Формирование гендерныхкачеств через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников
консультация по теме

Гайсина Рамиля Минсагитовна

обмен опытом на районном семинаре для дошкольных работников на тему: "Формирование гендерныхкачеств через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обмен опытом по теме: «Формирование гендерных качеств через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

««Золотой ключик» к сердцу ребёнка – это    любовь и ласка взрослого. Они способны открыть самые сокровенные уголки детской  души, что, несомненно, поможет стать   маленькому человеку умнее, добрее, лучше»                                                                    ( Сесиль Лупан)

         Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

  Образовательные задачи  гендерного и разнополого воспитания в детском саду:

-воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенностей, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;

- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института; 

- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования; 

- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.

     Гендерное воспитание призвано не только  помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.

      Актуальность гендерного воспитания  на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь  набором преимуществ по своему половому признаку. Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение. На наш взгляд, использование гендерного подхода стало актуальным, так как дает огромные возможности в воспитании личности мальчиков и девочек, в речевом и нравственном ее развитии.

       Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и  мускулы. Мы так же желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали  родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте,  повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

      Разнополое воспитание в детском саду во многом опирается на  индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависит от тех примеров  поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы  мужчины, не  утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались  бы  в главных потребителей и  не перекладывали бы лишь  на женские плечи воспитание детей.  Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

    Федерные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования впервые за всю историю  дошкольного образования в нашей стране предусматривает решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода: ребенок дошкольного возраста «имеет представление о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу» и т. д.

В свете ФГТ требования к реализации гендерного подхода в дошкольном образовательном учреждении представляются в следующих изменениях образовательного процесса: создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания сна, удовлетворения физиологически потребностей) с учетом половых различий; дифференциация видов деятельности разнополых детей (создать условия для занятий мальчиков «мужским ремеслом, для занятий девочек рукоделием); учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала соответствии с возрастными особенностями; предоставление возможности детям для постоянной позитивной трансляции собственного опыта; выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми;  в соответствии с этим обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей; создание условий для позитивной трансляции тендерного опыта педагога ДОУ; учет педагогом ДОУ гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.

Одной из задач образовательной области «Социализация» является формирование у детей гендерной принадлежности. И это не случайно. Необходимость полоролевой социализации мальчиков и девочек назрела давно, так как педагогическая практика чаще всего не учитывала пол как важную характеристику ребенка. Между тем, психологические исследования, педагогическая практика доказывают, что мальчики и девочки уже с раннего возраста существенно отличаются психофизическими особенностями, разными интересами.

Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, предметы домашнего обихода. Они любят играть куклой, проявляя заботу. Мальчикам интересны средства передвижения: самолеты, машины. Они любят изобретать, конструировать. Поэтому важно поддержать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, а у мальчиков – смелость, решительность, рыцарское отношение к противоположному полу, т.е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих качеств не заложить с ранних лет, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной идентичности обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.   

        В связи с создавшейся ситуацией в мире, в соответствии с ФГТ  наш коллектив ДОУ «Улыбка» в течение нескольких лет ведет работу по формированию гендерных качеств через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников.  Мы пришли к выводу, что назрела необходимость создания предметно – развивающей среды, формирующей гендерную социализацию детей дошкольного возраста.

         Таким образом, создание благоприятных и комфортных условий для деятельности педагогов и детей при организации предметно – развивающей среды с учетом гендерных особенностей стало основной целью.

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

  1. накопление игрового материала для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей;
  2. подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту;
  3. стимулирование у педагогов желания заниматься решением данной проблемы;
  4. повышение профессиональной компетентности педагогов в данном вопросе через изучение специализированной литературы;
  5. организация предметно – развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников;
  6. привлечение родителей к активному участию в создании предметно – развивающей среды.

В основе работы по внедрению гендерного подхода при построении развивающей среды лежат следующие принципы:

  1. Принцип реальности. Это инновационное внедрение достижений передового опыта до получения реальных результатов;
  2. Принцип единства. Означает тесную взаимосвязь теоретического материала и практической деятельности по обогащению предметно – развивающего пространства;
  3. Принцип системности. Игровое и обучающее пространство систематически совершенствуются, дополняя друг друга;
  4. Принцип стимулирования. Стимулирование участников эксперимента (материально и словесно) дает возможность и побуждает желание педагогов продолжать инновационную деятельность по обогащению предметно – развивающей среды и экспериментальной работы;
  5. Принцип субъективности. Направлен на развитие личностных качеств как ребенка, так и педагога на основе дифференцированного, полоролевого подхода к воспитанию;
  6. Принцип стимулирования. Стимулирование участников эксперимента (материально и словесно) дает возможность и побуждает желание педагогов продолжать инновационную деятельность по обогащению предметно – развивающей среды и экспериментальной работы;
  7. Принцип интеграции. Организация предметной среды в системе захватывает не только групповые комнаты экспериментальных групп, но и предметно – развивающую среду дошкольного учреждения в целом;

Был составлен план работы:

- Подборка программно-методического  обеспечения и диагностического инструментария;

 - Пополнение предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самосознание;

 - Изучение психофизических особенностей мальчиков и девочек «Они такие разные»;

 - Проведение цикла занятий, этических бесед по гендерному воспитанию:                                 «Я - мальчик – будущий мужчина», «Мальчики и девочки «Улыбки», «Мальчики защитники слабых (девочек)», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «Мужчины и женщины – какие они?»

 - Организация сюжетно - ролевых игр;

 -  Решение проблемных ситуаций с этическим содержанием, игровые упражнения;

 -  Оформление и организация дидактических игр;

 - Изобразительная деятельность.

        С соблюдением выше изложенных принципов построения предметно – развивающего пространства в  ДОУ была создана игровая и обучающе - развивающая среда с учетом гендерно – ориентированного подхода. Правильно подобранный мир ближайшего детского окружения – игрушки, игровые зоны, дидактические и настольные игры - дают возможность для развития чувственного восприятия, воображения и фантазии, развития речи детей, обеспечивая их индивидуальное развитие. Игра даёт огромные возможности для реализации накопленного социального опыта ребенка.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка  вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.      Игра – это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности»                               (В.А. Сухомлинский)

           В  группах игровые зоны сформированы с соблюдением гендерных особенностей детей. Есть игровые зоны для девочек: «Салон красоты», «Ателье мод», «Игровая будущей мамы», «Юная рукодельница» и др. Для мальчиков предназначены игровые зоны: «Автосервис», «Юные автомобилисты», «Конструкторское бюро», «Будущие защитники Отечества» и др.    Существование разграничений данных зон не означает навязывания детям игр только с четкой гендерной направленностью. В групповых комнатах также имеются игровые зоны для совместных игр мальчиков и девочек. Это «Семейная гостиная», «Почта», «Супермаркет», «Медицинский центр» и др.

          Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний для дошкольников педагогами разработаны и изготовлены дидактические игры: «Дом профессий», «Военная техника», «Моя семья», «Назови ласково», «Спорт для девочек», «Спорт для мальчиков», «Русские воины», «Наши предки», «Вежливые слова», «Игра в слова».  Разнообразие игр «Бродилок», «Ходилок», «Игры приключения», «Математических игр», «Игр с цифрами», «Игры с любимыми героями», и т. д. Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.

Педагогами ДОУ разработаны гендерно - ориентированные сюжетно – ролевые игры с учетом современных требований. Также были подобраны пальчиковые, музыкальные, подвижные игры и физминутки для девочек и мальчиков. Полноценное развитие детей с учётом гендерной социализации возможно лишь при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ.

Воспитатели  создают и постоянно совершенствуют предметно – развивающее пространство для организации полоролевого воспитания; составляют перспективные планы, конспекты занятий, досугов, праздников, которые способствуют гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.

По изобразительной деятельности учатся изображать человека, рисовать и украшать предметы одежды, взяв за основу гендерные различия, знакомятся с русским, татарским национальным костюмом.

По развитию речи обогащаем и развиваем словарь детей, формируем связную речь через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий, знакомство с названиями родственных связей и т.д., чтение художественных произведений, ориентированных на девочек и мальчиков. 

Во время  театрализованной деятельности развиваются личностные качества. Дети с большим  желанием, творчеством занимаются  театрализацией, драматизацией спектаклей, обыгрыванием  разнообразных ситуаций.

По физическому развитию проводится занятия с учетом дифференцированного подхода по развитию физических навыков мальчиков и девочек, знакомит детей с видами спорта, ориентированных по половому признаку; во время проведения спортивных праздников эстафеты разграничивает по степени трудности для детей разного пола. 

Музыкальный руководитель учит мальчиков приглашению на танец, поддерживать во время танца девочек, уступать им место. Подбирает музыкальное сопровождение для праздников, занятий, досугов с учетом гендерной дифференциации. 

       Изучение различной литературы и наш опыт работы  показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом гендерных особенностей могут оказать произведения устного народного творчества – фольклор.      Фольклор - одно из действенных  и ярких  средств  народной педагогики,  таящий  огромные дидактические   возможности.   Знакомство   с   народными произведениями обогащает чувства и речь девочек и мальчиков, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное  и  систематическое  использование произведений фольклора в детском саду позволило заложить фундамент    психофизического    благополучия    ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

     Произведения устного народного творчества отличаются своей простотой, точностью и красотой русского слова. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в фольклорных произведениях таят в себе не малые жанровые богатства.    Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам.  В связи с этим, большое внимание мы  уделяем чтению, разучиванию произведений устного народного творчества, проведению фольклорных праздников: «Моя малая родина – Камышла», «Мелодии моего края», «Навруз», «Масленица», «Детский сабантуй». Они проходят у нас очень интересно и весело. 

Также проводятся гендерно ориентированные праздники и досуги, такие как «А, ну-ка, девочки!», «А, ну-ка, мальчики!» «Рыцарский турнир», «Мисс «Улыбка»», «Джентльмен шоу», спортивные развлечения и праздники, посвященные Дню матери, 23 февраля, 8 марта, день Победы.

        Накопленный опыт работы педагогами нашего дошкольного учреждения постоянно обобщается и представляется  в виде открытых взаимопросмотров.  Нравственно – патриотическое воспитание является приоритетным направлением ДОУ. Поэтому в течение многих лет было проведено множество мероприятий, воспитывающие нравственность и патриотизм у воспитанников. В сентябре  2010 года  был окружной семинар – театрализованное представление  по теме: «Золушка едет на бал». (воспитатель: Салахова С.А.) В 2011-12 учебном году воспитатель Гарифуллина В.Н. показала НОД «Наши Защитники». Каримовой А.М. был подготовлен праздник «День Победы» с приглашением ветеранов войны. Два года подряд приняли участие в областном мероприятии «Читаем детям о войне» и получили грамоту. Были проведены разнообразные педсоветы по данному направлению: «Гендерный подход к воспитанию детей в театрально-игровой деятельности», «Роль сказки в нравственном и речевом развитии дошкольников»,  «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», «Роль устного народного творчества в речевом и нравственном воспитании детей», консультации, круглые столы, практикумы с педагогами «Гендерное воспитание дошкольников»,  «Игра как основное средство гендерной социализации дошкольников» и т.д.                                                                                                                            

         Были проведены и представлены разнообразные проекты: «Откуда пришел хлеб на стол?», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Моя семья», «Что за прелесть эти сказки», «Люби и знай родной свой край», «Красивые мамы – вас много на свете», «Наши защитники Отечества», и т.д. Цель проекта в создании оптимальных условий для развития нравственно – патриотического потенциала дошкольников  с учетом гендерного подхода к воспитанию.  Оформлены альбомы «Моя семья», «Мое родословное дерево», «Наши папы – солдаты», «Достопримечательности села», ...

        Необходимым условием успешной полоролевой социализации дошкольников является взаимодействие с семьей, так как только единство дошкольного образовательного учреждения и семьи позволит эффективно решать задачи гендерного воспитания. Используются различные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ. Участие родителей в создании предметно-развивающей среды, организация семейных конкурсов: «Неделя добрых дел в семье», «КВН», «День матери», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Лучшая семейная поделка», «Наши мамы – самые лучшие», «Наши Защитники», и т.д.  Для родителей оформлены консультации, памятки «Гендерное воспитание детей», папки – передвижки «Мальчики и девочки «Улыбки».  В группах оформлены мини – музеи «Куклы наших бабушек», «Татарская изба», «Музей воинской славы», «Мир сказок», «Музей хлеба», «Экологическая комната», «Театральная комната».                                                                                                                                

              Таким образом, в ДОУ детям дается уникальная возможность приобрести  гендерно - ориентированные знания через  ознакомление их с ролью мальчиков и девочек в обществе, привитие нравственных качеств, присущих мужскому и женскому полу. Через  знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий, знакомство с названиями родственных связей, чтение художественных произведений, ориентированных на девочек и мальчиков, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе.

Опыт работы,  победы детей и педагогов в конкурсах, активное участие в районных и окружных мероприятиях показывают, что у педагогов повысился уровень профессиональной компетентности в вопросах нравственно – патриотического воспитания с учетом гендерного подхода, организации развивающей среды в группах с учетом половой принадлежности детей.                          

        Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. При этом у детей формируются:

  1. гендерно - ориентированное поведение;
  2. навыки гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников;
  3. нравственные качества, принятые в обществе;
  4. развиваются коммуникативно - речевые навыки;
  5. развиваются мышление, память, воображение.

Многолетний опыт работы по нравственно – патриотическому воспитанию дает нам возможность на основе имеющихся знаний и умений продолжать более углубленно работу по реализации гендерного подхода к воспитанию, развитию и обучению детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы: Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 г.//
  2. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова С.В. — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. — 111 с.
  3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. — СПб.: Тускарора, 2000. — 180 с.
  4. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.X. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 165—171.
  5. Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет дома и в детском саду»
  6. Интернет ресурсы.
  7. Журналы:  «Дошкольная педагогика» №3 2012, №7 2011,№2 2010 г.
  8. Журналы «Ребенок в детском саду» №1, 2012, «Дошкольное воспитание» №7, 2011 г.

              

 

 


СП «Детский сад «Улыбка» ГБОУ СОШ  с. Камышла



















Сообщение  на тему:



     (обмен опытом)                       







         





          Подготовил:



                        старший воспитатель



                                         Гайсина Рамиля Минсагитовна











Камышла, 2013 год




.

  Мы учитывали, что рассчитывать на успех можно в том случае, когда составным элементом организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является тесное сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. Семья - «первый во временном аспекте и наиболее близкий к ребенку воспитатель». Поэтому вклад родителей в гендерное воспитание детей существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и к ребенку. Для данной деятельности мы выделили содержание, которое потребует совместных усилий педагогов и родителей, выбрали адекватные формы  работы с родителями.

    Основным условием  процесса гендерного воспитания является создание полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ как среды, способствующей овладению детьми гендерным опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.  Дизайн группового помещения также отражает гендерную специфику работы.

 

 

                  Мы уверены, полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением, что эти качества не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»  тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережн...

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Консультация для родителей«Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа &ndash...

Развитие речи через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников (использование лэпбука в коррекционной работе)

Патриотическое воспитание является важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного  развития личности ребенка. Материал лэпбука "Моя Россия"  может служить средством ...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...