виды народного декоративно-прикладного искусства (старшая группа)
картотека (старшая группа) по теме

Хохлова Елена Николаевна

о видах народного декоративно-прикладного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruskie_narodnye_promysly.doc865 КБ

Предварительный просмотр:

Хохломская роспись

Хохломская роспись – это старинный народный русский художественный промысел. Считается, что хохломская роспись появилась во второй половине семнадцатого века на левом берегу Волги, в деревнях Мокушино, Глибино, Шабаши, Хрящи, Большие и Малые Безлели. Сейчас родиной хохломской росписи считают посёлок Ковернино, находящийся в Нижегородской области.

Имя данного промысла образовалось в соответствии с названием села Хохлома, находившегося в этой же области и являвшегося центром продажи изделий, которые были украшены хохломской росписью в восемнадцатом – начале двадцатого века.

Крестьяне сначала вытачивали, а затем расписывали деревянную посуду. Потом отвозили её для продажи в крупное торговое село Хохлома в Нижегородской губернии, где и продавали её. От этого и произошло название росписи «хохломская» или просто «хохлома».

Есть и легенда о возникновении «хохломской росписи». Она гласит, что когда-то жил талантливый иконописец Андрей Лоскут. Рассерженный церковными нововведениями патриарха Никона, Андрей Лоскут бежал из столицы и начал расписывать деревянные поделки в глуши приволжских лесов, а также писать иконы по старому образцу.

Узнав о непокорном иконописце, патриарх Никон отправил солдат для его поимки. Однако Андрей Лоскут отказался подчиниться и заживо сжёг себя в избе. А перед смертью завещал он людям сохранить его мастерство. Рассыпался, изошёл Андрей искрами. С той поры и искрятся золотыми самородками, горят алым пламенем прекрасные краски хохломы.

Для хохломской росписи характерен особый способ окрашивания дерева в золотой цвет без использования золота. Посуда и прочие изделия, выточенные из дерева, грунтовались раствором из глины, сырым льняным маслом и оловянным порошком (сейчас вместо оловянного порошка применяется алюминий). Потом на этот слой грунта наносился узор с растительным орнаментом. Такой узор создавался кистью в свободной манере письма.

Потом грунтовый слой с нанесённым узором покрывался лаком, который готовился из льняного масла. В современной методике этот лак заменён лаком синтетическим. Уже готовые изделия подвергали закаливанию в печи при высокой температуре.

Колориту росписи в подобной манере присуще взаимосочетание красного, чёрного и золотистого цветов. Часто встречается роспись «под фон» - золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне и «верховая» - красные и чёрные узоры по золотистому фону.

Дымковская игрушка

(от названия слободы Дымково в составе города Кирова, Россия)

Один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник более 400 лет назад в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). В 15-16 веках, когда, как считают этнографы, выделился оригинальный стиль дымковской игрушки, языческие верования уже практически утратили свой "престиж". Если в древности насыщенность содержания ритуалов вполне компенсировала простоту их форм, то по мере потери смысла, внешние формы изменялись, становясь все более яркими и вычурными.

Это закономерно случилось и с обрядовыми фигурками. Вот так в средние века в России и зародилось несколько необычных стилей художественной керамики. Абашевская, каргопольская, филимоновская игрушки не забыты и поныне, однако знаменитая дымковская игрушка из Дымковской слободы, расположенной близ города Вятка, затмила их своей популярностью в качестве русского сувенира. 

По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.

Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки, все это усиливает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с подобной игрушкой.

Интерес к бытовому жанру, передаваемому весьма своеобразно, проявился в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.

Стремление к убедительности характеристик, расширение круга все более ведут современных мастериц дымковской игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повествовательности, входящей в трактовку темы. Так, фигура индюка - весьма декоративной по своему оперению птицы - становится откровенно декоративной скульптурой, которая совершенно неудобна для игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера.

Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками.


Северная Двина

Северодвинская роспись делится на три крупных, совершенно самостоятельных вида росписи. Первый вид росписи называют пермогорской. Она включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская, они находятся в четырех километрах от пристани Пермогорье.
Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопасные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, Сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито. Сначало на белый грунт, как на бумагу, наносится пером черный контур, потом его заполняли цветом.
Круг бытовых предметов, которые расписывались был очень велик - в большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду,росписью покрывали многие крупные предметы - колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Но больше всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд.

Другим, не менее крупным видом северодвинской росписи, были росписи борецкие. Роспись сверкала белизной фона, на которой горел ярко красный цвет растительного узора. Сусанное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им большую праздничность и нарядность. Композиция лопасти прялки как бы делилась на три части. Вверху нарисованы золотые окна с цветами, в центре сказочный куст с птицами, а внизу размещалась сцена катания.

Третий вид северодвинской росписи - ракульская. Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую. В росписи основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки.

Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в произведения искусства которые до сих пор приносят нам радость.

Городецкая роспись

(от названия города Городец)

Народный художественный промысел, зародившийся в России в городе Городец с середины девятнадцатого века. Городецкая роспись наносилась на мебель, двери, ставни, прялки. Для нее характерны жанровые сцены, изображение петухов, коней, комбинации цветочных узоров. Выполнялась свободным мазком, с графической обводкой черного и белого цвета. В 1936 г. основана артель (с 1960 г. фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д.И. Крюков, А.Е. Коновалов, И.А. Мазин.

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец (столярных снарядов) в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы. До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками.

В росписи присутствуют разнообразные фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе. В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба. Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи. Время сложения городецкой росписи занимает около 50 лет. Складывается стиль этой росписи, рождается городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные.

Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками: «пряха и кавалер за беседой», «птица на дереве», «собака у дерева». Период 1870-1900 г., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи.
После упадка, пережитого промыслами в начале XX века и почти полного прекращения их деятельности в Первую мировую войну, возрождение было делом сложным. 1930-е годы организуются общественные художественные мастерские. В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве, председателем которой избирают Аристарха Коновалова, потомственного мастера городецкой росписи. Его мать и дядя, дед и прадед работали в промысле.
C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись».

В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой начинает работать Фаина Никифоровна Касатова, в 1970 году туда же приходят А.В. Соколова и Л.Ф. Беспалова, Н.А. Столесникова. Появляются прекрасные мастерицы Л.А. Кубаткина, Т.Н. Рукина, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, Н.Н. Носкова. Именно с работой экспериментальной лаборатории связаны поиски в области новых сюжетных композиций. Выбор первых работ пал на темы и композиции застолий с чаепитием у самовара. Все поиски основывались первоначально на старательном следовании приемам старых мастеров. Одновременно шел поиск типа изделий, в росписи которых целесообразно помещать сюжеты. Эта работа велась при помощи Института художественной промышленности.
Наиболее оригинальной работой этих лет стало прямоугольное панно Лилии Федоровны Беспаловой «Художественный совет». В этой композиции в схему традиционного городецкого застолья вместо посуды и самовара включены художественные изделия городчан. Под руководством художников лаборатории постепенно улучшается качество работы городецких мастериц, 60 из которых начинают работать в авторской группе. Они расписывают хлебницы, декоративные настенные тарелки, полочки с комплектами поставков или разделочных досок, пирожные доски, поставки, ларцы и др. В 1985 году шестеро художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им.
И.Е. Репина. Несмотря на сложности переходного периода конца XX века городецкая роспись устояла. Меняется тематика городецкой росписи, появляются новые, не привычные для старых работ, мотивы, в т.ч. архитектурные. При сохранения художественной традиции и стилистики, идущих от XIX века, современная городецкая роспись развивается. С 1995 года работает творческая мастерская иконописи, где возрождена технология иконописи XIV-XV веков с соблюдением всех церковных канонов. В 1997 году А.В. Соколовой, Ф.Н. Касатовой, Л.Ф. Беспаловой, Л.А. Кубаткиной, Т.М. Рукиной присвоено звание "Заслуженный художник России". Сохраняются городецкими мастерами и традиции глухой городецкой резьбы, которая в современных условиях нашла свое применение в изделиях геральдики, резных иконах и уникальных авторских работах. Многие резчики Нижегородского края учились у выдающихся современных мастеров М.А. Логинова и А.Я. Колова.

Сказочная гжель

Всякую роспись Гжель, приятно рассматривать, гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.


Чем же она отличается от другой росписи?

Всего одна краска – синяя на белом фоне, а картина оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому, в зависимости от нажима кисти художника. У художника всего одна краска кобальд, которая и приобретает синий цвет. Её разводят водой, покрывают работу мазками, линиями –сюжет берут из жизни. Покрывают глазурью и после печи работа приобретает то многообразие оттенков, те переливы, что так характерны работам гжели. Но это, конечно же, работы на фарфоре. Они стали настолько популярными, что вот мы видим мотивы гжели и на полотенцах и на картинах и на одежде и в интерьере.Самый излюбленный узор - гжельская роза.

Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства, и конечно выполняются в ручную, поэтому точно такую же не найти. Но конечно есть элементы характерные, и именно их изучают в каждой школе на уроке рисования.

        

Городецкая роспись

Один из традиционных декоративных промыслов - городецкая роспись - сложился с середины 19 века в окрестностях Городца, основанного еще в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в Нижегородской области. Вообще, места вдоль волжских берегов были очень выгодны для различных промыслов, так как недалеко находилась известная Макарьевская ярмарка, крупнейшая в России.
        Среди заволжских жителей было много кузнецов, ткачей (так как в окрестных местах всегда был хороший урожай льна), но, конечно же, больше всего было умельцев, работавших с деревом. Лес предоставлял дешевый материал, он был всегда под рукой. В народе даже ходила поговорка - "заволжанина лес кормит".
     Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были известны городецкие прялки, продававшиеся на ярмарках и расходившиеся затем по всей России. Именно с них и получила распространение знаменитая городецкая роспись. Обычно прялки вытесывались из целикового деревянного массиса, городецкие же состояли из двух частей: гребня и донца.
   Донце представляло из себя широкую доску, которая суживалась с одного конца и имела отверстие, в которое вставлялась ножка гребня. Донце было расписным, и в то время, когда с прялкой не работали, оно вешалось на стену, как картина. До этого донце украшали инкрустацией, но живопись благодаря своей простоте и меньшей трудоемкости, ее вытеснила.
     Позже стали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки.

 Сложился и свой прием росписи - сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок". После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает "разживка" - когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.
    В процессе того, как промысел набирал обороты (а к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители из почти десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами: появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные "чаепития" за самоваром и "гуляния".
    К началу 20 века промысел потихоньку пришел в упадок, а к началу Октябрьской революции и вовсе прекратился. Восстанавливаться городецкая роспись начала только в 30-х годах, когда открылась мастерская живописцев. Позже, уже в 50-е годы, образовалась артель, а в 1960 году была создана фабрика "Городецкая роспись".
   

Жостовская роспись

     

       Жостовская роспись — старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Как же возникло это удивительное ремесло? 

        В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. Жостовские подносы изготавливают из тонкой кровельной стали. Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают цветочные мотивы. Жостовская роспись является народным художественным промыслом. Промысел этот возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу.  Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. 
        Жостовская роспись - это живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклевки) и масляного лака, обычно черного. Роспись ведется в несколько последовательных приемов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого ("долгого") мазка. 
        Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким "золотым" орнаментом (т.н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска. Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. 
Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах. Творцами красочных, в основном, цветочных орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка. 
          Главная тема украшения жостовских подносов в букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы. 
Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90 градусов. Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск. 
          Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора - травами, стеблями и т.п.

Полхов-Майданская роспись 

 

   На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду.

 С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают.  Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.

В основном местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки", отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.

На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

   В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель "Красная заря". В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" - рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием "под масло" - роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками. Крутецкие мастера.  В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам. Объединение ""Полхов-Майданская роспись"" В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение "Полхов-Майданская роспись", где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного "белья", а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорирования изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

 

Технология росписи

Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером. 

Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости

от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка.

Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного

нанесения рисунка. Полхов - майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой 70 – 800 С (6 -8 г краски на1 л воды). Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта.

Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую,

ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть

синей - получится ярко-зеленый цвет. Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре, затем дважды лакируют лаком ПA - 231 или ПA - 283 с промежуточной и окончательной сушкой в течение 10-12 часов.

 

Роспись гуашью

Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и

окончательно зачищают шкуркой.

Гуашевые краски разводят 3 - 5%-ным раствором столярного клея.

Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут

широкой щетинной кистью.

После росписи изделие сушат 2 - 3 часа при комнатной температуре

и лакируют нитролаками НЦ-221, НЦ-316

Филимоновская игрушка

'Филимо́новская игру́шка' — древнерусский прикладной художественный промысел художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново, Одоевский район, Тульская область. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. По другим источникам от дед Филимон, жившего в этих краях. Точно не определено. Одоев, куда перенесено сегодня основное производство филимоновской игрушки - древнерусский город-крепость находившийся на засечной черте. Так если татаро-монголы взяли Одоев - значит начилась война. Если татаро-монголы стоят у стен Одоева, то - это мирное время. В настоящее время Одоев - не большой населенный пункт, с глубокими историческими корнями, который не имеет статуса города. Одной из достопримечательностей Одоева является музей филимоновской игрушки, где можно приобрести филимоновскую игрушку с клеймом автора или самому, поучаствовав в мастер-классе, сделать ее своими руками. Очень интересно для детей и для взрослых. Филимоновская игрушка дороже всевозможных матрешек и других русских сувениров, которые имеют массовое  производство. Филимоновская игрушка имеет и художественную, и историческую ценность в культуре нашей страны.

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Используя малиновый, зелёный, жёлтый цвета. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, "детский" стиль, старинные деревенские сюжеты - это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды народного декоративно–прикладного искусства.

Виды народного декоративно–прикладного искусства....

Виды народного декоративно-прикладного искусства.

Виды народного декоративно-прикладного искусства:Хохлома,городецкая роспись,голубая Гжель,Жостово,дымковская игрушка,филимоновская игрушка,каргопольская игрушка....

Виды народного декоративно - прикладного искусства.

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А. В. СалтыковСегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гже...

Презентация "Знакомство детей с видами народного декоративно-прикладного искусства"

Данная презентация знакомит с формами , этапами работы, методическими приемами , которые можно использовать при ознакомлении детей с видами народного декоративно-прикладного искусства....

ВИДЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

информационный материал для родителей. Данный материал возможно использовать при создании папки - передвижки...

Консультация для родителей "Виды народного декоративно-прикладного искусства»

Консультация для родителей "Виды народного декоративно-прикладного искусства»...