Статья (подготовительная группа) по теме:
Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Литвинова Ирина Николаевна

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же время развивающей деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
iz_opyta_raboty.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литвинова Ирина Николаевна

МДОБУ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Воспитатель

Статья из опыта работы «Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий» 2011г

  Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В настоящее время в  любом детском учреждении заботятся о повышении качества образования. Создаются программы интенсивного развития детей, выявляется степень  их одаренности, т.е.  происходит воспитание главного стратегического потенциала общества. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача общества – помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учить только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало очень важного для каждого человека периода школьного детства.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.

Современные педагоги М.С. Аромштам, И.Ф.Шарыгин, А.Д. Александров, С.К.Буслова, Г.В.Утенбергенова отмечают большое значение геометрии для развития пространственного, логического мышления    и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.   Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: форма, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию геометрических  понятий.

В дошкольных образовательных учреждениях  знакомство с содержанием этих понятий и формирование элементарных математических представлений проводится без учета возможностей, способностей и интересов современных детей. В связи с этим появилось направление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же время развивающей деятельностью. Это  определило главную цель  по проблеме формирования элементарных геометрических представлений.

Главная цель: развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

Задачи:

-помочь усвоить математические способы умственных действий в процессе               познавательной деятельности для формирования мыслительных процессов: памяти, воображения, произвольного внимания

- увлечь занятиями элементарной геометрией

- сформировать психологическую готовность ребенка к школе

- воспитать волевые качества личности и снизить уровень трудностей адаптационного периода в школе

Организация обучения элементарной геометрии основывается на следующей системе дидактических принципов:

1. принцип психологической готовности

2. принцип деятельности

3. принцип непрерывности

4. принцип целостного представления о мире

5.  принцип вариативности

6. принцип творчества

Геометрия является самым могущественным средством для развития умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать.

Галилео Галилей

        Еще в глубокой древности формирование геометрических представлений являлось важным разделом умственного воспитания. При распределении земельных наделов и вычислении пахотных площадей понадобилось умение измерять землю. Позже без нее оказалось невозможным искусство строительства и архитектуры. Древние египтяне считали занятия геометрией священными. У древних греков геометрия стала частью философских систем. А жители великих древних царств обучали геометрии детей, готовящихся стать элитой общества. Надпись на воротах знаменитой платоновской «Академии» гласила: «Не знающим геометрии – вход воспрещен!».

Чтобы выявить степень готовности дошкольников к восприятию материала по элементарной геометрии, доказать педагогическую целесообразность игровых занятий по предложенной проблеме с целью познавательного развития детей, определились следующие составляющие всей работы:

        1. Изучить научно-педагогическую литературу с целью овладения  методологией и практикой нововведения.

        2. Создать материально-педагогическую среду для реализации поставленной цели.

3. Разработать конспекты игровых занятий по элементарной геометрии.

4. Скоординировать проведение игровых занятий в базовом и дополнительном образовании.

5. Создать условия для ознакомления родителей с методами работы в данном направлении.

6. Произвести анализ и констатацию достигнутых результатов внедрения в педагогический процесс.

        7. Оформить документально опыт работы по теме.

На каждом этапе  выдвигались определенные цели, определялись активные формы и методы обучения. I этап – это создание максимальных возможностей для реализации поставленных задач.

1.Создать в группе, вместе с детьми и родителями,  экспериментальный центр по математике. В центр поместить: линейки, циркули, шаблоны, модели, схемы, таблицы, модули, объемные фигуры.

2.Подобрать программно –  методическое обеспечение, которое включает:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой
  • «Пространственная геометрия для малышей», М. Аромштам
  • «Путешествие в геометрию», В.Г. Житомирский
  • Подборка тематических физминуток, игр,
  • математических песенок, считалочек для дошкольников.
  • «Интеллектуальная мастерская» Береславский Л.Я.
  • «Математика в проблемных ситуациях» Смоленцева А.А.
  • «Логика для дошкольника» Тихомирова Л.Ф.
  • «Развиваем познавательные способности» Гаврина С.Е.
  • «Занимательная геометрия» Левик О.Н.
  • «Веселая геометрия»  Тимофеевский А.Б.
  • «Упражнения для выявления и развития интеллектуальных способностей детей» Поставнева Е.С.

                II этап – диагностика. Отследить умения детей   и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости,  помогает математическая диагностика. Первичная диагностика по определению знаний геометрических фигур показала, что у детей не сформированы образы этих фигур, и они не устанавливают связи между ними из-за отсутствия знаний. Итоговая диагностика, показала положительную динамику не только в знаниях программы по элементарной математике, но и результативность в решении поставленных  задач по ознакомлению с геометрическими понятиями. Дети знают все геометрические фигуры, научены соотносить названия фигуры с ее изображением, знают типы линий по форме и начертанию, плоские и объемные предметы, умеют читать графическую информацию. Анализ диагностик и наблюдение за деятельностью дошкольников помогли определить уровень их готовности к школьному обучению, дать рекомендации и советы родителям по выбору школьной программы для дальнейшего  обучения и развития их ребенка.

                Работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями ведется  по трем направлениям.

                1. Учебно – познавательное направление.

                Оно включает применение базовых методов активной педагогики – успех, удивление, уверенность и активные формы и методы обучения:

- традиционный (показ, объяснение, игра)

- интенсивный (схемы, таблицы)

- программный (опыты, эксперименты, проблемные ситуации)

                2.Коммуникативно-развивающее направление характеризуют игры математического содержания в деятельности детей, а так же: коллективное выполнение заданий и групповое.  Игры: «Какие фигуры спрятались?», «Что получится, если точки подружатся?», «Паучки и паутинка», «Мастерская объемных фигур».

                3. Социально-ориентационное направление подразумевает игры-занятия тематической направленности, на ориентировку в окружающем, экскурсии, путешествия. Например, «Где живет точка?», «Геометрические созвездия», «Путешествие в страну Геометрию».

        Первые шаги по стране геометрии интересные, увлекательные, понятные, опираются на уже приобретенные знания ребенка. Эти знания необходимо вписывать в сферу познавательных интересов на занятиях по рисованию, конструированию, развитию речи, окружающему миру, использовать в накоплении многообразного опыта и его переработке, трансформации в новые образы и идеи.  Геометрические знания и умения, дети используют на других занятиях и в разных видах деятельности.

        По данной теме разработан деятельностный блок работы с родителями. В него вошли:

  • конкурс математических плакатов;
  • консультации по данной теме;
  • «День геометрии»;
  • выставка детских работ;
  • памятки, буклеты;
  • открытые занятия для родителей;
  • встреча с учителями.

                Обучение элементарной геометрии дошкольников обеспечивает обогащение ума и души ребенка, улучшает показатели здоровья, помогает приобрести определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенок должен войти в наш сложный и противоречивый мир.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструиров...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЁННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Представлена собственная система работы по выявлению и развитию одаренности у дошкольников,  применение инновационн...

Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготов...

Система игр и упражнений для знакомства детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами, их элементами и свойствами

 Система игр и упражнений для знакомства детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами, их элемент...

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и к...

Развитие цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

В статье раскрывается опыт работы по развитию цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного ...

"Система работы по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста в детском саду"

Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, полити...

Обобщение опыта работы « Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве.В дошкольные годы под руководством взр...