ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
(средняя группа) по теме

Золотарева Наталья Викторовна

 

Воспитание эмоциональной отзывчивости средствами фольклора

 

Главная цель опыта: Воспитание эмоциональной отзывчивости средствами фольклора

Задачи: Раскрыть сущность понятия «эмоциональная отзывчивость» и особенности детского словесного творчества в психолого-педагогической литературе.

v     Выявить особенности содержания  старших дошкольников.

v     Экспериментально подтвердить возможности фольклора в воспитании эмоциональной отзывчивости  у детей старшего дошкольного возраста.

v     Развитие познавательных и творческих способностей.

v     Продолжение формирования связной речи детей, через развитие различных видов памяти.

v     Овладение навыками монологической речи: формирование умения работы с текстовым материалом, передача текста.

 

Объект исследования: воспитание эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: фольклор - как средство воспитания эмоциональной отзывчивости  дошкольников.

Гипотеза исследования: воспитания эмоциональной отзывчивости  дошкольников посредством фольклора будет более эффективной, если в процессе работы будут разработаны программа и комплекс занятий.

Цель исследования: выявить и экспериментально подтвердить  возможности фольклора для воспитания эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.

Методы исследования включают: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, количественный и качественный анализ данных, полученных в эксперименте.

Информационные сведения об опыте.

1.Сведения об авторе:

Золотарева Наталья Викторовна

Стаж работы в системе образования:

Образование:

Должность:

Квалификация:

В настоящее время работаю

Настоящий опыт накапливался в течение пяти лет.

 

2. Условия формирования опыта

На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

v     недостаточная коррекция  вторичных  нарушений в области познавательных процессов у детей;

v     низкая мотивационная составляющая  при работе с текстом;

v     повышенная утомляемость при работе с тестовым материалом;

v     изучение литературы;

v     изучение материала с помощью  интернета.

 

3. Теоретическая база опыта

    Использование  принципа  интеграции образовательных областей. Физическое развитие – увеличение двигательной активности, как основу двигательной памяти. Социально – личностное развитие – через работу с текстом, включение детей в систему социальных отношений. Познавательно – речевое развитие – развитие всех функций речи: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Художественно – эстетическое развитие – развитие художественно-речевой активности, посредством перевода образов  в  абстрактные символы.

 

 Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

 В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

    

Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».

         

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова и др. Психологическое обоснование проблема формирования выразительности детской речи получи­ла в трудах известных психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубин­штейна А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, А.В.Запорожца. Эти же вопросы — в центре внимания многих современных исследова­телей (Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, О.С.Ушакова, А.Я.Шибицкая, Н.В.Гавриш др.)

v     В.А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

v     А.П. Усова  считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».

 

Таким образом, исследования психологов и практиков показывают что:
устное народное творчество (народные  песенки,  потешки,  пестушки)  представляют   собой прекрасный речевой материал,  который  можно  использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности   детей   раннего   возраста. 

 

Одна из ценностей дошкольного возраста - повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Согласование музыкально-педагогической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с малышами  фольклора, позволяет выстраивать процесс обучения с учетом Российских законов и реализовать эмоциональный компонент образования. Успех образования детей раннего возраста определяется не только знаниями, умениями, навыками, но и желанием получить информацию и использовать ее в жизненных ситуациях. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, запоминать события со всеми деталями и нюансами. Под влиянием эмоций по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь. Раннее детство- это уникальный период по силе восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях. Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в раннем детстве.

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити между старшим и младшим поколением. И сейчас как никогда важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения. Современная социальная ситуация далеко не всегда обогащает впечатлениями, не всегда насыщает детей эмоционально. Вот почему необходимо общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками. Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста. Интонация фольклорных произведений, наиболее близка детям раннего возраста и воспринимается на уровне чувств и эмоций.

 

Малые фольклорные формы - хороший материал, на основе которого у ребенка рано вырабатывается понимание текста, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, накапливается опыт разных движений. Репертуар фольклора огромен и задача специалиста- выбрать материал от которого "загорится" сам и "зажжет" своими эмоциями детей. В потешках, песнях, прибаутках отражается суть раннего детства : видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному воспитанию именно средствами музыкального фольклора. Периодом для формирования основ эмоций и чувств являются первые 3 года жизни.

        Мною были поставлены задачи:

v     подобрать и систематизировать фольклорный репертуар в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями ребенка;

v     объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах эстетического развития ребенка;

v     добиться положительной динамики в развитии детей раннего возраста.

В связи с этим были подобраны средства воспитания и развития (картотека сценариев и занятий, картотека музыкального репертуара, подбор костюмов и атрибутов к пляскам и играм), выбраны методики ( Н.А.Ветлугиной, А.Бурениной), разработан перспективно-тематический план воспитания эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 года жизни средствами  фольклора, определен план работы, составлен план работы с родителями, проведен анализ возрастных и индивидуальных характеристик развития детей на раннем возрасте.

Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Согласование педагогической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с малышами  фольклора, позволяет выстраивать процесс обучения с учетом Российских и международных законов и реализовывать эмоциональный компонент образования.

Образование – сложная педагогическая категория. Успех образования детей раннего возраста, согласно Регионального компонента государственного образовательного стандарта, определяется не только информированностью (знаниями, умениями, навыками), но и желанием получить информацию и использовать ее в жизненных ситуациях.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Раннее детство не просто время спонтанной и свободной активности ребенка.

Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяет ему освоить мир взрослых.

Это самоценный период, обладающий богатым содержанием, которое должно быть представлено максимально полноценно в образовательной работе с детьми.

Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях. Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в раннем детстве.

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. И сейчас как никогда важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности.

На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом.

Современная же социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.

Детям раннего возраста свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклору.  Малые фольклорные формы – это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе.

Знакомство с фольклором при соблюдении традиций предполагает многовариативность, импровизационность при использовании и требует творческой активности и фантазии педагога. Репертуар фольклора огромен, выбор богатейший и главная задача специалиста – дать канву, по которой каждый педагог вышьет свой индивидуальный рисунок, “загорится” сам и “зажжет” своими эмоциями всех присутствующих: взрослых и детей. Фольклор для малышей – народная дидактика, школа материнства. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши.

Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному воспитанию именно средствами фольклора.

Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств. Существуют определенные возрастные периоды (сензитивные), в которых дети наилучшим образом воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основ эмоции и чувств являются первые три года жизни.

 

В ДОУ наметилась тенденция: о необходимости  воспитания эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста.

Были выявлены противоречия,  определена цель, поставлены задачи.

Поэтапная реализация темы: “Развитие эмоциональной отзывчивости у детей  средствами фольклора” проходила в три этапа:

 

1 этап – организационный, носил теоретико-диагностический характер.

1. Анализ возрастных и индивидуальных характеристик эмоционального развития детей на раннем возрасте;

2. Анализ возможности использования темы: “Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами  фольклора”, в рамках реализуемых в ДОУ программ:

v     подобраны средства воспитания и развития (фонотека, картотека сценариев занятий, картотека музыкального репертуара, подбор костюмов и атрибутов к пляскам и играм),

v     выбраны методики (Метлова Н.А.; Н.А.Ветлугиной; Усовой О.В; Бурениной А)

v     разработан перспективно-тематический план развития эмоциональной отзывчивости у детей 2 и 3 г.ж. средствами музыкального фольклора,

3. Определен план работы воспитателя.

4. Составлен план мероприятий с родителями по воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами фольклора.

 

Помня о том, что игровая деятельность весьма значительна для детей, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала эмоциональное отношение к ней. Так как процесс воспитания эмоциональной отзывчивости должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизических особенностей, провели анализ возрастных и индивидуальных характеристик  развития детей на раннем возрасте.

Учитывая исходный уровень  эмоциональной отзывчивости детей на фольклор, постарались выстроить процесс формирования эмоциональной отзывчивости средствами  фольклора на основе сочетания базисных программ М.А.Васильевой “Программа воспитания и обучения в детском саду” на 2 г.ж. и программы Т.Н. Дороновой “Радуга” на 3 г.ж. Задачи программ могут решаться средствами  фольклора. Наглядно зафиксировано, что фольклорный материал составляет примерно 30-40 % от всех музыкальных произведений предлагаемых программой на год.

Осмысливая эти программы, адаптировали их соответственно условиям в ДОУ и особенностям детей, а так же своему творческому видению проблемы эмоциональной отзывчивости детей на фольклор. И представили материал в виде перспективного планирования фольклорных произведений по видам игровой деятельности.

Формирование репертуара – одна из основных сторон деятельности воспитателя и фундаментом для его построения служат различные программы. Программа “Радуга” предлагает широкий простор для творчества, самореализации и является стимулом в поиске нового – загадок, потешек,  песен, игр. Более чем 20 – летний опыт работы с детьми подвел меня к созданию новых игр, хороводов с использованием фольклорного материала, в собственной обработке с учетом возраста и возможностей воспитанников.

Мною были подобраны  средства воспитания и развития, систематизированы и соответствующе оформлены, папку сценариев развлечений и занятий, картотеку фольклорного репертуара.

Выделила для себя как наиболее преемлимые в работе методики Метлова Н.А.; Н.А.Ветлугиной; Усовой О.В; Бурениной А..

В рамках темы налажено сотрудничество с воспитателями и родителями: составлен план мероприятий с родителями, разработаны анкеты для родителей; намечена совместная деятельность по воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей с воспитателями.

Как происходит включение ребенка в познавательно-игровую деятельность, как влияет она на эмоциональное развитие, какие трудности он переживает и как оценить эмоциональное состояние малыша?- крайне важно иметь адекватные возрасту методы обследования, четко выверенные критерии оценок, позволяющие определить начальный уровень эмоционального развития на музыку и его перспективы. С этой целью были отобраны критерии оценки эмоциональной отзывчивости, за основу которых взяты программные требования и возрастные показатели.

 

2 этап – практический, носил практико-ориентированный характер.

v     совместная с воспитателями реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми по программе дошкольного образования на 2 г.ж.: М.А.Васильева “Программа воспитания и обучения в детском саду”; Т.Н.Доронова “Радуга” - на 3 г.ж.;

v     мероприятий с родителями по воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора

v     знакомство воспитателей с технологией использования фольклора в жизни малыша.

v     отслеживание промежуточного результата по воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей 2-го и 3-его года жизни средствами музыкального фольклора.

Познавательно-игровая деятельность несет в себе богатейшие возможности развития эмоциональной отзывчивости, эмоциональная сфера ребенка - фундамент развития интеллекта пока еще маленького человечка.

 

Малые формы фольклора я на протяжении всей моей работы использую в разных видах деятельности. Для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем эмоционального общения взрослого с малышом большое значение имеют потешки, прибаутки, песенки, стихи. Произведения народного творчества можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи желательно сопровождать действиями или, наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их.

Чтение потешки, в которой упоминается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание повторить её.

Все знают, как воспитателю бывает порой непросто наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период, а ребёнку - войти в новый, непривычный для него, а потому таящий угрозу мир детского сада. Непросто, но задача облегчается, если воспитатель умело использует потешки для новичков - так мы их называем (например):

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

Народные произведения рассчитаны также на такой эмоциональный приём, как обращение к ребёнку по имени.

Анализ этой особенности фольклористики для маленьких показал: стихотворное обращение к ребёнку активизирует его (к концу первого года жизни и даже несколько раньше, когда ребёнок начинает понимать своё имя). Разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребёнка, побуждает к большому осмыслению содержания (например):

Пошел котик на Торжок, купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку, купил котик булочку.

Самому ли есть или Бореньке снестъ?

Ия сам укушу, да и Бореньке снесу.

Потешка помогают ребёнку «открыть» себя (вот он, оказывается кто: Боренька!), делает его как бы соучастником действия. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребёнку, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В подтексте звучит, что ребёнок для взрослого - высшая ценность, несравнимая ни с какими богатствами мира. Запомним: фольклорные произведения для маленьких несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью. Потому что ребёнок - вершина человеческой любви.

Любой воспитатель на собственном опыте понимает: дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойней? Русский народ позаботился об этом. Потешка на сон грядущий (например):

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок.

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-баю, засыпай.

Потешка после сна

(например):Тяги, тяги,

 потягушенъки,

На дочку порастушенъки.

Ты расти здорова во всё времечко,

        Как пшеничное тестечко.

Ну вот, наконец, дети встали. Впереди умывание и кормление. Не хочется, но надо. И приучаться делать это тоже надо.

Потешки при умывании (например):

Аи, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Потешка при кормлении (например):

Умница, Катенъка,

Ешь кашку сладенъку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

За окном солнечный денёк. Время гулять! Но сначала - одеться. Пора уже учиться делать это самостоятельно. Пора, но в первый раз всё кажется трудным. А вот с потешками легче и веселее (например):

Вот они, сапожки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем сапожки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Вот так хорошо!

Дети устают, ссорятся. У них, как и у взрослых, бывает плохо на душе и хочется поплакать. А другие расшумелись и никак не могут успокоиться. Чтож, приласкаем их и расскажем потешки для тех, кто плачет или шумит (например):

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесёт орешки-

Для маминой потешки.

Если будешь плакать,

Дадим худой лапоть.

При организации игр фольклор незаменим. Игровые потешки используются в детских садах достаточно широко (например):

По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В ямку-бух!

Провалился петух.

Общим мнением стало утверждение о том, что экологическое воспитание должно начинаться как можно раньше. Дети младших групп «приобщаются» к экологическим проблемам, получая знания о домашних и диких животных, птицах и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним (о животных надо заботиться, их «благополучие» зависит от людей). Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают воспитателю активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям (например):

Как у нашего кота,

Шубка очень хороша.

Как у котика усы                                       

        Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать их как можно больше! Это понимали и наши далёкие предки, оставившие нам в наследство, песенки о растениях, временах года, солнце, небе (например):

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей-

Телят, да ягнят,

Ещё маленьких ребят!

Любовь к Родине начинается с малого. Может быть, с познания быта родного народа, родственных связей, ощущения своих предков (например):

Месит баба тесто,

Есть в печке место.

Печёт, печёт каравай,

Переваливай, валяй!

В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстаёт перед взором малютки - без лукавств и фальши. Малые фольклорные произведения - это удивительное ожидание радости. Светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого автори­тета и ожидание... ожидание добра, добра и только добра. Простота малых

фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощённостью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребёнок мал, но не примитивен; ребёнок несмышлён, но в нём сила роста; ребёнок для матери, но уже и не для неё, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? о чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восставит связь времён. Вернуть утраченные ценности.

Мною была проделана огромная работа по изучению русского фольклора, народного искусства, а также по составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников.

Я старалась соблюдать русские традиции в повседневной жизни детей. Подобрала потешки, песенки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта. Рациональности. Они удовлетворяли рано возникшую у ребёнка потребность в художественном слове.

Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомлю с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песни, но и сами поют куклам и про Кота - воркуна, и про гулей. Очень интересно ребятам было познакомиться с малыми жанрами русского фольклора - пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны деятельности.

Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку - значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку - её метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно сложно. Во - первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно - ассоциативным поэтическим мышлением, а во - вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.

Ребят старшего дошкольного возраста знакомлю с русской народной лирической песней, демонстрируя, как в этом виде словесно - музыкального искусства отразились жизнь человека, его горести и радости.

Восприятие частушки доступно детям второй младшей группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение таких песенок - это для детей старшего возраста.

Художественная сила пословиц и поговорок заключается в их смысловой, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, сравнения. В основе многих пословиц лежит метафора. Она служит средством достижения живописности. Не менее богат и язык загадок.

В процессе работы я обследовала особенности понимания старшими дошкольниками обобщённого значения пословиц и поговорок и осознания образного строя языка метафорических загадок. С этой целью детям предлагались следующие пословицы и поговорки:

«Трусливому зайке и пенёк. - волк»,

«Едет Емеля, да ждать его неделю» и т.д.

Первоначально они давались вне контекста. Выяснилось понимает ли ребёнок содержание и значение пословицы, знает, ли когда её следует употребить. Затем пословица предлагалась в контексте небольшого рассказа. Дети получали задание придумать сказку, речевую ситуацию, где кто-то из героев мог бы так сказать.

Анализ показал, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Некоторые дети могли рассказать, о ком идёт речь, например, «Это про Ваню», «Про Емелю, он медленно едет», т.е. воссоздать наглядно единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлечённая же сущность пословицы оставалась для ребёнка закрытой.

Такая же конкретность характерна и для составленных по пословице рассказов и сказок. И всё же часть детей показала понимание обобщённого значения пословиц и поговорок, дети сумели сочинить рассказ, воспроизвести ситуацию, в которой уместно использование данной пословицы.

В рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Это объясняется тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка - иносказание. Результаты исследования показали, что детям старшего дошкольного возраста доступно понимание обобщённого значения пословиц, но усвоение образного строя языка, осознание переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития образного мышления.

В ходе работы я использовала загадки. Образные пословицы и поговорки. Позже, когда дети усвоили особенности метафорических загадок. Я предлагала им самим придумывать загадки о предметах и явлениях действительности. Важное место в моей работе отводилось обучению детей пониманию образного содержания и обобщённого значения пословиц и поговорок.

Я составила перспективный план работы по ознакомлению детей с русским фольклором. В соответствии с этим планом я включаю фольклорные произведения в познавательную деятельность. Я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию устного народного творчества, с целью формирования у детей первоначальных навыков художественной деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитанию гуманных чувств. В группе, в игровом уголке, поместила настольно­печатные игры, фигурки персонажей знакомых потешек, сказок. В книжном уголке поставила книги-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-малышки, иллюстрации последовательности сказок. В театральном уголке поместила различные виды театров. Большое внимание уделяю уголку ряженья. Там я поместила русские народные костюмы. Всё это привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек, сказок. Воспитанники осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций, полюбившихся сказок, потешек в игры и повседневную деятельность. Изучение календарного детского фольклора осуществлялось через участие ребят в календарных праздниках. На Святках они ходили со «звездой» - славили Христа, поздравляли соседей колядкой, овсенем, встречали и провожали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц, обращались к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинку».

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так возникла необходимость в создании кружка народных игр. Игры - своеобразная школа ребёнка. Они развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным.

Так как работа была направлена на обогащение детей знаниями о фольклоре, на физкультурных занятиях также обращались к устному народному творчеству.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских музыкальных инструментах. Знакомить детей с музыкальными инструментами, начинаем ещё в младшей группе: показываем барабан, бубен, погремушку, колокольчик, ложки; играем на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомим с другими народными инструментами, такими, как домра, арфа, дудка, балалайка, демонстрируем несколько видов русской гармоники: саратовскую с колокольчиками, шуйскую, баян. Для фольклорного ансамбля «Веселушки» удалось сделать простейшие шумовые инструменты: трещотки, рубель, полешки, ложки с бубенцами, гудки, свистульки. Знакомство с новыми инструментами. Исполнение под их аккомпанемент песен, плясок способствует музыкальному развитию детей.

В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, пьесы, а также кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Следует обратить внимание и на костюмировку, и на пользование декорациями. Чтобы знакомит детей с русским народным театром, в специально отведённой для этого «театральной комнате» мы собрали всё необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра. Большая часть реквизита и декораций была создана своими руками. Какую радость доставляло детям изображать персонажей сказок, «варить кашу в чугунке», «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой», «выковывать гвозди», выбирать «жениха» или «невесту», да ещё сообща «свадьбу» играть!

В группе работает кружок драматизации «Петрушки». Составлен перспективный план работы кружка, в котором дан репертуар и отображена индивидуальная работа. В помощь детям я составила специальные схемы вождения некоторых кукол, схемы театра теней рук. Всё это помогает детям, они видят, как надо пользоваться куклой, как водить её. Часто с детьми посещаем театральную студию, где находится уголок русского быта. Там ребята знакомятся с жизнью наших дедушек и бабушек, с предметами народного костюма. Моя работа по формированию у детей представлений о театральной деятельности начиналась с беседы о театре, цель которой заключалась в создании детей представлений о театре как о виде искусств.

В процессе бесед мы предлагали детям обсудить такие вопросы: «Что такое театр? Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектакле? Кто распределяет роли между артистами? Как вы узнаёте, где и когда происходит действие? Кто шьёт для артистов костюмы? Кто рисует декорации? Как надо вести себя в театре?»

Далее предлагала детям разыграть сценки - диалоги «Красная Шапочка и волк», «Волк и семеро козлят». Я помогаю детям продумать каждую реплику, понять суть роли.

Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представляли образы героев сказки выразительными, эмоционально окрашенными), вести себя на сцене непринуждённо, нужна специальная актёрская тренировка на играх - занятиях. Игры - занятия включают в себя все виды театра. Их цель - помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:

Интонацией - предлагали детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.) самостоятельно без подсказки взрослого. Цель работы над интонацией - добиться выразительности и естественности речи.

Позами - сначала предлагали детям поиграть в игры типа «море волнуется»; затем предлагали позой изобразить кого - нибудь или что - нибудь (например: паука, берёзку). Далее просили объяснить, почему они выбрали именно эту позу. Очень полезны и такие задания: найти одно наиболее яркое движение, которое сделало бы образ (Баба - Яга, кошка, дерево) легко узнаваемым.

Жестами - начинали с простых сценических заданий: как жестом показать состояния или ощущения человека (очень горячо, я замёрз, мне больно); следующие упражнения включали в себя уже несколько действий (мою посуду, рисую красками, пришиваю пуговицу...).

Мимикой - учила детей по выражению лица (глазам, бровям и губам) определять настроение человека. Здесь можно использовать «маски» (рисунки), затем с помощью мимики выражать своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон, горький перец...).

Пантомимикой - в ней сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Здесь предлагаю детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: «Я мыл посуду и случайно разбил чашку», «Я пришивала пуговицу, и уколола палец иголкой». Потом можно попросить детей «изобразить» распускающийся цветок, прыгающую лягушку, за­сыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево.

В ходе работы дети научились приёмам, помогающим справиться с переживаниями, которое препятствует их нормальному самочувствию и общению со взрослыми и сверстниками. Научились анализировать ситуации, тревожащие их, вызывающие беспокойства, открыто выражать свои потребности и желания. По моему мнению, эти положительные результаты обусловлены тем, что в ходе театрализованной деятельности дети научились понимать смысл различных эмоциональных переживаний, усвоили «язык чувств», что способствует адекватному эмоциональному реагированию. Переживание и понимание нравственных символов драматизируемых сказок влияет на формирование эмоционального контроля. Понятые, «обжитые» и воплощённые сказочные образы не могут вызывать у детей страх, поскольку в свободно импровизированной игре дети свободно «управляют» этими образами, трансформируют их смысл и эмоциональный знак их переживания.

Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В каждом коллективе можно встретить самого различного поведения, характера и темперамента. Поэтому театрализованную деятельность нужно строить таким образом, чтобы у нерешительных детей воспитывать смелость, уверенность в своих силах, а детей импульсивных, невыдержанных приучить считаться с мнением коллектива. Учитывая возрастные особенности детей, нужно несколько

изменять содержание театрализованной деятельности: детям, которые старше, в игре давать более сложные роли.

Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, и поэтому очень важно уметь отобрать художественные произведения, на основе которых строится сюжет театрализованной игры. Театрализованная игра должна нести в себе информацию об окружающей действительности, влиять на формирование личности ребёнка, активизировать его творческое воображение, иметь развивающий и воспитывающий характер, также соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Таким образом, только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает её эффективность.

В своей работе использую различные виды фольклора. Проводила следующие занятия по фольклорным произведениям:

v      «Как по снегу, по метели трое саночек летели»,

v      «Козушка-белоногушка»,

v      «Курочка-пеструшечка»,

v      «Козлята и волк»

v      «Вот и люди спят, вот и звери спят».

Все занятия проведены с сюрпризными моментами. С помощью фольклорных произведений я закрепила и расширила знания детей о домашних и диких животных, птицах. Активизировала речь, побуждала к высказываниям. Дети повторяли фольклорные тексты по частям и подражали голосам животных. В доступной форме, на конкретных примерах показала значение животных в жизни людей (на лошади ездят, корова даёт молоко, курочка несёт яичко).

Перед занятием «В гостях у сказки» была проведена большая предварительная работа. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой читали сказки «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Рукавичка», затем на занятии рисовали сюжеты и героев этих сказок. Организовали выставку рисунков для родителей.

В нашем детском саду проводятся интересные развлечения. Особой популярностью пользуются развлечения по русским народным сказкам. В своей группе я тоже провела ряд развлечений:

v      «В гостях у сороки - вороны»,

v      «Как у терема широкого»,

v      «Праздник Дымковской игрушки».

На развлечения были приглашены родители, дети были в русских народных костюмах. На весёлой ярмарке покупались «козоньки рогатые», «барашки богатые», всем было интересно. Родители вместе с детьми расписывали изображения плоскостных дымковских игрушек.

 

Разработана схема эмоциональной отзывчивости средствами фольклора  через все виды деятельности: из нее видно, что на раннем этапе эмоциональная отзывчивость выступает как средство развития музыкальной деятельности, это основано на высокой чуткости нервных клеток мозга маленького ребенка, он чрезвычайно восприимчив к восприятию звуковой палитры мира, но эмоции еще очень бедны и не всегда ребенок знает, как их выразить.

Построенная система работы по знакомству детей с различными видами  деятельности с использованием фольклорных произведений, приводит к тому, что эмоциональная отзывчивость ребенка  приобретает новое качество – она становится результатом.

Простота и доступность фольклорных произведений, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствовали первым успехам в развитии речевых  интонаций детей 2 и 3 г.ж., но проблема речевого развития детей в раннем возрасте остается актуальной.

Учитывая речевые трудности малышей, я развивала слуховое восприятие, с этой целью был подобран ряд фольклорных произведений (потешки, прибаутки)

Возрастная особенность малышей раннего возраста - в подражательности действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе.

 

3 этап – обобщающий, носил контрольно-оценочный характер.

Объемно проанализировав весь материал, считаем проделанную работу результативной:

v     Разработан комплект методического обеспечения по воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами фольклора по направлениям: дети, родители, воспитатели.

v     Согласованы действия музыкального руководителя, воспитателей и семьи в вопросах формирования эмоциональной отзывчивости средствами фольклора.

v     Отмечена положительная динамика развития детей раннего возраста.

Согласование музыкально-практической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с малышами новых подходов и форм музыкального фольклора позволило реализовать эмоциональный компонент образования.

Такая работа сопровождалась изменениями в развитии и эмоциональном поведении детей и в целом отмечается положительная динамика развития ребенка.

v     положительная динамика развития каждого ребенка,

v     заложены основы музыкальности

Специально организованное общение, способствовало структурированию эмоционального мира малыша, а специально созданные условия - появлению разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, звуками.

Ценные те моменты, когда в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок сосредотачивает свое внимание на произведении, объекте, запоминает событие со всеми деталями и нюансами.

Обобщая свой опыт, мне бы хотелось поделиться со своими коллегами, о том, какую ценность представляет русский фольклор в развитии познавательного и нравственного развития детей.

Добиться нужного результата нельзя без тесного контакта с родителями. Работая над данной темой, я привлекла родителей к изготовлению театров: пальчикового, настольного, шапочек для подвижных игр. Со своей стороны я стараюсь, убедить родителей в важной роли фольклора.  Провела анкетирование, в итоге выяснила, что родители любят и ценят народное творчество и стараются, чтобы дети не забыли наших предков.

О новой считалочке, песенке родители могут узнать из рубрики «Учите с нами» в родительском уголке. Организовала тематическую выставку художественной литературы «Роль сказки в жизни ребёнка». Провела родительское собрание на тему: «Воспитание эмоциональной отзывчивости средствами фольклора».

Если ребёнка с детства приобщать к фольклору он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи. Таким образом, я убедилась, что использование фольклора в работе с детьми помогает им понять богатство и красоту русской речи, знакомить с окружающим миром.

Считаем необходимым и дальше использовать в практике эстетического воспитания фольклорные формы, способствующие воспитанию эмоциональной отзывчивости детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.                     Воспитание детей раннего возраста/ Аксарина Н.М. - М: Просвещение, 1981.

2.                     Воспитание и развитие детей раннего возраста, под ред. Г.М.Ляминой. -М.: Просвещение, 1981.

3.                     Воспитание и обучение детей раннего возраста, под ред. Л.Н.Павловой. -М.: Просвещение, 1986.

4.                     Воспитание детей раннего возраста/ Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н.Галигузова и др. - М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.

5.                     Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: метод, руководство для работающих по программе “Раду-га”/Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г. Якобсон и др.- М.: Просвещение, 2005.

6.                     Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/ Печора Л.Н., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. - М.: Просвещение, 1986.

7.                     “Радуга”: программа и руководство для воспитателей детского сада/Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, С.Г.Якобсон и др. М.: Просвещение, 1993.

8.                     Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта дошкольного , начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области/ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. – ГОУ “Центр “Учебная книга”, 2006

9.                     Русское народное детское музыкальное творчество. Науменко Г. -М., Советский композитор, 1988.

10.                Фольклор для маленьких/ Павлова Л.Н., журнал “ Дошкольное воспитание”. - 1990 - №4, 7, 10.

11.                Фольклор и музыкальное восприятие. Покровский Д.В./Восприятие музыки/сост. В.Н.Максимов. -М.: Музыка, 1980.

12.                Школа русского фольклора. /Картавцева М.Т. - М.: МГИК,1994.

13.                Эмоциональная память и ее механизмы/ Е.А.Громова. - М.,1980.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника.

  Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.    В условиях семьи складывается присущий тол...

"Работа с бумагой как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом."

В статье представленны рекомендации по работе с бумагой как средством воспитания эмоциональной отзывчивости у детей с аутизмом....

Примерный план работы по формированию эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора у детей младшего дошкольного возраста

Подготовка к музыкальной образовательной деятельности требует от музыкального руководителя тщательного планирования, продуманного построения деятельности, в зависимости от репертуара – большой оснащён...

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Работа с бумагой как средство воспитание эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом.

Работа с бумагой как средство воспитание эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом....

"Условия музыкального воспитания эмоциональной отзывчивости детей средствами приобщения к народному фольклору"

В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:1. Народная песня.2. Нар...

Воспитательно-образовательный проект: «Эколого-психологические тренинговые занятия, как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей к живой природе»

         Новые требования к системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и орга...


 

Комментарии

Сергеева Ольга Геннадьевна

очень интересный материал, помог мне в работе , спасибо!