Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.
статья (младшая группа) по теме

Алексеева Елена Алимпиевна

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей группе игрушки находятся в достаточном количестве. Мы постарались подобрать игровой материал таким образом, чтобы он способствовал развитию всех видов детской деятельности, учитывал возрастные особенности детей, был безопасным и эстетичным

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Воспитатель МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 303

 Алексеева Елена Алимпиевна.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей группе игрушки находятся в достаточном количестве. Мы постарались подобрать игровой материал таким образом, чтобы он способствовал развитию всех видов детской деятельности, учитывал возрастные особенности детей, был безопасным и эстетичным. Имеющиеся у нас игрушки для сюжетных игр представлены в двух видах: реалистические (передающие основные признаки, качества и особенности предметов) и условно – образные или прототипические (условно воспроизводящие детали предмета):

  • куклы разного размера, разного « возраста», с разнообразной мимикой, изготовленные из различных материалов, в том числе матрёшки и неваляшки;
  • крупногабаритная кукольная мебель (стол, стулья, кроватка, шкаф, диван и т. д.);
  • предметы домашнего обихода (сумки, корзинки, гладильная доска, утюжки и т. д.);
  • игрушки для разыгрывания различных сюжетов (кормления, укладывания спать, купания, лечения и т. д.);
  • фигурки животных: зверей, рыб, птиц и их детёнышей (реалистические и прототипические, изготовленные из различных материалов, разного размера);
  • строительные наборы и конструкторы (различных размеров, яркой окраски);
  • машины (различные по величине и назначению), каталки, велосипеды, качалки.

Игровое пространство мы постарались организовать таким образом, чтобы все игрушки в нашей игровой находились в свободном доступе, имели постоянное место хранения (так малыши могут легче находить нужные им предметы). Наши малыши ещё только учатся играть вместе, поэтому мы предусмотрели возможность как для деятельности поодиночке, так и небольшими подгруппами (есть большой ковёр, небольшие коврики, ширмы). Игрушки мы расставили так, чтобы они побуждали малышей к разыгрыванию

1

того или иного сюжета. У нас в игровой комнате есть зоны, специально предназначенные для кормления, сна, игры в магазин, парикмахерскую и т.д. Вместе с тем, исходя из того, что « игра – это свободная деятельность » (Л.Н. Галигузова), мы не стали жестко ограничивать игровое пространство игровыми уголками, чтобы каждый ребёнок мог играть там, где ему удобно. Согласно Л.Н. Галигузовой, малыши, меняя по своему желанию место игры, чувствуют себя свободнее, могут варьировать условия игры, что «открывает простор для детской фантазии ». Это способствует развитию самостоятельности в предметной деятельности.

Предметно-развивающая среда в нашей группе постоянно обновляется. Мы периодически убираем надоевшие детям игрушки и вносим новые. Так мы поддерживаем у малышей интерес к предметной деятельности. Например, за несколько дней до организации обучающей игры « Купание куклы », мы внесли в игровой уголок куклу-голышку. У детишек сразу возник к ней интерес: её пеленали, кормили, укладывали спать, катали в коляске. В день организации игрового занятия, мы внесли атрибуты, необходимые для купания куклы, и обратили внимание детей на то, что кукла испачкалась и её надо выкупать. Таким образом, у детей возник интерес к выполнению новых предметных действий, и они в последующие дни с удовольствием играли самостоятельно.

Учитывая уровень развития предметных действий малышей, только что пришедших в нашу группу, и желая привлечь внимание детей к игрушкам, мы подобрали их таким образом, чтобы каждая игрушка радовала ребёнка, была ему понятна и удобна в игре. Такой подбор игрушек, на мой взгляд, помогает детям быстрее и безболезненнее адаптироваться в условиях нашей группы. Так, Лиза С., первый раз придя в группу, плакала, не реагировала на мои попытки успокоить её. Я обратила внимание девочки на яркую красивую куклу. Лизу С. заинтересовала игрушка, она взяла куклу в руки, успокоилась, стала её рассматривать, показывать глазки, ротик, носик. Мы посадили куклу в коляску, и девочка стала с удовольствием её катать.

В начале учебного года мы стараемся подбирать такие игрушки,

2

которые позволяют детям по возможности точно отображать близкие жизненные ситуации (куклы, похожие на настоящие: кукольная крупногабаритная мебель, коляски, посудка, машины и т. д.).

После того, как малыши освоят действия с игрушками, мы стараемся вносить больше предметов-заместителей и показывать детям способы действия с ними. Предлагая детям игрушки-заместители, мы придерживаемся основного требования  выдвинутого к ним Е.В. Зворыгиной – это удобство в выполнении игровых действий и соразмерность с другим игровым материалом. Нами были изготовлены и предложены детям следующие материалы:

  • кубики с изображением различных предметов: шкаф, дом, телевизор, дерево, автобус и т.д. (рекомендованные в учебно-методическом пособии « Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения», разработанном О.В.Лещинской-Гуровой);
  • карточки с изображением различных предметов (разной степени обобщённости);
  • разноцветные коробки разной величины;
  • модули различных форм;
  • короб с различным бросовым материалом, который дети могли использовать в играх по своему усмотрению.

Использование предметов-заместителей позволило сделать игру более содержательной и интересной. Кристина Ш. «усаживала» матрёшек в «автобус» и возила их за « грибами» в « лес » (грибы – мозаика, автобус и лес – изображённые на кубиках предметы). Алёна М. кормила «дочку» «арбузом» (нарисованный на карточке круг), через некоторое время эту же карточку использовала вместо тарелки. Ваня В. «ездил» на «мотоцикле» (перевёрнутый модуль в виде буквы «п»). Коробки малыши использовали как кроватку, стульчик, коляску, машину, ванночку для купания куклы, домик для зайчика, пирамидку и т.д.

3

Создаваемая нами предметно – игровая среда способствует расширению игрового опыта детей, позволяет находить новые способы решения игровых задач, делает игру детей более интересной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие предметной деятельности детей раннего возраста"

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с...

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста...

развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возрастаВ раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладе...

Коррекция отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР

Презентация, раскрывающая суть коррекции отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР...

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию предметной деятельности детей раннего возраста....

«Этапы развития предметной деятельности детей раннего возраста».

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребенка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий, развитие нагля...

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

     Развитие предметной деятельности детей раннего...