Воспитание эколого-эстетических ценностей у дошкольников через общение с природой.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Галицкая Ирина Павловна

В настоящее время работе по эколого-эстетическому воспитанию отводится особое место.  Для оптимизации этого процесса используются  разные формы работы. Общение с природой - основное условие в воспитании эколого-эстетических ценностей.

Жить в зелёном мире этом хорошо зимой и летом,

Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей.

И прекрасна жизнь вокруг, человек природе – друг!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_ekologo.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание эколого-эстетических ценностей у дошкольников через общение с природой.

     Важная роль в эколого-эстетическом воспитании отводится общению с природой, которое реализуется в следующих формах работы: целевые прогулки, любование(эстетические наблюдения)участие в подкормке зимующих птиц и наблюдение за ними, экскурсии.

     Работа на территории детского сада в разные времена года.

     Цель: обращать внимание детей на красоту окружающего мира, на способности объектов природы; знакомить с деятельностью взрослых и самим включатся в деятельность на территории детского сада; наблюдение за трудом дворника.

Осень.

    Первые приметы близкой осени — «золотые монетки» в тонких березовых прядях, желтые листочки появляются еще в августе. Следом начинают желтеть кроны других деревьев: липы, вяза, ясеня. Самое время познакомить детей с названиями многих деревьев: каштан, орех, фундук, платан, клён; фруктовых деревьев – яблоня, слива, вишня, черешня, груша, персик.

    Листопад — яркое, незабываемое зрелище. Самое время для эстетических наблюдений, экскурсий в Центральный парк и прогулкам по осеннему городу. Можно включит трудовую деятельность. Ребята с удовольствием собирают опавшие листья. Одни, скрепляя их черенками, мастерят пояса, гирлянды, «шьют» шапочки, другие составляют из опавшей листвы букеты. Собранные листья можно слегка подсушить через бумагу теплым утюгом, разложить на темном фоне красивым узором и покрыть сверху целлофаном.                      Пока осенняя погода не измяла и не обесцветила листопадный ковер, надо помочь детям заготовить впрок и вырезных кленовых, и треугольничком березовых, и круглых липовых листочков. Они пригодятся зимой для поделок, помогут интересно проводить время в помещении, когда на дворе станет холодно, сыро, неуютно. Можно предложить детям сравнить форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев. Можно вместе с ними отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложить найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый, с самым длинным черенком. Обратить их внимание на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков.

      Семена большинства растений созревают тоже осенью. А какие они разные! Тяжелые золотистые желуди у дуба, легкие крылатки-носики у клена, плотные зернышки внутри ягод рябины и круглые горошины в стручках акации. Самое время попытаться собрать коллекцию семян знакомых деревьев и кустарников. Зимой можно будет использовать этот материал для разных игр. Дошкольники с удовольствием отгадывают названия растений по семенам, по листьям, охотно рассказывают, где они видели дерево или кустарник с такими листьями, семенами. Особенно им нравится игра в путаницу.

      Также осенью надо обратить внимание, что многие птицы, которых можно было видеть летом и в самом начале осени, уже исчезли. Зато появились зимние гости — синицы: московки, лазоревки, гаечки. Перебираются они на зиму поближе к жилью (здесь легче добыть корм и скоротать суровое время). Дети с удовольствием подкармливают птиц. Однако многих из них ждет разочарование: и кормушка есть, и корм там всякий, а никто не прилетает. В чем дело? Нередко только в том, что кормушка появилась поздно, после того как выпал снег. А подкормку птиц нужно было начинать значительно раньше, еще тогда, когда в ней, казалось бы, не было нужды

      Поздней осенью также можно уделить внимание наблюдениям за уборкой сухих листьев, сбором урожая и участию в этом.

       Зима.                                                                                                                                                              Стали короче дни, похолодало, осыпалась листва с деревьев, оголились леса, ударил морозец, выпал снег, улетели многие птицы.

    На прогулках в ходе наблюдений и экспериментов замечаем и называем явления: холодно, ветер, светит солнце, но не греет, идет снег и т.д.      

    Знакомим дошкольников с термометром и принципом его работы (изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру).

     Снег — он очень рано привлекает внимание детей. В ход снова идут экскурсии, целевые прогулки, а главное, любования красотой и неповторимостью пейзажа и не только. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них, как крошечная звездочка, только лучей у нее не пять, а шесть. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. Порой они опускаются не по одной, а по нескольку сразу, удерживая друг друга острыми лучиками. Потом вдруг вид их меняется, и на рукавичке уже не легкая звездочка, а комочек. Одни комочки компактные. Стоит дохнуть на хрупкую звездочку, и, превратившись в капельку, она на морозе через одну - две минуты станет полупрозрачной круглой льдинкой. А если попробовать поймать снежинку, сняв варежку? Холодная звездочка, коснувшись теплой ладошки, моментально превратится в капельку воды.

      Также обращаем внимание детей: в зависимости от погоды меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуля снег липкий. Огромный шар для снеговика скатать — пара пустяков. И снежки получаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий, а после оттепели — плотный и хорошо режется лопаткой на брусочки.

      Много радости и удивительных открытий дарят детям зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели. Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!).

        Надо объяснить детям, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как уже было сказано, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, не найти.

     Уделяем особое внимание тому, чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений. В городских условиях на помощь приходят деревья, которые круглый год заглядывают в окна многих городских квартир, кусты по обе стороны асфальтированной дорожки, нахохлившиеся от студеного ветра воробьи, голуби. Нужно только научить  ребят приглядываться к их жизни и с их помощью пробудить интерес к огромному миру природы.

     Также в это время проводим наблюдения за трудом взрослых по уборке территории детского сада от снега, не забываем об участии в нем.

     Весна.

     Природные события сменяют сейчас друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы.

     Резкие перепады температуры особенно часты ранней весной. Из-за оттепелей на снегу появляется ледяная корочка — наст. На крышах сосульки. Можно обратить внимание детей на то, что в самом начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, а некоторое время спустя — и на другой тоже. Даже когда сосульками крыша уже украшена со всех сторон, одни длиннее и толще, чем другие. А это значит, что стаивание снега даже на небольшом участке идет неравномерно.

     Наблюдаем за  проталинами-лунками, которые появились у стволов деревьев. Оказываем посильное участие в подготовке почвы для овощных и цветочных культур, в  посадке, под руководством педагога, семян крупного размера (настурции, бобов, фасоли и др.). В предварительной беседе вспомнить зачем они собирали семена осенью.

      И, главное, не забываем об эстетических наблюдениях, которые проходят в комплексе с рассматривание картин с изображением весны, заучиванием стихотворений и т.д.

      Лето.

      Золотая пора для наблюдений разного плана, экскурсий и целевых прогулок.

      Июль — макушка лета. Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга. Все это дает большой простор для развития наблюдательности дошкольника.

      Гроза нередко вызывает у ребенка страх. Необходимо объяснить детям суть этого явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. Но еще до того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Можно обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли.

      Разноцветье луга таит в себе немало интересного. Желательно выбраться на экскурсию, но только не в очень жаркий день. Травянистые растения — основной объект летних наблюдений на лугу. Большинство детей знает названия нескольких цветов: ромашка, василек, колокольчик. Из признаков этих растений ребята можно назвать цвет: белый, синий, лиловый.

      В солнечный день можно показать детям, как работают «цветочные часы»: в шесть утра просыпаются одуванчики, через час — полевой осот, в восемь — вьюнок, в девять — полевая гвоздика. Осот «засыпает» в десять утра, а гвоздика — в час пополудни. В это же время одуванчики сжимают желтенькие цветы в зеленый «кулачок». Еще пройдет час — закрываются маки, около пяти часов вечера — незабудки, в шесть опускаются под воду закрытые белые кувшинки. В пасмурную погоду ход «цветочных часов» нарушается. В дождь они совсем останавливаются. Необходимо поразмышлять вместе с детьми о причинах этого явления.

     Много радости принесут детям наблюдения за насекомыми: бабочками, пчелами, осами, шмелями. Кузнечиками, муравьями и др. Не стоит забывать отражать в рисунках и других видах деятельности вместе с детьми свои впечатления.

    В этот период активно приобщаем детей  к труду: ухаживаем за цветами на клумбах, поливаем растения, собираем песок на участке лопатками, переносим его в вёдрах в песочницу, заготавливаем семена цветов на клумбах, сухую траву для поделок; собираем и сушим листья, убираем участок от мусора (сбор камушек, веточек, песка).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через общение с природой."Жалобная книга природы".

Задачи: Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу. Продолжать знакомить  с  особенностями жизни птиц, рыб, деревьев зимой....

Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через общение с природой".

В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через СМИ пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы,  наиактуальнейшей проблемой дошкольной педагогики является ду...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой. Природа- ребёнок- творчество».

Статья по теме:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой.       Природа- ребёнок- творчество»....

Перспективный план по самообразованию по теме "Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение с природой"

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы,формировать эстетические чувства;-воспитывать интерес к родной природе,желание больше узнать о природе своего к...

Обобщение опыта работы по теме"Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение с природой".

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Моя задача -научить ребенка видеть,понимать и ценить ее красоту....

Статья "Духъовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой"

Статья предназначена для воспитателей, психологов и родителей. Содержание статьи содержит в себе основы духовно-нраавственногог воспитания через общение с природой....

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой"

Данная статья предназначена для работы педагогов, психологов, а также родителей дошкольников...