Практикум -семинар для воспитателей детского сада по теме "Золотая Хохлома".
по теме

lyudmila.kovaleva

Уважаемые коллеги!  Представляю свой опыт работы как педагога дополнительного образования в детском саду.

В семинаре отражены :

-вопросы  истории возникновения  и развития Хохломского искусства,

-методика работы по ознакомлению детей в разных возрастных группах с Хохломской росписью,

-упражения в рисовании элементов «травки» по мотивам Хохломы.

Задачи практикума-семинара :

1.      Обобщить и расширить знания воспитателей о промысле Хохломы;

2.      Упражнять в рисовании простейших элементов росписи: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики»;

3.      Учить составлять травный орнамент на основании ведущего стебля «криуля»;

4.      Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.аемые коллеги! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_vospitateley.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения практикума-семинара

по теме: «Золотая Хохлома».

1.История возникновения  и развития Хохломского искусства.

2.Методика работы по ознакомлению детей в разных возрастных группах с Хохломской росписью.

3.Упражения в рисовании элементов «травки» по мотивам Хохломы. Показ педагога.

4.Практические задания с воспитателями групп  

  • рисование элементов росписи;
  • составление травного орнамента в полосе.

5.Оформление папок и наглядного материала по промыслу.

Задачи практикума-семинара :

  1. Обобщить и расширить знания воспитателей о промысле Хохломы;
  2. Упражнять в рисовании простейших элементов росписи: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики»;
  3. Учить составлять травный орнамент на основании ведущего стебля «криуля»;
  4. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

Материалы и дидактическое оснащение:

  • образцы декоративно-прикладного искусства: изделия мастеров Хохломы-миски, ложки, бочонки, поднос;
  • методические таблицы «Хохломская роспись»;
  • пособие «Элементы росписи Хохломы»;
  • иллюстрации с изображением хохломских предметов;
  • варианты детских работ;
  • гуашь черного, красного, желтого и зеленого цвета;
  • затонированные полоски бумаги ;
  • кисти №3,4;
  • тряпочки, непроливайки.

1.

    В древние времена в лесном Заволжье недалеко от города Нижний Новгород в селе Хохлома появилась необычная посуда. Вся светилась, сверкала солнечным светом. Расписывали эту посуду старообрядцы, ревностно оберегая традиции своих дедов и отцов. Зародилась эта роспись в 18 веке, её корни уходят к секретам иконописи.У славян на Руси серебро и золото считались символами света. Красный цвет в народной символике означает – красивый, прекрасный, символизирует огонь. Не случайно его в народе называли жарким. К нему подходят значения слов «гореть», «сверкать», «блистать».В разговорном языке красным называли месяц. Солнце и его лучи. Цветовое сочетание росписи имеет непосредственное отношение  небу и небесным явлениям. Узоры Хохломы светятся в дивном золотом сиянии.

  Большую часть Нижегородского края занимали дремучие леса, и особенно, много леса шло на изготовление деревянной посуды- ложек, чашек, туесов, братин.(Туес- цилиндрический сосуд из бересты для хранения жидкости, сверху закрывается крышкой с ручкой; братина- сосуд для напитков, выточенный из дерева, имеет округлую форму.)В селе Хохлома проводились различные ярмарки, на которых собирались самые лучшие мастера со всей округи. Выставляли на лотки свою утварь. Сколько нежности и любви к природе можно проследить в узорах хохломских мастеров: кудринки, травинки, гроздья ягод, необычные цветы. Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатых людей и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Из дерева на токарном стане вытачивались различные чаши, миски, но больше всего требовалось ложек. Самой почтенной посудой на столе была солоница, потому что хлеб и соль всегда были рядом, и мастера старались очень красиво украсить солонку.

  Для изготовления посуды использовали древесину липы. Она была мягкая и легкая. Вырезанным изделиям давали высохнуть , иначе оно могло дать трещину. Поры древесины перед сушкой покрывали глиняно- масляным грунтом. После сушки изделия очищали шкуркой и покрывали олифой 2-3 раза, и пока последний слой не высох, натирали изделие алюминиевым порошком, таким оно поступало к художнице.

В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски 4 цветов: черный, красный, жёлтый, зелёный.

                 Выделяют 2 вида росписи:

1 «Верховое письмо» .Особенность его состоит в том, что рисунок наноситься мазками поверх золотого фона. Гибкими подвижными мазками художницы создают «травочный или растительный орнамент».Травка дополняется цветами, цветами, ягодами, листьями.

2. «Фоновое письмо»- излюбленное среди мастеров письмо. На поверхности изделия черной линией наноситься рисунок, а затем все пространство закрашивается чёрным или красным цветом.

2.

      В нашей работе знакомство детей с искусством Хохломы мы начинаем с возраста 5 лет (старшая группа).Задачами первых занятий является знакомство детей с историей Хохломского промысла, рассматривание изделий мастеров, выделение цветового колорита, основных элементов. В календарно- тематическом планировании занятий по рисованию в старшей группе можно выделить следующие темы:

Занятие 1. Узор «травка».

Цель- обучение рисованию простейших элементов травного орнамента, закрепление приёмов рисования концом кисти. Педагог уточняет каждый элемент травки и показывает способ выполнения элементов. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка». В хохломской росписи  «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.

В упражнения включены главные элементы травки:

-«реснички»,

-«травинки»,

-«капельки»,

-«усики»,

-«завитки»,

-«кустики».

Занятие 2.Роспись вазочки (ложки, миски)

Цель занятия - обучение составлению растительного орнамента , используя знакомые элементы хохломской росписи. На занятии педагог предлагает придумать детям  свой узор для росписи вазочки, используя и новые элементы: ягодки и листочки («трёхлистники»)

    В подготовительной к школе группе (6-7 лет) мы продолжаем работу над изучением промысла Хохломы. На занятиях обогащаются и расширяются знания детей о травном орнаменте Хохломы. Запланировано несколько занятий по теме.

Занятие 1. Хохломской узор в полосе.

Цель занятия - постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов. Вначале дети упражняются в рисовании ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля»- «завиток», имеет одинаковую длину и закручивается то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и черных «кустиков», ягод.

  На занятии закрепляются умения рисовать концом кисти, умение работать аккуратно.

Занятие 2.Роспись тарелочки по мотивам Хохломы.

  На следующих занятиях закрепляются знания и умения детей по теме. Детям предлагается самостоятельно украсить силуэты готовых форм (тарелочки, вазочки, мисочки и др.) разнообразными хохломскими узорами.

Коллективная работа. «Хохломской букет»

  В качестве итогового занятия можно создать коллективную работу при участии детей. Для этого каждый ребенок заготавливает несколько лепестков и цветков, тонируя их в желтый, красный или в чёрный цвет, расписывают их. Затем на большом  ватмане наклеивается композиция из готовых работ. Букет можно украсить усиками и завитками. Такая коллективная работа может украсить раздевалку в группе.

                                                         3.

Педагог предлагает воспитателям рассмотреть хохломские изделия. Показывает в росписи элементы  «травки». Обращает внимание на то, как проходит ведущая линия и как располагается относительно неё «травинки».Педагог показывает способ выполнения простейших элементов росписи Хохломы.  В Хохломе «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.

       Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно  поверхности листа. В показ включены главные элементы  «травки»:

   «ОСОЧКИ» - самый простой элемент узора. Он выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз.

   «ТРАВИНКИ»- это мазки с небольшим плавным утолщением. Рисуются вначале кончиком кисти , затем –нажим, заканчиваем снова кончиком кисти.

    «КАПЕЛЬКИ»- рисуются  приёмом прикладывания (примакивания) кисти к бумаге.

     «УСИКИ»- рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

     «ЗАВИТКИ»  выполняются с легким нажимом в середине элемента.

     «КУСТИК»- это наиболее сложный элемент «травки» .Он состоит из симметрично расположенных более простых элементов-«осочек», «травинок», «капелек», «усиков», «завитков».

                                                                                 4.

     Педагог предлагает воспитателям после практического показа выполнить простейшие элементы росписи,  помогает по необходимости, акцентируя внимание на положение руки с кистью по отношению к листу.

  Следующим этапом в проведении практикума является составление травного орнамента в полосе. У каждому воспитателя – тонированные полоски акварельной бумаги Ф А-3.

   Прежде всего, нужно  выполнить ведущую линию «криуль». Для этого , слева направо пишем ,начиная снизу и ведем вверх большой завиток. На том месте, где мы его закручиваем, нужно прижать кисточку, чтобы получилось утолщение. Немного отступая, делаем то же самое, но линию ведем сверху вниз, а затем поднимаем вверх и делаем завиток. Ведущая линия должна проходить по всей полосе, но не соприкасаться с краями, для этого выдерживаем небольшое расстояние. Ведущая линия заканчивается в «травочном «орнаменте - завитком, а в «растительном»-ягодкой: рябинкой, клубничкой, смородинкой и тд.  Весь узор дополняется  «травкой».

   После объяснения педагог предлагает воспитателям придумать и выполнить свой узор в полосе.

 После завершения работы подводятся итоги семинара.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум "Портфолио воспитателя детского сада"

ГБДОУ  Детский сад № 14 Приморского районаСанкт – Петербург 2014Семинар – практикум "Портфолио воспитателядетского сада"  Сост. воспитатель Кшаловская Елена Алексеевна(высшая...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар - практикум для воспитателей детского сада в форме деловой игры "Брейн-ринг"

Данная игра проводится перед педагогическим советпо физическому воспитанию дошкольников.Является одной из нетрадиционных форм проведения семинаров.Решаются задачи развития креативного мышленияпедагого...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

В разработке семинара-практикума для воспитателей детского сада по теме "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий" раскрыта работа с дидактическими п...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар - практикум для воспитателей детского сада "Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста"

Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Для дошкольника это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада "Использование возможностей конструирования в начальной образовательной деятельности в детском саду"

Семинар-практикум был организован в рамках проекта "Будущие инженеры". В начале занятия педагогам был предложен доклад по  теме, а затем организовано практическое занятие, в ходе которо...