Статья "Информационные технологии в работе с дошкольниками".
статья

Тельнова Анастасия Ивановна

Информационные технологии в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл telnova_a.i._informatsionnye_tekhnologii_.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии в работе с дошкольниками.

В связи с бурным развитием информационных технологий, интенсивным их внедрением в различные сферы человеческой деятельности, закономерно произошло внедрение ПК и в сферу образования: в вузы, среднюю школу, а теперь и в дошкольное образование. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Отечественные и зарубежные исследования С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др. убедительно доказывают не  только возможность и целесообразность использования компьютера в детских садах, но и особую значимость и роль его в развитии интеллекта, да  и в целом самой личности ребенка.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ: предъявляет информацию в игровой форме, вызывая у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; привлекает надолго внимание ребенка движением, звуком, мультипликацией; является стимулом познавательной активности детей, поощряя их при правильном решении проблемных задач; предоставляет возможность индивидуализации обучения; дает право ребенку самому регулировать темп и количество решаемых игровых обучающих задач; предоставляет возможность дошкольнику приобрести уверенность в себе в процессе работы за компьютером; позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты). [2]

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям, информационного материала для оформления стендов, родительских уголков, папок-передвижек (сканирование, Интернет, принтер, презентация).
  2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
  4. Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностика развития детей, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
  6. Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
  7. Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса).
  8. Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
  9. Оформление буклетов, визитных карточек  группы, материалов по различным направлениям деятельности.
  10. Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
  11. Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

12.Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ. [3;1]

Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:

  • Говоря  об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, для детей 5-6 лет норма 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
  •  При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
  • Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. [4]

Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление в электронном виде перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом и т.д. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно  сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Использование ИКТ помогло значительно изменить предметно - развивающую среду группы. Умение пользоваться интернетом позволяет мне быть в курсе происходящего в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, знакомиться с разработками мероприятий. Общение на форумах с коллегами по всей России помогает идти вперед в работе воспитателя. В дальнейшем я планирую применять в своей работе компьютерные презентации.

Бесспорно, что в современном образовании  компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Литература.

  1. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» // Начальное образование. - 2006. - №3. -С.9-11.
  2. Белая К.Ю. Роль педагога в процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -  2012. - №8 - С. 4-8.
  3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. // Дошкольное воспитание. - 1991. - №5 - С. 92-95.
  4. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект исследовательской работы по теме: Использование элементов проблемно – диалогической технологии в работе с дошкольниками.

Проблемно – диалогическая технология позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности детей....

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...

Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».

Цель мастер класса  Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»

Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями....