Консультация для воспитателей «Игра в педагогическом процессе детского сада»
консультация (старшая группа) по теме

Балыкина Елена Аркадьевна

Актуальность

 

Широко известны слова А. В. Запорожца о том, что если ребенок не наигрался до школы, он будет доигрывать в школе. В аспекте проблемы преемственности ступеней в системе развивающего и развивающегося образования вопрос игры, несомненно, имеют свою значимость. В силу своей   полифункциональности игра рассматривалась и продолжает изучаться в качестве метода, средства и формы обучения на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, как средство формирования конкретных качеств личности ребенка. Игра определяет проявление всех основных психологических новообразований дошкольного возраста, которые не могут возникать спонтанно. Их появлению способствует ряд факторов, в том числе активность самой личности. В отечественной науке генезис и развитие новообразований объясняется по средством закона интериоризации, иначе говоря, через преобразование структуры внешней социальной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Этот закон является основообразующим в понимании значения творчества сюжетно-ролевой игры для самовоспитания дошкольников, поскольку он подчеркивает активность личности в построении образов социальной действительности, наделении их личностным смыслом и построении на этой основе собственной жизни деятельности.

Творческая сюжетно-ролевая игра предоставляет исключительное значение для формирования внутреннего плана действий. Она делает необходимой ориентировку ребенка одновременно в двух планах – реальном внешнем и смысловом внутреннем. Естественно возникающая мотивация игры стимулирует появление антиципационной деятельности (по средствам постановки целей определение задач), которая в свою очередь вызывает необходимость первичной рефлексии. Ее назначение – ориентировка и сопоставление прошлого опыта задачами предстоящей деятельности. В ходе практической реализации игрового замысла у детей возникает естественная потребность в осуществлении внутри игровой рефлексии, которая выполняет функцию осознание проблемы, ее проигрывание обсуждение и коррекции дальнейшего игрового поведения.

Цель исследования: состояние игровой деятельности дошкольника на современном этапе.

Объект исследования: процесс организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet_po_igre.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

МУК Управление Образования МР Белорецкий район Республики Башкортостан

ОПЫТ  РАБОТЫ

заведующего МДОБУ детский сад № 2 с.Инзер

Балыкиной Елены Аркадьевны

Тема:

«Игра в педагогическом процессе

 детского сада»

2013 г.

                                СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава  I. Теоретические основы игровой деятельности

 в исследованиях отечественной педагогики.

Глава II. Особенности игровой деятельности дошкольника.

Глава III.  Руководство сюжетно-ролевой  игрой.

Глава IV. Состояние проблемы в практике дошкольного учреждения.

Список используемой литературы.

Приложение.

Актуальность

Широко известны слова А. В. Запорожца о том, что если ребенок не наигрался до школы, он будет доигрывать в школе. В аспекте проблемы преемственности ступеней в системе развивающего и развивающегося образования вопрос игры, несомненно, имеют свою значимость. В силу своей   полифункциональности игра рассматривалась и продолжает изучаться в качестве метода, средства и формы обучения на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, как средство формирования конкретных качеств личности ребенка. Игра определяет проявление всех основных психологических новообразований дошкольного возраста, которые не могут возникать спонтанно. Их появлению способствует ряд факторов, в том числе активность самой личности. В отечественной науке генезис и развитие новообразований объясняется по средством закона интериоризации, иначе говоря, через преобразование структуры внешней социальной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Этот закон является основообразующим в понимании значения творчества сюжетно-ролевой игры для самовоспитания дошкольников, поскольку он подчеркивает активность личности в построении образов социальной действительности, наделении их личностным смыслом и построении на этой основе собственной жизни деятельности.

Творческая сюжетно-ролевая игра предоставляет исключительное значение для формирования внутреннего плана действий. Она делает необходимой ориентировку ребенка одновременно в двух планах – реальном внешнем и смысловом внутреннем. Естественно возникающая мотивация игры стимулирует появление антиципационной деятельности (по средствам постановки целей определение задач), которая в свою очередь вызывает необходимость первичной рефлексии. Ее назначение – ориентировка и сопоставление прошлого опыта задачами предстоящей деятельности. В ходе практической реализации игрового замысла у детей возникает естественная потребность в осуществлении внутри игровой рефлексии, которая выполняет функцию осознание проблемы, ее проигрывание обсуждение и коррекции дальнейшего игрового поведения.

Цель исследования: состояние игровой деятельности дошкольника на современном этапе.

Объект исследования: процесс организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры детей.

Глава I.    Теоретические основы игровой деятельности в исследованиях отечественной педагогики.

Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление  она привлекает и привлекает внимание людей самых разнообразных профессий, во многих научных трактатах на разнообразные темы, в художественных произведениях встречаются наблюдения за играми детей и взрослых  или суждения о них. Великолепные  психологически тонкие картины детской игры нарисовали  В. Гюго, Л.Толстой. Свидетельством живой истории нашей страны являются игры детей, описанные А. Гайдаром, А. Барто, С. Михалковым. В особенностях детской психики  искал причину детской игры И. М.Сеченов.

Игра привлекает вниманием богатой палитрой разнообразных чувств и переживанием играющих. У детей  дошкольного возраста игра составляет основное содержание в жизни, выступая как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

По утверждению К.Д.Ушинского, в игре ребенок « живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни». В силу этого игра выступает как мощное средство воспитания.

Создание педагогической теории игры возможны только на основе глубокого проникновения в сущность игры ее особенности.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие  исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выгодский, А.П. Усова, Д.Б.Эльконин, Д.Б.Менджегицкая, Н.Я.Михайленко и т. д.). В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе Е.И.Радина, А.И. Сорокина, Е.И.Удальцова).

Игра направлена на ориентировку в предметной и социальной действительности и  ее познания. Она является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности и по содержанию.

Ведущие отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира: в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. Могущую силу игры отмечал Ян Амос Коменский. Он считал, что дети отражают в игре серьезные стороны жизни. Он считал, что дети отражают в игре серьезные стороны жизни.

Игра не только вид деятельности дошкольника, она всегда его умственного и нравственного развития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или со старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями. Учатся считаться с интересами друг друга, обогащают свою речь, обогащают словарь.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, по видам используемых предметов, происхождению. Все это чрезвычайно  затрудняет классификацию детских игр. Однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами.

Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления. Свое понимание окружающего и свое отношение к нему. Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми.

В свою очередь, обе группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно- ролевые игры, строительно-конструктивные. Игры с готовым содержанием и правилами по своему воспитательному воздействию условно подразделяются на игры: дидактические, подвижные, музыкальные. Каждому виду игр свойственны свои специфические черты, однако, игра в целом имеет ряд общих особенностей.

Игра – это вид деятельности ребенка имеющий наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра обладает и специфическими чертами. Среди них основным является своеобразие мотивов. В игре ребенок не зависит от практической необходимости; он исходит из свои непосредственных потребностей и интересов. Игра предпринимается ребенком ради чувства удовольствия, которая она доставляет. Основным мотивом игры ребенка является переживание  значимых для него сторон действительности.

В играх подвижных и дидактических правила определяют  характер и последовательность действий, взаимоотношения играющих. Несмотря на разнообразие правил, во всех случаях играющие принимают их и добиваются выполнения добровольно в интересах самого существования  данной игры, так как нарушение правил ведет к ее распаду. Наличие правил помогает детям самостоятельно организоваться в игре (распределить роли  подготовить игровую обстановку в игре).

Подлинная  игра всегда связана с инициативой, выдумкой изобретательностью, смекалкой. Проявление инициативы и творчества в играх связано с построением сюжета и отбора содержания, выделением ролей, с изобретательностью при создании игровой обстановки. Творческое начало в игре всегда глубоко индивидуально и служит непосредственным выражением способностей играющих. В силу этого игра выступает как средство развития творчества, формирования способностей детей: сенсорных, интеллектуальных, речевых. В творческих ролевых играх дети переживают чувства, связанные с выполненными ролями; заботу теплоту, нежность мамы, ответственность шофера или доктора.  

Свободный характер игровой деятельности определил ее особым местом в жизни общества, хотя у игры много сходного с трудом. Наиболее четкое определение разницы между игрой и трудом дал А.С.Макаренко: «Чем же все таки игра отличается от труда? Это отличие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве… в создании социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она имеет отношение косвенно: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.

Авторы базисной программы развития ребенка- дошкольника «Истоки»  предлагают  свой  подход  к  классификации  игр ( Новоселова С.Л.). В основе этой классификации лежит представление об инициаторе игры:

-игры, возникающие по инициативе ребенка – самостоятельные игры;

-игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей – организованные игры;

-игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и по инициативе более старших детей.

Все изложенные квалификации, в основе своей содержат идею о том, что игра должна быть неотъемлемой частью жизни детей в дошкольном учреждении. А для этого необходимо активное участие воспитателей в играх. Воспитатель может быть главным в игре или же выполнять роль старшего в совместной с детьми игре. В последнем случае его роль не главное- инициатива принадлежит детям, а воспитатель объединяет их в игре и тактично направляет ее в русло воспитательного воздействия.

Наиболее характерна для дошкольников сюжетно –ролевая игра, главная задача воспитателя здесь научить детей, подсказать им выбор сюжета. Главное в сюжетно- ролевой игре – ее коллективный характер. Именно в ходе ролевой игры дети учатся общаться, действовать в соответствии с определенной ролью, озвучивать   эту роль, выражать свое мнение в ходе игры.

Дети очень любят игры со строительным материалом, их привлекает работа с песком, снегом, строительными кубиками. Строительные игры развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают пространственное воображение, умение создавать различные модели. Кроме того, дети учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу.

Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В одних осуществляется музыкальное развитие, другие специально предназначены для развития –бега, прыжков, лазания, третьи разработаны педагогами для упражнения детей в правильном звукопроизношении, в счете и т.д.

Для игр с готовым содержанием и правилами характерны следующие особенности:

1.Наличие игрового замысла или игровой задачи. Которые реализуются через игровые действия.

2.Действия и отношения играющих, регулируются правилами.

3. Наличие правил,  и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовываться и проводить игру.

4.Воспитательно – образовательное содержание игры заключено в игровом замысле и не выступает для детей как самостоятельная задача.

В российской системе дошкольного обучения и воспитания сложились хорошие традиции с использованием различных игр в режимные моменты деятельности детей в детском саду. Появление новых образовательных программ требует нового взгляда на игру детей и создания новых технологий ее использования. Новые педагогические технологии игры должны учитывать индивидуальные особенности ребенка, способствовать развитию речевой и умственной активности ребенка. Все это должно быть направленно на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.

Глава II. Особенности игровой деятельности дошкольника.

        Ведущая деятельность дошкольника, согласно теоретическим позициям отечественной психологии, - ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

  1. Игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, например интересы, ценности, представления.
  2. Игра, в силу особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребенка в обществе и специфику самого общества.
  3. Анализ современного состояния игровой деятельности ребенка  чрезвычайно важен для решения вопросов дошкольного воспитания, для построения новых методов педагогики игры.

Как отмечают родители и воспитатели, за последние пять – шесть лет в играх детей произошли  определенные изменения. Наиболее явное изменение: воспитанники детских садов стали меньше играть, особенно в сюжетно – ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). Основная причина, как считают взрослые, - недостаток времени. И действительно, во многих садах большая часть времени отводиться различным занятиям. В результате у детей остается очень мало времени, которое они могут использовать на содержательную и свободную игру. Обычно она выглядит как возня, драки, толкотня. Поэтому воспитатели заполняют свободное время спокойными настольными играми – различной мозаикой, конструкторами.

Наиболее популярные игры с правилами. Ролевые игры, весьма однообразные и ограниченные в основном семейной тематикой, отстают почти в два раза. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты», весьма популярные  10 – 20 лет назад. Между тем именно эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых – игровая роль в концентрированной форме воплощает его связь с обществом. Принимая роль (доктор, космонавт, генерал), он не просто называет себя именем соответствующего персонажа, но и действует как этот специалист, как бы отождествляет себя с ним, взрослым.

То, что дети игнорируют роли «профессиональные» и «социальные», может свидетельствовать о том, как мы сказали выше, что игра перестает быть способом освоения социальных отношений. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, говорят о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев. Да, содержание игр отражает деятельность людей. Однако сюжеты оторваны от жизни, отношения между персонажами совсем иные, не те, что предполагала отечественная психологическая концепция детской игры.

Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть… В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней уходит и само детство. Весьма печально… Тем более что факт этот негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка. Все мы знаем, что именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание. Преимущество игры перед  любой другой детской деятельностью в том, что ребенок добровольно, с удовольствием подчиняется определенным правилам (открытым или заданным). Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, игра становится школой произвольного поведения, в игре он учится добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевать импульсивные желания.

Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает, и (наверное, это главное) учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Сказанное, разумеется, вовсе не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения – бытовыми, учебными, коммуникативными. Однако правила эти исходят извне, со стороны  взрослых, а ребенок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Дошкольный возраст – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.

Бедность и примитивность игры пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра (ее правила, сюжет, распределение ролей) – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.

Родителей и воспитателей, как правило, мало волнуют эти проблемы. Главным показателем эффективности работы детского сада  и благополучия ребенка они считают степень его готовности к школе, т.е. умение считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями  в детском саду, ребенок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учебе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые два – три месяца школьной жизни – «готовых» детей уже не надо учить ни чтению, ни счету. Но как только на  уроках следует проявить самостоятельность, способность решить задачу, подумать, такой ребенок пасует, ждет указаний взрослого. Надо ли говорить о том, какие печальные последствия ждут его в будущем?…

Надо понимать и помнить: заставляя  ребенка учиться, мы отнимаем у него игру, а значит, крадем мир детских переживаний, стремлений, отношений.

Глава III.  Руководство сюжетно – ролевой игрой.

Возникновение ролевой игры генетически связано с формированием, под руководством взрослых,  предметных действий в раннем возрасте.

Чтобы сюжетно ролевая игра выполняла свои развивающие функции педагог должен научить ребенка способам ее построения, которые последовательно усложняются: условно предметный  в раннем возрасте

  • ролевой  в среднем

-сюжетосложение  в среднем возрасте, и, конечно же, в каждом возрасте требуется руководство взрослого если не прямое то косвенное.

           

                                     

Руководство игрой

                               

            Прямые:                                                         Косвенные:

- изготовление игрового материала           - выполнение главной роли

- расширение знаний детей                       - выполнение второстепенной роли

- создание предметно – игровой               - вопросы, направляющие развитие

  среды                                                            игры

- планирование игры                                 - внесение дополнительных атрибу тов

- оценка, анализ игры                                - внесение новых игровых ситуаций

- помощь в распределении ролей,

   обсуждение игровых обязанностей,

   действий, правил

- предложение новой игры

- создание проблемной ситуации

- использование сюрпризных моментов

Интегрированный метод руководства творческой

сюжетно –ролевой игрой

Ознакомление с социальной действительностью

Обучающие  игры

Предметно – игровая среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

Наблюдения за событиями жизни, чтение художественной литературы,

Просмотр произведений изобразительного искусства, мультфильмов, беседы и т.п.

Совместные игры с взрослым, демонстрирующим основные способы построения игры (ролевое взаимодействие, использование многоперсонажных сюжетов, совместное сюжетосложение)

Схема организации и построения игры, находящаяся постоянно в поле видимости ребенка, предметы – заместители, игровые атрибуты, традиционно присутствующие в игровом уголке.

Участие в детских играх или побуждение их к играм друг с другом, внутриигровая рефлексия и рефлексивно – антиципационная деятельность, включающая планирование предстоящей игры на основе анализа предшествующих игр по основным параметрам (структурные компоненты, поведение участников).

        Для более четкого представления влияния взрослого на процесс развития сюжетно-ролевой игры представляем таблицу поэтапного формирования игры взрослого с ребенком.

Взрослый

Ребенок

I этап

  • Создает предметно – пространственную  среду.
  • Получает удовольствие от совместной игры со взрослым.
  • Обогащает предметно – пространственную среду.
  • Устанавливают взаимодействия между персонажами.

  • Задает и распределяет роли.
  • Берет главную роль.
  • Обговаривает игровые действия персонажей.
  • Осуществляет прямое руководство игрой.

II этап

  • Создает предметно – пространственную среду.
  • Придумывает и развивает сюжет.
  • Привлекает к выполнению главной роли кого – либо из детей или в течение игры передает эту роль другому ребенку.

  • Придумывает и развивает сюжет.
  • Создает предметно – пространственную среду
  • Устанавливают ролевое взаимодействие в игре.
  • Распределяют роли.
  • Обговаривают игровые действия.
  • Совместно руководят игрой.

III этап

  • Создает и обогащает предметно – пространственную среду.
  • Придумывает сюжет.
  • Задает и распределяет роли.
  • Предлагает роль воспитателю.
  • Осуществляет руководство игрой.
  • Обговаривают тему игры, основные события.
  • Осуществляют ролевое взаимодействие.
  • Обговаривают игровые действия, характерные для персонажей.

IV этап

  1. Наблюдает за игрой детей с включением в нее с определенной целью:
  • Обогатить сюжет;
  • Разнообразить игровые действия;
  • Ввести правила;
  • Активизировать ролевой диалог;
  • Обогатить ролевое взаимодействие;
  • Обогатить образы;
  • Ввести предметы – заместители.

II. Наблюдает за игрой детей и фиксирует в дневнике вопросы, над которыми необходимо поработать в дальнейшем.

  • Создает и обогащает предметно- пространственную среду.
  • Придумает сюжет.
  • Задает и распределяет роли.
  • Определяет тему игры.
  • Осуществляет ролевое взаимодействие.
  • Осуществляет игровые действия, характерные для персонажей.
  • Осуществляет руководство игрой.

Глава IV.  Состояние проблемы в практике дошкольного образовательного учреждения.

По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно –ролевая игра. Главное назначение этой игры—социальное развитие ребенка, овладение нормами и правилами поведения в обществе, социальными навыками. Всегда ли сюжетно-ролевая игра несет развивающую функцию?

С целью изучения состояния проблемы были изучены и проанализированы планы воспитательно –образовательной работы групп. При анализе используется классификация игр детей, предложенная С.Л. Новоселовой

                   

Анализ игровой деятельности

ИГРЫ

Возрастная адресованность

(годы жизни детей)

КЛАССЫ

ВИДЫ

ПОДВИДЫ

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Игры - экспериментирования

С природными объектами

С животными и людьми

Общения с людьми

Со специальными игрушками для экспериментирования

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Сюжетно-самодеятельные игры

Сюжетно - отобразительные

Сюжетно-ролевые

Режиссерские

Театрализованные

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Игры, связанные с исходной инициативой взрослого

Обучающие игры

Автодидактические предметные

Сюжетно – дидактические

Подвижные

Музыкальные

Учебно-предметные дидактические

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Досуговые игры

Интеллектуальные

Забавы

Развлечения

Театральные

Празднично-карнавальные

Компьютерные

+

+

+

+

+

+

+

+
+
+
+
+

+

+
+
+
+
+
+

+
+
+
+
+
+

Игры народные, идущих от исторических традиций этноса

Обрядовые игры

Культовые

Семейные

Сезонные

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тренинговые игры

Интеллектуальные

Сенсомоторные

Адаптивные

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Досуговые

игры

Игрища

Тихие

Забавляющие

развлекающие

+

+

+
+


+
+
+

+

+

+

+

+

+

++++

++++

Из таблицы видно, что в ясельном возрасте 1-2 года преобладают игры  связанные с инициативой исходящей от взрослого, сенсомоторные, досуговые игры. Игры, связанные с общением. В следующем возрасте 2-3 года большое место занимают обучающие игры, игры экспериментирования, народные игры, появляются задатки сюжетно- ролевой игры.

 В младшем возрасте 4-5 лет развиваются сюжетно самодеятельные игры, народные игры, и, конечно же, обучающие игры.

 В старшем  возрасте 6-7 лет имеют место  все виды и подвиды игр, на первое место встают игры возникающие по инициативе ребенка.

Среди воспитателей было проведено анкетирование, цель которого выявить место  сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе детского

сада. В анкетировании приняло участие 20 воспитателей.

Анкета

Уважаемые воспитатели. Заполните анкету. Подчеркните те из возможных вариантов ответов, которые наиболее соответствуют вашему мнению.

1.Какое из утверждений наиболее соответствует вашему мнению?

а) сюжетно-ролевая игра—возможность ребенка попробовать себя в    разных ролях, придумывать сюжет.

б) Сюжетно-ролевая игра –способ овладения камуникативными навыками.

в) сюжетно-ролевая игра---социальная практика ребенка, овладение нормами и правилами поведения в обществе.

2. Что при планировании и выборе сюжета вы учитываете, прежде всего?

(против каждого ответа поставьте цифры в порядке значимости)

-знания, умения, навыки

-возраст детей

-правила поведения

-количество участников

3.Какие режимные моменты наиболее благоприятны для организации сюжетно-ролевой игры?

-первая половина дня

-прогулка

-вторая половина дня

4. Что вы учитываете, прежде всего, при анализе сюжетно-ролевой игры?

-умение играть вместе

-характер выполнения игровых действий и правил

-продолжительность игры

-проявление личностных качеств

5.Как часто дети самостоятельно организуют сюжетно –ролевые игры?

-ежедневно

-1-2 раза в неделю

-достаточно редко

6. Укажите способы организации игры, наиболее употребляемые детьми?

-использование зачина, зазывание детей

-дружеских отношений

-объединение детей воспитателем

-стихийное возникновение объединений

  1. Каким способом дети распределяют роли?

  • считалки
  • роли распределяют сами дети
  • роли назначает воспитатель
  • просьба самого ребенка

  1. Кем производится анализ игры?

  • воспитателем
  • детьми
  • совместный анализ воспитателя с детьми

Анализ анкет показал, что 80% воспитателей считают игру социальной практикой ребенка , 20% возможность ребенка попробовать себя в разных ролях.100% воспитателей при планировании сюжетно ролевых игр ориентируются на знания. Умения, навыки детей. Наиболее благоприятным для проведения сюжетно-ролевых игр была выбрана вторая половина дня 100% воспитателей. При анализе СРИ воспитатели учитывают 56 % характер выполнения игровых действий, 42 % умение играть вместе.

        На вопрос «Как часто дети организуют сюжетно – ролевую игру?» 100% дети ответили ежедневно. На шестой вопрос анкеты были даны следующие ответы: 64 % - на основе дружеских отношении, 26 % - стихийное возникновение объединения, 10 % - использование зачина, зазывание детей. Чаще всего 90 % роли дети распределяют роли, 10 % роли распределяет воспитатель. Анализ игры 80 % проводит воспитатель  совместно с детьми, 20 % воспитатель.

Вывод: сюжетно – ролевая игр является одной из важных составляющих педагогического процесса детского сада, очень любимой детьми.

        С целью выявления знаний детей о структуре сюжетно- ролевой игры было проведено обследование детей. В обследовании приняли участие две подготовительные группы. Это группа № 4 – экспериментальная (ЭГ), группа № 3 –контрольная группа (КГ). Детям было предложено пять вопросов.

  1. Какие сюжетно-ролевые игры ты знаешь ?
  2. Любишь ли ты играть в сюжетно – ролевые игры?
  3. Расскажи содержание какой- нибудь игры?
  4. Какие игровые правила и действия соблюдаются в этой игре?
  5. Какие атрибуты используются?

Полученные результаты отражены в таблицах.

Условные обозначения:

3 б – ребенок дал полный ответ на вопрос

2 б – ответ был дан с помощью наводящих вопросов

1 б  - ответил с затруднением.

В – высокий уровень ( 13- 15 б)

С – средний уровень ( 8-12 б)

Н – низкий уровень (от 7 и меньше б)

Заключение.

Ведущая деятельность дошкольника, согласно теоретическим позициям отечественных психологов – ролевая игра, именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования дошкольного возраста; творческое воображение, образное мышление, самосознание.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность,  наполнять ее смыслом. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на камуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра (ее правила, сюжет, распределение ролей) – главное содержание общения.

Игра не возникает само собой, она передается от одного поколения к другому – от старших к младшим. В настоящее время это связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть… В результате игра уходить из жизни ребенка, а вместе с ней уходит и само детство.

Единственный островок  детства, где дети играют вместе со сверстниками и взрослыми – это детский сад. По этому именно педагог должен научить играть детей начиная с истоков: от условно предметного способа в раннем возрасте, ролевого в среднем возрасте и сюжетосложения в старшем возрасте. Поэтому я считаю, что сюжетно – ролевая игра недолжна исчезать из поля зрения воспитателей и педагогов детского сада, она должна подняться на более высокий уровень развития с использованием новых технологий и инновационных разработок.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»

Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тай...

Консультация для воспитателей "Игры по экологии в детском саду"

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружаю...

Консультация для воспитателей "Игры экологической тематики в детском саду"

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию.Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий е...

Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»

Консультация для воспитателей«Игры по экологии в детском саду» В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: ...

Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»

Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»...

Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представле...