Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе "День Рождения на Руси"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

  • Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности и общения в разных формах взаимодействия (ребенок-ребенок; ребенок-педагог);
  • Создавать душевную атмосферу, побуждать чувство  оживленности, раскрепощать внутренние силы каждого ребенка;
  • Поддерживать и развивать интерес к истории наших предков-славян;
  • Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских име;
  • Познакомить детей с особенностями русской избы. Рассмотреть значение кукол-берегинь;
  • Обеспечить условия для инициирования творческой активности детей в процессе художественного труда;
  • Познакомить детей с технологией изготовления куклы-оберега (кукла-«зернушка»)Учить передавать внешность куклы; ее яркость и красочность одежды;
  • Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок; определениями: старинный;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_8.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

Тема: «День рождения на Руси» 

Образовательные задачи:

  • Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности и общения в разных формах взаимодействия (ребенок-ребенок; ребенок-педагог);
  • Создавать душевную атмосферу, побуждать чувство  оживленности, раскрепощать внутренние силы каждого ребенка;
  • Поддерживать и развивать интерес к истории наших предков-славян;
  • Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских име;
  • Познакомить детей с особенностями русской избы. Рассмотреть значение кукол-берегинь;
  • Обеспечить условия для инициирования творческой активности детей в процессе художественного труда;
  • Познакомить детей с технологией изготовления куклы-оберега (кукла-«зернушка»)Учить передавать внешность куклы; ее яркость и красочность одежды;
  • Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок; определениями: старинный;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;
  • Беседы по ознакомлению с окружающим» «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»;
  • Проведение с детьми народных игр.

Материал:

Аудиозаписи с русской народной музыкой и плачем ребёнка; предметы старины: самовар, лапти, чугун; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбель; кусочек хлеба и соли; красная лента для игры; поделки «Оберег». Материал для изготовления куклы-«зернушки» (мешочек с зерном, материал (квадратной формы), веревка), пирог.

Ход занятия

Воспитательодета в русский народный костюм - хозяйки избы, встречает детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло! Давайте поздороваемся с ними по русскому старинному обычаю (дети кланяются, прижав руку к сердцу).

Дети: Здравствуйте, гости, дорогие!

Воспитатель.  Ребята, а вы любите ходить в гости? (1 слайд)

Дети. Да. Конечно, любим.

Воспитатель. Сегодня, я приглашаю вас в гости ко мне в русскую избу. А кто знает, что такое русская изба?

Дети. Это деревянный дом, в котором жили люди на Руси в старину.(2 слайд)

Воспитатель. Молодцы! Пойдёмте со мной.


Звучит русская народная музыка и дети с воспитателем проходят в зону «Русская изба».

Воспитатель.  Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! (3 слайд)

  • Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!

  • Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие и для чего они служили? 

-Дети, что это?

Дети: Это чугунок.

Воспитатель: Правильно, ребята! А для чего он нужен?

Дети: В нем варили еду.

Воспитатель: Молодцы! А это что?

Дети: Это лапти. Их одевали на ноги.

Воспитатель: Правильно, ребята. А это что?

Дети: Это деревянные ложки. Ими ели. А это самовар. Из него пили чай.

Воспитатель. Молодцы, ребята!


Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто же это плачет?(Заглядывает в колыбель, достает куклу).

  • Посмотрите, дети, вот кто у нас плачет – малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Я его сейчас положу в колыбельку, а ты, Соня, иди, покачай малыша и он перестанет плакать.

(Ребенок качает куклу, плач стихает).



Воспитатель: Ребята, с давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем имя нашему ребеночку, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие старинные русские имена вы знаете?

Дети: Илья, Данил, Никита, Ярослав, Дарья, Варвара и т.д.

Воспитатель: Молодцы! А как же мы назовем нашего малыша?


Дети высказывают свои предложения.

Воспитатель: Назовем его Егорушкой.

Дети, а вы знаете, что пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. Скажите, ребята, как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?

  • Когда ты, Настя,вырастишь тебя будут звать Анастасией. А тебя как будут, Саша, звать?

1 ребёнок.  Меня будут звать Александром.

2 ребенок: Сейчас меня зовут Андрюша, а когда я вырасту, меня будут звать Андреем.

3 ребенок: Сейчас меня зовут Настя, а когда я стану взрослой, меня будут звать Анастасия и т. д.

Воспитатель: Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали свои имена.
А вы знаете, что означает имя Егор?

(Ответы детей).

Егор- это хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, что бы, когда Егорушка вырос, у него было много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. А кто из вас знает, что означает его имя.

  • 1 ребенок: Александр – защитник.
  • 2 ребенок: Ксения – гостеприимная.
  • 3 ребенок: Дарья – победительница.

Воспитатель: Какие интересные у вас имена. А вы знаете, ребята, что наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Таких людей называюттезками.

Воспитатель.А если тёзки среди нас?(Ответы детей).

Воспитатель.Посмотрите, дети, что для нашего Егорушки приготовлено?

Дети: Уголек, монетки, Зернышки.

Воспитатель: (4 слайд)Давно - давно, на Руси, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти предметы клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами их тоже положим нашему Егорушке, а говорили, когда клали уголек:

  • Привыкай к домашнему теплу.

Иди, Даша, положи уголек, да не забудь сказать.

(Первый ребёнок кладёт уголёк).

Воспитатель. А вот что говорили, когда клали зернышко.

  • Будь всегда сыт.

(Второй ребенок кладет зернышко).

Воспитатель: А когда клалимонетку, говорили, будь всегда богат.

(Третий ребенок кладет монетку).

Воспитатель: А сейчас мы нашего Егорушку будем купать.

(Выходят трое детей).

1 ребенок: (Несёт ведро с водой).

Тили – тили- тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки – 
Полное ведерко.

2 ребенок: (Купает куклу). 

Мыли – мыли – мыли
Бело – набело отмыли,
Лишь головка одна,
Все черным – черна!

3 ребенок (вытирает куклу).
Полотенце вышито и бело,
Вытирай-ка малыша умело.
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель: Вот мы помыли, вытерли нашего Егорушку, а что же дальше делали с ребеночком?

Дети: Одевали.

Воспитатель: А  одевали ребёночка в отцову рубашку. (5 слайд)

Воспитатель: Как, вы думаете, а почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
(Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель. Правильно, чтобы он был похож на отца и матушку, был честным, работящим, как они.

Воспитатель: Давайте и мы наденем рубашку на Егорушку. Посмотрите, какая рубашка?

Дети: Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель: А вот что приговаривали родители, когда одевали малыша(воспитатель приговаривает и одевает ребёночка):

  • Расти хорошо, малыш!
  • Будь похож на отца с матушкой!
  • Трудись, как они трудятся!
  • Отдыхай, как им отдыхается!
  • А что дальше делали родители с ребеночком?

Дети: Укладывали спать.

Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель.(6 слайд) Эту колыбельку мастерил для своего ребенка отец.
(Подходит и заглядывает в колыбельку).

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Дети: Это хлеб и соль.(7 слайд)


(Воспитатель дает детям попробовать).

Воспитатель: Вы знаете, на Руси хлебом и солью всегда встречали дорогих гостей. А когда рождался ребенок, то родители клали хлеб и соль в колыбельку, да приговаривали: «Наконец – то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

  • Ребята, положили родители малыша спать, и стали петь ему колыбельную. Кто знает, что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель: Давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Как будем петь колыбельную?

Дети. Тихо.

Воспитатель. Правильно.

Дети: Тихо – тихо.


(воспитатель и дети поют)

Баю – баюшки – баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит
«Спи, сыночек, говорит,-
Баю – баю – баю – бай
Спи, Егорка, засыпай!

Уснул наш Егорушка.

Воспитатель: Сегодня у Егорушки первый день рождения. Ребята, а вы знаете, когда у вас день рождения? Мой день рождения в январе, зимой, а ваш? (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы! Все знают свой день рождения. В день рождения принято дарить подарки. Пока ребеночек спал, его родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Какие же подарки готовили для ребеночка?

Дети: Вязаные носочки, деревянную игрушку, одежду.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а как вы думаете, что такое оберег?(Ответы детей)

Воспитатель. (8 слайд)Это предмет, который защищал и охранял людей от разных бед.

Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну, тогда садитесь за столы.
Воспитатель рассаживает детей за столы.

Воспитатель: Посмотрите, из какого материала сделаны куклы-обереги: из льняных ниток, ткани, глины, золы, зерна, соломы , веток и т. д.  Сегодня я хочу научить вас изготавливать куклу-«зернушку». Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном.  Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры. Эта кукла могла служить и оберегом для младенца.

Посмотрите, у вас на столах лежит необходимый материал для изготовления куклы: два лоскуточка яркой ткани, один будет служить платком, другой-одеждой. Ещё на столе есть тесьма для платка и для пояса.  Основу для куклы–это мешочек наполненный зерном, я уже для вас приготовила. Сначала возьмите тесьму и положите её горизонтально, а на тесьму лоскуток ткани, затем посередине положите мешочек с зерном, так чтобы голова не лежала на ткани. Возьмите за  оба конца тесьмы и завяжите на поясе нашей куколке вот так.

Сверху на голову повязываем платок. Концы его должны завязываться сзади куколки.

(Рассказ воспитателя сопровождается показом).Вот такаякуколка- «Зернушка», должна у вас получиться. Можете приступать к работе. Раньше во время изготовления кукол женщины всегда пели песни или читали молитву.

Дети под народную тихую музыку изготавливают оберег – «зернушку».Воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям, которые нуждаются в помощи.
После работы детей воспитатель хвалит,  отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель: Очень красивые обереги у вас получились. Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру?

Дети.Хотим.

Игра с лентой
(под русскую народную музыку)

Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать

(Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.


(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку.Игра повторяется)

Воспитатель.Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушку наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Воспитатель. Будь добр и пусть тебе встречаются добрые люди.

Дети: Никогда не болей, будь здоров!
Слушай отца-батюшку, да родную матушку!
Расти сильным, крепким, да удалым!
Пусть живёт – поживает, да добра наживает.

Воспитатель. На день рождения принято было на Руси угощать гостей. Вот и вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые угощение моё– настоящий именинный пирог.Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

Дети. Спасибо.


Воспитатель.Вот так проходил первый день рождения родившегося на Руси ребенка. Ребята, вам понравился День рождения Егорушки? Что нового узнали? Чему научились? А что вам больше всего запомнилось?Я рада, что вы теперь много знаете о народных традициях. Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.А теперь пора возвращаться домой,до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне.

Дети.До свидания!(9 слайд)

 
(Звучит народная музыка дети выходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе: "Приключения спасателей"

Игровое занятие на тему "Ранняя весна" с использованием современных образовательных технологий (мнемотехника, игротренинг, партнёрская педагогика, )...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе: "Приключения спасателей"

Игровое занятие на тему "Ранняя весна" с использованием современных образовательных технологий (мнемотехника, игротренинг, партнёрская педагогика, )...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе аппликация с элементами музыкальной деятельости. Тема "Этот День Победы"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе. Аппликация с элементами музыкальной деятельности. Тема "Этот День Победы"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Цветик-семицветик"

Интегрированная образовательная деятельность, обеспечивающая комплексное развитие детей средствами познавательной, коммуникативной деятельности, восприятия художественной литературы....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе № 5 «Сказка» по образовательной области «Познание» Тема: «В стране невыученных уроков или спасаем Королеву Знаний»

конспект этой деятельности можно использовать и как, КПЗ и как аттестационное. А вообще я показывала её (деятельность) для подтверждения  1  квалификационной категории....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Моя мама — лучше всех!»

Конспек интегрированной образовательной деятельности в подготовительной  группе " Моя мама- лучше всех!"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе "День рождение снеговика"

Данная ООД направлена на расширение знаний о традициях русского народа....