Использование личностно-ориентированных технологий в процессе экспериментирования «Плавающее перо»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Ключникова Анна  Алексеевна

конспект занятия по эксперементированю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperementirovanie.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе экспериментирования «Плавающее перо»

Цели:  Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека, учить рассуждать, доказывать свои мысли, воспитывать умение работать в группе.

Задачи:

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы;

- формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

 - воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-создавать  благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Этот опыт наглядно показывает, как загрязнение окружающей среды пагубно сказывается на плавучести водоплавающих птиц в частности. Загрязненная вода попадает в природную среду.  А через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Материал для опыта и оснащения среды:

- Тазики с водой, гусиные перья, жир, крем для рук.

- Два белых куриных пера.

- Широкая миска с водой

- 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды

- Синяя пищевая краска

- 2 ватных шарика, бумажное полотенце, пинцет.

Ход.

Ребята, я знаю, вы все с родителями гуляли в парках. Вам там понравилось? А видели вы водоплавающих птиц? Каких? Верно, в парках много уток. А вы не заметили, в какой воде они плавали,  она была чистой или загрязненной?  Давайте с вами проделаем опыт и выясним, как уточкам плавают в наших парках. Для этого нам понадобится миска с вводом. В нее мы добавим немного синей краски и аккуратно пинцетом опустим перо. Засекаем минуты на песочных часах. Теперь достанем наше перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.  Теперь добавим  в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце. Что произошло с нашими перьями? Они одинаковые или нет? Чем отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему это случилось?  Что это может означать?

Результат: Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике  увидим голубой цвет.

Объяснение: Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. Здесь раздаем детям увеличительные стекла, лупы.  "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.

Зарисовка опыта.

Вопросы для круглого стола.
В.: Отгадайте загадку: «В воде купался, сухим остался?»
Ответы детей.
В.:А почему гусь выходит из воды сухой?
Предложения детей.
Если нет правильной версии, воспитатель предлагает проделать опыт.
В.: Что же нам надо узнать?
Ответ. Почему перья у гуся не намокают?
В.: Что нам для этого надо, чтобы узнать намокают или не
намокают?
Ответ: нам нужна вода, перья.
Дети планируют свою деятельность.

В.: Расставляет три тазика с водой.

Дети решают разделиться на группы по количеству имеющихся тазиков, берут перья, опускают их в воду, набирают информацию, делают выводы:
- перо сухое, оно покрылось капельками;
- если встряхнуть, капельки упадут, перо становится сухим.

-  Может быть кто-то знает, как сделать, чтобы наши руки в воде
тоже не намокали?
Дети выдают версии и проверяют:
- Может их завернуть в ткань?
- Надеть резиновые перчатки
Если нет правильной версии, воспитатель говорит: «А я вот попробую их смазать кремом, а потом намочить, вы хотите тоже так сделать?»
Действия детей.
Выводы:
- руки, смазанные кремом не намокают.

В.: Ну теперь догадались, почему гусиные перья не намокают в
воде?
Вывод: «Потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром».
В.: А кто еще так делает?
Д.: Все водоплавающие птицы и белый медведь.
В.: А человек узнал про эту хитрость и металлические предметы,
детали машин чтобы они в воде не промокали и не ржавели,
смазывает жиром.
Перед детьми 3 картинки – курица, утка, гусь.
Игровые упражнения: «Какая лишняя». Почему? Чем они
похожи?
Ответы детей.
В.: Обращает внимание на перья на столе. (На столе лежат гусиные
и куриные перья).
Ребята мне нужна помощь, я перепутала гусиные и куриные
перья. Как мне их различить и разобрать на куриные и
гусиные?
Дети высказывают предположения.
С прошлого занятия мы знаем, что гусиные перья не намокают.
Надо проверить: какие намокают – куриные, а не намокают –
гусиные.
В.: Как мы проверим?
Дети готовят тазики с водой, берут перья и опускают их в воду по очереди, раскладывают на две кучки: на намокшие и сухие.
Вывод:
- Гусиные перья сухие или с капельками. Они не намокли,
они смазаны жиром;
- Куриные перья намокли, все слиплись, стали похожи на
полоску, с них течет вода.
Не зря говорят: «Ты, как мокрая курица».
В.: Каждое живое существо имеет свою среду обитания и
приспособлено к ней. Гусь приспособлен жить на воде, а курица
на суше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему"Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников"

Опыт работы на тему: Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном  процессе дошкольников...

Методическая разработка "Использование личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе в ДОУ"

Методическая разработка "Использование личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе в ДОУ"...

ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование технологии личностно - ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников»

Технология личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников...