Алгоритм
консультация по теме

Трубицына Светлана Александровна

Алгоритм экспериментальной деятельности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение  общеразвивающего  вида детский сад № 57

«Радуга».

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

НА  ТЕМУ:

«Алгоритм  экспериментальной деятельности»

                                                                                        Выполнила:                                                                                          

                                                                                        воспитатель      

                                                                                        Трубицына С. А.

Старый Оскол

2013 год

Алгоритм  экспериментальной  деятельности - понятное и точное предписание, исполнительно совершить последовательность действий, направленных на достижение цели.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественно - научных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ:

• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

• расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

• расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;

 •  воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);

2. неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);

3. человек (функционирование организм), рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.

При организации опытно-экспериментальной деятельности  используются следующие формы работы с детьми:

* занятия;

* беседы познавательного характера;

* дидактические и развивающие игры и упражнения;

* сюжетно-ролевые игры;

* эксперименты и опыты;

* рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций;

* наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

* экскурсии и целевые прогулки;

* работа в уголках природы;

* экологическая тропа;

* акции добрых дел;

* конкурсы;

* праздники и развлечения;

* театрализованная деятельность;

* «Дни открытых дверей»

* диагностика развития детей.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться. Незнание, должно быть частичным, только тогда развивающая среда будет раскрывать перед ребенком свои тайны. Примером такой развивающей среды может быть уголок опытно-экспериментальной деятельности  оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность. Одна из основных задач такого уголка - научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого лежит его активная субъективная деятельность опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Что положительно сказывается на развитии речи, умение выстраивать сложные предложения, делать выводы. Детям свойственно многократное повторение одних и тех же опытов, это дает возможность выработать у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. Детские вопросы «Как?», «Зачем?» и «Почему?» требуют от воспитателей компетентности в различных областях окружающего мира. По желанию дети продолжают проводить опыты в группе, в уголке природы, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход опыта не вмешивается. Ребенок пробует, ошибается, но сам приходит к результату.

Для совершенствования профессиональной компетентности в области опытно-экспериментальной деятельности могут организовываться  разнообразные формы работы с педагогами:

* диагностика уровня развития и воспитания;

* Советы педагогов;

* семинары и семинары-практикумы;

* деловые игры;

* методические часы;

* оказание методической помощи;

* консультации;

* открытые просмотры;

* смотры-конкурсы;

* тематические проверки;

* взаимодействие с родителями;

* беседы;

* методические тематические выставки;

Формы работы с родителями:

* оформление наглядной агитации;

* групповые родительские собрания;

* общие родительские собрания;

* «Дни открытых дверей»;

* совместные экскурсии;

* привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий;

* «Спрашивайте! Отвечаем!»;

* анкетирование;

* работа с родителями по подготовке детей к школе;

* организация тематических выставок совместного с детьми творчества.

Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования, вовлекаются в выполнение творческих заданий.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности  используются разнообразные формы и методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. У ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Литература:

        

http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/konsultatsiya-dlya-vospitatelei-po-teme-opytno-eksperimentalnaya-dey ;

Журнал «Дошкольное воспитание» №6 , 2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Алгоритм организации международного проекта среди детей дошкольного возраста

Несколько простых советов при организации международного проекта в ДОУ в рамках изучения иностранного языка....

ПРОГРАММА НОД ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТА-БИЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с использованием алгоритмов ТРИЗ

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых взаимоотношений   с людьми.Вместе с тем,  ...

Алгоритм работы Клуба Знатоков

Такая форма работы как Клуб Знатоков испоьзуется мною систематически в течение года, так как очень привлекает детей возможностью самовыразиться, проявить творчество и представить выполненную с мамой (...

Алгоритм для написания характеристики на ребенка для психолого-медико-педагогической комиссии.

В приложенном файле находится план-алгоритм для написания полной правильной характеристики на ребенка для направления его на обследование на ПМПК....

алгоритм раздевания перед сном и алгоритм одевания после сна

алгоритм раздевания перед сном и алгоритм одевания после сна...

Алгоритм действий при внезапном проявлении землетрясения .Алгоритм действий при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации Алгоритм действий людей в помещении при внезапном возникновении урагана. Если возник пожар Захват заложников

Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая ...