ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья по теме

Короткова Марина Геннадьевна

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как одна из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями  театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно  разделить на две основные группы: режиссерские и драматизации.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций,   в   которые включается ребенок.

У детей дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации.

В дошкольном учреждении используются разные виды театров.

«Театр   пальчиков»:   артисты   и   персонажи   всегда   готовы   к выступлениям.   На  пальцы   можно   надеть   «напёрстки»   в   виде зверушек или сказочных героев.

«Театр рукавичек»: требует от взрослых умения из старых перчаток или варежек сшить забавные персонажи. Дети надевают их на руки и оживляют сказку, с ширмой или без ширмы.

«Театр Петрушек»: перчаточный кукольный театр, более подходит старшим дошкольникам. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии, распределять роли, озвучивать сценки, подбирать декорации и музыку. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами. В результате совместного творчества детей и взрослых появятся веселые сценки и даже «Театр в руке» или «Ручной театр».

Превращается рука

И в котенка и в щенка.

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант - и все в порядке.

Наблюдательные взрослые, имеющие опыт общения с детьми, отмечают, что ребенок до 4-х лет больше изображает, показывает, чем рассказывает, объясняет. В этом возрасте артикуляционные органы еще «не успевают» за мыслями, чувствами, желаниями, а рука и тело уже освоили способы передачи информации. Причем, сообразительные и разговорчивые дети пользуются руками при объяснении ничуть не реже, чем немногословные. На основании этого, очень уместно использовать в детском саду игры в «сурдоперевод». Суть их в том, что один ребенок медленно читает незамысловатое стихотворение, а другой показывает его содержание руками, жестами, телодвижениями (это дактильная речь).

С детьми 5-6 лет полезно также играть в «Театр теней». Практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько эмоционально значимы игры в театр, как положительно влияют они на развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, памяти, оптико-пространственного восприятия, речи, мышления, на формирование коммуникативных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности патриотического воспитания дошкольников через через музейную педагогику".

Музейная педагогика. для работы с воспитателями и родителями...

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

Семинар: "Успешная социализация дошкольника в условиях детского сада". Тема выступления: "Социализация дошкольника через игровую деятельность на прогулке"

Социализация дошкольника через игровую деятельность на прогулке.Доклад воспитателя Исаевой С. П.   Одной из составляющих частей социализации в ДОУ является как самостоятельная деятельность д...

Презентация авторской дидактической игры (пособия) по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Тимбилдинг дошкольников через познавательную игровую деятельность»

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...