Взаимодействие педагогов с детьми в дошкольных учреждениях Англии
консультация по теме

Cтрелкова Марина Георгиевна

В материале рассказывается о великих философах и педагогах, повлиявших на становление и развития английского дошкольного образования. О взаимодействии педагогов с детьми в учебной деятельности, игре и свободной деятельности в современных дошкольных учреждениях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие педагогов с детьми в Дошкольных учреждениях Англии Презентацию подготовила воспитатель ГБДОУ Выборгского района д /с № 141 Г. Санкт-Петербурга Шаплыко Марина Георгиевна

Слайд 2

Англия — страна с богатым опытом в сфере обучения и развития дошкольников. Английская система образования считается одной из лучших в мире, британские образовательные программы соответствуют самым высоким стандартам.

Слайд 3

На протяжении истории своего становления и развития английское дошкольное образование подверглось влиянию множества психолого-педагогических и философско-образовательных концепций, теорий отдельных ученых, авторских педагогических систем, впитав из них то, что в результате долгосрочной практической апробации оказалось наиболее подходящим и эффективным.

Слайд 4

Джон Локк (1632-1704) Из ранних влияний выделим идеи британского педагога и философа Джона Локка. « Ребенок уподобляется пустому сосуду, чистой доске, куску глины, призванными из ничего стать чем-то». Суть образования заключается в передаче ребенку культуры, вооружении его знаниями и опытом, необходимыми для вхождения в общество. Важным компонентом в содержании обучения является формирование навыков, которое осуществляется постепенно и поэтапно, от простого к сложному. Взрослому приписывается ведущая роль в обучении ребенка.

Слайд 5

Жан-жак руссо ((1712-1778) Так же выделим французского писателя и философа Жана-Жака Руссо, который считал, что процесс развития считается биологически и генетически предопределенным, человеческие знания, умения и навыки уже «встроены» в структуру организма. Приоритет отводится естественному развитию ребенка. Хотя окружающая среда и воздействует на развитие, оно во многом ограничено заложенными от природы возможностями. Ребенок занимает ведущую позицию в собственном учении, взрослый выполняет функцию организатора.

Слайд 6

Иммануил кант (1724—1804) Суть еще одного подхода, ведет начало от немецкого философа Иммануила Канта, он рассматривает развитие ребенка не только как созревание и развертывание определенных биологических и психологических структур, заложенных с рождения, но и как процесс и результат взаимодействия с окружающей средой и людьми. Утверждается важная роль взрослого в воспитании и обучении ребенка. Важно, чтобы взрослый не доминировал, например, беседуя с ребенком, но происходил обмен мыслями и чувствами.

Слайд 7

Роберт оуэн (1771-1858) Английский философ и педагог Роберт Оуэн стоял у истоков английского общественного дошкольного воспитания. Цель воспитания он видел во всестороннем развитии и формировании характера ребенка, а не простом сообщении ему определенного набора знаний. Одной из ведущих задач он считал нравственное воспитание. В отборе образовательного содержания Р. Оуэн предлагал ориентироваться на детские возможности и интересы и строить работу дошкольного учреждения вокруг индивидуальных и групповых видов деятельности, не навязывая подопечным определенного занятия. Следует признать, что высказывания Р. Оуэна до сих пор актуальны для английской дошкольной педагогики.

Слайд 8

Фридрих Фрёбель (1782-1852) Значительный интерес в Англии вызывает педагогическое наследие Ф. Фрёбеля . Он признавал самоценность детства как самостоятельного периода в жизни человека, а не только как подготовку к взрослой жизни. Педагог воспринимал ребенка как целостную личность, индивидуальность, и в тоже время как часть семьи и общества. Цель воспитания — содействие естественному развитию ребенка. Роль педагога — наблюдать, планировать, организовывать среду развития. Особый интерес в Англии проявляется к теории игры Ф. Фрёбеля , которую ученый рассматривал как серьезную и чрезвычайно важную деятельность в раннем возрасте. Он утверждал, что игры— «...суть как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве. В игре ребенок растет физически, умственно, духовно, в игре он учится, игра способствует раскрытию индивидуальности ребенка, его социализации. Поэтому игра не должна быть выпущена из дошкольной программы, а воспитателю следует не только руководить игрой, но и учить ей».

Слайд 9

Рудольф штайнер (1861-1925) Продолжая традиции фрёбелевской дидактики, австрийский философ и педагог Р. Штайнер сосредотачивался на целостном развитии ребенка. Основное внимание необходимо уделять развитию двигательной активности ребенка, творческой фантазии и игре. Он считал, что обучение должно протекать в форме социальных взаимодействий, театрализованной деятельности, игре, фантазии, музыке, поэзии, движении. «При распределении времени на занятия следует стремиться к равновесию между свободной игрой детей, во время которой они могут проявлять инициативу, и занятиями с целой группой под творческим руководством воспитательницы» , - писал Р. Штайнер.

Слайд 10

Мария монтессори (1869-1952) Немаловажное, хотя и довольно противоречивое влияние на формирование концепции английского дошкольного образования оказали взгляды Марии Монтессори . Модель детского развития Монтессори базировалась на усложнении умений от простых к комплексным с помощью дидактических материалов. По мнению ученого, главная задача воспитания — создать условия, которые соответствуют потребностям ребенка, помогают выявлять его запросы и соответствуют его самовоспитанию и самообучению. Суть метода Монтессори — это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде.

Слайд 11

Всё внимание маленькой личности Традиционно образование в Англии считается направленным на ребенка, а не на образовательный предмет или на учителя. Такой подход обусловлен историей английского образования. Основные цели дошкольного образования: удовлетворение нужд каждого ребенка, его интересов. При этом предполагается, что ребенок внутренне мотивирован к обучению, любопытен и энергичен по своей природе. Обучение должно проходить преимущественно во время игры, инициированной самим ребенком.

Слайд 12

Английские ученые отмечают; что слишком жесткая программа воспитания и усиленное руководство детьми со стороны педагогов нежелательны, так как они замедляют процессы естественного развития ребенка. В то же время признаётся, что полное отсутствие воспитательного воздействия и четкого плана работы отрицательно сказывается на качестве педагогической работы.

Слайд 13

Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главе ставится забота о душевном комфорте ребенка. Похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу и за любой, даже самый маленький успех. Это существенно повышает самооценку малыша и способствует развитию уверенности в себе. Считается, что такое отношение впоследствии поможет ему приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.

Слайд 14

В группе работает несколько воспитателей одновременно и дети как бы «поделены» между ними. Смотрят педагоги за всеми детьми, но у каждого ребенка есть свой наставник в группе, который ведет за ним уже более пристальное наблюдение – отмечает успехи, трудности, реакцию на ту или иную ситуацию. И если нужно узнать, как ребенок провел день в саду, при появлении вопросов, можно легко обратиться непосредственно к его наставнику.

Слайд 15

Как проходят занятия В обучении основной упор делается на умение самостоятельно получать знания и применять их на практике. Занятия проходят в очень мягкой, игровой форме, без всяких попыток «подогнать» всех под один общий уровень. Каждый ребенок развивается индивидуально, в соответствии с уровнем своих возможностей. Программа развития в саду рассчитана на целый день, но ребенок охватывает ее ровно столько, сколько времени проводит в группе. Чаще всего каждый день посвящен какой-то теме. В английских детских садах дети продолжительное время занимаются самостоятельно, воспитатель только наблюдает за ними. И лишь 15% времени отводится на групповое обучение под руководством педагога.

Слайд 16

Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на подгруппы и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы. У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего десять-пятнадцать минут. После этого дети могут спокойно поиграть.

Слайд 17

Отдельные занятия ИЗО или музыкальным воспитанием редко проводятся специалистом. Воспитатели стараются максимально организовать предметную среду для развития творческих способностей детей, сами поют и танцуют.

Слайд 18

игра Игра, являясь обязательным компонентом программы, средством и методом обучения и воспитания, считается основой образовательного процесса в дошкольных учреждениях Англии. ФРёБЕЛЬ указывал, что в игре и через игру возможно полное развитие всех сторон личности ребенка, но игра должна быть продумана, и ее нельзя пускать на самотек. Данные положения всецело разделяются английскими воспитателями. Акцент делается именно на свободной игре.

Слайд 19

Свободная игровая деятельность детей в уголках по выбору и желанию Все зоны (уголки), пособия и материалы подписаны (к ним прикреплены яркие этикетки, ярлыки или сделаны вывески), так дошкольники находятся в постоянном контакте с письменной речью. Оборудование и материалы постоянно обновляются педагогами, периодически оформляются различные тематические зоны, в соответствии с изучаемым по плану содержанием.

Слайд 20

Все игровые зоны организуются так, чтобы в них можно было проводить занятия в небольших подгруппах. С другой стороны, дети должны иметь свободный доступ к любой из зон, чтобы заниматься там самостоятельной деятельностью по выбору. Постепенно детей обучают правилам поведения и совместной игры и работы в каждой из зон, формируя умения договариваться, делиться, уступать очередь, не шуметь.

Слайд 21

Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе – и дети, и воспитатели.

Слайд 22

Внутри помещения пространство нередко организуется в соответствии с «открытым планом»: смежные комнаты разделены перегородками, и дети свободно перемещаются по всему дошкольному учреждению. Важную роль играет воссоздание домашней обстановки в группе. Большое значение придается цветовому оформлению помещения и использованию цвета в работе с детьми, что способствует формированию эстетического вкуса и положительного психоэмоционального настроя.

Слайд 23

Помещение оформлено красочными плакатами, фотографиями и детскими рисунками. По периметру комнат натянуты лески с закрепленными на них флажками и вырезанными из бумаги украшениями, например, в форме детских ладошек.

Слайд 24

Интерес представляет выделение внутри помещения такой зоны, как «технологическая мастерская». Это своего рода уголок ручного труда, в котором в пластиковых банках или небольших деревянных ящиках хранятся различные бросовые и природные материалы. Из прочего оборудования здесь присутствуют ножницы, дыроколы, скотч, клей, бумага и картон разной толщины, фольга, клеенчатые передники. Здесь дошкольники исследуют свойства различных материалов, знакомятся с разнообразными поверхностями, конструируют и занимаются моделированием и аппликацией, учатся безопасно для себя использовать инструменты, совершенствуют « изготовительные » навыки, развивают воображение и формируют творческое видение окружающего мира.

Слайд 25

Педагоги также размещают в данной зоне репродукции мастеров коллажа, детские поделки, фотографии воспитанников за работой. Время от времени в ней можно проводить интерактивные выставки, подготовленные совместно взрослым и детьми.

Слайд 26

Еще одним примечательным пунктом в организации среды представляется налаживание так называемой «перепачканной зоны», основу которой составляют изобразительные материалы для лепки (глина, пластилин, тесто, пластическая масса) и рисования (мелки, угольки, сухие и готовые краски, акварель, пастель, карандаши, фломастеры). Здесь детям разрешается смешивать краски и рисовать пальцами, месить тесто и лепить, не боясь испачкаться. Тем не менее, в работе всегда используются передники, а в течение дня обязательно проводится уборка. Иногда частью этой зоны является настоящий кухонный уголок с кухонной утварью и микроволновой печью. Вместе с воспитателем дошкольники выпекают кексы или печенье и готовят китайскую лапшу, которую затем все вместе едят.

Слайд 27

Большое внимание в английских дошкольных учреждениях уделяется информационно-коммуникативным технологиям. Они являются неотъемлемой частью жизни современного общества. В связи с этим дошкольные учреждения выделяют «офисную зону», которая используется под сюжетно-ролевые игры на различные социальные и трудовые сюжеты. Для оборудования подобной зоны потребуются компьютеры, игрушки с дистанционным и программным управлением, бытовые приборы, записывающая техника, микроскоп, канцелярские товары, телефон и телефонный справочник, часы, календарь, конверты и марки, белая доска, доска объявлений. Здесь дети будут пытаться писать, реализуя различные практические цели, учиться пользоваться компьютерами и телефоном, совершенствовать свою устную речь, действовать в соответствии с принятой на себя игровой ролью.

Слайд 28

В сад приглашают людей разных профессий, чтобы они рассказали о своей работе. К развитию детей привлекают и родителей. В начале года они записываются в «Список талантов»: кто-то умеет что-то делать руками, кто-то показывает фокусы или играет на гитаре. И в течении года эти родители приходят в группу и проводят с детьми время, демонстрируя свой талант.

Слайд 29

После занятия преподаватель заполняет специальные бланки, в которых отражает особенности взаимодействия с дошкольниками по ходу занятия и достигнутые ими результаты. Заслуживает внимания слаженный характер работы педагогического коллектива при составлении планов. В конце каждого дня весь персонал собирается, чтобы оценить работу в течение дня и поделиться наблюдениями за детьми, на основе этой информации воспитатели совместно планируют следующий день. Оговариваются учебные задачи, виды деятельности, индивидуальная и групповая работа, отбирается активная лексика и дидактический материал; запланированное записывается; назначаются ответственные за проведение того или иного занятия, организацию учебно-развивающей среды, осуществление наблюдений.

Слайд 30

Интересно и то, как педагоги делятся своими планами с родителями. На белой доске при входе в игровую комнату кратко записывается основное направление работы на текущий день, и обозначаются те виды деятельности, которые при желании родители могут организовать с детьми дома. Ценен пример английских воспитателей, которые считают необходимым знакомить детей со своим планом на текущий день. На магнитную доску вешаются картинки, иллюстрирующие то, чем дети будут заниматься. План-модель «читается» воспитателем совместно с детьми утром, что помогает заинтересовать и мотивировать воспитанников.

Слайд 31

В Англии считают, что качество образования зависит от хорошо спланированной и хорошо организованной детской деятельности (целенаправленная игра, исследовательская деятельность и т.п.), а также отсутствия возрастного разброса, лучшего соотношение количества детей и взрослых, хорошего материального обеспечения, наличие опытных педагогов, успешно работающих с детьми 3-5 лет.

Слайд 32

Спасибо за внимание

Слайд 33

Источники: http://tourism-london.ru/spavochnik-po-velikobritanii/doshkolnoe- obrazovanie-v-anglii /1021-doshkolnoe-obuchenie-v-anglii-zaklyuchenie.html http://www.2mm.ru/ http://www.domashniy.ru/article/materinstvo-i-deti/razvitie-detey/a_kak_u_nih_ detskij_sad_v_anglii.html http://deniska.kharkov.ua/article/kindergartens_of_the_world_england.html http://mama.ru/articles/detskie-sady-mira-velikobritaniya-i-irlandiya http://thebusinesscourier.co.uk/2013/04/21/doshkolnoe-vospitanie-v-anglii/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов с детьми в дошкольных учреждениях Англии

В материале рассказывается о людях, повлиявших на  становление и развития английского дошкольного образования. О взаимодействии педагогов с детьми во время учебного процесса, игры, свободной деят...

Роль практического психолога в создании условий для развивающего взаимодействия педагога с детьми в дошкольном учреждении.

Основные функции педагога-психолога в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффекти...

Циклограмма взаимодействия педагога с детьми младшего дошкольного возраста

Удобная форма планирования работы с детьми на учебный год, в которой учитываются все виды детской деятельности....

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях инклюзии в дошкольных учреждениях.

Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным чл...

Консультация для педагогов «Речевое взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста с признаками художественной одаренности»

Личность каждого ребенка по – своему уникальна. Подтверждение этому федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Ребенок в соответствии с ФГОС стал рассматриваться как субъект о...

Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии

Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии...