«Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом как средство патриотического воспитания»
статья (старшая группа) на тему

Сообщение из опыта работы по ознакомлению дошкольников с родным городом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sorokina_g.n.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад                                                                  

                        комбинированного вида №14 «Тополек»

Сообщение из опыта работы

«Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом как средство патриотического воспитания»

                                         

     

                                                                       Подготовила:  

                                                                        Сорокина Г.Н.

                                                                       воспитатель  

                                                                       МДОУ д/с КВ №14 «Тополек»

                 

Южноуральск,2013г.

Актуальность опыта. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания; идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о родном крае, о труде, обычаях людей, среди которых он живет. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Моя малая Родина... У каждого человека, она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — все! Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Технология опыта

Цель работы - зажечь искорки любви к родному городу, его истории и культуре.
Для достижения данной цели я определила следующие задачи:

  • развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к своей малой родине;
  • формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного города, умение видеть историю вокруг себя, воспитывать уважение и гордость к родному городу;
  • познакомить детей с культурным наследием Южного Урала;
  • предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;
  • создать развивающую культурно – образовательную среду в группе и дошкольном учреждении;
  • просвещать родителей через детей, оказывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного города.

Южноуральск молодой город, но и он уже имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: изменились улицы, стали благоустраиваться дворы и детские площадки. Я стремилась к тому, чтобы мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Стремилась показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены анкетирование родителей и беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном городе. Организовала работу в нескольких направлениях.
1. Провела диагностику знаний детей по теме «Родной край и наш город »

2. Провела устное анкетирование родителей.

3. Ознакомилась с материалами справочного характера о Южноуральске и его истории с целью повышения своих знаний.

Диагностика детей показала, что их знания о родном гопроде очень ограниченны.

Из бесед с родителями выяснила, что многие из них хоть и родились в Южноуральске, но мало знают о его истории. Я пришла к следующим выводам:
1. Необходимо наладить взаимодействие с родителями.

2. Создать развивающую среду в группе.

3.Организовывать с детьми экскурсии по городу, в музей.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Южного Урала, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

В основу моей работы легли следующие принципы:

1. Принцип историзма

2. Принцип гуманизации

3. Принцип дифференциации

4. Принцип интегративности

5. Принцип наглядности

6. Принцип развивающего обучения.

Работу по проектированию развивающей среды группы осуществляла учитывая как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию.

В группе оформила мини – центр краеведения (микросреда).

При этом соблюдались определенные условия.

1. Приоритетность регионального культурного наследия. В соответствии с этим подобран материал о Южноуральске, Увельском районе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами. Схемы – модели и символы для ознакомления с родным краем помогают детям лучше усвоить материал. В виде дидактических игр представлена история Южного Урала. Помимо этого имеются карты, буклеты, и аудиовизуальные средства, видеофильмы.

2.Интегративность знаний – установление взаимосвязей о природном и социальном окружении. Реализация этого условия обеспечивает формирование у детей целостной картины мира. В соответствии с этим был подобран материал о природе Южного Урала, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.

3. Опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка. Развитие ребенка в деятельности. В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы: раскраски « Мой дом», слушание и чтение русских народных сказок, прослушивание аудиокассет со стихами о Южном Урале;

просмотр видеофильмов.

Впечатления о родном крае дети могут отражать в своих рисунках и в совместных с родителями и воспитателями работах (выставки рисунков и макетов из пластилина). За основу взят  тематический подход, который выражается в том, что содержание знаний концентрируется в темах: «Знаменитые люди города», « Наш детский сад», « Достопримечательности родного города», « Улицы нашего города».

С учетом возрастных особенностей отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала. Так, если в младшей и средней группах были представлены альбомы из ближайшего окружения, то в старшем тематика уже расширена: « Промышленность Южноуральска».

Свою работу я проводила по 2 направлениям: работа с детьми и работа с родителями.

Работа с детьми включает в себя: экскурсии, путешествия по родному городу; игры для закрепления знаний и впечатлений.

Центральное звено в макросреде по знакомству с родным краем являются экскурсии. На экскурсии дети получают знания о родном городе, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и с взрослыми.

Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», я построила свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, мы любовались красотой города, узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую родину.

Все прогулки и путешествия я организовывала в определенной последовательности, действуя по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Путешествия наши начались с территории детского сада. Мы рассматривали здание детского сада, его особенности строения, оборудование детских площадок, этнографический уголок под открытым небом.

Затем мы рассматривали двор жилого дома, по возможности наблюдали за работой дворника и машин - помощников: мусоровоза, трактора. Решали, как можно сделать двор красивее, чище, кого попросить помочь в этом. Такие беседы помогали мне воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию.

Очень понравилась детям целевая прогулка в парк. Мои воспитанники с восторгом рассматривали в парке красиво и с фантазией оформленные цветущие клумбы, которые приготовлены жителям ко Дню города. Мы беседовали о правилах поведения в парке настоящих горожан, выясняли, сколько труда вложено в строительство этого места отдыха, учились уважать и ценить труд людей и, конечно же, любовались этой красотой, от которой город стал еще краше.

Впоследствии мы с детьми создали альбом «Дети о родном городе», в котором я собирала детские работы и их высказывания о родных местах.

Свои путешествия по городу мы продолжали и на занятиях, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями я проводила все занятия в определенной последовательности: настоящее города; город в прошлом; из чего состоит наш город; город в котором мы живем. На первом занятии мы путешествовали по знакомым детям родным местам, выяснили значение слов «родной», «Родина». Игра «Выбери меня» закрепляла представления детей о зданиях города, учила детей анализировать отношения между знакомыми понятиями, например, школа - ученик, больница - больной и т.д.

Следующим было путешествие в историческое прошлое нашего города. Занятия по этой теме представляли наибольшую трудность, так как наглядного материала практически не было, чтобы преподнести знания доступно, интересно.

С символикой города я познакомила детей на занятии «Герб нашего города». Закрепить знания наилучшим образом помогли следующие игры, сделанные мной: «Найди герб нашего города среди других», «Сложи герб по памяти». Путешествие в прошлое завершилось итоговым занятием «Наш город молодой», которое я провела в форме викторин, заданий и игр.

На занятии «Дерево славится плодами, а человек трудом» моей одной из главных задач была следующая - вызвать чувство гордости за наш город, заложить ростки уважения к людям труда, работающих на благо города и страны, вызвать желание самим трудиться и прославлять свой город. На этом занятии дети закрепили знания о профессиях людей, живущих в нашем городе, их важности.

Интересным было путешествие на занятии «Транспорт на улицах нашего города». Дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличие. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по генетическому принципу выстроили линию развития транспорта от телеги до современной ракеты.

В конце учебного года мною было проведено итоговое занятие на тему «Город, в котором мы живем» в форме соревнований команд. Занятия, проведенные в нетрадиционной форме, позволили мне обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность. Я убедилась в том, что мои воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город, стараются решить его проблемы.

Игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности и, именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. Но так как игр по ознакомлению с городом нет, я  подобрала фотографии и придумала ряд игр: «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Разбитая картина», «Подбери пару».

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. В ходе своей работы я столкнулась с тем, что есть родители, особенно молодые, которые не знают того, что они должны знать и передавать своим детям, например символику города, страны и т. п. Анкетирование лишь подтвердило мое предположение о том, что родителей тоже необходимо просвещать. Отчасти эту работу я проводила через детей. Организация совместных творческих заданий, таких как придумывание и изображение герба своей семьи, рисование карты своего микрорайона, изготовление макета улиц города, сбор материала о родном городе, выращивание комнатных цветов для группы. Все это объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.

Кроме этого я провела для родителей консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Воспитываем элементы гражданственности». Родительское собрание в форме устного журнала на тему «Учим детей знать, любить и беречь свой город». Изготовила фотовыставки: «Наш город родной», «Человек славен трудом», тематическую выставку на тему: «Увлекательные путешествия по родному городу».

В результате, совместная работа с родителями помогла уточнить и закрепить знания детей о родном городе, папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству детского сада и двора. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями моих воспитанников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом.

Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогае...

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Ро...

Ознакомление старших дошкольников с историей родного города как средство патриотического воспитания.

На сегодняшний день тему патриотического воспитания обсуждают на различных педагогических форумах, семинарах, пишутся статьи в журналы, учебные пособия, методические рекомендации с передачей...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «СИБИРСКИЙ РОДНИЧОК»

Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталки...

"Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом"

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенны...

«Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом»

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран....


 

Комментарии

Рахманова Гулия Рашидовна

Спасибо, Ваш опыт работы был очень полезен для меня, взяла себе на вооружение