Организация режима дня. Как помочь малышам адаптироваться в детском саду.
картотека (младшая группа) по теме

 

Как же организовать сложный детский день? Ведь ребёнок в течении дня переходит от одной деятельности к другой много раз. Чтобы этот переход был для ребёнка плавным, спокойным возможно и нужно использовать песенки, попевки, стихи, игровые моменты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Любая общность держится ритуалами и традициями.» (М. Монтессори)

Жизнь в группе организуется в соответствии с ритмами дня, недели, месяца, года. Человек живёт в ритмах, есть внутренние и внешние ритмы.

Для маленького ребёнка жизнь в соответствии с ними имеет первостепенное значение. Его внутренние ритмы ещё не сбалансированы, и организованная жизнь во внешних ритмах помогает ему сделать это здоровым образом. 

Новое окружение, новый ритм жизни, непривычная обстановка, - множество новых впечатлений и, наверняка, стрессов. 

Каждое утро, приходя в садик, дети окунутся в ритм, который становится для них родным и привычным. День начинается со "свободной игры".

После окончания игры игрушки возвращаются на свои места, а дети садятся в круг. Это время игр (в т. ч. и пальчиковых), стихов и песен. Одним из главных составляющих "утреннего круга" является хоровод или музыкально-ритмическая игра. Вы не задумывались: почему дети так любят хороводы? Такие разминки объединяют детей, помогают осознать себя в коллективе, снимают напряжение, а кроме того благоприятствуют развитию речи, музыкального слуха, чувства ритма, двигательной активности.

(Лидия Дымкан «Гармоничный ребёнок»).

Как же организовать сложный детский день? Ведь ребёнок в течении дня переходит от одной деятельности к другой много раз. Чтобы этот переход был для ребёнка плавным, спокойным возможно и нужно использовать песенки, попевки, стихи, игровые моменты.

Характерной особенностью детей младшего дошкольного возраста является необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Фольклорный жанр ещё называют «материнским фольклором», так как он сочетает в себе безукоризненно отточенную временем форму с содержанием – функциональным назначением (усыпить, взбодрить, порадовать, научить).

Так умывая ребёнка, можно сказать:

Водичка – водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

При кормлении:

Разложили кашку

Каждому в чашку.

Маленькому Яшке

Не хватило кашки.

Дайте Яшке кашки

Из маминой чашки!

Пришёл кисель,

На залавочке присел,

На залавочке присел,

Поесть (имя ребёнка) велел.

Пышка, лепёшка

В печи сидела,

На нас глядела,

В рот залетела.

Игровое общение сопровождается текстом, дети приобретают уверенность, их действия становятся выразительнее, они переживают положительные эмоции.

Далее я предлагаю подборку карточек с попевками, потешками, стихами, играми, которые используются в разных режимных моментах в течении всего дня.



Предварительный просмотр:

Игры на развитие ощущений собственного тела, тактильных восприятий, умения взаимодействовать со сверстниками.

Цель таких игр – создание психоэмоционального благополучия детей раннего возраста.

«Лошадки»

Воспитатель предлагает детям вытянуть ладошки вперёд, напевая песенку, он ходит вдоль детей, хлопая ладошкой по ладошкам детей.

Дай похлопаю ладошкой

По твоей совсем немножко

Подставляй-ка их скорей

Шлёп, да шлёп, веселей!

Дети разбиваются по парам и гладят ладошки поочерёдно друг другу

Дай ладошку моя крошка

Я поглажу по ладошке

Гладим мы стараемся

Вместе получается!

 «Рельсы, рельсы».

Нос, рот, голова

Уши, щёки, нос, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь

Не забыть бы что-нибудь

Ножками топ-топ-топ

Ручками хлоп-хлоп-хлоп

Это – ты, а это – я.

Ты хороший у меня

Мой подарок дорогой

И не нужен мне другой.

(На последних словах дети обнимаются).

«Ёжик»

Выбирается ребёнок, который будет изображать ежа, он садится и обхватывает руками колени или ложится и сворачивается клубочком. Дети и воспитатель встают вокруг него и поют.

Шли по лесу не спеша

Вдруг увидели ежа

Ёжик, ёжик мы друзья

Дай погладить нам тебя.

Все наклоняются и ласково прикасаются к ёжику.

«Медвежонок»

Ребёнок, играющий мишку берёт игрушку, ложится в центр круга и закрывает глаза. Дети водят хоровод вокруг него.

Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге

Громко не кричите, мишку не сердите.

Тихо, тихо подходите, ласково будите.

Дети подходят к медвежонку и будят его, аккуратно, ласково прикасаясь к нему

«Стенка, стенка»

Стенка, стенка (пальцы взрослого легко касаются щеки ребёнка),

Потолок (лба),

Раз ступенька (подбородка),

Два ступенька (места над верхней губой),

Дзынь – звонок (кончика носа малыша).

«Черепаха»

Шла купаться черепаха,

 руки взрослого касаются рук, плеч, груди, живота, ног ребёнка.

И кусала всех со страху. Взрослый легонько пощипывает ребёнка.

Кусь, кусь, никого я не боюсь.

 Грозит указательным пальцем.

«Угадай»

Каждый ребёнок прячет небольшую мягкую игрушку под свитер, за спиной, в штанину. После сигнала, дети ищут игрушки поочерёдно, по одному.

C добрым утром (обращаемся к соседу слева – справа)

Солнце в дом к нам войдёт

(руки вверх – округлые)

Добрым делом, славным делом

(расширяя вперёд, прикладываем руки к груди)

Встретим солнца восход (руки вверху)

С добрым утром, с добрым утром (обращаемся к соседу слева – справа)

Мы друг другу говорим.

Рады встретиться мы снова,

(берёмся за руки, жест навстречу)

Руки все соединим.

С добрым утром, С добрым утром! (обращаемся к соседу слева – справа)

Будем вместе мы играть, (соединяем свои ладошки)

Песни петь и сказку слушать, (руки у рта и ушей)

И друг другу помогать (кладём руки на плечи соседу).

Утренняя зарядка.

Спало солнце под горой

Встало солнце поутру

Разбудило детвору:

Нос, рот, глаза,

Уши, щёчки, голова,

Шея, плечи, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Раз – сюда, два – туда

Это –нет, а это – да

С добрым утром, детвора!

Утреннее приветствие.

С добрым утром, глазки (закрываем глаза ладонями)!

Вы проснулись (открываем)?

С добрым утром, ушки (прижимаем ладони к ушам)!

Вы проснулись (открываем)?

С добрым утром, ручки (протягиваем ладошки)!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки (гладим ножки)!

Вы проснулись?

Глазки смотрят (округляем пальчики вокруг глаз – смотрим),

Ушки слышат (округляем пальчики вокруг ушей – слушаем),

Ручки хлопают (хлопают),

Ножки топают (топаем),

Мы проснулись (вытягиваем руки вверх)

С добрым утром, солнце, мы тебе рады!

И Таня здесь и Коля здесь, и …

Все мы проснулись, вместе собрались.

Возьмёмся за руки с тобой

И станем лентой золотой,

Которая с небес идёт,

Как звёзд волшебный хоровод (с этой песенкой собираемся с детьми в круг для утреннего приветствия).

Утром солнышко взошло

Новый день нам принесло

Ночь дарила нам покой

Отдохнули мы с тобой

Сильными и добрыми

Новый день встречаем мы

Детки проснулись,

Вместе собрались.

Здесь Саша, здесь… (каждый ребёнок показывает рукой на себя и называет своё имя).

Приглашение к еде.

Утка – утёнка, кошка – котёнка,

Мышка – мышонка зовут на обед.

Утки поели, мышки поели,

А вы? А вы ещё нет?

К обеду.

Тары – бары – тарарёшки!

Суп хвалили поварёшки.

Разливали по тарелочкам,

По глубоким и по мелким.

Разливали, остужали,

Нас обедать приглашали.

Благодарение перед едой.

Спасибо солнцу,

Спасибо Земле,

За всё, что есть у нас на столе.

И пусть у всех людей на Земле

Будет хлеб на столе.

Благословенна трапеза

Приятного аппетита.

Умывальная.

Каждый день я мою мыло

Под горячею водой.

Мойся мыло, не ленись.

Не выскальзывай, не злись.

После принятия пищи.

Мы старались, всё мы съели

Чисто и красиво.

Мы Земле и солнышку говорим: «Спасибо!»

Игры в «тихом уголке»

Я по полю шёл, шёл.

Я два камушка нашёл.

Маленький и большой

Угадай, где какой?

Дети собираются в кружок,

Ведущий прячет в кулачках камушки, маленький и побольше, и ритмично постукивая кулачками один о другой, ходит по кругу. С последними словами останавливается и просит угадать в каком кулачке большой камушек, а в каком – маленький?

Саша, ты сейчас в лесу

Мы зовём тебя: «Ау!»

Ну-ка, глазки закрывай,

Не робей, кто позвал тебя

Узнай поскорей!

Одного ребёнка накрывают покрывалом, и кто-либо из игроков называет его по имени, ребёнок должен отгадать кто его позвал.

Верёвочка.

Ты верёвочка крутись,

Узелочек завяжись,

Узелочек завяжись

Мне в ладошку попадись.

А попавшись, притаись.

Один, два, три, четыре, пять

Выйди Саша поискать.

Дети сидят в кругу, крутят верёвочку с узелком, по окончании слов ведущий должен отгадать у кого в руке спрятался узелок.

Колечко

Водящий вкладывает свои ладошки в ладошки детей и у кого-то оставляет незаметно колечко. Другой водящий ищет.

Покатилось, покатилось

Золото колечко.

Закатилось, закатилось

За бело крылечко.

Кто с крылечка сойдёт, тот колечко найдёт.

1,2,3,4,5 выйди Саша поискать

 Все поют:

Где ты, где ты? Где ты колечко?

Я тебя найти не могу.

Может ты блестишь под крылечком,

Может в синем море на дне.

Может в ведре, а может в речке?

Может спишь в траве на лугу?

Где ты, колечко? Где ты, колечко?

Отзовись, пожалуйста, мне.

Гномики (игра на слух).

Под горою у реки

Живут гномы старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звенит.

Дили, дили, дили, дон.

Угадай откуда звон.

Дети стоят в кругу. Внутри круга два ведущих: один – с завязанными глазами, другой – тихо ходит внутри круга и время от времени звонит в колокольчик. Первый ведущий должен поймать другого.

Копеечка.

Несколько играющих стоят плечом к плечу в один ряд и пока поётся первая строчка (она может повторяться), передают друг другу за спинами «монету», затем вытягивают вперёд сжатые кулаки и поют:

«Ах, моя копеечка потерялась.

Где моя копеечка, у кого осталась.

Угадай, угадай, может быть у Саши?

-Нет

Угадай, угадай, может быть у Миши?

И т.д.

-Да!»

Угадай.

Один, два, три не зевай.

В синий домик полезай.

Ну-ка быстро говори – кто там прячется внутри?

Водящий отворачивается, а один из игроков прячется под покрывало, водящий должен отгадать кто спрятался.

Перед сном.

Чок, чок, чок зубы на крючок.

Язычок на полочку и молчок.

Подъём после сна.

Тили, тили, тили, тили

Встали все, кого будили.

Колокольчики звенят,

Разбудили всех ребят.

Мы проснулись, улыбнулись,

Мы присели, потянулись.

Колокольчики звенят

С нами поиграть хотят.

Перед подачей пирога.

Он бывает с толокном

С рисом, мясом и пшеном.

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет от оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зовут ребят

По кусочку все съедят.

На угощение.

Бежал по дорожке ёжик,

Нёс мешочек на спине.

Что в мешочке,

Что в мешочке?

Дай мне.

На тебе и тебе…

Дверь открою – стану звать,

Деток в гости приглашать.

Где вы, детки? Заходите!

Я вас вкусно угощу,

А потом будем играть

Песни петь и танцевать.

Для свободной игры.

Всегда найдётся дело для умелых рук,

Если хорошенько

Посмотреть вокруг.

Для сбора игрушек.

Тили-бом, тили-бом

Собираем всё кругом.

Скоро мышка придёт

Беспорядок найдёт…

К себе в норку унесёт.

Ну вот и всё готово,

Мы мышку зовём:

«Мышка, мышка приходи,

Мышка, мышка посмотри».

О слезах.

Горошки – непро-шен-ки,

Откуда вы взялись?

Трамваем или поездом до Миши добрались?

Не-ет, портить настроение никто вас не просил!

А может, вы не плакали, а дождик  моросил?

Абри – фини, абри – кос!

Едут слёзы без колёс!

Едут, едут катятся,

Капают на платьице!

Плачут щёки, плачет нос:

«Нам не дали абрикос!»

А по речке слёз ходит пароход,

Выпирает нос, только нос не тот:

Нос у нас был маленький,

Нос у нас был пуговкой.

А теперь вот – аленький,

Да ещё распух он!

Ну да это - не беда,

Слёзы высохнут – тогда

Будет снова нос, как нос,

Просто нос не любит слёз!

Слёзы-паровозы едут и гудят: «У-у-у»

И за семафором не следят!

А на семафоре – красный свет!

Видят машинисты? Нет! Нет! Нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини эссе: "Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду".

Знак       Знакомство   ребёнка с миром, где он остаётся один на  один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке мамы, папы, бабуш...

«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?»

Большинству детей бывает крайне тяжело адаптироваться к детскому саду.Чтоб не травмировать психику ребенка во время адаптации, важно полное взаимопонимание родителей и воспитателей....

СТАТЬЯ «ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ И КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ДЕТСКОМ САДУ».

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются де...

Консультация для воспитателей Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду. Радостное настроение малыша в наших руках!

Принято считать, что девочки созревают для детского сада к 3-м годам, а мальчики к 4-м. Приживается ли ребенок в коллективе, во многом зависит от его настроения и предварительной подготовки.Период ада...

Памятка для родителей "Как помочь малышу адаптироваться к детскому саду".

В данном материале собраны советы для родителей, которые помогут ребенку безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учереждения....

Консультация для родителей "Как помочь малышу адаптироваться в детском саду

Адаптация в детском саду — это первое серьезное испытание в жизни вашего карапуза, когда ему нужно привыкнуть подолгу оставаться без мамы.Конечно, каждая семья хочет, чтоб этот этап прошел ...