Использование современных здоровьесберегающих технологий как средства укрепления и сохранения здоровья детей.
статья на тему

Бакулина Раиса Алексеевна

В статье дано описание здоровьесберегающих технологий, которые успешно используют педагоги нашего детского сада в своей работе.

Кроме этого дано краткое описание методики применения этих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 комбинированного вида

Колпинского района г. Санкт - Петербурга

   

 

Использование современных здоровьесберегающих технологий как средства сохранения и укрепления здоровья детей.

(Старший воспитатель ГБДОУ № 27 Колпинского района Бакулина Р.А.)

 

 2013 г

МИР ВСТУПИЛ В ЭРУ БОЛЬШИХ СКОРОСТЕЙ

И СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ МЕНЯЕТСЯ ОЧЕНЬ БЫСТРО.

БРИЛЛИАНТЫ УПАЛИ В ЦЕНЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ,

ЗАТО ТАМ ЖЕ РЕЗКО ВОЗРОСЛА ЦЕНА ИНФОРМАЦИИ.

И ТОЛЬКО ОДИН ПОКАЗАТЕЛЬ СТАБИЛЬНО ДЕРЖИТСЯ

НА САМОЙ ВЕРХНЕЙ ТОЧКЕ ВСЕМИРНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ-

СЧАСТЬЕ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА

И.И. СОКОВНЯ-СЕМЁНОВА

 Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ.

    Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей.
    Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).  Это – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и в дошкольном учреждении.
    Усилия работников нашего ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.   

       Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
   В настоящее время в нашем детском саду используются следующие здоровье-сберегающие технологии:
технологии сохранения и стимулирования здоровья.
технологии обучения здоровому образу жизни.
коррекционные технологии.

Технологии  сохранения и стимулирования здоровья

Название
технологии

Определение, особенности методики проведения

Возрастная категория

Физкультурная
минутка

Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла. В зависимости от вида деятельности может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, корригирующие упражнения и т.д. Проводится с целью профилактики утомляемости детей во время НОД.

Все группы

Подвижные и спортивные игры

Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.
Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.

Подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем проведения. Могут проводиться во время прогулки и в группе – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп планируются элементы спортивных игр.

Все группы

Со ст. гр.

 Пальчиковая
гимнастика

 Тренировка тонких движений пальцев  кисти рук.

Проводится в любое время. Рекомендована всем детям.

Все группы

 Артикуляционная
гимнастика

 Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

Рекомендована с 3-х лет. Результативна только при качественном её выполнении.

С 3-х лет

 Бодрящая гимнастика, гимнастика пробуждения

 Переход от  сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Рекомендована всем детям. Проводится после дневного сна, выполнятся лёжа в кроватках.

Все группы

 Гимнастика для глаз

 Упражнения для снятия глазного напряжения.

С 3-х лет

 Дыхательная гимнастика

 Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

Все группы

Релаксация

Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление). Проводится как компонент заключительной части НОД.

Все группы

 Гимнастика корригирующая

 Система индивидуальных  заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.

Все группы

 

 Технологии  обучения здоровому образу жизни

Название
технологии

Определение, особенности методики проведения

Возрастная категория

НОД по физической культуре

Организованная форма обучения: 3 раза в неделю: 2 младшая и средняя группы в физкультурном  зале; старшая и подготовительная группы 2 раза в физкультурном зале  и 1раз на улице. 1 младшая группа – 2 раза в неделю в физкультурном зале.

1 мл. гр.-10 мин. в группе, 2 мл. гр.- 15-20 мин., ср. гр. – 20-25 мин., ст. возраст – 25 – 30  мин.

Все группы

 Дни здоровья

Совместная деятельность детей, педагогов и медицинского персонала, направленная на   ознакомление детей со  своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится ежемесячно в последний день месяца

Все группы

 Коммуникативные игры.

 Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

Все группы

Утренняя гимнастика 

 Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра.

Все группы

Коррекционные технологии

Название
технологии

Определение, особенности методики проведения

Возрастная категория

 Сказкотерапия

 Совместная деятельность, которую проводит педагог-психолог. Используется  для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо  это может быть групповая деятельность - рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Со старшей группы

 Технологии коррекции поведения.

-Игры с правилами

-Игры – соревнования

-Раскрепощающие психотехнические игры (специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения)

-Режиссерские игры (где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками)

-Народные игры  (обаяние игровых персонажей)

Все группы


           

 Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами  нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: во время проведения НОД  и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.
  Ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику, которая   способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Как правило, проводится традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без них с обязательным введением дыхательных и корригирующих упражнений.
      В течение дня используем различные  виды  здоровьесберегающих педагогических технологий.
   Во время непосредственно образовательной деятельности проводим динамические паузы по мере утомляемости детей. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно проводим пальчиковую гимнастику в любой удобный отрезок времени.                                                                                                                                                                   Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.


    Непосредственно образовательная деятельность – основная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ


        Основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы является непосредственно образовательная деятельность (НОД) по физической культуре. Именно она должна стать основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний.
         Формы проведения НОД по физической культуре  в нашем дошкольном учреждении разнообразны. Это – и игровая, и учебно-тренировочная, и сюжетно-игровая,  и комплексная. Каждая из них имеет свою структуру. Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру НОД, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. Обязательным компонентом  НОД  является включение элементов здоровьесберегающих педагогических технологий: дыхательную и пальчиковую гимнастики, психогимнастику, упражнения для релаксации.

   

Дыхательные упражнения.

         Целесообразность введения дыхательных упражнений, которые проводятся в увлекательной игровой форме, обусловлена тем, что в результате их использования осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника.

  Пальчиковая гимнастика.

         Использование в содержании НОД пальчиковой гимнастики обусловлено недостаточным развитием мелких групп мышц у дошкольников. В результате кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Функции  руки оказывают  большое стимулирующее влияние на деятельность детского мозга, психику дошкольников. Поэтому, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к его дальнейшему обучению в школе. Пальчиковая гимнастика проводиться в рифмованной стихотворной форме и носит увлекательный характер. Дети с удовольствием запоминают и воспроизводят тексты гимнастики, развивая при этом не только речь, но и другие психические процессы (память, мышление, воображение).

   Релаксационные упражнения.

         При использовании релаксационных приемов как компонента заключительной части НОД стараемся придерживаться постепенного перехода в состояние расслабления. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с образным названием. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние т.д.

 Взаимосвязь с родителями.

      Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников - активное  взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые  главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
        Не отказываясь от старых, проверенных, традиционных форм, таких как собрания, консультации, стараемся использовать и нетрадиционные формы организации общения с родителями.
       Активно привлекаем родителей к совместным мероприятиям с детьми: дни семейного отдыха, участие мам и пап в детских праздниках, где широко используем музыкальное сопровождение для повышения эмоционального настроя, подвижные игры, игры-эстафеты.
       Интересно и весело проходят спортивные соревнования детей и родителей такие, как «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мамы», «Как папа буду сильным, как папа буду ловким». Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться, следует решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
      Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то мы можем добиться полноценных результатов, сохраним молодое поколение здоровым.


Вывод:

       Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.  
       Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения активно работает по здоровьесбережению, оптимально используя материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения.

Литература:

№ п/п

Автор

Название

Издательство

Год издания

Соковня И.И.

Основы здорового образа жизни.

М., Академия

1997

Татарникова Л.Г.,

Андреева Л.В.

Технологии валеологического развития ребёнка в ДОУ

СПБ

2000

Волошина Л.Н.

Играйте на здоровье!

М., АРКТИ

2004

Макарова З.С..Голубева Л.Г.

Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей.

М., ВЛАДОС

2004

Картушина М.Ю.

Быть здоровыми хотим

М., ТЦ СФЕРА

2004

Орла В.И.

Агаджанова С.Н.

Оздоровительная работа в ДОУ

СПБ

ДЕТСТВО - ПРЕСС

2006

Гаврючина Л.В.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

М., ТЦ СФЕРА

2008









 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по использованию современных здоровьесберегающих технологий в группе детского сада "Секреты здоровья"

Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей - одной из высших человеческих ...

«Здоровьесберегающие технологии, как средство укрепления здоровья и развития речи детей дошкольного возраста» Опыт работы

laquo;Здоровьесберегающие технологии, как средство укрепления здоровья и развития речи детей дошкольного возраста» 1 слайдВ соответствии с Законом “Об образовании” здоровь...

Использование современных здоровьесберегающих технологий, как средство повышения качества образования в ДОУ

Презентация на тему: "Использование современных здоровьесберегающих технологий, как средство повышения качества образования"...

Круглый стол «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ для сохранения здоровья дошкольника»

Повысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыми формами работы....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий»

Методический опыт, представленный в данной консультации, помогут педагогам ДОУ последовательно и разнообразно организовать и систематизировать свою профессиональную деятельность в  физкультурно-о...