Из опыта работы детского сада по созданию мини - музея
методическая разработка по теме

Лалетина Кира Валерьевна

В данной работе представлен опыт детского сада по созданию в стенах учреждения своего собственного мини - музея, включающего в себя 2 раздела - народного быта и  боевой славы. Надеемся, что этот материал будет интересен и полезен педагогам, которые задумываются о создании подобных музеев с своих учреждениях. Приложения: перспективный план работы музея ДОУ, фотографии музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Балашиха

Детский сад комбинированного вида № 13  «Улыбка»

Особенности организации музея в ДОУ

(из опыта работы)

Автор - составитель

старший воспитатель ДОУ №13

Лалетина Кира Валерьевна

Не секрет, что за последние годы во многих детских садах появились мини – музеи. В основном это музеи народного быта (в первую очередь крестьянского). И их число из года в год растет. Это и не удивительно, ведь главной их целью является знакомство детей с народной культурой прошлого, и они становятся очень важным звеном педагогического процесса в дошкольных учреждениях.

        Музей в детском саду является своеобразной машиной времени, благодаря которой дети вместе с педагогом в считанные секунды могут перенестись в далекое и не очень далекое прошлое. Эти увлекательные путешествия очень нравятся современным детям. Собственно говоря, музей в детском саду можно назвать начальным этапом работы с детьми по краеведению. Занимательные экскурсии воспитывают у них любовь к родному краю, вызывают неподдельный интерес к историческому прошлому малой родины.

        Музей в детском саду имеет ряд признаков. Основным его признаком, как, собственно, и признаком любого музея является наличие фонда подлинных экспонатов, которые и составляют его основу. Для создания музейной экспозиции могут привлекаться и различные воспроизведения подлинников, так называемые вспомогательные материалы – фотографии, ксерокопии, макеты, репродукции, схемы, иллюстрации и т.д. Надо помнить, что подлинную ценность в музее имеют только настоящие материалы, и копии представляют,  в основном, познавательную и воспитательную ценность. Мы, в известной степени, можем гордиться своим музеем – на 2/3 он представлен подлинными экспонатами.

Естественно для создания полноценного музея необходимо иметь соответствующее помещение и оборудование или сопутствующую мебель для устройства экспозиций, а также место, где возможно хранение сменных экспонатов музея.

        Еще одним непременным условием организации и существования музея в ДОУ должно стать определение его профиля. Идеальный вариант, когда для создания музея отводится пусть небольшое, но все-таки отдельное помещение.

Так у нас появились две комнаты: «комната русского быта» и «комната боевой славы».  В дальнейшем, на педагогическом совете было принято решение объединить их в музей русского быта и боевой славы. Следующим этапом стало создание совета музея. В него вошло три педагога, которые занимаются организацией работы в музее, сменой экспозиций, поиском новых материалов.

        Нельзя не отметить следующий важный момент – написание положения о  музее, который принимается на педагогическом совете и утверждается заведующим ДОУ. Также была создана, так называемая опись экспонатов  музея, подразделяемая на две части: опись экспонатов комнаты русского быта и опись экспонатов комнаты боевой славы. Опись экспонатов также заверяется заведующим ДОУ.

        Но и на этом мы не остановились. Далее, были изготовлены специальные бирки – этикетки на каждый экспонат, на которых написано его название.

Экспонаты в нашем музее подобраны таким образом, что дети могут не только посмотреть, но и пощупать их, подержать в руках. Для маленьких детей  

это особенно важно, так как тактильные ощущения у них все-таки стоят на первом месте.

Также в комнате русского быта у нас есть зона активной деятельности – место, где дети могут сделать что-то своими руками: изготовить старинную игрушку, сплести  красивую салфеточку или корзинку, а самое главное, унести это с собой на память.

Обязательно, перед посещением музея, проговариваются правила поведения: только смотрим и  слушаем, брать предметы можно только с позволения взрослого.

Есть у нас и специально подобранная аудиотека. Дети  могут послушать потешки, русские песни, сказки или песни военных лет, в зависимости от темы занятия.

Посещение музея, естественно происходит не хаотично, а в строго отведенное время, которое оговаривается заранее для каждой группы. В среднем, посещение музея каждой группой проходит 2 раза  в месяц (1 раз – комната русского быта; 1 раз – комната боевой славы). Для каждой группы у нас разработаны конспекты занятий или бесед с детьми, соответственно темам, указанным в перспективном плане работы музея. Оптимальное количество детей для единовременного посещения – 10 – 12 человек, поэтому группы приходится делить на 2 подгруппы.

Непременной частью посещения музея является  чаепитие в русских традициях, которое проходит там же, в стенах музея с  большим самоваром и настоящими баранками.

Оформление «комнаты боевой славы» было нами очень тщательно продумано. В ней так же, как и в «комнате русского быта» много подлинных экспонатов. Каждая стена комнаты несет в себе определенную смысловую нагрузку. Одна стена выполнена в историческом стиле, она так и называется «Наша история». Проводя беседы с детьми о русских богатырях, о великих русских полководцах, о Бородинском сражении, мы всегда обращаемся к этой стене.

Противоположная стена посвящена незабываемому подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Она так и называется «Никто не забыт, ничто не забыто» Обращаясь к ней, и к расположенным возле нее экспонатам, педагоги снова и снова рассказывают детям о великом подвиге русского народа.

        Центральная стена посвящена теме современности. Она называется «Защитники Отечества». Возле нее с детьми ведутся беседы о современных солдатах, которые совершают подвиги во имя мира на земле.

А высоко, высоко, под самым потолком летит клин бумажных журавлей, как напоминание всем, и взрослым и детям, о нашем великом народе и о его незабываемых подвигах.

Конечно, нельзя не отметить, что вся эта большая работа была бы невозможна без активной поддержки родителей наших воспитанников. Их помощь в приобретении экспонатов просто неоценима.  

В заключение хотелось бы сказать, что нашим детям очень нравится бывать в музее, и, видя их восторженные глаза, понимаешь, что вся эта большая работа была проведена не зря, а самое главное нам  есть  к чему еще стремиться.  

   



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

«Утверждаю»

Заведующий ДОУ ______________

Принято на педагогическом совете

Протокол № ___ от _____________

Перспективный план работы

музея истории русского быта и боевой славы

МБДОУ № 13 «Улыбка»

на 201… – 201… уч.г.

1. Комната русского быта и народно – прикладного искусства.

№ п/п

Месяц проведения

Тема занятия

Краткое содержание

1.

Сентябрь

«Не бравшись за топор, избы не срубишь»

Обряды и обычаи строительства старинного русского дома

2.

Октябрь

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки»

Закрепление знаний правил гостеприимства, приобщение к бытовой и семейной культуре предков

3.

Ноябрь

«У печки – матушки»

Знакомство с печкой, печным углом, его фундаментальной ролью в доме

4.

Декабрь

«Пляши, веретенце!»

Знакомство с прялкой, традиционным женским орудием труда

5.

Январь

«Шкатулка со сказками»

Сказки и их роль в воспитании детей. Преемственность поколений

6.

Февраль

«Народная игрушка – добрая душа»

Знакомство и изготовление традиционных русских игрушек

7.

Март

«У колыбельки»

Знакомство с люлькой, колыбельными песнями. Любовь, как основа русской семьи

8.

Апрель

«Незаменимые «помощники» крестьянского быта»

Знакомство с предметами русского быта (в младших группах  - только названия предметов, в старших группах – преемственность  с современными аналогами)

9.

Май

«Поэзия народного  костюма»

Знакомство с народным костюмом. Прослушивание песен «Валенки», «Лапти да лапти»

2. Комната боевой славы

№ п/п

Месяц проведения

Тема занятия

Краткое содержание

1.

Сентябрь

«Непобедимый русский народ»

Боевая слава русского народа. Связь времен

2.

Октябрь

«Русь богатырская»

Знакомство детей с былинами и русскими богатырями

3.

Ноябрь

«Великие русские полководцы»

Знакомство с русскими полководцами - Александром Невским, Суворовым, Кутузовым

4.

Декабрь

Великая Отечественная война. Битва под Москвой

Знакомство с силой и мужеством русского народа на примере битвы под Москвой

5.

Январь

Иван Андреевич Флеров и его легендарная «Катюша»

Знакомство детей с подвигом земляка - И.А. Флерова

6.

Февраль

«Наша армия сильна»

Современная армия, рода войск, войны - интернационалисты

7.

Март

«Женщины войны»

Труженики тыла, медсестры «Все для фронта, все для победы!»

8.

Апрель

«Почта полевая»

Знакомство детей с фронтовой перепиской

9.

Май

«Этот День Победы»

Последний день войны, водружение флага над Рейхстагом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителям по созданию мини-музея в группах детского сада

                                        (из опыта работы) воспитатель высшей квалификаци...

Статья из опыта работы детского сада

В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с  новыми утвержденными  Федеральным  Государственным Образовательным  Станд...

Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Проблема  развития  детского  творчества  в  настоящее  время   является  одной  из   наиболее  актуальных,  как  в  теоретическом...

"С чего начинается Родина?" (Из опыта работы детского сада по краеведению)

Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции с...

Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК

Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК...

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе детей с общим недоразвитием речи. Практический материал из опыта работы детского сада.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения матери...

Культурные практики в ранней профориентации дошкольников (Из опыта работы детского сада)

Профориентацию, как актуальное направление развития дошкольников в свете требований ФГОС ДО, эффективно развиваю в формате культурных практик, обеспечивающих условия для применения культурного опыта, ...