребенка нескольких дефектов. Дети с такими дефектами именуются в специальной литературе по-разному - дети с комплексными нарушениями, дети со сложными нарушениями, дети с сочетанными нарушениями, дети со сложной структурой дефекта и т.п. По-разному эти понятия иногда и толкуются. Но если говорить языком понятным как, родителям детей с отклонениями в развитии, так и специалистам, - это такие дети, которые имеют два и более нарушений, например: ребенок с умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения, ребенок с нарушением речи (например, стертой дизартрией) и задержкой психического развития церебрального генеза, сочетающихся с выраженным гиперсиндромом, ребенок с моторной алалией и косоглазием и т.п.

Такие нарушения затрудняют как дифференциальную диагностику, так и коррекционную работу с ребенком. Определим основные проблемы, которые возникают у служб сопровождения ребенка при таких случаях.

1. Перед психолого-медико-педагогической комиссией в случае диагностики ребенка с сочетанным нарушением стоит задача установления первичного (ведущего), основного дефекта, определяющего основную линию отклоняющегося развития ребенка и определения вида образовательного учреждения и вида образовательной программы.

В связи с тем, что в последнее время, безграмотность населения в отношении детей с отклонениями в развитии несколько ликвидирована, родители обращаются с проблемами своих детей в учреждения оказания специальной помощи достаточно рано. Однако, как правило, чем в более ранний период развития ребенка с сочетанным нарушением проводится диагностика, тем труднее определить ведущий дефект. Поэтому в заключении психолого-медико-педагогической комиссии можно увидеть такую формулировку: "Рекомендовать пребывание в группе .... вида с диагностическим сроком 3 мес. (6 мес., 1 год)". Эта формулировка означает, что основная ответственность за дальнейшее определение образовательного маршрута ложится на специалистов того образовательного учреждения, куда попадает ребенок с таким заключением. Специалисты данного учреждения, работающие с ребенком, должны наблюдать за ребенком в процессе занятий и вне их, проводить динамическую и углубленную диагностику и дать такое описание состояния ребенка по окончании диагностического срока пребывания в ребенка в учреждении, чтобы комиссия смогла-таки определить ведущий дефект.

2. Если даже ведущий дефект ребенка со сложной структутрой нарушения все-таки определен, встает другая проблема: как обучать такого ребенка? Во-первых программа, по которой рекомендовано обучение ребенка может быть недоступной ребенку в связи с тем, что его ведущий дефект отягощен другими 1, 2 или даже 3 дефектами. Во-вторых, ребенок может нуждаться в помощи специалистов, которые в штате данного учреждения не предусмотрены. Так, если это ребенок с детским церебральным параличом, имеющий нарушения зрения (например, косоглазие или астигматизм), то он нуждается в помощи такого специалиста-дефектолога, как тифлопедагог, а в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VI вида, в которое он направлен по своему первичному дефекту, тифлопедагог отсутствует.

В последнее время специалистов беспокоит и появление достаточно большого количества детей с аутистическими расстройствами, которые сопровождают другие дефекты развития - умственную отсталость, задержку психического развития и др., а иногда проявляются изолированно. У этих детей выделяют различные типы аутистических расстройств - это и детский аутизм, и атипичный аутизм, и синдром Ретта, и синдром Аспергера и др. Много среди детей с интеллектуальными нарушениями и аутизированных детей, т.е. аутистические черты которых обусловлены интеллектуальной недостаточностью и неспособностью перерабатывать и усваивать информацию из внешнего мира, настолько усложнились формы, способы и средства передачи этой информации. Детей с аутистическими расстройствами весьма сложно, а подчас и невозможно, обучать в группе детей. Специальных учреждений для них нет, да и не может быть. Отсюда встает вопрос: пойти на индивиуальное обучение и практически отказаться от социализации ребенка, или все же попытаться включить ребенка иногда и с сохранным интеллектом в группу детей, пусть даже и с умственной отсталостью?

Эти и многие другие вопросы беспокоят, как практиков, так и теоретиков специальной педагогики и психологии. Пока вразумительных ответов на эти вопросы не найдено.

Если есть трудности в определении ведущего дефекта и программы обучения, то, возможно, и надобность в дифференцированном обучении вскоре отпадет? Тогда выход в интегрированном образовании, т.е. в совместном обучении детей с отклонениями в развитии с нормально развивающимися детьми? А как же дети, которые не могут обучаться в массовой школе? Может выход в совместном обучении всех детей с отклонениями в развитии без разграничения их по виду отклоняющегося развития? А как же специальные технологии обучения слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих детей, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей с различными нарушениями речи (дизартрией, алалией и т.п.) и др.?

Думается, что первые ответы на эти вопросы будут даны не теоретиками, а практиками, и найдены они будут благодаря колоссальному опыту и интуиции наших коррекционщиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР"

«Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР»...

«Инновационная технология, используемая в педагогической и коррекционной деятельности»

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, побуждая к поиску новых, более эффективных ...

Инновационные технологии используемые в работе детского сада

Краткое описание используемых технологий в работе педагога - психолога и муз.руководителя....

Инновационные технологии, используемые на занятиях воспитателя

Подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной целью специальной школы. В свою очередь, важнейшим звеном в достижении этой цели учреждения, нар...

«Инновационные технологии, используемые в познавательно-исследовательской деятельности».

Педагогический проект «День защитника Отечества». Пояснительная запискаВсе мы являемся гражданами своей страны. Ценность гражданина определяется тем, насколько он готов понять обществ...

Презентация "Инновационные технологие, используемые в детском саду"

Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Современные технологии активно используются в воспитательно-образовательной и методической...